Лит.: Советская историческая энциклопедия: Лекции по Русской истории профессора С. Ф. Платонова, Петроград, Сенатская типография, 1915
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                          БРАК 100. Он - Крыса, она - Кот

Брак носит открытый характер, поэтому чем больше гостей, тем лучше и мужу и жене. Главная задача - не потерять интеллектуальный контакт в этой суматохе.

Достаточно спокойная жена сделает мужа менее импульсивным и непредсказуемым.

Муж должен помнить, что отдых и мечты - привилегия его спутницы. Если ее лишить покоя, то семейная жизнь будет отравлена капризами и жалобами. Хозяйственными хлопотами, впрочем, как и всем остальным, лучше заниматься вместе.

 

                          БРАК 101. Он - Крыса, она - Кабан

Открытость мужа легко воспринимается женой. Эзотерик, она в этом браке будет очень жизнерадостна и общительна.

К сожалению, брак может быть очень неустойчивым, поскольку метания из стороны в сторону характерны для обоих супругов, тем более что жена в какой-то степени попадает под влияние мужа.

Можно не слишком церемониться друг с другом, но искать общее дело (кроме любви) необходимо. Может быть, им станет общая профессия.

 

                          БРАК 102. Он - Крыса, она - Коза

Настойчивость и целеустремленность жены благотворно скажутся на муже. Но мера нужна как никогда. Непредсказуемость мужа - скорее закономерность, чем исключение. Кроме любви постарайтесь найти понимание в сфере семьи, в хозяйственных делах. Главная роль в этом принадлежит жене.

Пусть муж не жалеет себя, жена оценит это, но он не должен быть столь безжалостным к своей спутнице.

Муж - открытый человек, и его нельзя ограждать от общества. Жене стоит контролировать инстинкты собственницы.

 

                       БРАК 103. Он - Обезьяна, она - Кот

В разнообразии развлечений супруги прекрасно понимают друг друга. Но жена должна помнить, что для мужа главное в жизни - его личность, его переживания. Веселый на людях, он бывает мизантропом в семье.

Из-за приоритета своей личности муж пытается переложить все хозяйство на жену. В этом случае он столкнется с капризами и истериками. Подумайте, прежде чем будете самоустраняться от бытовых проблем.

Муж должен также понять, что жене очень трудно без общения. Надо полагать, что он будет достаточно благоразумен, чтобы не ревновать.

 

                           БРАК 104. Он - Обезьяна, она - Кабан

Эзотерический, таинственный союз, где на виду одно, внутри совершенно другое. Оба веселые, общительные люди, а внутри - неведомый никому мир. Все-таки надо побольше общаться и меньше доверять своему чутью.

В хозяйственном плане должны прекрасно сочетаться золотые руки мужа и настойчивость жены в создании спокойного, уютного дома.

Мужу лучше не обращать внимания на некоторую бесчувственность подруги. Но под его руководством может расчувствоваться и камень.

 

                            БРАК 105. Он - Обезьяна, она - Коза

Целеустремленность, трудолюбие жены прекрасно сочетаются с постоянной жаждой действий мужа. Супруги вполне могут найти общую область для приложения своих способностей. Пусть это будет, например, их дом.

Жена должна помнить, что ее стремление все запротоколировать, делать все в определенных рамках не найдет понимания у мужа. Разнообразие во всем - его жизненный принцип. Семейное строительство будет целиком на ее плечах.

При выяснении спорных вопросов жене лучше оставить слезы, но помнить, что они с мужем - одинаковые люди и всегда есть возможность понять друг друга.

 

                               БРАК 106. Он - Дракон, она - Кот

Воля, любовь и векторные отношения. Он - хозяин, она - слуга. Но в браке независимых людей это вряд ли смягчит обстановку.

