-
Исходные понятия страхов
Страх является защитной реакцией человека на опасность и может не только парализовать, но и мобилизовать волю к сопротивлению. Однако при неврозах люди не оказывают сопротивления страху: и дети, и взрослые отступают, «закрывая глаза и уши», уходят в себя настолько, что не могут общаться с людьми, им везде мерещатся опасности, ловушки, они вырабатывают защитные ритуалы — не ходить без сопровождения, не оставаться одному, не сидеть рядом с незнакомым человеком, избегать любого скопления людей, даже если это несколько человек. Ребенок не может ничего делать самостоятельно, взрослый теряет уверенность в себе, развивается неестественная, вплоть до патологической, зависимость от одобрения окружающих. При этом ребенок лебезит, заискивает или заикается, без конца просит прощения, прячет глаза, хочет, чтобы его водили за ручку, как маленького, беспомощного, целиком зависящего от благожелательного отношения взрослых. Это особенно заметно на приеме, когда дети, даже подростки, не могут занять себя, оставшись в одиночестве. Им не приходит в голову почитать, поиграть, просто посмотреть, что находится вокруг (игрушек и книг более чем достаточно). Вместо этого такой ребенок смотрит в потолок,
103
застыв в одной позе, или бесцельно ходит как заведенный из угла в угол. Очевидно, что он утратил самообладание, самостоятельность, что им управляют, как марионеткой, тревожные или властные взрослые.
Частым последствием развития страха как подконтрольного процесса являются панические реакции, когда опасность приобретает гигантские размеры, чувство страха возникает неожиданно, сопровождается бегством, или торможением, или неоправданной агрессией.
Чаще всего страх порождает неуверенность в себе и значительно ослабляет последующее чувство удовлетворенности жизнью, когда все кажется бесперспективным и унылым. «Чего ему не хватает?» — обычно говорят о таком человеке. Ему не хватает уверенности в себе, потерянной еще в детстве под влиянием страха и тревоги.
Различия между страхом и тревогой незначительны, их объединяет чувство беспокойства. Тревога — это скорее предчувствие опасности и возбуждение при этом, ужас, затормаживающий все остальные эмоции,— незамедлительная реакция на опасность занимает промежуточное место между тревогой и ужасом.
Следует разделять понятия возрастных и невротических страхов. Возрастные страхи являются следствием эмоциональной чувствительности и впечатлительности ребенка при осознаваемой опасности для жизни и самочувствия. В первые годы жизни ребенок пугается темноты, одиночества и возникающих из ниоткуда чудовищ, вздрагивает при резком шуме, находясь на высоте или в воде без опоры для ног. В 5—7 лет эти страхи теряют свою актуальность, эмоционально демонтируются, но зато начинают осознаваться страхи несчастья, заболевания, смерти, страхи огня и пожара. В младшем школьном возрасте происходит следующая трансформация страхов: дети начинают не столько бояться, сколько опасаться потусторонней жизни (чертей, скелетов, Пиковой дамы и Черной руки), нарастает тревожность (беспокойство)
104
из-за неудач, несоответствия требованиям окружающих, т. е. возрастает социальный уровень страхов. В подростковом возрасте при нормальном развитии преобладают страхи (опасения, беспокойства) по поводу изменения своей внешности, неуспеха в общении и раскрытия себя как личности.
Из упомянутой возрастной динамики страхов следует, что они из чисто инстинктивных проявлений становятся событиями, все более отражающими социальную действительность, процесс формирования личности детей, т. е. страхи все более перерастают в тревожность как отражение личностного социального неблагополучия индивидуума.
Таким образом, можно отметить, что до 3 лет преобладает беспокойство как сплав страхов и тревожности, от 3 до 12 лет отчетливо прослеживается диктат страха и в последующие годы наблюдаются преимущественно реакции тревоги.
Говоря о страхах, чем бы они ни являлись, приведем вопросы нашей стандартизированной анкеты.
«А сейчас, Коля, мы поговорим о страхах. Если ты чего-то боишься, скажи об этом, чтобы мы могли тебе помочь избавиться от страхов».
1. Ты боишься или нет, когда остаешься один? (страх одиночества)
2. Боишься или нет нападения, бандитов?
3. Боишься заболеть, заразиться?
4. Умереть (смерти)?
5. Того, что умрут твои родители?
6. Каких-либо людей? (без пояснения, каких именно)
7. Маму (папу)?
8. Того, что тебя накажет мама (папа)?
9. Боишься или нет Бабу-Ягу, Кощея, Змея Горыны-ча, динозавров, призраков, невидимок, скелетов, чертей, Черную руку, Пиковую даму, полтергейста, инопланетян?
105
10. Ты боишься опоздать в детский сад, школу или нет?
11. Когда ты ложишься спать, тебе иногда бывает страшно?
12. А страшных снов ты боишься?
13. В темноте тебе бывает страшно или все равно?
