ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППЫ ПРИ ИГРОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правильно сформировать группу детей — только предварительное условие эффективности игры, необхо­димо развить в ней и взаимосвязанные, коллективные отношения, что требует трехразовых занятий у дошколь­ников, двухразовых у младших школьников и одноразо­вых (в неделю) у подростков. Продолжительность игрового цикла составляет не меньше двух месяцев у дошкольни­ков и трех месяцев у школьников. Психотерапевтиче­ские группы могут функционировать в больницах, дет­ских садах и санаториях. Так что наши выводы будут полезны во всех случаях.

• В группу включаются только дети, желающие из­бавиться от невротических проявлений, а также родители с положительной установкой на лечение и верой в него.

• Желательно участие обоих родителей, что облегча­ет повторение игр дома.

• Разница в возрасте детей не должна превышать двух лет в дошкольном и трех лет в школьном воз­расте.

• Допустимы группы только мальчиков или девочек, но лучшим вариантом является смешанный состав

404

при условии, что в группе не будет только один мальчик или одна девочка.

• В младшем дошкольном возрасте количество детей в группе не больше четырех, в старшем дошколь­ном возрасте — шести и в школьном — восьми. Это число нужно увеличить в два раза, если при­сутствует один родитель, и в три раза — при обоих родителях. Соответственно, игровое помещение составляет не меньше 80 кв. м. Крайне желательно иметь еще ряд помещений, меньших по размеру, прихожую и туалет. Идеальный вариант — груп­па детского сада с прилегающими к ней коридором и лестницей.

• Заранее регламентируется продолжительность иг­рового занятия. В выходные дни оно проводит­ся в первую, в остальные — во вторую полови­ну дня.

• Программа игр видоизменяется в зависимости от возраста детей.

• В группе исключено наличие только холериков или флегматиков. В первом случае она легко может стать неуправляемой, во втором — малоактивной. Наилучшее сочетание, когда в группе один холерик и один флегматик, остальные — сангвиники.

• Наиболее сложная проблема — сочетание нервно-психической патологии участников группы. Не сле­дует объединять детей с расторможенным, тем бо­лее агрессивно-психопатическим поведением — все равно что сделать группу взрывоопасной и не кон­тролируемой никакими правилами, или сформиро­вать ее из одних психастеников с их пораженче­ским и депрессивным настроем.

Наиболее совместимы дети с невротическими, психо­генными по своей сути расстройствами, но здесь нужны определенные соотношения. Нельзя объединять детей

405

только с неврастенией, истерическим неврозом, невро­зом страха, а также с неврозом навязчивых состояний *.

Если в группе только больные с неврастенией, край­не честолюбивые, не способные на компромиссы, стре­мящиеся всегда быть только первыми, не уступающие друг другу в игре, то это создает неизбежную напряжен­ность в группе из-за непомерной конкуренции, отсут­ствия импровизации, спонтанности и самой возможнос­ти играния роли.

Еще хуже, когда в группе преобладают дети с исте­рическим неврозом. Она автоматически становится не­управляемой, в ней анархия, своеволие, обиды, ревность и зависть к тем, кто получает (выбирает) главные роли (как в любом театре).

Группа, состоящая только из детей с неврозом страха, наиболее приемлема именно из-за своей гомогенности, но при условии отсутствия упаднического настроения и депрессии (подавленности).

Группа из детей с неврозом навязчивых состояний часто становится «неподъемной» для психотерапии вви­ду высокой тревожности и мнительности, излишней ра­циональности и полного отсутствия чувства юмора. Они постоянно думают об одном и том же, и их навязчивые страхи-фобии (обычно не больше двух) заменяют все остальные страхи, т. е. кумулируют, или кристаллизи­руют их.

Лучшего всего строить группу из восьми детей следу­ющим образом: двое детей с неврастенией, один с исте­рическим неврозом, четыре с неврозом страха и один с обсессивным неврозом. Это оптимальный баланс, уста­новленным нами в процессе работы более чем с трид­цатью психотерапевтическими группами в течение конца 1960-х—1980-х годов.

* В литературе эти данные отсутствуют.

406

Весьма непростой вопрос — психомоторные нарушения у детей. Обычно это не диагнозы как таковые, а синдро­мы, встречающиеся при любых неврозах. С равным ус­пехом они могут иметь место при невропатии и органи­ческих нарушениях головного мозга. Рассмотрим психо­моторные нарушения исключительно при неврозах. При неврастении чаще встречается энурез, при истерическом неврозе — синдром гиперактивности, при неврозе стра­ха — заикание и при обсессивном неврозе — тики.

Даже без учета вида невроза в группе из восьми детей могут быть двое с энурезом, поскольку он не заме­тен в группе, один из детей с заиканием и один с тика­ми, т. е. всего половина группы, но только не двое за­икающихся или двое с тиками.

Итак, для оптимального психотерапевтического функ­ционирования группы при ее формировании следует учитывать:

1) желание детей и выполнение родителями предше­ствующих рекомендаций специалиста;

2) разницу в возрасте и пол детей;

3) количество участников;

4) их темперамент;

5) вид невроза;

6) психомоторные нарушения;

7) постоянный состав группы.

Последнее означает, что все участники начинают и за­канчивают цикл игр в одно и то же время, т. е. ее со­став не меняется, исключено появление новых участников при уже начавшихся игровых занятиях, так как, пока они усвоят направление игры, группа будет какое-то вре­мя отброшена назад, снизив динамичность и результатив­ность, и потребуется какое-то время, чтобы восстановить эти характеристики.

И последнее: в группе желательно сократить до мини­мума анализ, дискуссии, выяснения обстоятельств удач и поражений, так чтобы преобладали действие и сугге­стивное закрепление результатов игры.

Послесловие

Возможно, психологические ресурсы игры могут пока­заться сказками в нашем изложении, но только недовер­чивым и лишенным живых эмоций специалистам и роди­телям. Известно, что каждый десятый человек никогда не знает ни счастья, ни горя. Ученые исследовали мозг та­ких эмоционально слепых людей и обнаружили, что они просто не способны воспринимать (ощущать) эмоции. И обозначили это премудрым словом алекситимия. А вот объяснить ее однозначно не могут, несмотря на все совре­менные технологии диагностики. Забудем это слово и ска­жем проще о причинах эмоциональной бесчувственности, или слепоты некоторых родителей, негативно отражаю­щихся на игровой терапии.

Бывает, что эмоции исчезают у родителей вследствие шоковых стрессов, запредельных испугов, бесконечных неудач, разочарований и обид. Как следствие — невроз, не говоря уже о депрессии (эмоциональной подавленно­сти). Здесь, как никогда, необходима «оживляющая» психотерапия посредством совместной игры с детьми, на что немногие родители могут решиться.

В отличие от взрослых, детей еще можно эмоциональ­но «расшевелить» как раз посредством игры, интересных, захватывающих занятий, просмотра классических россий­ских и зарубежных (Уолта Диснея) мультипликацион­ных фильмов, посещений кукольного театра, рисования, музыки, пения, танцев, природы в ее первозданной чисто­те, а то и просто улучшения настроения родителей и прекращения конфликтов в семье. Однако не стоит

408

ждать сиюминутных результатов. Нужно выполнить программу оказания психологической помощи, запас­тись терпением и милосердием, постараться изменить свои неблагоприятные черты характера и неадекватные отношения в семье, равно как и с ребенком. Все это рас­кроет оптимальные возможности психотерапии и будет способствовать предупреждению неврозов и в следую­щих поколениях.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 207.