Жена видит в муже неземное существо. Она готова на любые жертвы для его блага. Так хочется вместе отправиться к звездам, забыв про людей. Но ее фантазии - лишь блестки на фоне его сияния. Для него реальный мир - миф, она не может без этого мира. Кроме того, трудовой героизм дается очень тяжело, а муж занят только мечтами. Хотя его мечтательность в обычной обстановке сочетается с деловой хваткой.

Но об обычной обстановке в таком союзе говорить не приходится. Жена может быстро стать потухшей звездой для своего мужа. Если он согласится терпеть ее заботы, то брак сохранится.

 

                              БРАК 107. Он - Дракон, она - Кабан

Все то же, что и в предыдущем браке, но только теперь он - слуга, покоренный интеллектом, изяществом, независимостью и еще очень многим. Для нее же он очень скоро превращается в беспочвенного мечтателя, начинает казаться слишком напыщенным, заумным. Зачем он стремится к звездам, когда под ногами столько проблем? Такая жена не пожалеет слугу.

Но если она сможет понять, что создание рая на земле для нее - это подвиг для мужа, и смягчит свое холодное сердце, то счастью слуги не будет границ. Так, переходя от реальности к неземному, можно прожить всю жизнь.

 

                               БРАК 108. Он - Дракон, она - Коза

Брак ортодоксальный, а следовательно, есть желание и умение создать семью. Мужу надо смириться с капризами жены, ну а ей - не акцентировать внимание на его оторванности от жизни. Дайте ему побольше времени для полета в космические дали, и это может обернуться для семьи большими материальными выгодами.

Вы достаточно быстро можете найти общее дело. Оба трудолюбивы и настойчивы. Главное - всегда быть вместе.

 

 

                                      Часть IV.

                                Духовный брак

Четыре главы этой части рассказывают о союзах, где:

1) муж - Крыса, Обезьяна, Дракон,
жена - Петух, Змея, Бык;
2) муж - Кот, Кабан, Коза,
жена - Лошадь, Тигр, Собака;
3) муж - Лошадь, Тигр, Собака,
жена - Кот, Кабан, Коза;
4) муж - Петух, Змея, Бык,
жена - Крыса, Обезьяна, Дракон.

Этот брак - гимн человеческому духу, гимн человеческому разуму. Путь супругов друг к другу в таком союзе наиболее сложен. Им трудно найти общий язык. Трудно им найти и единство в сфере разума - различны типы мышления. И все-таки того, кто решится на такой брак и сможет проделать колоссальную духовную работу в поисках общности, ждет самая высокая награда. Ни один из трех предыдущих типов брака не в состоянии принести той высокой гармонии, какую дает подобный союз.

Глубочайшие радости этого брака - награда за самоотверженность, за отречение от мира. Только максимально поглощенные друг другом супруги смогут решить сложнейшие задачи духовного союза.

Вспомним три предыдущих типа брака. Гнездовой брак наиболее близок к природе, в нем легко без лишних слов найти общий язык. Осип Мандельштам предпочитал его потому, что такой союз дает ощущение свободы.

Романтический брак тоже достаточно поверхностный, хотя и требует определенной работы, более сложных чувств и отношений.

Равный брак уже делает человека творцом, но только в границах собственного типа мышления. Слияние в таком союзе идет почти автоматически, без сильного напряжения.

И лишь духовный брак требует работы духа, напряженного поиска единства. Романтика здесь вторгается в самую неромантическую область - разум.

В каком-то смысле этот брак по степени возможного влияния приближается к векторному. Но в нем нет негативных последствий векторных отношений, связанных с разрушением личности. Наоборот, здесь наступает гармония личности, гармония ее естественных и романтических устремлений. Любой человек, даже самый далекий от творческих устремлений, становится в таком союзе творцом и созидателем. Этот союз закладывается под девизом: "Сотвори себя, измени себя".

Подобный брак - для жаждущих максимальной несвободы в браке. Разумеется, что он - тяжелое испытание для небогатых духом и для тех, у кого заложена установка на сохранение своей индивидуальности.

