Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А.
Б39 Все цвета, кроме черного: 5-6 классы: Пособие для педагогов и родителей. — М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2008. - 64 с.
ISBN 978-5-360-00741-8
В пособии рассматриваются проблемы профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью у учащихся 5-6 классов. Раскрывается система работы с тетрадями «Познаю свои способности» (5 класс), «Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми» (6 класс), предлагается методика эффективной организации профилактики с учетом возрастных особенностей младших подростков.
ББК 74.26
© М.М. Безруких, А.Г. Макеева,
Т.А. Филиппова, 2006
ISBN 978-5-360-00741-8 © Издательский центр «Вентана-Граф», 2006
Какой должна быть педагогическая профилактика наркотизма?
Традиционно педагоги и родители считают, что основная задача ранней профилактики наркотизма заключается в том, чтобы сформировать у ребенка (подростка) представление о вреде алкоголя, никотина, наркотических и токсических веществ. Если мальчик или девочка узнают о пагубных последствиях употребления наркотических веществ, — рассуждают взрослые, — то этого вполне достаточно для того, чтобы предотвратить знакомство с ними. Но так ли это на самом деле?
Как показывают результаты многочисленных опросов, современные школьники хорошо осведомлены о том, что «пить, курить — здоровью вредить». Однако это не только не пугает детей, но и, напротив, подстегивает любопытство, толкает их на опасные эксперименты с одурманивающими веществами. По статистике, уже в 12-13 лет подавляющее большинство мальчиков и девочек пробовали курить, имеют опыт употребления алкоголя. К сожалению, нередки случаи знакомства младших подростков с наркотиками. Почему это происходит?
Попытаемся сформулировать основные причины, побуждающие ребенка впервые попробовать то или иное наркотическое вещество. Наиболее очевидные мотивы — желание подростка «стать своим в компании», «выглядеть взрослым», «избавиться от скуки», «испытать новые, интересные ощущения», «расслабиться». Получается, что наркотизация для него — своеобразный способ решения проблем социальной адаптации — взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции своего состояния, получения новых впечатлений. Не зная других способов решения этих проблем, подростки начинают курить или выпивать. Чтобы этого не произошло, подростку нужна помощь взрослых. И суть педагогической профилактики заключается не только и не столько в том, чтобы рассказать детям об опасности одурманивающих веществ, сколько в том, чтобы сформировать у них навыки, позволяющие успешно справляться с возникающими проблемами, реализовывать свои желания и потребности за счет внутренних личностных ресурсов.
Вот почему темы профилактической программы «Все цвета, кроме черного» направлены на развитие у подростков познавательных интересов, способности эффективно строить взаимоотношения с окружающими (в том числе сопротивляться негативному давлению), умения анализировать свои чувства и переживания и т. д. Все эти свойства и качества обеспечивают подростку личностную устойчивость к любым внешним негативным влияниям, а значит, снижают вероятность его знакомства с наркотическими веществами.
Возрастные особенности
Младших подростков
И профилактика наркотизма
Важнейшим условием эффективной реализации программы педагогической профилактики наркотизации является адекватность используемых форм и методов возрастным особенностям учащихся. При работе с младшими подростками (дети 10-12 лет) нужно учитывать следующие факторы.
• В младшем подростковом возрасте происходит постепенный переход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, усиливается опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируется самооценка, приобретаются при сравнении себя с другими людьми — взрослыми и сверстниками. Поэтому в этом возрасте особое значение приобретает общение. Уровень развития коммуникативных навыков во многом определяет успешность социальной адаптации подростка.
• Поведение подростка регулируется его самооценкой. Но самооценка человека в этом возрасте противоречива, недостаточно целостна, это проявляется в конфликтном поведении, вызывает напряжение во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Необходимо развивать у подростков умение регулировать свое психоэмоциональное состояние — управлять эмоциями и переживаниями.
• Младшие подростки, с одной стороны, стремятся во что бы то ни стало быть такими же «как все» в референтной для них группе сверстников, с другой стороны, хотят выделиться, отличиться любыми способами, даже бравируя своими недостатками. Чтобы привлечь к себе внимание, младший подросток способен на рискованные поступки и необдуманные действия. Поэтому важно сформировать у учащихся представление о том, как они могут проявить себя в социально значимой деятельности, создать условия, позволяющие им включиться в такого рода деятельность.
• Ведущей поведенческой реакцией в младшем подростковом возрасте является стремление к эмансипации. Подростки стараются высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших (родителей, учителей), все меньше опираются на оценку взрослых при выборе модели поведения. Учитывая это, в программах профилактики наркотизации следует шире использовать формы, ориентированные на самостоятельную творческую деятельность подростков.
• Ситуации, связанные с опасностью, риском, скорее привлекают, чем отталкивают подростков. Поэтому учителю не следует злоупотреблять информацией, носящей «запугивающий» характер, делать основной акцент в профилактике наркотизации на сведениях об опасных для здоровья последствиях.
• Для большинства родителей и учителей подростковый возраст детей становится серьезным испытанием. Его не случайно называют «трудным» — вчера еще такие послушные и дисциплинированные мальчики и девочки сегодня вдруг становятся неуправляемыми, грубыми, даже жестокими. Во многом причины столь резких перемен характера связаны с мощными физиологическими изменениями, которые претерпевает организм подростка. Темпы созревания различных систем органов оказываются неодинаковыми, нередко они просто «не успевают» друг за другом. Так, к примеру, причина подростковых обмороков чаще всего заключается в том, что общий рост тела (иногда за год подросток вытягивается на 10-12 см) опережает развитие сердечно-сосудистой системы. В этот период начинается процесс полового созревания. Эти изменения порождают ощущение физиологического дискомфорта — болит или кружится голова, часто тошнит, знобит или, наоборот, бросает в жар. Не понимая до конца, что с ним происходит, пугаясь этого, подросток всячески пытается избавиться от негативных переживаний. Реальное знакомство с одурманивающими веществами в этот период особенно опасно, поскольку создает иллюзию «физиологического благополучия», на время снимает дискомфортные ощущения. Кстати, «первая проба» в период полового созревания оказывается наиболее опасной (установлено, что у человека, познакомившегося с наркотическим веществом до 13-14 лет, риск развития зависимости повышается в 2-3 раза по сравнению с теми, кто впервые попробовал его в более позднем возрасте).
• В младшем подростковом возрасте значительная часть учащихся уже имеет собственный начальный опыт курения или употребления алкоголя. К сожалению, уже не являются редкостью и случаи приобщения младших подростков к наркотическим и токсическим веществам. Лишь 16 % младших подростков вообще не имеют опыта наркотизации. При этом у большинства ребят сформированы противоречивые, часто взаимоисключающие представления об опасности наркотизации, в их среде распространяются различные мифы и заблуждения, порождаемые «запретностью» темы. С одной стороны, учащиеся знают, что курение, употребление алкоголя и наркотиков наносят вред здоровью, с другой стороны, дети убеждены в том, что этой опасности можно избежать, если курить или употреблять спиртное «не часто» или употреблять «неопасные» вещества (например, младшие подростки убеждены в том, что «пиво», «сигареты с фильтром» не представляют опасности).
При организации педагогической профилактики также следует учитывать возможное наличие у учащихся определенных «пронаркогенных» установок и представлений. В этом случае задача педагога заключается в том, чтобы, избегая воздействия «в лоб» и прямого навязывания оценок и мнений, в процессе профилактической работы создавать ситуации, помогающие подросткам проанализировать и пересмотреть собственную «либеральную» позицию в отношении проблемы наркотизма.
Факторы риска раннего
знакомства с наркогенными
Веществами
К биологическим факторам риска развития наркотизма относят различные нарушения пренатального (внутриутробного) и раннего постнатального развития ребенка. Токсикозы, инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности, трудные роды, ставшие причиной травмы новорожденного, болезни в первый год жизни — все это накладывает отпечаток на дальнейшее развитие ребенка, создает физиологический дискомфорт (в той или иной мере выраженный). Стремясь избавиться от неприятных ощущений, ребенок подсознательно начинает искать во внешнем мире способы компенсации.
Особое внимание при проведении профилактики наркотизации следует уделить детям с нарушениями нервной системы. Эти нарушения определяются у 70 % детей дошкольного и младшего школьного возраста. Признаки их наличия у ребенка часто носят неявный, «смазанный» характер. Мало кто из родителей по собственной инициативе обращается к невропатологу из-за того, что малыш плаксив, с трудом засыпает, у него плохой аппетит, легко отвлекается и пр. Обычно эти проблемы взрослые решают с помощью воспитательных мер. Между тем эти дети нуждаются в специализированной помощи невропатолога, причем чем раньше она будет оказана, тем больше шансов на успех. В дальнейшем это может стать основной причиной школьной неуспеваемости, агрессивного поведения, серьезных невротических расстройств. Такие дети или подростки нуждаются во внешней стимуляции, стабилизации своего внутреннего состояния, не всегда разборчиво и разумно выбирая средства.