14. Боишься или нет волка, собак, насекомых, пауков, змей? (страх животных)
15. Машин, поездов, самолетов? (страх транспорта)
16. Бури, урагана, наводнения, землетрясения? (страх стихии)
17. Высоты, когда высоко? (специалист поднимает палец вверх)
18. Глубины, когда глубоко? (специалист опускает палец вниз)
19. Тебе страшно в маленькой, тесной комнате, чулане, туалете, в переполненном автобусе, трамвае, метро? (страх замкнутого пространства)
20. Ты боишься воды? (обычно ее боятся дети, не умеющие плавать)
21. Огня ты боишься или нет?
22. Пожара?
23. Войны?
24. Больших улиц, площадей?
25. Кроме зубных, ты боишься каких-либо врачей?
26. Боишься или нет, когда идет кровь?
27. Уколов?
28. Боли?
29. Ты пугаешься, когда внезапно что-нибудь звякнет, упадет, стукнет, загудит машина или зазвонит телефон? (при этом специалист ударяет по столу и наблюдает за реакцией ребенка)
Последующие страхи не были использованы в опросе, когда мы раньше выясняли страхи у детей. К тому же это не столько страх, сколько отражение тревожности. Поэтому они не включены в контрольные цифры страхов у детей.
106
30. Ты боишься сделать что-либо неправильно, не так, как нужно, как следует, как тебя учили?
31. Ты боишься или нет не успеть вовремя?
Без двух последних насчитывается 29 страхов. Перечень страхов можно продолжать бесконечно, но для нас главное — выявить за сравнительно короткое время основные страхи, а потом при необходимости их уточнять.
Страхов у девочек выявляется в два раза больше, чем у мальчиков, и это свидетельствует о более выраженном инстинкте самосохранения. Этим, на наш взгляд, объясняется и относительно меньшая продолжительность жизни мужчин.
Имеются точные данные о возрастном количестве страхов в каждый год жизни ребенка (Захаров А. И., 1986). В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте среднее число страхов у мальчиков 7, у девочек 10. Это не патология, а возрастные особенности развития. Совсем не бояться так же плохо, как и бояться всего на свете. Для развития ребенка важным является не само количество страхов, а их влияние на формирование его личности, когда он становится все более неуверенным в себе, неспособным вести себя непосредственно, выражать чувства и желания и реализовывать поставленные цели. Не бывает невроза без повышенного количества страхов, и при неврозе страха они являются его основным аффективно заряженным образованием. В любых случаях индекс страхов свыше 15 может быть серьезной помехой в процессе становления личности.
Если страхи приобретают навязчивый, неотступный характер, то они, как правило, начинают поглощать возрастные страхи, поэтому мы часто наблюдаем фобии — навязчивые, монотематические страхи (скажем, замкнутого пространства).
Невротические страхи отличаются от возрастных: невротический страх возникает раньше или позже возрастного страха, продолжается более длительное время
107
(например, страх Бабы-Яги, Кощея Бессмертного и прочих чудовищ) и имеет более выраженный аффективный заряд, блокирующий (тормозящий) процесс самопознания и творческого раскрытия личности ребенка.
Пути устранения страхов
Существует несколько подходов в традиционно понимаемом устранении страхов: поведенческий, психоаналитический, психологический, психиатрический и социо-ку льтурологический.
Поведенческий подход к устранению страхов в основном сформировался в 20—40-х годах XIX столетия. Но задолго до этого Жан-Жак Руссо писал: «Все дети боятся масок. Я начну с того, что покажу Эмилю маску с приятными чертами лица; затем кто-нибудь у него на глазах наденет ее на лицо: я начну хохотать, засмеются и все,— я приучу его к маскам с менее приятными чертами и, наконец, к фигурам отвратительным. Если я хорошо выдержал градацию, то он не только не испугается последней маски, но будет смеяться над ней, как и над первой. После этого я не боюсь уже, что его испугают масками» («Эмиль, или О воспитании»).
М. Джонс в 1924 году использовала близкий принцип, показав, что реакции страха могут быть «погашены» в результате предъявления объекта, вызывающего страх, одновременно с другим, желаемым объектом или использования социального подражания. Классический пример: ребенок боится крысы, ему ее показывают, но одновременно он получает конфетку, поэтому у него к крысе будет скорее положительное, чем отрицательное отношение. Здесь доминанта страха замещается доминантой удовольствия. Тем не менее крыс, на наш взгляд, все равно нужно опасаться и не замещать естественный в какой-то мере страх удовольствиями, например сладостями.
108
Психологически более обоснованный принцип использован Ф. Холмс в 1936 году. Малыш, боящийся темноты, был сопровожден в комнату дружелюбно настроенными взрослыми, где они вместе с ребенком находили в темноте приятные сюрпризы. В этих ситуациях связи между внушающим страх стимулом (темноты) и ответными реакциями тревоги и страха ослабевают и, соответственно, снимаются ответные реакции в виде убегания. В еще более позднем опыте терапии страхов детям стали предъявляться модели (картинки, кино) храброго поведения, т. е. использовался эффект подражания (Бандура А., 1969).