Взаимная романтизация мышления - самая трудная задача. Начаться такой брак может, как и всякий другой, с любви, но в отличие от иных браков любовь здесь не является начальной фазой и должна храниться всегда. К любви нужно прибавить общее дело, причем и муж и жена должны уважать точку зрения друг друга. Таким образом, в этом союзе синтезируются особенности трех предыдущих типов брака.

Ничто в жизни супругов не может оставаться личной собственностью - все должно стать общим, выверенным, выстраданным во взаимных исканиях. Только такая работа над собой поможет вам понять и принять вашего спутника жизни. И только таким постоянным напряжением духа вы придете к изменению своих привычек, внешнего облика, мышления, к изменению своих стремлений. И в итоге сольетесь в единое целое, став явлением человеческого общества.

Но любая небрежность, проявление лени души на пути духовного искания могут обернуться трагедией и разрывом.

Разумеется, супруги в зависимости от своего знака должны уступать первенство другому в романтизируемых сферах и главенствовать в сферах основного действия их личности.

Четыре типа брака, которые мы рассмотрим в этой части, не равнозначны. Наиболее легко происходит слияние в союзе, которому посвящена глава 13. Самым сложным путем к единству идут супруги в браках, описываемых в главах 15 и 16.

 

 

                                            Глава 13
                                         АБСОЛЮТНЫЙ БРАК

(Муж: Крыса, Обезьяна, Дракон; жена: Петух, Змея, Бык)

 

Примеры:               Д. Я. Мамин-Сибиряк - М. М. Абрамова (Крыса - Бык),
                                               Петр III - Екатерина II (Обезьяна - Петух),
                                               А. А. Блок - Л. Д Менделеева (Дракон - Змея),
                                               А. И. Герцен - Я. Л. Герцен (Обезьяна - Бык),
                                               Дж. Леннон - Й. Оно (Дракон - Петух),
                                               Ф. Феллини - Д. Мазина (Обезьяна - Петух),
                                               Р. К Щедрин - М. М. Плисецкая (Обезьяна - Бык),
                                               С. Г. Волконский - М. Н. Волконская (Обезьяна - Бык),
                                               М. А. Фонвизин - Я. Д Фонвизина (Обезьяна - Бык).

 

Разумеется, название нашей главы достаточно условное. Но даже в начале работы над брачной теорией эти браки бросались в глаза своей монолитностью, неразрывностью столь разных по своим характеристикам супругов. Ведь оба - источники любви и воли, но двух противоположных типов, а потому вместо столкновения лоб в лоб происходит духовное слияние, какого нет ни в одном из трех оставшихся духовных браков. Связь настолько прочная, что самих людей как будто не существует, а есть только брак. Если уместна аналогия из химии, то этот брак подобен молекуле азота с тройной связью.

В подобном союзе все внешнее, недуховное отпадает, как шелуха. Ни возраст, ни внешность, ни деньги не имеют значения. Можно сказать, что у людей остается одна лишь суть или они образуют новое качество, а образ, то, что мы называем языком, знаковая характеристика, доставшаяся нам от животных аналогов, как бы растворяются. Поэтому дополнительные характеристики браков 109-117 практически не нужны. Просто мы отдаем дань традиции изложения материала в этой книге.

Страстная любовь Дмитрия Мамина-Сибиряка и Марии Морицовны Абрамовой "вызывала много толков". Современница вспоминает: "На моих глазах происходило перерождение Мамина в другого человека... Куда девался его желчно-насмешливый вид, печальное выражение глаз и манера цедить сквозь зубы слова, когда он хотел выразить свое пренебрежение к собеседнику. Глаза блестели, отражая полноту внутренней жизни, рот приветливо улыбался. Он на моих глазах помолодел. Когда на сцене появлялась Абрамова, он весь превращался в слух и зрение, не замечая ничего окружающего. В сильных местах ее роли Абрамова обращалась к нему, глаза их встречались, и Мамин как-то подавался вперед, загораясь внутренним огнем, и даже румянец выступал на его лице".