Передается или не передается склонность к наркотизации «по наследству»? Вопрос этот до сих пор остается открытым. Действительно, дети из семей алкоголиков и наркоманов значительно чаще приобщаются к наркогенным веществам, чем дети из «обычных» семей (по данным клинических исследований — в 5-6 раз). Однако определить однозначно, какой из факторов играет ведущую роль, невозможно. Генетическая предрасположенность, хронические заболевания ребенка (у наркозависимых родителей в принципе не бывает здоровых детей), дурной пример родителей, а также неблагоприятная семейная обстановка — любой из этих факторов, а тем более их совокупность так или иначе не способствуют нормальной адаптации ребенка в обществе. А генетический маркер (проще говоря — ген или комплекс генов) наркозависимости до сих пор не найден.
Перечень биологических факторов риска в развитии наркозависимости оказывается довольно широким. Однако следует понимать, что ни один из них не определяет обязательное знакомство с одурманивающими веществами. Биологические факторы влияют лишь на вероятность развития зависимости, а также скорость ее формирования. Никакая биологическая предрасположенность не является «диагнозом» ребенка! Но она резко увеличивает опасность даже однократной пробы одурманивающего вещества. Поэтому дети с биологической предрасположенностью нуждаются в особом внимании со стороны взрослых.
Как серьезный фактор риска можно рассматривать некоторые особенности воспитания и взаимоотношений в семье подростка. Бытует мнение, что большинство детей и подростков, употребляющих наркотические или токсикоманические вещества, воспитываются в неполных семьях. Однако сегодня это представление явно теряет свою актуальность, так как по статистике значительная часть несовершеннолетних, имеющих опыт наркотизации, живут вместе с обоими родителями. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи, а характер атмосферы, складывающейся в доме, отсутствие эмоциональной близости и доверия между членами семьи.
Чаще всего (и раньше всех) к одурманивающим веществам приобщаются несовершеннолетние из семей, где воспитание осуществляется по типу гипоопеки. Проще говоря — это те дети и подростки, которые предоставлены сами себе. Недостаток внимания со стороны взрослых может быть обусловлен разными причинами. Одна из них — конфликтные взаимоотношения между родителями, когда на ребенка у них просто не остается времени. Как бы ни старались родители скрывать свои разногласия, по мельчайшим деталям — взгляду, интонации, даже жесту — дети способны уловить признаки ссоры. Особенно чувствительны и ранимы в этом отношении младшие подростки. Их реакция на затянувшийся конфликт может быть непредсказуемой. Известен случай, когда вполне благополучный, «положительный» 13-летний мальчик почти открыто стал употреблять наркотики, подружившись с ребятами во дворе. Только опытный психолог сумел установить причину случившегося — мальчик решил таким образом помирить родителей. Рассуждал он просто: если постоянные ссоры родителей прекращаются на время его болезни, то такая беда, как наркомания, непременно сплотит папу и маму.
Гипоопека может быть связана не только с психологическими, но и с материальными проблемами. Не секрет, что у большинства взрослых на общение с собственными детьми просто не хватает времени. Прекрасно понимая, чем может грозить дефицит внимания ребенку, родители все же не в состоянии что-либо изменить. Ведь отказ от работы одного из родителей или переход на менее интенсивный режим деятельности обязательно отразится на бюджете семьи. Что же делать? Конечно, помочь могут бабушки и дедушки, однако не у всех они есть. Можно порекомендовать родителям составить хорошо продуманный и четкий план организации досуга сына или дочери. Секции, кружки, тренировки — пусть у ребенка будет полная свобода выбора, но времени на безделье и скуку у него быть не должно. Кроме того, успех воспитания определяется не только количеством времени, проведенным с ребенком, но и его качеством. Пример жизни родителей, их привычки и взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем самые продолжительные поучающие беседы.
Особое место среди семей с гипоопекой составляют «неблагополучные» семьи. О возможности существования наследственной предрасположенности к болезни мы уже говорили, поэтому здесь остановимся на «воспитательном потенциале» такой семьи. С одной стороны, дети алкоголиков и наркоманов с младенчества имеют доступ к наркогенным веществам. С другой — дети видят, к каким последствиям приводит употребление алкоголя (наркотиков), и потому воспринимают их как причину семейной трагедии. Очень часто в дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики и девочки из неблагополучных семей утверждают, что никогда и ни за что не будут употреблять одурманивающие вещества, мечтают спасти своих родителей от болезни. Порой из них действительно вырастают ярые сторонники здорового образа жизни, избегающие любых форм наркотизации. Для них непереносимы (и психологически, и физиологически) даже небольшие дозы одурманивающих веществ. Однако чаще всего события развиваются по иному сценарию.
Как ни странно, нередки случаи приобщения детей к наркогенным веществам и в семьях с противоположным типом воспитания (гиперопекой). Если ребенка с раннего детства излишне опекают и контролируют, не давая ни малейшей возможности проявить самостоятельность, его тоже можно причислить к группе риска. Избалованный, «залюбленный» ребенок — предмет неистощимого восхищения, оказывается совершенно не готов к тому, что не все и не всегда будут относиться к нему так же, как родители. Ребенок растет эгоистом, убежденным в своей исключительности. Отсюда трудности в общении с другими людьми, конфликты, которые требуют «выхода». Привыкшие к гиперопеке дети порой бывают и совершенно беспомощными (за них всегда все решают другие) и потому легко подчиняются любому внешнему давлению. Попадая под влияние асоциальной компании, они совершают даже те поступки, которые в душе считают «неправильными», «нехорошими», и делают это просто потому, что не умеют отказываться, отстаивать свою позицию.
Риск наркотизации может быть связан и с особенностями характера подростка.
Наиболее неблагополучными в плане приобщения к одурманивающим веществам являются дети, которых отличает
чрезвычайная леность. Любая деятельность, требующая хотя бы незначительного приложения сил и настойчивости, для них непосильна. Они бегут от труда и учебы, никогда не доводят дело до конца. Для таких детей характерна жажда легких развлечений и наслаждений, гедонистические установки: «удовольствие—любой ценой!». Часто привычные, социально приемлемые источники удовольствия надоедают, на смену им приходит стремление к переживаниям иного рода. Такие особенности характера имеют под собой «физиологическую» основу и связаны со слабостью, истощаемостью нервной системы. Такие дети и подростки нуждаются в постоянной внешней стимуляции, поддерживающей тонус нервной системы.
К группе риска относят и подростков, которым свойственно сильнейшее стремление постоянно быть центром внимания окружающих. Им даже не важно, хвалят их или осуждают, — главное, чтобы именно они являлись «темой разговора». Ради популярности они готовы совершать даже те поступки, которые в душе не одобряют. Приобщение к наркотикам для них лишь способ выделиться, привлечь к себе внимание, попытка завоевать авторитет в глазах окружающих. Поэтому такие подростки склонны к публичной демонстрации своих дурных привычек. Они могут открыто закурить во время школьной перемены, на вечеринке молодецки выпить большую дозу спиртного. При этом они любят преувеличивать свой «опыт», изображая «бывалых», в отличие от большинства молодых людей, которые всячески скрывают свое приобщение к одурманивающим веществам. Педагог должен учитывать это, строя свою беседу с подростком, ведь реальные масштабы бедствия могут быть значительно меньшими, чем это описывается самим молодым человеком.
Риск приобщения к одурманивающим веществам велик и для детей, которые предпочитают своим сверстникам общество взрослых людей. Им присуща недетская сдержанность эмоций, доходящая до холодности. В коллективе (классе) они держатся особняком, одиночество тяготит их, но приспособиться к другим они не могут.
Структура, основные задачи
И принципы реализации
учебно-методического
Комплекта «Все цвета,
Кроме чёрного»
Работа с учебно-методическим комплектом «Все цвета, кроме чёрного» в 5-6 классах реализует воспитательные и образовательные задачи, заявленные в первой части программы, предназначенной для младших школьников:
• развитие представления подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему;
• расширение знаний учащихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
• формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей;
• формирование самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния;
• развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
• формирование умения оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
• формирование представления о наркотизации как поведении, опасном для здоровья;
• просвещение родителей в вопросах развития у подростков представлений о здоровом образе жизни, предупреждения формирования вредных привычек.
Организация педагогической профилактики наркотизации среди младших подростков предполагает и решение новых задач:
• развитие представления подростков о своих способностях и склонностях, расширение сферы их интересов;
• приобщение подростков к различным формам содержательного досуга;
• формирование представления о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха;
• включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности.
Тетради учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме чёрного» построены по модульному принципу — их основным структурным и содержательным элементом является тематический модуль, отличающийся относительной законченностью и самостоятельностью.
Тематические модули для 5 класса | Тематические модули для 6 класса |
1. Кто жить умеет по часам | 1. Радуга эмоций и чувств |
2. Внимание: внимание! | 2. Как научиться понимать друг друга |
3. Секреты нашей памяти | 3. Секреты сотрудничества |
4. Homo sapiens — человек разумный | 4. Как избежать конфликтов |
5. Какой ты человек | 5. Твоя будущая профессия |
6. Что я знаю о себе |
Модульная структура программы позволяет использовать различные модели обучения, дает возможность педагогу строить работу с детьми в зависимости от того, насколько актуальна та или иная тема в конкретной группе детей, классе.