Какие бы приемы ни использовались в поведенческой терапии, главным ее принципом будет десенсибилизация — постепенное, плавное замещение страха как отрицательной эмоции положительными эмоциями и утверждением себя при этом в новой роли. В настоящее время в поведенческой терапии страхов все более широко используются приемы релаксации, психологической саморегуляции, аутотренинга и медитации. Пациент способен на фоне этих состояний представлять травмирующие события без прежнего ощущения страха.
Психоаналитический подход состоит в раскрытии ранних переживаний, их осознании и в какой-то степени изменении отношения к ним. Пациенту предлагаются заранее подготовленные концепции происхождения страхов, неизбежного чувства вины, и излагается необходимость постоянной работы с высокооплачиваемым психоаналитиком. Ранние переживания, естественно, влияют на дальнейшее психическое развитие детей, но без фатализма и внушения идеи греховности и постоянного оправдания дальнейшей жизни. Когда к нам приезжали ведущие психоаналитики Соединенных Штатов Америки, Канады и Англии, они были поражены достаточно быстрыми и радикальными успехами в психотерапии страхов. Эти результаты не были обманом, фикцией.
109
Дети сами рассказывали о своих прежних страхах с «убийственной хладнокровностью» (оценка иностранных гостей). Более того, по их просьбе дети сами разыгрывали с ними различные сцены страхов и ужасов с таким драматизмом и в то же время не испытывая этих чувств, что повергали в смятение профессоров психологии и психиатрии. По нашим данным эффективность игровой психотерапии страхов по крайней мере в 100 раз выше рутинного психоанализа.
Психологический подход устранения страхов основан на понимании источников страхов, выработке к ним более адекватного отношения, разыгрывании страхов и приобретении нового, более конструктивного личностного опыта. Данный подход является оптимальным для преодоления страхов с помощью игровой психотерапии.
Психиатрический подход к преодолению страхов также состоит в анализе и осознании аффективных проблем самим пациентом, но при этом большее внимание уделяется собственно психическому состоянию: насколько оно изменено по наследственному, органическому, па-тохарактерологическому, невротическому или психотическому признаку. Преобладают медикаментозные способы устранения страхов, тем более если они являются результатом психического расстройства пациента. Следует заметить, что есть и психотические страхи, имеющие сверхценный, а то и бредовый характер, при которых неэффективны психологические методики воздействия, например, паранойяльные страхи непреодолимого воздействия космоса, нечистых сил, микробов, соседей, инородцев или собственного уродства и неизлечимых болезней, существующих только в воображении. При этом меняется все поведение человека: он избегает людей, все дезинфицирует, бросает семью и детей, опасаясь конца света, уходит в никуда или навсегда замыкается в себе, а то и начинает борьбу за справедливость. Тогда опытный психиатр может предположить вероятность развития
110
психического, а не психогенного (как невроз) заболевания.
Социокулыпурологический подход к устранению страхов самый общий. Чем благополучнее общество в экономическом и психическом отношении, чем доступнее для граждан медицинская помощь, чем меньше в нем катаклизмов, потрясений, тем меньше и социально обусловленных страхов и тревожности в целом.
Все рассматриваемые лечебные игры были тщательно отобраны в процессе их использования в многолетней практике автора. Каждая игра имеет свои задачи и, по существу, представляет самостоятельную методику преодоления того или иного страха. Все игры проводятся совместно с детьми и родителями под руководством специалиста. Как правило, в них также участвуют несколько студентов, аспирантов или курсантов, проходящих индивидуальное и групповое обучение авторским методикам детской и семейной практической психологии и психотерапии. В итоге образуются динамичные психотерапевтические группы, минимальное количество участников в которых составляет 3 человека (мать, ребенок, специалист), оптимальное — 6 человек (в том числе отец ребенка и ассистенты), максимальное количество — 12 человек, т. е. малая группа. Это не групповая психотерапия в основном значении этого слова, когда развитие отношений используется в качестве лечебного фактора, а психотерапия в группе, открытой для притока новых участников игры. Положительным в этом случае является разнообразие контактов детей, что вынуждает приспосабливаться к новым участникам игры. Это своего рода естественный эксперимент: в жизни нет запрограммированного количества играющих, кто-то не смог играть, не захотел, изменились обстоятельства желания. Таким образом, открытость лечебной группы, ее вариативность, динамичность способствуют укреплению адаптивной способности,
111
необходимой при лечении неврозов. Каждый раз ребенок должен познакомиться с вновь прибывшим членом группы, «сыграть с ним партию», решить новые проблемы взаимоотношений. Даже в многочисленных группах предполагается оказание индивидуальной помощи всем ее участникам. В половине случаев в психологической помощи нуждаются и сами родители, которые устраняют в процессе игры имеющиеся у них аффективные проблемы детства и успешнее налаживают отношения с детьми. В каждой третьей игре принимают участие братья и сестры пациента, достигшие игрового возраста, а также другой ребенок соответствующего возраста с невротическим расстройством. Таким образом, в группе может быть двое, трое, а то и четверо детей, и это всегда усиливает психотерапевтический эффект благодаря сравнению, соперничеству и подражанию. Поэтому все приводимые ниже игровые занятия следует рассматривать как индивидуально-групповые формы семейной психотерапии.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 254.