Так сухое теоретическое положение об исчезновении образа и торжестве духа в этом браке обретает зримые формы, уходят "крысиные" черты Мамина-Сибиряка, когда отношения двух людей торжествуют над личностью.

Но даже абсолютность этого брака, счастливая звезда знаков рождения обоих супругов не дают перешагнуть через главный закон союза - необходимость кропотливой и долгой духовной работы для взаимного слияния. Это двустороннее движение, и желания одного здесь мало.

Можно ли было ждать духовности от недалекого и примитивного Петра III?

Екатерина II пишет: "...я с самого начала поняла, что любить мужа, который не был достоин любви и вовсе не старался заслужить ее, вещь трудная, если не невозможная, но, по крайней мере, я оказала ему и его интересам самую искреннюю привязанность..."

Да, в любом случае любовь и воля обоих супругов толкают их друг к другу, связывая навеки.

"Не в силах переносить разлуку с любимой, Герцен два раза тайно приезжает из Владимира в Москву, рискуя попасть в солдаты, может быть, в Сибирь (как находящемуся под надзором полиции ему был запрещен выезд из Владимира.- Авт.). В третий приезд он тайно увез Наташу во Владимир, 9 мая 1838 года они обвенчались".

Когда читаешь первые сибирские письма Марии Николаевны Волконской, создается впечатление, что молодая женщина, натура романтически-страстная и горячая, пытается убедить не только близких, но и прежде всего себя в правильности своего поступка, в прочности своих чувств к Сергею Волконскому.

"Чем несчастнее мой муж, тем более он может рассчитывать на мою привязанность и стойкость... я совершенно счастлива, находясь подле Сергея... Я довольна своей судьбой, у меня нет других печалей, кроме тех, которые касаются Сергея".

"Вид его кандалов,- вспоминала через много лет Мария Николаевна,- так взволновал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала сначала его кандалы, а потом и его самого".

В этих отрывках еще не чувствуется духовного единения двух людей (кроме того, во всех воспоминаниях о декабристах всегда подчеркивалась отдаленность юной жены Сергея Волконского от его забот до восстания), но как легко вступить на этот путь, когда несешь в себе незатухающий огонь.

Однако вернемся к работе души, к поискам духовного единения. На путь вступить легко, труден сам путь, если в тебе заложена установка на самостоятельность, на цельность личности, да и юный возраст тоже может быть помехой.

Трудно складывалась личная жизнь Блока и Менделеевой.

Она писала ему: "Вы от жизни меня тянули на какие-то высоты, где мне холодно, страшно и... скучно".

Она пыталась разрешить семейные сложности волей, он - любовью. И оба не понимали, что надо принести эти способности в дар друг другу. Это понимание пришло потом через горе, мучения обоих.

Из записных книжек Блока: "Люба довела маму до болезни. Люба отогнала от меня людей. Люба создала всю невыносимую сложность и утомительность наших отношений, которая теперь есть..."

Но несмотря на всю сложность, а может быть, благодаря ей, духовные отношения складывались. Как в любом духовном браке, размолвки приводили лишь к торжеству духа, к торжеству семьи.

Блок - Менделеевой: "Я хотел писать тебе о том, что все единственное в себе я уже отдал тебе и больше уже никому не могу отдать даже тогда, когда это очень хотел временами. Это и определило мою связь с тобой".

"...Все больше хочу, чтобы ты была со мной. По-прежнему мы оба не знаем, что ты будешь делать, но все больше знаю я, что я - с тобою... и все этапы жизни нам с тобой суждено пройти вместе, чувствовать все вместе".

Тот, кто в этом браке решился полностью посвятить себя супругу, почти всегда добивается успеха.

Семья декабриста Михаила Фонвизина. "С ранней юности Наталья Дмитриевна отличалась необычной склонностью к религиозному экстазу, пренебрежением к светским условностям и восторженной любовью к природе... Шестнадцати лет она пыталась бежать в монастырь, но неудачно, после этого вышла замуж, удивив всех своим выбором: двоюродный дядя, почти 40-летний генерал...