• Программа может использоваться в учреждениях различного типа: общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях, коррекционных школах, детских домах и интернатах, а также на базе учреждений дополнительного образования.
• Программа может изучаться в рамках факультативной работы; во внеклассной работе; за счет интегрирования материала в содержание базовых учебных предметов; комбинированно на разных типах занятий.
• Педагог может самостоятельно определять сроки работы с каждым тематическим модулем, а также последовательность их изучения, ориентируясь на важность каждой конкретной темы для аудитории, заинтересованность учащихся и т. д.
• Содержание и структура учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме чёрного» для 5-6 классов отвечает следующим принципам:
• возрастная адекватность — соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям младших подростков;
• научная обоснованность — содержание комплекта базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;
• комплексность — у подростков необходимо сформировать представление об опасности любых форм употребления любых одурманивающих веществ, твердое убеждение в том, что нет «безвредных» форм наркотизации. (Любое одурманивающее вещество — алкоголь, никотин, наркотик — чрезвычайно опасно для здоровья!);
• практическая целесообразность — содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у подростков навыков эффективной социальной адаптации, предупреждения раннего приобщения к одурманивающим веществам;
• динамическое развитие и системность — содержание комплекта, цели и задачи обучения на каждом этапе базируются на сведениях, оценочных суждениях и поведенческих навыках, уже сформированных у подростков
• в ходе предыдущего этапа работы, учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;
• необходимость и достаточность предоставляемой информации — учащимся предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, который имеет для них практическую значимость;
• безопасность информации — полностью исключены сведения, способные пробуждать интерес к наркотизации, облегчить возможность приобщения к употреблению наркогенных веществ (данные о видах наркогенных веществ, способах их употребления);
• включенность в процесс педагогической профилактики родителей младших подростков.
Содержание комплекта охватывает основные сферы социализации подростков и наиболее актуальные, значимые для них ситуации развития. Информация, связанная с проблемой наркотизации, интегрируется в структуру каждого модуля и рассматривается в рамках конкретной темы. Так, к примеру, в тематическом модуле «Внимание: внимание!» обсуждается негативное влияние употребления наркогенных веществ на способность человека сосредотачиваться, в теме «Секреты сотрудничества» — проблемы взаимодействия в рамках совместной работы людей. Эта информация приводится в рубрике «Это важно знать!».
Работа с комплектом «Все цвета, кроме чёрного» нацелена на достижение конкретных результатов:
• полученные знания позволят учащимся понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
• подростки научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
• учащиеся получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к использованию одурманивающих веществ, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Что нужно знать педагогу
О том, что правильно организованный режим дня — непременное условие сохранения здоровья ребенка, известно всем, но, к сожалению, далеко не в каждой семье соблюдается это условие. Приведем лишь некоторые данные — около 70 % учащихся 5-6 классов недосыпают ежедневно 1-2 часа, почти треть детей питается всего 2 раза в день с большими перерывами между приемами пищи, у 40 % подростков на занятия спортом, физической активностью тратится всего 1,5 часа в неделю, что также нельзя считать нормальным.
Между тем в условиях резко возросшей учебной, информационной нагрузки, испытываемой современными школьниками, соблюдение режима дня становится особенно важным. Рациональное распределение видов деятельности в течение дня, чередование труда и отдыха, полноценный сон способствуют сохранению работоспособности, предупреждают развитие утомления, нервного напряжения и т. д., а значит, являются важной профилактикой заболеваемости. Как показали исследования ученых, дети, чей режим дня соответствует названию «правильный», болеют гриппом в период эпидемии в 2-3 раза реже, чем их «неорганизованные» сверстники.
Понятно, что привычка соблюдать режим не складывается сама по себе и требует от человека волевых усилий. И это — еще один «плюс» в пользу режима. Помимо укрепления здоровья подросток осваивает навык планирования и реализации намеченного, учится быть настойчивым, последовательным. Однако нельзя полностью полагаться на самостоятельность подростков: чтобы соблюдать правильный режим дня, им необходима помощь и поддержка взрослых.
Один из важных компонентов режима дня — сон. Общая продолжительность сна учащегося 12-13 лет — 9-10 часов. Желательно, чтобы дети и подростки были приучены вставать и ложиться в одно и то же время. Ужинать лучше за 1,5-2 часа до сна. Перед сном нужно исключить усиленную умственную работу, возбуждающие игры, проветрить помещение для сна. Кстати, лучше, если и телевизор подросток не будет смотреть непосредственно перед сном. Эмоции и переживания, которые возникают при просмотре фильма, часто мешают подростку успокоиться, «настроиться» на сон.
А как питается подросток? Перерывы между приемами пищи не должны превышать 4-5 часов, причем есть подросток должен 3-4 раза в день, так как растущему организму требуется много энергии. К сожалению, часто подростки приходят в школу не позавтракав. Выходит, организм подростка не получал питательных веществ в течение всего времени сна, и впереди ему еще предстоит серьезная работа, также требующая затрат сил и энергии... Как показали исследования, школьники, приходящие в школу с «пустым» желудком, хуже справляются с учебными заданиями, быстрее утомляются.
Основной принцип организации учебы подростка — чередование умственной и двигательной активности. Так, при подготовке домашнего задания через каждые 35-40 минут подростку следует делать 5-10-минутный перерыв. Смена видов деятельности снимает усталость и восстанавливает работоспособность.
Расписание уроков должно составляться с учетом сложности учебных предметов. Предметы естественного цикла должны чередоваться с гуманитарными, урок физической культуры следует проводить после третьего урока, чтобы снять утомление от активной умственной работы.
Правильная организация режима дня предполагает обязательное пребывание школьников всех возрастов на свежем воздухе в течение 1,5-2 часов. Это могут быть прогулки, спортивные игры и другие физические упражнения.
Активный отдых может продолжаться в пределах 2 часов. При превышении этого времени и интенсивной физической нагрузке работоспособность организма падает. Поэтому продолжительные спортивные игры не снимают переутомления, и выполнение домашнего задания потребует от учащегося больших усилий.
«Бичом» для здоровья современных подростков стало повсеместное увлечение компьютером. По данным опроса, проведенного среди 13-14-летних московских подростков, в среднем ежедневно на посещение сети Интернет и компьютерные игры они тратят около 1-1,5 часов. При этом подростки используют Интернет главным образом для переписки с друзьями, общения в чатах и конференциях (для поиска информации Интернет использует только 47% подростков). Учитывая, что из-за высокой учебной нагрузки свободного времени у подростков остается и без того мало, становится ясно, что компьютер «забирает» у них те часы, которые могли бы быть использованы для содержательного досуга.
В качестве одного из факторов риска приобщения к психоактивным веществам психологи рассматривают переживание подростком собственной неуспешности, неумение справиться с возложенными на него задачами, желание избавиться от напряжения, вызванного перегрузками. При этом основным мотивом употребления одурманивающих веществ является стремление «расслабиться», «забыть о неприятностях». Поэтому правильная организация и соблюдение режима дня подростка может рассматриваться и как своеобразная профилактика ранней наркотизации.
Формирование у школьника навыка планирования и умения эффективно распределять собственные дела помогает предотвратить возникновение состояния перегрузки, усталости, неверия в собственные силы, когда подросток считает, что он «все равно не справится, не стоит и стараться». К тому же, соблюдение режима дня, стремление выполнить намеченное развивает у подростка навык самоконтроля, самоорганизации, устойчивости к внешнему давлению.
Реализация темы
В рабочей тетради учащимся предлагаются несколько заданий, направленных на развитие у подростка умения оценивать, анализировать различные сферы своей жизни — режим дня, ежедневную нагрузку, эмоциональное состояние (задания 1,2,3,4,6,7).
При выполнении этих заданий предполагается индивидуальная работа — подростки выполняют их самостоятельно. Задача педагога — заинтересовать учащихся этой работой, показать, чем именно она будет для них полезна. Так, к примеру, на классном часе, посвященном теме здоровья, педагог может рассказать о роли режима дня в сохранении здоровья и работоспособности и предложить подросткам выполнить задание 1.
Поскольку выполнение следующих из перечисленных заданий требует определенного времени, педагогу важно заранее оговорить конечный срок, когда будут обсуждаться результаты, а также периодически напоминать подросткам о начатой работе.
Результаты выполнения заданий обязательно должны быть проанализированы. Дискуссия учителя и учеников может проходить в любой форме — круглый стол, ток-шоу и т. п. Главное — постараться вывести ребят на серьезный уровень обсуждения проблем, которые у них обнаружились. Такое подведение итогов поможет подросткам сделать практические выводы и понять, что именно им нужно исправить в своих режимах дня, планировании деятельности и т. д. В ходе обсуждения и анализа результатов ребята выполняют задание 5. Работа с литературным отрывком позволит им сравнить собственные трудности при организации режима дня и трудности, с которыми столкнулся герой произведения — Витя Малеев, поможет определить пути решения проблемы.
