С НАРУШЕНИЕМ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Направление: 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования: магистратура

Направленность (профиль): «Психолого-педагогическое сопровождение 

                                                 лиц с нарушениями речи»

 

 

Челябинск, 2018



Лист согласования

 

 

Разработчики:  

 

 

 

   

 

 

 

   

 

 

 

(занимаемая должность)  

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

   

 

 

 

   

 

 

 

(занимаемая должность)  

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

   

 

 

 

Программа утверждена на заседании кафедры

«   »

____

20__ Протокол  
   

 

 

 

Заведующий кафедрой  

 

 

 

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

   

 

 

 

   

 

 

 

Одобрено представителем работодателя

 

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия, должность, место работы)

Руководитель ОПОП  

 

 

 

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

Декан факультета  

 

 

 

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

                         

 


 

 



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………….….5

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………....8

3    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

   ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………20

4 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО

   КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ………………31

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО

   ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………..39

6 ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ………………..41

7 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ …………...41

8 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ ………………………...41

   ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ …………………………………………………...43

 

 






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы (базовая, вариативная часть), трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

Нарушение темпо-ритмической организации – тяжелые и стойкие формы речевой патологии. Сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние на речевую коммуникацию, на развитие познавательной деятельности и часто препятствует формированию полноценной личности. Студенту-магистру необходимы разносторонние и глубокие знания о данной речевой патологии, основанные на ранее полученных сведениях дисциплин медицинского цикла, психологии, психолингвистики, чтобы в будущей практической деятельности уметь анализировать характер патологии и находить оптимальные пути ее решения.

В процессе обучения и практической подготовки будущих магистров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения ключевая роль принадлежит курсу «Психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушением темпо-ритмической организации речи».

Трудоемкость дисциплины на дневной форме обучения составляет 3 ЗЕТ (108 часов), из них 28 часов аудиторная работа (8 часов – лекционные занятия, 20 часов семинарские занятия) и 44 часа самостоятельная работа студентов; 36 часов отводится на подготовку и сдачу экзамена. Дисциплина изучается в течение 3 семестра. Курс завершается экзаменом в 3 семестре.

Трудоемкость дисциплины на заочной форме обучения составляет 3 ЗЕТ (108 часов), из них 16 часов аудиторная работа (4 часа – лекционные занятия, 12 часов семинарские занятия) и 83 часа самостоятельная работа студентов; 9 часов отводится на подготовку и сдачу экзамена. Дисциплина изучается в течение 4 семестра. Курс завершается экзаменом в 4 семестре.

При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений магистров.

1.2. Необходимые для дисциплин ы знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Курс «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением темпо-ритмической организации речи» тесно связан с дисциплинами «Логоритмика», «Фонетическая ритмика», «Заикание», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Специальная педагогика», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения особенностей лиц с отклонениями в развитии и возможностями оказания им коррекционной помощи. Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социо-гуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов логопедии, специальной психологии. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

При изучении дисциплины студенты-магистры знакомятся с базовыми понятиями логопедии, основными факторами и видами нарушений психического развития. Благодаря этому курсу у магистров должны  актуализироваться и сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности нарушенного развития, его закономерностях и специфических особенностях. Это позволит им понимать психологические механизмы нарушений различных сторон речи и  психики при разнообразных поражениях и применять полученные знания в практической  и научно-исследовательской  деятельности , а также при изучении других дисциплин. Материал излагается в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Курс «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением темпо-ритмической организации речи» тесно связан с дисциплинами: «Логоритмика», «Фонетическая ритмика», для которых сформированные в данной дисциплине знания и умения, помогают овладеть базовыми знаниями и умениями.

 

 

1.4. Цели дисциплины .

- Формирование у студентов необходимых представлений о теоретико-методологических основах логопедии, ее базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов, о закономерностях психического развития при различных видах нарушений, правильного понимания сущности нарушений нормального хода развития.

- Формирование у студентов системы знаний и умений, связанных с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, вопросами коррекции, компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации детей,  подростков и взрослых с ограниченными возможностями здоровья.

- Формирование понимания сущности нарушения темпа и ритма речи, как речевой патологии.

- Формирование понимания сущности заикания как наиболее сложной формы нарушения темпо-ритмической организации.

- Формирование умений и навыков по выявлению причино-комплекса нарушения темпа и ритма речи, заикания.

- Формирование умения организовывать коррекцию нарушений темпо-ритмической стороны речи у детей разных возрастных групп.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям).