Наталья Дмитриевна занялась "внутренним преобразованием " мужа и преуспела в этом деле: из человека, равнодушного к религии, он превратился в верующего".

Легендой стал союз Джона Леннона и Йоко Оно. Их совместная жизнь и творчество были важнее для них, чем самостоятельная реализация.

Еще более легендарен брак кинорежиссера Федерико Феллини и актрисы Джульетты Мазины.

"В мире кино режиссеры и актрисы часто любят друг друга. Но затем чаще всего наступает расставание. Любовным историям, даже самым красивым, приходит конец; они становятся воспоминаниями. А вот любовная история Джульетты и Федерико продолжается уже почти полстолетия". А от себя добавим, что, вероятно, эта любовь существует и после смерти.

Началась она, как обычно бывает в этих союзах, с заочного знакомства с творчеством друг друга, а продолжилась безостановочным совместным творчеством, в котором уже трудно отделить их друг от друга. Репортер, бравший интервью, был поражен тем, что "во время беседы Федерико звонил ей по меньшей мере четыре раза в общем только затем, чтобы услышать се голос..."

С одной стороны, супруги образуют единое целое - в этом им помогает любовь, с другой - они не тяготятся зависимостью друг от друга, они только рады ей.

На вопрос корреспондента, как Щедрин относится к тому, что в некоторых кругах его называют мужем Майи Плисецкой, он ответил, что в других кругах Плисецкую называют женой Щедрина.

Да, разделение сфер влияния в этом браке происходит безболезненно, даже если супруги объединены общим делом. К тому же и у сфер приложения истинных способностей супругов очень четкие границы: любовь, воля. Не правда ли, совсем не похоже на смешение интуиции и логики (главы 14 и 16) или на сочетание холодной сексуальной проницательности жены и пылкой романтической любви мужа, ее романтической воли с его разумной волей (глава 15).

Любовью в этом браке руководит муж. О том, насколько блестяще знают психологию женщин мужчины знаков Крысы, Обезьяны, Дракона, мы уже писали.

Сколь тактично отнесся Александр Герцен к любовному увлечению своей жены другим мужчиной, к ее желанию покинуть его.

"Я отдаю судьбу свою в твои руки. Еще раз умоляю все взвесить, все оценить... Я еще готов принять всякое решение, потому что оно последнее... думай сколько хочешь, но скажи мне окончательный ответ".

В конце концов Наталья Александровна осталась с мужем.

В волевой сфере главенствует жена. Именно она определяет стратегию развития семьи, ведет хозяйство.

"Через пятнадцать лет она (Волконская.- Авт.) все больше устремляется к земному благополучию... Иркутский дом опальная княгиня стремится превратить в первый салон города. И Марию Николаевну мало волнует, что ее муж, князь по рождению, любящий побеседовать с мужиками о жизни и часто возвращающийся домой в одежде, пропитанной запахами базара, и запорошенный соломой, совсем не подходил к этому салону. Мария Николаевна на свой лад и наперекор мужу устраивает судьбу красавицы-дочери: едва той исполняется пятнадцать лет, выдает ее замуж".

Духовное единение существует, пока живы супруги. Трагедией становится уход из жизни одного из них.

Современник вспоминал: "...через несколько недель, когда я его (Мамина-Сибиряка.- Авт.) посетил впервые, мое внимание привлекли гостиная и кабинет: они представляли из себя маленький музей, посвященный памяти Маруси. Повсюду висели, стояли и лежали ее портреты - от громадного, в человеческий рост, до миниатюрного..."