Важно! Обсуждение результатов не должно носить характер школьного урока, где есть «правильные» и «неправильные» ответы. Ни в коем случае нельзя заставлять подростка говорить о своем личном результате, если он этого не хочет. Цель работы педагога при анализе заданий — не «оценивать» ученика, а, выявив проблему в организации его режима, распорядка, распределения деятельности, показать, как он может справиться с ней.
Задания 9 и 10 темы «Кто жить умеет по часам» непосредственно связаны с аспектами проблемы наркотизации несовершеннолетних. Задание 9 предложите подросткам выполнить индивидуально, а затем обсудите вместе его результаты во время классного часа или на следующем занятии. Задание 10 носит творческий характер и выполняется в мини-группах. Каждая группа (3-4 человека) выполняет свой вариант плаката, после чего в классе организуется выставка или конкурс плакатов.
Что нужно знать педагогу
Внимание — одна из важнейших психических функций человека, проявляющаяся в способности сосредоточиться в данный момент на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Различают произвольное и непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание нередко проявляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т. п. Поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным.
Что может вызвать непроизвольное внимание?
1. Относительная сила раздражителя (громкий окрик способен привлечь внимание расшумевшихся учеников, однако
если педагог использует этот способ слишком часто, то вскоре
этот раздражитель перестает влиять на подростков).
2. Неожиданность раздражителя.
3. Движущиеся предметы.
4. Новизна раздражителя.
5. Контрастные предметы или явления.
6. Внутреннее состояние человека.
Иной характер имеет так называемое произвольное внимание. Оно возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Этот вид внимания называют также преднамеренным. Чтобы сконцентрировать на каком-либо деле, объекте произвольное внимание, человеку необходимо приложить волевое усилие.
Если условием появления непроизвольного внимания являются качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояния человека (его потребности, интересы), то для появления и поддержания произвольного внимания необходимо сознательное отношение к деятельности или объекту. Однако нередко бывает так, что и этого недостаточно для сосредоточенной работы. Эта проблема характерна для людей с недостаточным развитием волевой сферы.
Основными характеристиками внимания являются объем, избирательность, устойчивость, концентрация, распределение и переключение.
Под объемом внимания понимается то количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий период времени.
Устойчивость внимания — это способность человека не отклоняться от направленности психической активности и сохранять сосредоточенность на объекте внимания.
Переключение внимания представляет собой перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую. Скорость переключения внимания зависит как от объекта, так и от характера деятельности человека с объектом. Способность быстро переключать внимание обусловлена также индивидуальными особенностями человека — свойствами его нервной системы. У людей с так называемой подвижной нервной системой (быстрым переходом от возбуждения к торможению и обратно) переключение внимания осуществляется легче.
Не менее значимы при переключении внимания активность человека, его заинтересованность, уровень мотивации и т. д.
Ребенок младшего подросткового возраста уже может управлять своим вниманием. Он способен хорошо концентрировать внимание в значимой, привлекательной для него деятельности, в общении. Но в силу особенностей психофизиологического развития дети младшего подросткового возраста быстрее утомляются, поэтому им сложно длительное время сосредотачиваться на каком-то одном виде деятельности. Первый признак утомляемости — снижение внимательности, появляющаяся рассеянность. Поэтому в школе во время учебных занятий подростку требуется поддержка внимания со стороны учителя. А педагог должен знать о факторах, стимулирующих внимание подростка, использовать в своей практике специальные методические приемы, позволяющие школьникам работать без напряжения.
Внимательность подростка во многом зависит от его общего самочувствия — недосыпание, недостаток двигательной активности и другие факторы негативно отражаются на этой функции.
Важно! Рассматривая данную тему в рамках профилактической программы, необходимо сформировать у учащихся представление о том, что употребление психоактивных веществ негативно отражается на способности человека быть внимательным. Обсудите с подростками причины, по которым запрещается водить машину, управлять приборами и сложными механизмами человеку, находящемуся в нетрезвом состоянии. Хорошей иллюстрацией могут служить опытно-экспериментальные данные, связанные с изучением влияния одурманивающих веществ на психические функции человека, в том числе и внимание.
• Прием 30 г алкоголя снижает характеристики внимания у испытуемых на 12-26%, такое ухудшение отмечается и в последующие 1-2 дня.
• Прием 30 г алкоголя увеличивает число пропусков при
чтении текста в 15 раз, других ошибок — в 2 раза.
Реализация темы
Тема 2 включает целый ряд тестовых и тренировочных заданий (2, 3, 4, 5, 7). Они не только позволят подростку самостоятельно оценить характеристики своего внимания, но и помогут развить эту способность. Выполнение заданий этой темы может носить игровой характер и включаться в сценарий проведения классного вечера, конкурса, викторины.
При этом педагогу не следует забывать о необходимости обсудить с учащимися полученные результаты. Такое обсуждение можно провести во время классного часа, посвященного учебе. Важно продемонстрировать ученикам, как способность быть внимательным может помочь им в решении разного рода проблем.
Анализ литературного отрывка (задание 6) поможет учащимся сделать выводы о важности развития внимания в жизни человека. Подростки смогут привести примеры из собственной жизни, подтверждающие роль внимания в различных жизненных ситуациях.
Что нужно знать педагогу
Память — одна из важнейших психических функций, выражающаяся в способности запечатлевать, сохранять и воспроизводить прошлый опыт. Традиционно выделяются шесть видов памяти. Четыре вида памяти классифицируются по способу запоминания:
• двигательная, связанная с запоминанием и воспроизведением движений;
• образная, связанная с запоминанием чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т. д.);
• словесно-логическая (форма памяти, свойственная только для человека), связанная с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т. д.; этот вид памяти непосредственно влияет на качество обучения;
• эмоциональная, ответственная за запоминание и воспроизведение чувственных реакций в связи с вызывающими их объектами.
В зависимости от необходимости затрачивать волевые усилия память разделяют на непроизвольную и произвольную.
Непроизвольная память характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит образы, не ставя перед собой цели запомнить их и воспроизвести.
Произвольная (преднамеренная) память характеризуется осмысленным, намеренным желанием человека запомнить что-либо, обусловленным с определенной целью. Стараясь усвоить и воспроизвести какое-либо событие, материал, человек использует специальные приемы.
Способность к запоминанию довольно большого объема информации формируется к 9-10 годам. В этом возрасте подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием, количество и качество запоминания значительно растет. В подростковом возрасте память человека трансформируется, механическое запоминание уступает доминирующую роль смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память — она становится опосредованной, логической, поэтому подростки уже могут изучать, осмысливать и запоминать абстрактные понятия.
При организации учебной деятельности подростка нужно учитывать изменение активности памяти в течение дня. Лучше
всего ребята способны запоминать информацию между 9 и 12 часами, затем эффективность запоминания постепенно снижается. После 15 часов способность к запоминанию снова повышается и, если человек не очень устал, к 17 часам вновь достигает высокого уровня, а затем снижается к 19 часам.
Важно! При изучении темы следует обратить внимание подростков на негативные последствия наркотизации для функций памяти. Так, к примеру, во время курения в первый момент происходит расширение кровеносных сосудов мозга, человек ощущает прилив энергии, лучше себя чувствует, его мысли работают быстрее. Но все это длится недолго, уже через несколько минут сосуды сужаются. Результаты исследований показали, что под влиянием курения табака наступает ухудшение кровоснабжения мозга, а следовательно, ослабевает и память. Сходные эффекты происходят и под влиянием алкоголя. Люди, систематически употребляющие алкоголь, часто жалуются на забывчивость. Под удар алкоголя главным образом попадает кратковременная память — человек с легкостью вспоминает давно происходившие события, но совершенно не помнит, что происходило вчера.
Реализация темы
Так же, как и в предыдущем разделе, в теме «Секреты нашей памяти» приведены тестовые и тренинговые задания (задания 2, 3,4,5).
Выполнять их подростки могут самостоятельно или в мини-группах. Можно придумать игровую ситуацию, ввести соревновательный момент, чтобы детям было интереснее работать. При обсуждении результатов заданий педагогу следует обратить внимание подростков на практическую значимость тренируемого навыка. Предложите ребятам перечислить реальные ситуации, требующие от них способности быстро и эффективно запоминать.
Итогом работы подростков по теме может стать подготовка и реализация творческого проекта — выпуск классного журнала или газеты «Секреты нашей памяти», где учащиеся расскажут об основных правилах и методиках эффективного запоминания. В этот журнал или газету отдельным блоком можно включить информацию о негативном влиянии употребления психоактивных веществ на память.
ТЕМА 4, Homo sapiens —
Человек разумный
Задачи:
• развитие представления подростков о роли мышления, познавательной деятельности в жизни человека;
• формирование навыков эффективной организации учебной деятельности;
• закрепление представлений о негативном влиянии наркотизации на интеллектуальные способности человека.
Что нужно знать педагогу
Различают несколько видов мышления: конкретное, абстрактное, образное, наглядно-образное, наглядно-действенное. Это разделение достаточно условно, поскольку процесс мышления очень сложен и в нем могут быть задействованы сразу несколько отделов головного мозга, формально отвечающих за разные виды мышления.
Под конкретным мышлением понимаются мыслительные операции с конкретными понятиями.
Образным мышлением называют такую организацию мыслительной деятельности, которая направлена на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) в их сущностной и структурной взаимосвязи.