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п

 

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
1 ПК-2 Способен к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ     З.1 – общие и специфические закономерности темпо-ритмической организации речи 3.2 – причины нарушения темпо-ритмической стороны речи, механизмы заикания с точки зрения различных теоретических обоснований;  3.3 – адекватную методику обследования при различных формах темпо-ритмических нарушений; З.4 – формы коррекционной работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая;   У.1 – реализовывать умения и навыки по выявлению причино-комплекса нарушения темпа и ритма речи, заикания; У.2 – обосновывать теоретическое и практическое значение темпо-ритмической организации речи для диагностики и коррекционно-логопедической работы В.1 – навыками анализа основополагающих исследований в области логопедии; В.2 – навыками анализа причин и механизмов формирования темпо-ритмической стороны речи.  
2 ПК-5 Готов к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения   З.5 – современные подходы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей с нарушением темпо-ритмической стороны речи; З.6 – специфику использования методов психологической, логопедической диагностики при проведении психолого-педагогического обследования лиц с нарушением темпо-ритмической стороны речи.   У.4 – осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с нарушением темпо-ритмической стороны речи с учетом структуры нарушений У.5 – определять условия проведения психолого-педагогического обследования лиц с нарушением темпо-ритмической стороны речи на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития   В.4 – приемами адаптации диагностических методик с учетом структуры нарушений


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

Таблица 2

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности (дневная форма)

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 3 4 5 6 7
I Раздел I . Клинико-физиологическая характеристика темпо-ритмической организации речи 3 6 12 21
I.1 Общие сведения о нарушениях темпо-ритмической организации речи: объект, предмет, цель, задачи 1 2 4 9
I.2 Виды нарушений темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера 1 2 4 9
1.3 Характерисника тахилалии, брадилалии. Баттаризм. Полнерн. Прерывистый темп речи .Физиологические итерации 1 2 4 7
II Раздел II . Этиология и патогенез заикания 3 4 12 19
II.1 Предрасполагающие и производящие причины 1 2 4 7
II.2 Симптоматика заикания 1 0 4 5
II.3 Классификации нарушений темпо-ритмической стороны речи 1 2 4 7
III Раздел III . Обследование нарушений темпо-ритмической стороны речи 6 12 18
III. 1 Сбор анамнестических данных. Психолого-педагогические сведения. Логопедическое заключение 2 4 6
III. 2 Клиническое обследование. Параметры  дизонтогенеза 2 4 6
III. 3 Формы нарушения темпо-ритмической стороны речи. Симптоматика 2 4 6
IV Раздел IV . Коррекционно-логопедическая работа по устранению  заикания 2 4 8 14
IV.1 Мероприятия по оздоровление психосоматики и нервной системы заикающегося 1 2 2 5
IV.2 Требования к содержанию логопедического занятия. Методика проведения занятия 1 2 2 5
IV.3 Методики коррекционно- логопедической работы по устранению заикания у детей дошкольного, школьного возраста Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми 4 4
  ИТОГО: 8 20 44 72
КОНТРОЛЬ:     36
  ВСЕГО:       108

 


Таблица 3

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности (заочная форма)

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 3 4 5 6 7
I Раздел I . Клинико-физиологическая характеристика темпо-ритмической организации речи 1 2 20 23
I.1 Общие сведения о нарушениях темпо-ритмической организации речи: объект, предмет, цель, задачи 1 6 7
I.2 Виды нарушений темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера 1 7 8
1.3 Характерисника тахилалии, брадилалии. Баттаризм. Полнерн. Прерывистый темп речи. Физиологические итерации 1 7 8
II Раздел II . Этиология и патогенез заикания 3 21 24
II.1 Предрасполагающие и производящие причины 1 7 8
II.2 Симптоматика заикания 1 7 8
II.3 Классификации нарушений темпо-ритмической стороны речи 1 7 8
III Раздел III . Обследование нарушений темпо-ритмической стороны речи 4 21 25
III. 1 Сбор анамнестических данных. Психолого-педагогические сведения. Логопедическое заключение 1 7 8
III. 2 Клиническое обследование. Параметры дизонтогенеза 2 7 9
III. 3 Формы нарушения темпо-ритмической стороны речи. Симптоматика 1 7 8
IV Раздел IV . Коррекционно-логопедическая работа по устранению заикания 3 3 21 27
IV.1 Мероприятия по оздоровление психосоматики и нервной системы заикающегося 1 1 7 9
IV.2 Требования к содержанию логопедического занятия. Методика проведения занятия 1 1 7 9
IV.3 Методики коррекционно-логопедической работы по устранению заикания у детей дошкольного, школьного возраста Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми 1 1 7 9
  ИТОГО: 4 12 83 8 9
КОНТРОЛЬ:       9
  ВСЕГО:         108

 

Таблица 4

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)


Дата: 2018-12-21, просмотров: 294.