Пережив трагедию расставания, человек бессознательно ищет свою вторую половину. Процесс духовного изменения, раз начавшийся и длительное время продолжавшийся, не может остановиться. Александр Герцен вторым браком был женат на Наталье Алексеевне Огаровой-Туч- ковой. Она тоже родилась в год Быка, как и первая жена Герцена. По словам очевидцев, жизнь была очень трудна, Наталья Алексеевна не смогла найти духовного контакта с детьми Герцена. Но именно такая и никакая другая жизнь нужна была Герцену.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР. Перси Биш Шелли (Крыса) (1792-1822) - английский поэт-романтик. Автор поэмы "Королева Маб", "Восстание Ислама", трагедии "Ченчи", драмы "Освобожденный Прометей".

Мери Шелли, урожденная Годвин (Змея) (1797-1851) - английская писательница. Автор романа "Франкенштейн, или Современный Прометей". Жена Перси Шелли, дочь Уильяма Годвина.

Они познакомились, когда Мери шел семнадцатый год. Перси двадцать второй. Самое время для заключения духовного брака. Б юном возрасте, когда еще не окончательно сформировалась индивидуальность человека, легче начать работу по духовному единению. Б этой работе надо забыть себя и жить жизнью другого человека.

Перси Шелли был другом отца Мери - писателя и борца за права человека - Уильяма Годвина.

В полном соответствии с проявлениями мистического типа мышления Перси Шелли расстается со своей женой Харриет, так как пришел к умозаключению, что его ждет новая, необычная любовь.

В этом странном состоянии обостренной восприимчивости Перси вскоре замечает, что тому идеальному образу, что нарисовало его воображение, соответствует Мери Годвин.

Письмо Шелли другу: "В июне месяце я прибыл в Лондон, чтоб завершить одно дело с Годвином... Обстоятельства требовали моего почти неотлучного присутствия в его доме. Там я встретил его дочь Мери. Своеобразие и прелесть ее натуры открылись мне уже в самых первых ее движениях и звуках голоса... По-моему, нет такого совершенства, доступного натуре человека, какое не было бы ей безусловно свойственно и очевидных признаков которого не обнаруживал ее характер. Я говорю это о ней сегодня... Наши существа слились так полно, что сейчас, перечисляя ее совершенства, я ощущаю себя эгоистом, расписывающим свои достоинства во искупление вины. Как глубоко я ощущал поэтому собственную незначительность, с какой готовностью признавал, что уступаю ей в оригинальности, в подлинном благородстве, в величии ума, пока она не согласилась разделить эти природные дары со мной".

В этом откровении Шелли передал всю мощь чувств, которые испытывают друг к другу женщина-волевик и мужчина-мистик. Любовь и воля заставляют их сливаться в единое целое.

Мери, "любившая Шелли искренне и преданно, тонко чувствовавшая весь сложный, изломанный строй души поэта, всеми силами старалась соответствовать этому романтическому идеалу, подчас жертвуя в угоду теории собственным внутренним покоем, внутренним миром и даже счастьем".

28 июля 1814 года Перси и Мери совершают побег и уезжают в Европу, так как Харриет, жена Шелли, не давала ему развода, а Годвин, отец Мери, был против их союза.

Своим новым днем рождения Перси и Мери теперь считают - и до конца совместной жизни только его будут праздновать - 27 июля, день объяснения в любви. С этого дня и до конца совместной жизни они ведут общий дневник. Он становится как бы членом их семьи. В этом дневнике отражен процесс создания новой единой духовной сущности.

Воля женщины благотворно начинает действовать на мистику мужчины. Две половинки соединились - и вот результат...

Шелли - другу: "Как я волшебно изменился! Ни один дух, убежавший от своей земной оболочки, не претерпел более странной перемены! Доныне я не знал, что удовлетворение - нечто большее, чем просто слово, которым называют смутную приятность. Я до сих пор не понимал единства своей личности, взаимосвязи всех ее частей и не приучен был считать себя единым целым, в котором все необычайно точно пригнано, а не собранием случайных и несогласующихся черт".

В свою очередь, мужчина-мистик стал учителем женщины-волевика в стихии любви.

Друг Шелли, Хогг, влюбляется в Мери, и она, под руководством Шелли, начинает вести любовную переписку.