Абстрактное мышление оперирует сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяет мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления.
Наглядно-действенное мышление подразумевает определение существенных свойств и отношений при непосредственном взаимодействии с ними. Считают, что наглядно-действенное мышление «отвечает» за обобщенное отражение реальности.
Под наглядно-образным мышлением понимается мыслительный процесс, осуществляемый путем преобразования образов восприятия в образы-представления.
Особенности развития мышления ребенка в младшем подростковом возрасте связаны с всевозрастающей ролью абстрактного мышления, способностью устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире.
А в возрасте 12-13 лет у подростков вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать о предметах и явлениях отвлеченно, не связывая их с конкретной ситуацией. Он уже может ориентироваться на потенциально возможное, а не только очевидное. Благодаря этому он получает возможность представить то, что гипотетически может случиться, т. е. спрогнозировать развитие ситуации. Именно поэтому подростки вполне могут разобраться в тех действительно сложных и серьезных проблемах, которые мы ставим перед ними в рамках наших занятий.
Важно! Рассматривая данную тему, обратите внимание учащихся на то, как влияют одурманивающие вещества на интеллектуальные способности человека, его мыслительные функции. В качестве иллюстрации можно привести следующие факты:
• употребление психоактивных веществ снижает скорость и качество умственной деятельности. В ходе одного эксперимента было доказано, что прием человеком 1 стакана пива перед решением тестовых заданий увеличивает время их выполнения в 2 раза, а число ошибок — в 1,5 раза в сравнении с выполнением аналогичных заданий тем лее человеком, не употребившим алкоголя;
• употребление любых психоактивных веществ отрицательно сказывается на способности человека находить решение нестандартных задач;
• установлено, что дети, чьи матери в период беременности употребляли алкоголь, курили, в среднем начинают говорить на полгода позже своих сверстников, им труднее научиться читать и писать.
Реализация темы
Эта тема может рассматриваться в рамках классных часов. На одном из них подростки выполняют задания 1, 2, 3, 4 и анализируют значение познавательной деятельности, мышления, креативных способностей в жизни человека.
Второй классный час нужно посвятить обсуждению роли здоровья в жизни человека (задание 5). На итоговом занятии по теме можно организовать игру «Путешествие в будущее». Для этого ребята в классе разделяются на несколько групп - «жителей» разных «планет». На одной «планете» все ленивы и любят много есть, на другой — мало двигаются, так как всю работу за них выполняет техника, на третьей — курят и т. д. Задача каждой группы — в игровой форме показать будущее этой «планеты».
ТЕМА 5. Какой ты человек
Задачи:
• развитие представлений подростков о том, как формируется характер, об особенностях своего характера;
• развитие умения адекватно оценивать собственные по-ступки и поступки окружающих;
• характер человека как результат его работы над собой, формирование у подростков понятия об ответственности за свое будущее.
Что нужно знать педагогу
Характер (от греч. character — «печать», «чеканка») — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Познание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и корректировать ожидаемые действия и поступки.
Описывать свойства характера можно в нескольких направлениях: отношение человека к окружающей действительности, отношение к другим людям, отношение к делу, отношение к себе и т. д.
Говоря об отношении человека к окружающему миру, обращают внимание на то, чем регулируется его поведение — сложившимися взглядами, оценками, убеждениями или же оно носит ситуативный характер и в большей степени зависит от внешнего влияния.
Отношение к другим людям может характеризоваться общительностью или замкнутостью человека, его потребностью
во взаимодействии с другими людьми, а также основным принципом такого взаимодействия (осуществляется ли оно на основе сотрудничества или человек прежде всего преследует свои личные интересы).
В обычной жизни часто ставится знак равенства между понятиями «темперамент» и «характер». Однако эти понятия далеко не равнозначны.
Темперамент — это характеристика динамических особенностей психической деятельности индивида. Темперамент определяет впечатлительность личности, т. е. силу и устойчивость того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, эмоциональную возбудимость, проявляясь в силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает человека, в устойчивости, с которой оно сохраняется.
И. Кант выделял 4 основных типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический, флегматический. Для холериков характерна сильная впечатлительность и большая импульсивность; для сангвиников — слабая впечатлительность и большая импульсивность; для меланхоликов — сильная впечатлительность и малая импульсивность; для флегматиков — слабая впечатлительность и малая импульсивность.
Об особенностях темперамента ребенка можно судить по свойствам его нервной системы — силе и лабильности, специфике протекания процессов возбуждения и торможения. Дети со слабой и подвижной нервной системой (которых обычно называют меланхоликами) особенно остро воспринимают замечания учителя, расстраиваются из-за мелочей, на которые остальные дети не обращают внимания. Их повышенная впечатлительность может мешать им адаптироваться в школе. От флегматика с его сильной малоподвижной нервной системой не следует ожидать быстрого ответа или мгновенного включения в выполнение письменной работы. Необходимо считаться с его замедленными реакциями, правом на свой темп. Бурные эмоциональные реакции, непоседливость холерика связаны со свойствами его темперамента — силой и подвижностью нервной системы, а не невоспитанностью, как иногда кажется учителям. Конечно, с возрастом воспитание и усиливающийся самоконтроль растущего ребенка сглаживают эти проявления, они становятся не такими выраженными, яркими. Ломать же, искоренять неудобные особенности темперамента ребенка не только бессмысленно, но и вредно.
Если темперамент определяется свойствами нервной системы, то характер человека зависит во многом от воспитания. Роль характера в жизни человека очень точно отражает пословица «...посеешь характер — пожнешь судьбу». В полной мере это относится и к проблеме наркотизации. Некоторые черты характера могут провоцировать, повышать вероятность приобщения к психоактивным веществам, тогда как другие — выполнять роль внутреннего защитного барьера.
Важно! Психологи выделяют ряд личностных характеристик, которые могут выступать как потенциальные факторы риска знакомства подростка с наркотиками. Задача взрослых (родителей, педагога) — предупредить и скорректировать такие свойства:
• эгоцентризм;
• склонность обвинять во всем окружающих;
• нежелание брать ответственность за происходящее на себя;
• неумение довести начатое дело до конца;
• неумение регулировать свое настроение, эмоциональное состояние;
• неадекватная самооценка (заниженная или завышенная);
• высокий уровень притязаний, ожиданий при отсутствии критической оценки своих возможностей.
Реализация темы
Задания этой темы помогут подростку задуматься над проблемами своего характера, оценить себя как личность (задания 1, 2, 4). Результаты их выполнения дадут педагогу важную информацию о том, чем обусловлено поведение учеников, помогут лучше понять ребят. Конечно, далеко не всегда подросток готов быть искренним и открытым перед взрослым. Для того чтобы ребята не подошли формально к выполнению этих заданий, учителю следует заранее предупредить учеников о том, что им не нужно обязательно показывать и обсуждать с другими свои результаты, будут они делать это или нет — это зависит только от их желания.
Чтобы ваше общение носило доверительный характер, вы можете также выполнить представленные в рабочих тетрадях задания, а затем первым рассказать о своих результатах детям. Этот прием весьма эффективен и, как правило, пробуждает у подростков желание участвовать в работе.
Важно! При обсуждении результатов педагог не должен оценивать подростков, смысл заданий заключается в том, чтобы подростки смогли оценить себя сами.
Подводя итоги обсуждения, следует подчеркнуть, что нет «плохих» характеров, есть «плохие» черты и качества, с которыми при желании каждый подросток может справиться.
Важным моментом при работе с заданиями темы является поддержание теплой, доброжелательной атмосферы, исключающей обиды, насмешки. Педагог вместе с ребятами может заранее обсудить правила поведения при обсуждении и предусмотреть «штрафные санкции» за их нарушение.
Задание 8 направлено на развитие у подростков умения анализировать ситуацию, находя эффективный путь решения проблемы за счет собственных сил и умений. При его выполнении можно предложить подросткам, используя «метод Робинзона Крузо», проанализировать ситуации, в которых оказались другие литературные персонажи, знакомые ученикам, и предложить свой вариант эффективного поведения. Такая работа проходит в мини-группах, каждая из которых обсуждает определенный литературный сюжет. После этого желающие могут в классе рассказать и о ситуациях, происходивших в их жизни, «облегчающих» и «отягчающих» обстоятельствах, проанализировать различные пути решения проблемы.
ТЕМА 6. Что я знаю о себе
Задачи:
• формирование у подростков адекватной самооценки;
• развитие стремления к самосовершенствованию;
• развитие представления о роли личной активности человека в достижении желаемого, личной ответственности за происходящее с ним.
Реализация темы
На заключительном занятии в 5 классе подводятся итоги работы в течение года. Ребята с помощью учителя обобщают все, что они узнали о себе, своих психофизиологических особенностях и личных качествах, и заносят все сведения в сводную таблицу. Такая форма работы поможет каждому подростку увидеть свои «сильные» и «слабые» стороны, подскажет направление дальнейшей работы над собой.
