Правильно сформировать группу детей — только предварительное условие эффективности игры, необходимо развить в ней и взаимосвязанные, коллективные отношения, что требует трехразовых занятий у дошкольников, двухразовых у младших школьников и одноразовых (в неделю) у подростков. Продолжительность игрового цикла составляет не меньше двух месяцев у дошкольников и трех месяцев у школьников. Психотерапевтические группы могут функционировать в больницах, детских садах и санаториях. Так что наши выводы будут полезны во всех случаях.
• В группу включаются только дети, желающие избавиться от невротических проявлений, а также родители с положительной установкой на лечение и верой в него.
• Желательно участие обоих родителей, что облегчает повторение игр дома.
• Разница в возрасте детей не должна превышать двух лет в дошкольном и трех лет в школьном возрасте.
• Допустимы группы только мальчиков или девочек, но лучшим вариантом является смешанный состав
404
при условии, что в группе не будет только один мальчик или одна девочка.
• В младшем дошкольном возрасте количество детей в группе не больше четырех, в старшем дошкольном возрасте — шести и в школьном — восьми. Это число нужно увеличить в два раза, если присутствует один родитель, и в три раза — при обоих родителях. Соответственно, игровое помещение составляет не меньше 80 кв. м. Крайне желательно иметь еще ряд помещений, меньших по размеру, прихожую и туалет. Идеальный вариант — группа детского сада с прилегающими к ней коридором и лестницей.
• Заранее регламентируется продолжительность игрового занятия. В выходные дни оно проводится в первую, в остальные — во вторую половину дня.
• Программа игр видоизменяется в зависимости от возраста детей.
• В группе исключено наличие только холериков или флегматиков. В первом случае она легко может стать неуправляемой, во втором — малоактивной. Наилучшее сочетание, когда в группе один холерик и один флегматик, остальные — сангвиники.
• Наиболее сложная проблема — сочетание нервно-психической патологии участников группы. Не следует объединять детей с расторможенным, тем более агрессивно-психопатическим поведением — все равно что сделать группу взрывоопасной и не контролируемой никакими правилами, или сформировать ее из одних психастеников с их пораженческим и депрессивным настроем.
Наиболее совместимы дети с невротическими, психогенными по своей сути расстройствами, но здесь нужны определенные соотношения. Нельзя объединять детей
405
только с неврастенией, истерическим неврозом, неврозом страха, а также с неврозом навязчивых состояний *.
Если в группе только больные с неврастенией, крайне честолюбивые, не способные на компромиссы, стремящиеся всегда быть только первыми, не уступающие друг другу в игре, то это создает неизбежную напряженность в группе из-за непомерной конкуренции, отсутствия импровизации, спонтанности и самой возможности играния роли.
Еще хуже, когда в группе преобладают дети с истерическим неврозом. Она автоматически становится неуправляемой, в ней анархия, своеволие, обиды, ревность и зависть к тем, кто получает (выбирает) главные роли (как в любом театре).
Группа, состоящая только из детей с неврозом страха, наиболее приемлема именно из-за своей гомогенности, но при условии отсутствия упаднического настроения и депрессии (подавленности).
Группа из детей с неврозом навязчивых состояний часто становится «неподъемной» для психотерапии ввиду высокой тревожности и мнительности, излишней рациональности и полного отсутствия чувства юмора. Они постоянно думают об одном и том же, и их навязчивые страхи-фобии (обычно не больше двух) заменяют все остальные страхи, т. е. кумулируют, или кристаллизируют их.
Лучшего всего строить группу из восьми детей следующим образом: двое детей с неврастенией, один с истерическим неврозом, четыре с неврозом страха и один с обсессивным неврозом. Это оптимальный баланс, установленным нами в процессе работы более чем с тридцатью психотерапевтическими группами в течение конца 1960-х—1980-х годов.
* В литературе эти данные отсутствуют.
406
Весьма непростой вопрос — психомоторные нарушения у детей. Обычно это не диагнозы как таковые, а синдромы, встречающиеся при любых неврозах. С равным успехом они могут иметь место при невропатии и органических нарушениях головного мозга. Рассмотрим психомоторные нарушения исключительно при неврозах. При неврастении чаще встречается энурез, при истерическом неврозе — синдром гиперактивности, при неврозе страха — заикание и при обсессивном неврозе — тики.
Даже без учета вида невроза в группе из восьми детей могут быть двое с энурезом, поскольку он не заметен в группе, один из детей с заиканием и один с тиками, т. е. всего половина группы, но только не двое заикающихся или двое с тиками.
Итак, для оптимального психотерапевтического функционирования группы при ее формировании следует учитывать:
1) желание детей и выполнение родителями предшествующих рекомендаций специалиста;
2) разницу в возрасте и пол детей;
3) количество участников;
4) их темперамент;
5) вид невроза;
6) психомоторные нарушения;
7) постоянный состав группы.
Последнее означает, что все участники начинают и заканчивают цикл игр в одно и то же время, т. е. ее состав не меняется, исключено появление новых участников при уже начавшихся игровых занятиях, так как, пока они усвоят направление игры, группа будет какое-то время отброшена назад, снизив динамичность и результативность, и потребуется какое-то время, чтобы восстановить эти характеристики.
И последнее: в группе желательно сократить до минимума анализ, дискуссии, выяснения обстоятельств удач и поражений, так чтобы преобладали действие и суггестивное закрепление результатов игры.
Послесловие
Возможно, психологические ресурсы игры могут показаться сказками в нашем изложении, но только недоверчивым и лишенным живых эмоций специалистам и родителям. Известно, что каждый десятый человек никогда не знает ни счастья, ни горя. Ученые исследовали мозг таких эмоционально слепых людей и обнаружили, что они просто не способны воспринимать (ощущать) эмоции. И обозначили это премудрым словом алекситимия. А вот объяснить ее однозначно не могут, несмотря на все современные технологии диагностики. Забудем это слово и скажем проще о причинах эмоциональной бесчувственности, или слепоты некоторых родителей, негативно отражающихся на игровой терапии.
Бывает, что эмоции исчезают у родителей вследствие шоковых стрессов, запредельных испугов, бесконечных неудач, разочарований и обид. Как следствие — невроз, не говоря уже о депрессии (эмоциональной подавленности). Здесь, как никогда, необходима «оживляющая» психотерапия посредством совместной игры с детьми, на что немногие родители могут решиться.
В отличие от взрослых, детей еще можно эмоционально «расшевелить» как раз посредством игры, интересных, захватывающих занятий, просмотра классических российских и зарубежных (Уолта Диснея) мультипликационных фильмов, посещений кукольного театра, рисования, музыки, пения, танцев, природы в ее первозданной чистоте, а то и просто улучшения настроения родителей и прекращения конфликтов в семье. Однако не стоит
408
ждать сиюминутных результатов. Нужно выполнить программу оказания психологической помощи, запастись терпением и милосердием, постараться изменить свои неблагоприятные черты характера и неадекватные отношения в семье, равно как и с ребенком. Все это раскроет оптимальные возможности психотерапии и будет способствовать предупреждению неврозов и в следующих поколениях.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 239.