Биограф Ф. Л. Джонс "Одиннадцать любовных писем Мери Шелли производят поистине ошеломляющее впечатление... Из этих писем нельзя не вывести со всей очевидностью, что Шелли был сторонником любви втроем и что Мери честно старалась привести его идею в исполнение".

Но то, что легко получается в равном браке двух мистиков из-за любовной избыточности супругов (глава 12), в духовном браке не могло произойти. Шелли был вынужден подчиниться законам своего союза, где духовное единение - интимный процесс. Роман закончился, едва успев начаться. Для мужчины-мистика духовное единение с женой стало важнее экспериментов в любовной сфере. С другой стороны, подобные опыты для женщины-волевика, если она ведет их самостоятельно, обычно заканчивались душевным потрясением. С Мери Шелли ничего не случилось.

Духовное единение оказало огромное влияние на творчество обоих.

У Перси, по словам биографов, после встречи с Мери начался "зрелый" период творчества. Он написал поэму "Аластор" - грезу о недостижимом идеале, тема, весьма соответствующая лейтмотиву брака Шелли.

Мери выиграла творческий спор с двумя мистиками - своим мужем и лордом Байроном (Обезьяна). Соревнование заключалось в том, кто напишет лучшую историю о привидениях. Роман "Франкенштейн" стал самым знаменитым произведением Мери Шелли и открыл новую область в литературном творчестве.

Они так и жили, "поддерживая творческие устремления друг друга", сливаясь в единое целое.

Мери писала: "Должна ли я говорить, что узы, соединяющие нас с мужем, всегда были неразрывны. Любовь толкнула нас на наши первые безрассудства, любовь, усиленная уважением и безоглядным взаимным доверием, верой и сердечной привязанностью, с каждым днем делается все глубже и, несмотря на поразившие нас ужасные бедствия (не мы ли потеряли двух детей?), поистине безгранична".

Нельзя сказать, что они шли путем духовного единения легко. Этот путь никогда не бывает легким. Они отдалялись, не понимая друг друга.

Шелли:

В постылом море, Мери, для чего
Меня ты оставляешь одного?
Хоть рядом ты, но нет тебя со мной.
И видеть это - тягостней всего.

Каждый раз любовь их соединяла после размолвок.

Шелли утонул на восьмом году их совместной жизни. Для Мери жизнь остановилась.

Запись в дневнике от 2 октября 1822 года: "На протяжении восьми лет я знала ничем не ограниченное счастье общения с человеком, чей гений превосходил мой во много раз, будил и направлял мой разум. Я говорила с ним, освобождалась от ошибок, обогащалась новыми способностями - мой ум был утолен. Ныне я одна, и до чего я одинока!.. Я одинока. Никто не посылает мне ответный взгляд, я не могу сказать ни слова от души природным своим голосом... Какая перемена участи! О мой любимый Шелли! Как часто в те счастливейшие дни - счастливейшие и такие разные- я думала о том, как несказанно вознесена союзом с тем, кому я все могу доверить, в ком я встречаю понимание! Сейчас передо мной лишь белая бумага, которую я наводняю смутными картинками... Литературный труд, развитие ума, распространение моих идей - вот все, что мне осталось, чтобы рассеять летаргию..."

Но это оказалось невозможным. В дневнике Мери сокрушается: "Моя фантазия мертва, мой дар иссяк, энергия уснула". Мери не писалось.

Все последующие годы жизни она посвятила творчеству мужа, очищению его светлого имени от клеветы. Написать она смогла только "Воспоминания". Они дались ей нелегко: Мери серьезно заболела. Она говорила, что "часто ощущала, что натянутая струна вот-вот лопнет и я не смогу управлять своими мыслями".

Мери скончалась 1 февраля 1851 года в возрасте пятидесяти трех лет. Несколько последних лет она была неподвижна, ее разбил паралич. Годы после смерти Шелли были для нее медленным угасанием как тела, так и духа.




















Дата: 2018-09-13, просмотров: 408.