И сотрудничать с людьми»
Класс
Что нужно знать педагогу
Эмоции (от лат. emovere — «возбуждать», «волновать») — внутренние состояния, реакции человека на воздействие на него различных факторов, выражающиеся в форме непосредственных переживаний, связанных с удовлетворением или неудовлетворением его актуальных потребностей. Эмоции являются одним из главных регуляторов поведения человека.
Традиционно эмоции, испытываемые человеком, принято разделять на положительные и отрицательные. Считается, что негативные эмоции вредны для здоровья человека. В принципе, это утверждение верно, особенно если речь идет о длительно переживаемых негативных эмоциях. Тем не менее отрицательные эмоции, основанные на неприятных субъективных переживаниях, выполняют важную адаптивную функцию — вызывают активность, направленную на устранение источника опасности или неудобства.
К негативным эмоциям можно отнести гнев (он возникает, например, при препятствиях на пути достижения цели, но пробуждает энергию, требующуюся для преодоления препятствия); печаль (возникает в ситуации потери значимого объекта, действует подавляюще на человека); страх (помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения); презрение (поддерживает собственную самооценку и поведение доминирования); застенчивость (сигнализирует о потребности в уединении и интимности), чувство вины (устанавливает подчиненную роль в социальной иерархии и свидетельствует о возможности потери самоуважения), отвращение (приводит к отталкиванию вредных объектов) и т. д.
Отрицательные эмоции, безусловно, подрывают гармоничное состояние равновесия в душе человека, но главное — уметь справляться с ними и направлять негативную энергию в позитивное русло.
Следует различать содержание понятий «эмоции» и «чувства». Чувства — это устойчивые психологические состояния, которые имеют четко выраженный предметный характер, гораздо более выраженные, чем эмоции. Если посредством эмоций осуществляется быстрая и непосредственная оценка конкретной ситуации (интересна, опасна, нейтральна и т. д.), то чувства — это эмоциональные процессы более высокого уровня, они выражают глубинное отношение человека к людям, к миру, к тому, что он испытывает и делает в нем, в форме непосредственного переживания.
Реализация темы
Задания 1, 2, 3, 5 направлены на развитие у подростка умения анализировать и описывать собственные чувства и эмоции, а также эмоции других людей, возникающие в разных ситуациях. Здесь следует обратить внимание учащихся на оттенки чувств, испытываемых человеком. Важно, чтобы подростки попытались найти точные формулировки для определения специфики переживаний.
Задание 4 носит тестовый характер и позволяет подростку проанализировать умение контролировать свои чувства. После выполнения этого задания педагог может предложить подросткам поделиться своими впечатлениями — совпадает и их самооценка с оценкой теста. Обсудить это стоит лишь в Том случае, если подростки сами высказывают готовность и желание обсуждать свои результаты.
В рабочей тетради приведены практические советы, которые помогут подросткам научиться регулировать свое эмоциональное состояние. Для того чтобы подчеркнуть их важность и значимость, педагогу следует остановиться на том, как и в каких ситуациях ребята смогут воспользоваться этими рекомендациями.
Задание б предлагает учащимся проанализировать литературный отрывок — оценить чувства и переживания героев, попавших в сложную ситуацию. Задача педагога — помочь подросткам осознать, что употребление психоактивных веществ является опасным не только для человека, употребляющего их, но и для окружающих, способно причинить им горе.
Друг друга
Задачи:
• расширение представления о роли общения в жизни человека;
• развитие навыков эффективного общения со сверстниками, взрослыми;
• освоение эффективных форм поведения в ситуациях, связанных с риском наркогенного заражения.
Что нужно знать педагогу
Общение со сверстниками — важнейшая составляющая жизни подростков. В общении с друзьями, приятелями происходит освоение приемов эффективной социальной адаптации, способов взаимодействия с окружающими. Подросток, лишенный контакта с ровесниками по каким-либо причинам, испытывает серьезный психологический дискомфорт, ему трудно в дальнейшем приспособиться к окружающему миру.
Общение пронизывает всю жизнь подростка, накладывая отпечаток и на учебу, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Однако подростка не удовлетворяет просто возможность «быть вместе» с другом (условие, достаточное для поддержания дружеских отношений в младшем школьном возрасте) — вместе играть, учиться и т. д. Подросток ждет от друзей понимания, сопереживания, сочувствия. Друзья становятся для подростка конкретным образцом, который помогает ему определять требования к собственному поведению, служат примером для подражания. Значимость взаимодействия со сверстниками, принадлежности к группе обуславливает, в свою очередь, важность развития у подростка коммуникативных навыков. Умение общаться включает в себя быстрое ориентирование в ситуации взаимодействия, понимание подтекста сообщения, способность управлять своим эмоциональным состоянием. Недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений значительно затрудняет социальную адаптацию подростка. Например, у более чем 80 % подростков с девиантным (отклоняющимся от общепринятых норм) поведением выявляются дефекты в развитии коммуникативных навыков.
Важно! Взаимодействие со сверстниками, вхождение подростка в группу (компанию) может иметь и свои отрицательные стороны. По данным опросов, проведенных в Институте возрастной физиологии РАО, в большинстве случаев именно влияние компании оказывается решающим при приобщении подростка к одурманивающим веществам. Все подростки, систематически употребляющие алкоголь, наркотики или курящие, имеют в ближайшем окружении знакомых, употребляющих эти вещества. И наоборот, подростки, никогда не употреблявшие психоактивные вещества (или единожды пробовавшие), утверждают, что их друзья и знакомые тоже не имеют такого опыта. Впервые подросток пробует курить или выпивать далеко не всегда под прямым давлением своей компании (когда приятели непосредственно настаивают на этом). Чаще он просто берет пример с тех ребят, которые являются для него авторитетом, чьи высказывания и оценки имеют для него важное значение. Вот почему одной из воспитательных задач, связанных с профилактикой, является формирование у подростков понимания, что у каждого из них есть право быть самим собой, что каждый из них несет личную ответственность за последствия своих поступков и в то же время не может нести полную ответственность за поведение своих друзей. При этом необходимо, чтобы учащиеся освоили поведенческие схемы, позволяющие им, по возможности, избежать конфликта в ситуациях, связанных с отказом поступать «как все».
Реализация темы
Задания 1, 2, 3, б направлены на развитие у подростка умения оценивать чувства и переживания другого человека, понимать собеседника.
Задание 5 носит творческий характер. Его ребята могут выполнять в мини-группах, каждая из которых предложит свой вариант рассказа, раскрывающего суть пословицы или поговорки. Наиболее удачные рассказы могут быть использованы для подготовки классной стенгазеты.
В рамках темы рассматриваются и вопросы, связанные с основами безопасного поведения подростков (задания 7, 8). Об этом следует поговорить отдельно, можно предложить учащимся вспомнить и проанализировать реальные ситуации, когда им приходилось сталкиваться с людьми, чье поведение настораживало.
Что нужно знать педагогу
В 12-13 лет общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства «взрослости». Подростки отказываются выполнять те требования старших, которые ранее не вызывали у них возражения, активнее отстаивают свои права на самостоятельность, становятся упрямее, настойчивее и т. п.
Несмотря на внешнее противодействие, проявляемое по отношению к взрослым, подросток продолжает испытывать потребность в поддержке. Проявляя авторитарность в общении с подростком в этот период, взрослые рискуют навсегда утратить его доверие, контакт с ним. Гораздо лучше, если родители и педагоги стараются строить свои отношения с подростком на основе сотрудничества.
Совместная деятельность и общее времяпрепровождение — лучший способ понять друг друга и найти компромисс. Только на основе равноправного сотрудничества складываются глубокие эмоциональные и духовные отношения, в которых нуждаются и подростки, и взрослые.
Большое значение в этот период имеет то, какие требования к подростку предъявляют в семье. Дети склонны к тому, чтобы отстаивать свои права, но не стремятся к принятию на себя каких-либо обязанностей. В этой ситуации важно включить подростка в процесс планирования жизни семьи, распределения обязанностей, обсуждения приоритетов.
Умение взрослых обсуждать с детьми проблемы и спорные вопросы — ключевой момент в формировании равноправных отношений. Чтобы сделать это обсуждение конструктивным, необходимо соблюдать несколько условий.
1. Подросток должен знать, что его мнение так же значимо и ценно, как и мнение взрослых. Используйте формулу «мне нравится, что ты... (заботишься о сестренке, помогаешь бабушке, хорошо чувствуешь настроение другого человека и т. д.)» вместо директивной «ты должен...». Так вы сможете решить любой вопрос, не задевая самолюбие подростка.
2. Обсуждайте с подростком проблему на языке желаний: «я хочу — ты хочешь», заменив этой формулой традиционную: «мне надо, а ты не делаешь».
Демонстрируйте доверие к способности подростка принимать правильные решения. При этом не нужно давать ему готовые ответы — пусть решает сам, а вы можете что-то порекомендовать, дать совет.
Реализация темы
Основная работа по этой теме — выполнение коллективного творческого проекта. Темы проекта предложены в рабочей тетради; содержание, цели и форму реализации определяют сами подростки. Здесь учащиеся в полной мере могут проявить свои творческие и организаторские способности. Участие в такой работе, с одной стороны, дает реальную возможность каждому ребенку почувствовать собственную значимость, удовлетворить потребность в признании, с другой стороны, решает задачи нашей профилактической работы, поскольку все темы проектов посвящены проблеме наркотизации.
