Готов к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Знать: З.5 – современные подходы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ З.6 – специфику использования методов психологической диагностики при проведении психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ. Уметь: У.4 – осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с ОВЗ с учетом структуры нарушений У.5 – определять условия проведения психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития. Владеть: В.4 – приемами адаптации диагностических методик с учетом структуры нарушений. Текущий контроль: Проверка выполнения аналитических заданий (таблиц), тезауруса, эссе; групповое собеседование по темам самостоятельной работы, устный опрос на практических занятиях, контрольные работы по 3, 4 модулям. Промежуточная аттестация: экзамен

4.2. Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля

Контрольные вопросы и задания по модулю I

1. Каково строение периферического речевого аппарата?

2. В чем состоит различие между непроизвольными и произвольными движениями?

3. Назовите основные параметры акустических характеристик устной речи.

4. Дайте определение плавности речи.

5. Какие положения П.К Анохина составляют основу представлений о функциональной системе рече-двигательного акта?

6. К какому типу движений относиться речевая артикуляция?

7.  Какие положения П.К.Анохина составляют основу представлений о функциональной системе рече-двигательного аппарата?

8.  Как можно применить положения о функциональной системе П.К.Анохина к пониманию патогенетических механизмов заикания?

9. Какими параметрами характеризуется крик здорового ребенка? Какую основную функцию он несет?

10. В каком возрасте появляется у ребенка гуление и лепет и чем они различаются?

11. Как соотносятся фазы моторного развития ребенка с фазами речевого развития? До какого возраста прослеживается их сопряженность?

12. Назовите основные этапы развития речи ребенка.

13. Почему возраст от 1 до 6 лет является синзитивным периодом в развитии речи?

14. Что такое физиологические итерации? В какой период развития речи они возникают?

15. Раскройте практическое значение теории А.Р. Лурия о мозговой организации высших психических функций в специальной психологии.

16. В чем состоит вклад Л.С. Выготского в развитие логопедии?

Контрольные вопросы и задания по модулю II

1. Дайте определение заикания.

2. Назовите основные клинические признаки заикания.

3. Дайте характеристику основных признаков судорожной активности мышц периферического речевого аппарата.

4. Охарактеризуйте речевое дыхание у заикающихся.

5. Назовите симптом логофобии. В каком возрасте заикающихся она проявляется?

6. Охарактеризуйте типы течения заикания.

7. Объясните какова роль генетических механизмов в развитии заикающихся.

8. Опишите роль биологических и социальных факторов в развитии заикания.

9. Какова роль индивидуальных особенностей речевого онтогенеза в возникновении заикания?.

10. Назовите факторы риска, которые могут способствовать возникновению невротических и неврозоподобной форм речевой патологии.  

11. Дайте определение невротической и неврозоподобной формы заикания.

12. Перечислите факторы риска возникновения невротической формы заикания.

13. Дайте психолого-педагогическую характеристику детей с невротической формой заикания.

14. Каковы особенности психического состояния детей до и после появления невротической формы заикания?

15. Какова динамика невротической формы заикания? Возможна ли «спонтанная» нормализация речи? Что способствует хронификации данной речевой патологии?

16. Каковы особенности поведения дошкольников, страдающих невротической формой заикания?

17. Расскажите, как влияет логофобия на поведение подростков и взрослых?

18. Каковы особенности поведения подростков, страдающих невротической формой заикания?

19. Перечислите факторы риска у детей с неврозоподобной формой заикания.

20. Каковы особенности раннего психомоторного и речевого развития детей с неврозоподобной формой заикания?

21. Опишите динамику неврозоподобной формы заикания.

22. Каковы особенности поведения дошкольников и детей подросткового возраста, страдающих неврозоподобной формой заикания?

23. Расскажите, как проявляется сосуществование двух ( нормальной и патологической) программ действия в речевой функциональной системе при невротическом заикании? Каковы условия их проявления?

 

Контрольные вопросы и задания по модулю III

1. Каковы отличия от нормы в формировании речедвигательной функциональной системы у детей с неврозоподобной формой заикания?

2. Обоснуйте принципы дифференцированного психолого-педагогического воздействия на заикающихся с разными клиническими формами заикания.

3. Какие меры необходимо предпринять при «остром» начале заикания у детей дошкольного возраста?

4. Какова организация логопедических занятий с заикающимися дошкольниками, страдающими невротической формой заикания?

5. Раскройте значение психотерапии в системе реабилитации заикающихся с невротической формой заикания.

6. В чем состоит прием угашения страха речи у взрослых заикающихся?

7. Осветите систему функциональных тренировок и их роль в реабилитации заикающихся.

8. Каково значение логоритмики в системе в системе коррекционных воздействий на заикающихся?

9. Раскройте основные принципы комплексной психолого-педагогической реабилитации заикания.

10. Каковы основные направления коррекционно-педагогического воздействия при неврозоподобной форме заикания.

11. Определите значение логоритмики в системе реабилитационных мероприятий при невротической и неврозоподобных  формах заикания?

12. Перечислите методические приемы формирования навыка плавной речи.

13. Обоснуйте необходимость применения методического приема торможения речедвигательных стереотипов.

14. Как организовать охранительный режим для заикающихся дошкольников, подростков и взрослых?

15. Каккие существуют методы регуляции эмоционального состояния у заикающихся?

16. Назовите основные методические приемы формирования речевого дыхания у заикающихся.

17. Опишите основные приемы формирования навыков рациональной голосоподачи и голосоведения у заикающихся.

18. Опишите основные методические приемы развития просодической стороны речи у заикающихся.

Контрольные вопросы и задания по модулю IV

1. Назовите основные напрвления работы по развитию моторных функций организма у заикающихся.

2. Каковы основные этапы развития планирующей функции речи?

3. Каковы задачи воспитание личности заикающегося.

4. Опишите основные приемы воспитания личности дошкольников.

5. Назовите и дайте содержательную характеристику основных видов психотерапии, используемой при реабилитации заикающихся.

6. Раскройте основные положения комплексной психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся, предложенной Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау.

7. Раскройте основные теоретические положения психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся, разработанной В.И. Селиверстовым.

8. Раскройте основные теоретические положения , разработанные Р.Е.Левиной, используемые в коррекционной работе с заикающимимся дошкольниками и школьниками (методики Н.А.Чевелевой, С.А.Мироновой, А.В. Ястребовой.)

9. Раскройте основные положения системы психолого-педагогической системы реабилитации, разработанной В.М.Шкловским.

10. Раскройте основные положения системы комплексной медико-педагогической системы реабилитации взрослых заикающихся, разработанной коллективом «Лаборатории патологии речи» под руководством Н.М.Асатиани.

11. Каковы основные направления системы социореабилитации взрослых заикающихся, разработанной Ю.Б. Некрасовой.

12. Раскройте основные положения «Комплексной методики устойчивой нормализации речи при заикании», разработанной Л.З. Арутюнян.

13. Перечислите основные направления профилактики заикания.

14. Каково значение двуязычия в семье, как фактора риска возникновения заикания? Опишите пути профилактики нарушения развития речи?

15. Раскройте значение воспитания личности при профилактике заикания.

16. Перечислите основные направления логопедической работы по профилактике хронификации заикания.

17. Как предупредить рецидивы заикания?

18. Каковы могут быть меры по предупреждению нарушений социальной адаптации заикающихся дошкольников, подростков и взрослых?

Задание: Напишите эссе по теме «Как я представляю коррекционно-логопедическую работу с заикающимися детьми школьного возраста в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 216.