Задания в рабочей тетради готовят ребят к этой работе. С их помощью учащиеся смогут определить свою роль в проекте; правильно спланировать свою деятельность; распределить обязанности между собой. Выполнение заданий 1, 3 позволит каждому из учащихся проанализировать свои способности и возможности при выполнении коллективного дела, задания 4 — определить обязанности, сферу ответственности каждого из участников проекта. Важное условие реализации проекта — соблюдение принципа самоуправления. Педагог лишь выполняет роль «советника», помогающего подросткам найти эффективное решение возникающих проблем.
В рамках темы обсуждается и вопрос о необходимости уважительного, доброжелательного отношения ко всем окружающим, неприемлемости дискриминации по внешним признакам, происхождению, вероисповеданию и т. д. (задание 8). Педагогу следует подчеркнуть, что нетерпимость — показатель низкой культуры и отсталости взглядов человека, проявляющего ее.
Что нужно знать педагогу
Общение, даже между близкими людьми, невозможно без конфликтных ситуаций. Интересы и мнения разных людей не могут всегда во всем совпадать. Конфликтная ситуация обозначает имеющееся противоречие, которое мешает дальнейшему развитию отношений. А вот будет ли это противоречие разрешено «мирным» путем или, наоборот, усугубится, превратится в затяжной конфликт прежде всего зависит от поведения участников конфликта.
Таким образом, конфликты могут быть разделены на конструктивные и деструктивные. Деструктивный конфликт ведет к ухудшению взаимоотношений участников, расширению числа участников конфликта, нарастанию эмоциональной напряженности, возникновению предубежденности между сторонами. Конструктивный конфликт, напротив, открывает перед участниками новые пути для взаимодействия.
Психологи выделяют несколько признаков, по которым можно утверждать, что участники конфликта настроены на конструктивный диалог:
• в конфликт не втягиваются новые лица;
• проблема конфликта четко обозначена (проговорена) и понятна участникам;
• стороны конфликта контролируют свои эмоции и переживания;
• участники готовы воспринимать критику в отношении своего поведения;
• обсуждая проблему, стороны ведут себя корректно, в рамках этических норм.
Важно! Умение выбирать эффективную линию поведения в конфликтной ситуации имеет важное значение для подростка. Оно является показателем успешности социальной адаптации, которая в свою очередь снижает риск девиантного поведения (в том числе наркотизации).
Среди социально-педагогических факторов, влияющих на приобщение подростка к психоактивным веществам, на одно из первых мест исследователи проблемы ставят «опыт разрешения межличностных конфликтов в среде сверстников». У подростков, систематически употребляющих алкоголь или наркотические вещества, такой опыт носит преимущественно негативный характер. Проще говоря, они не умеют конструктивно решать проблемы, возникающие у них в общении со сверстниками, неадекватно агрессивны или, наоборот, безропотно подчиняются более сильным. Вот почему формирование навыков конструктивного поведения в конфликтной ситуации должно рассматриваться как одна из важнейших задач воспитательной работы, связанной с профилактикой.
Американский психолог Чарльз Ликсон выделяет несколько типов конфликтующих в зависимости от схемы поведения, используемой ими в конфликтной ситуации:
• «борцы» — те, кто получает удовольствие от самого конфликта. Им не столько важен конечный результат, сколько процесс противостояния, а потому они изначально не настроены на конструктивное решение конфликта;
• «максималисты» — безапелляционно уверенные в собственной правоте. Считают невозможным хотя бы в чем-то уступить другой стороне;
• «миротворцы» — старающиеся сгладить противоречия, но не решая проблему, а уходя от нее;
• «нейтралы» — не имеющие какой-либо определенной позиции в конфликтной ситуации;
• «реалисты» — старающиеся решить проблему, способные принять и проанализировать доводы другой стороны, настроенные на поиск компромисса.
Учитель должен познакомить подростков с разнообразными тактиками поведения в конфликтных ситуациях, объяснить, что поведение может и должно меняться в зависимости от ситуации. Схема поведения, подходящая для одного случая, может быть малоэффективной, а то и «вредной» в другом. Вместе с ребятами проанализируйте «плюсы» и «минусы» каждой из стратегий.
• Соперничество. Предполагает готовность участника конфликта идти до конца, отстаивая свою правоту. Соперничество оправдано в тех случаях, когда речь идет о действительно принципиальных, значимых вопросах, не допускающих компромисса (уступка может быть связана с ущемлением чувства собственного достоинства, предательством, угрозой здоровью и т. п.).
• Избегание. Уйти от проблемы, стараться не замечать ее возможно, если в основе разногласий лежат малозначимые для одного из участников конфликта вопросы, которыми он может поступиться, а также если есть основания предполагать, что конфликт разрешится «сам собой». Например, в доме поселилась дальняя родственница, которая мучает всех бесконечными нотациями, но всем известно, что обратный билет на дорогу у нее уже есть, а значит, можно потерпеть некоторое время особенности ее характера.
• Приспособление. Одна из конфликтующих сторон отказывается от собственных интересов в пользу интересов другой стороны.
Предложите подросткам самим сформулировать условия, при которых они готовы идти на уступку (чтобы не огорчать близкого человека; если причина, вызвавшая конфликт, не играет слишком значительной роли и т. п.).
• Компромисс. Обе конфликтующие стороны идут на уступки, чтобы преодолеть спорную ситуацию. Объясните подросткам, что компромисс возможен только в том случае, если обе стороны четко соблюдают достигнутые договоренности.
• Сотрудничество. Соперник рассматривается как помощник в решении возникшей конфликтной ситуации, обе стороны ищут оптимальные пути разрешения противоречия. Сотрудничество возможно лишь в том случае, если соперники стремятся понять друг друга и исчерпать конфликт.
Попросите учащихся привести примеры ситуаций, в которых предпочтителен этот способ решения конфликта.
Реализация темы
При работе с этой темой могут быть широко использованы ситуационные и ролевые игры. Участникам предлагаются различные конфликтные ситуации, в которых они должны выбрать ту или иную форму поведения и продемонстрировать ее. Затем ребята обсуждают, верно ли выбрана стратегия, насколько она эффективна и т. д. (задания 1, 2, 3). При организации игр обязательно предложите учащимся ситуации, непосредственно связанные с риском приобщения к одурманивающим веществам (например, ребята должны обыграть варианты бесконфликтного отказа от пробы алкогольного напитка за праздничным столом, отказа от предложения приятеля закурить и т. п.).
В конце необходимо подвести итоги.
Что нужно знать педагогу
Профессиональное самоопределение — одна из важных задач, которую начинает решать подросток. Вопрос «кем быть?» возникает в период формирования чувства «взрослости», открытия своего внутреннего мира. Конечно, трудно ожидать от 12-летнего ребенка однозначного и не подлежащего изменению ответа на этот вопрос (хотя бывает и так), но какая-то мечта относительно своего будущего у него, безусловно, должна быть.
Проблема выбора подростком будущей профессии имеет не только огромное личностное, но и общественное значение. По подсчетам исследователей, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15 % увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.
На что ориентируются современные подростки при выборе профессии, какие критерии являются для них определяющими? Наиболее важными факторами подростки называют соответствие профессии собственным склонностям и желаниям, а также материальные блага, которые обеспечивает профессия. Менее значимой для них является возможность профессии обеспечить саморазвитие, стимулировать интеллектуальный и духовный рост, а общественная польза профессии почти не берется в. расчет. Подростки не хотят выполнять работу (даже очень полезную и нужную для общества), если она плохо оплачивается и не соответствует их личным интересам.
Надо сказать, что современные подростки значительно дольше, чем их сверстники 20-30 лет назад, делают свой профессиональный выбор. Если в 80-х гг. XX в. почти 80 % 13-летних подростков могли достаточно уверенно сказать, кем они собираются стать, то сегодня к 13 годам только полонима подростков может ответить на этот вопрос.
Важно! Профессиональное самоопределение подростка является существенным фактором, определяющим успешность его социальной адаптации. Оно задает некий вектор его социальному развитию, постепенно начинает формировать круг интересов, круг общения. Неслучайно среди подростков, имеющих опыт употребления наркотиков, значительно больше (58%) тех, кто не может ответить па вопрос «кем бы ты хотел стать?». Среди тех, кто такого опыта не имеет, «не определившихся» гораздо меньше (25%).
Тема профессионального самоопределения — повод для серьезного разговора с подростками о негативных последствиях психоактивных веществ. Систематическое употребление алкоголя, а уж тем более — наркотиков, фактически закрывает пути не только в профессии, особенно привлекательные для подростков, но далее в те, которые нельзя назвать престижными. Никто из ребят не хочет ставить крест на своем будущем, поэтому подобные доводы могут стать решающими при формировании их отношения к наркогенному соблазну.
Реализация темы
Задания 1, 2, 5 направлены на расширение представления подростка о разнообразных профессиях и тех качествах, которыми необходимо обладать человеку, чтобы реализовать себя в той или иной сфере деятельности. Предложите учащимся рассказать о профессии кого-то из родителей или подготовить рассказ о той профессии, которая привлекает их больше всего. Результатом этой работы может стать выпуск классной стенгазеты «Калейдоскоп профессий». Кроме докладов учащихся туда можно включить рассказы известных людей, состоявшихся профессионально, о своем любимом деле.
Задание 5 поможет подросткам осознать, каковы негативные последствия наркотизации для профессионального становления, какие ограничения накладывает на выбор профессии употребление человеком одурманивающих веществ.
В задании 6 ребятам предлагается еще раз проверить себя, ответив на вопросы тестовых заданий из тетрадей 5 и 6 классов, и заполнить сводную таблицу. Возможно, не у всех шестиклассников сохранилась рабочая тетрадь для 5 класса, поэтому в Приложении на с. 49-59 данного пособия мы повторяем эти задания.
Приложение
1. Режим дня
Посчитай, сколько времени у тебя уходит на приготовление уроков, прогулку, занятия спортом. На циферблатах отметь время начала и окончания этих занятий, закрась сектор, соответствующий полученному результату.
|
Если у тебя получились только зеленые сектора на циферблатах, ты — молодец!
Если у тебя есть красные сектора, подумай, что ты делаешь не совсем правильно. Возможно, ты мало спишь или гуляешь, а много времени проводишь за компьютером?
Если у тебя много (два или больше) черных секторов, значит, твоему организму плохо и нужно изменить режим дня.
Твой результат. Закрась квадраты в соответствии с результатами:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2. Работоспособность
Твоя работоспособность тоже меняется в зависимости от твоего состояния. Для проверки работоспособности выполни задание: зачеркни буквы А и В.
III. A
Если тебе удалось запомнить все слова группы I, у тебя лучше развита слуховая память; если слова группы II — зрительная память. Если ты не допустил(а) ошибок, записывая слова группы III , — у тебя хорошая моторно-слуховая память, слова группы IV — зрительно-слуховая.
Твой результат. Напиши, какие виды памяти у тебя развиты хорошо, а какие тебе нужно тренировать.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Смысловая и механическая память
Разбейтесь на пары. Исследователь читает испытуемому 10 пар слов из левого столбика (I). Испытуемый повторяет их вслух, а затем записывает те, которые запомнил. Спустя 5-10 минут то же самое задание выполняется со словами из правого столбика (I .А). Поменяйтесь ролями. Исследователь становится испытуемым и выполняет задание по той же схеме с парами слов из столбиков II и II .А.
I. Смысловая | I. А. Механическая | ||
(логическая) память | память | ||
корова — молоко | огонь — диван | ||
фонарь — ночь | бабочка — ваза | ||
краски — рисовать | соловей — брат | ||
яблоко — сок | улица — чайник | ||
карандаш — писать | краб — автобус | ||
расческа — волосы | шкаф — играть | ||
лодка — плыть | браслет — песок | ||
снег — зима | молоток — газета | ||
журнал — читать | лента — плавать | ||
санки — кататься | коза — свет | ||
II. Смысловая | II. А. Механическая | ||
(логическая) память | память | ||
ваза — цветы | автобус — груша | ||
конверт — письмо | туфли — радио | ||
лыжи — кататься | вагон — прическа | ||
город — дома | телефон — трава | ||
бассейн — плавать | мороз — телевизор | ||
самолет — летать | чашка — краска | ||
театр — спектакль | море – рис | ||
магазин — покупать | платье — дерево | ||
лес — деревья | корова — санки | ||
река — лодка | рюкзак — пианино |
7. Зрительная память
Рассмотри фигуры, изображенные в таблице. Постарайся их запомнить. Закрой тетрадь и нарисуй их на отдельном листе.
8. Образная память
Рассмотри рисунки, постарайся их запомнить. Закрой тетрадь и перечисли все, что нарисовано.
Список литературы
1. Андрианова-Голицына И.А. Я познаю мир: Детская энциклопедия: театр. — М., 2000.
2. Бездна: Пьянство. Наркомания. СПИД. — М., 1988.
3. Белинская Е.П. Как стать лидером. — М., 2000.
4. Бенюмов В.М., Костенко О.Р., Флоренсова К.М. Вред алкоголя, никотина, наркотиков. — Киев, 1989.
5. Буянов МИ. Размышления о наркомании. — М., 1990.
6. ГенковаЛ.Л. , Славков Н.Б. Почему это опасно. - М., 1989.
7. Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании. — М., 1987.
8. Колесов Д.В. Не допустить беды. — М., 1988.
9. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М., 1984.
10. Колесов Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. — М., 1991.
11. Кривцова СВ., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками: Тренинг для педагогов. — М., 2004.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. 5-е изд. — М., 1999.
13. Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе: Учеб.-метод. пособие . — СПб., 1996.
14. Ларина И.А. Как пережить подростковый кризис. Психологическая работа с родителями. — М., 2004.
15. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы. — М., 1991.
16. Левин Б.М., Левин М.Б. Не оступись... - М., 1988.
17. Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками. — М., 2001.
18. Макеева А.Г. Не допустить беды: Педагогическая профилактика наркотизма школьников: Пособие для учителя. — М., 2004.
19. Макеева А.Г. Не допустить беды: 15 ответов на трудные вопросы: Пособие для работы с учащимися 10-11 кл. — М., 2004.
20. Макеева А.Г. Не допустить беды: Разумный выбор: Пособие для работы с учащимися 8-9 кл. — М., 2004.
21. Макеева А.Г. Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе: Пособие для работы с учащимися 7-8 кл. — М., 2004.
22. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. — М., 1999.
23. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета для детей. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.
24. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании/Под ред. СВ. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. — Самара, 1999.
25. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для психолога и педагога. — М., 2003.
26. Ураков И.Г. Наркомания: мифы и действительность. — М., 1990.
27. Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников. — СПб., 2001.
28. Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана. — М., 1989.
29. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. — М., 1986.
Содержание
Какой должна быть педагогическая профилактика
наркотизма? .......................................................................... 3
Возрастные особенности младших подростков
и профилактика наркотизма ................................................... 4
Факторы риска раннего знакомства
с наркогенными веществами.................................................... 7
Структура, основные задачи и принципы
реализации учебно-методического комплекта
«Все цвета, кроме чёрного» ................................................... 12
Формы и методы работы с комплектом
«Все цвета, кроме чёрного» ................................................... 16
Тетрадь «Познаю свои способности». 5 класс........................ 19
Тема 1. Кто жить умеет по часам...................................... 19
Тема 2. Внимание: внимание!............................................ 24
Тема 3. Секреты нашей памяти ........................................ 27
Тема 4. Homo sapiens — человек разумный..................... 30
Тема 5. Какой ты человек ............................................... 32
Тема 6. Что я знаю о себе................................................ 35
Тетрадь «Учусь владеть собой
и сотрудничать с людьми», б класс........................................ 36
Тема 1. Радуга эмоций и чувств ...................................... 36
Тема 2. Как научиться понимать друг друга ..................... 38
Тема 3. Секреты сотрудничества...................................... 40
Тема 4. Как избежать конфликта....................................... 42
Тема 5. Твоя будущая профессия.................................... 46
Приложение............................................................................. 49
Список литературы.................................................................. 60
Учебное издание
Безруких Марьяна Михайловна Макеева Александра Германовна Филиппова Татьяна Андреевна
Все цвета, кроме черного
Классы
Пособие для педагогов и родителей
Редактор О. П. Москвина
Внешнее оформление С.А. Подкорытовой, 10.В. Сопелъняк
Художественный редактор Е.А. Магадова
Компьютерная верстка Н.П. Горловой
Технические редакторы Л.В. Коновалова, М.В. Плешакова
Корректоры М.И. Сергеева, И.С. Дмитриева
Гигиенический сертификат № 77.99.98.953.Д.012254.12.06
от 21.12.2006 г. сроком до 21.12.2007 г.
Подписано в печать 31.07.06 Формат 60x84/16
Гарнитура NewBaskervilleC. Печать офсетная
Бумага офсетная № 1. Печ. л. 4,0
Тираж 5000 экз. Заказ №482т
ООО Издательский центр «Вентана-Граф»
127422, Москва, ул. Тимирязевская, д. 1, корп. 3
Тел./факс: (495) 611-15-74, 234-07-53
E-mail: info@vgf.ru http: //www.vgf.ru
Отпечатано в ФКП НИИ «Геодезия»
141292, Московская область, г. Красноармейск,
просп. Испытателей, 14
Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А.
Б39 Все цвета, кроме черного: 5-6 классы: Пособие для педагогов и родителей. — М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2008. - 64 с.
ISBN 978-5-360-00741-8
В пособии рассматриваются проблемы профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью у учащихся 5-6 классов. Раскрывается система работы с тетрадями «Познаю свои способности» (5 класс), «Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми» (6 класс), предлагается методика эффективной организации профилактики с учетом возрастных особенностей младших подростков.
ББК 74.26
© М.М. Безруких, А.Г. Макеева,
Т.А. Филиппова, 2006
ISBN 978-5-360-00741-8 © Издательский центр «Вентана-Граф», 2006
Дата: 2018-12-21, просмотров: 290.