Эффективность общения. Компетентность в общении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Литература

Основная:

1. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. Разд. VIII. С. 413–415.

2. Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. Разд. V. С. 361–396, 450–475.

Дополнительная:

3. Перспективы социальной психологии. М.: ЭКСМО, 2001. С. 367–369.

4. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. Разд. VII. (Статья Л. А. Петровской).

V . ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

                                               очной и заочной форм обучения    

№ п/п Формы организации Формы контроля
1 Освоение тем, вынесенных на самостоятельное изучение Проверка готовности студента на зачете
2 Участие в упражнениях, предлагаемых студентами, выступающими в качестве ведущих. Участие в обсуждении. Оценка качества участия в дискуссиях, обсуждениях
3 Выполнение заданий для самостоятельной работы Оценка качества и самостоятельности выполнения заданий

V II .СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

(очной и заочной форм обучения)

Результаты выполнения заданий для самостоятельной работы (см. комментарии к темам занятий) формируют портфолио студентов и учитываются при выставлении итоговой оценки.

Потрфолио (в переводе с итальянского «папка с документами») – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных работ студентов в процессе изучения дисциплины. Портфолио работ студентов по учебному курсу «Психология межличностного общения» включает в себя контрольные работы, домашние задания, тезисы сообщений по темам, подобранные упражнения для тренинга, личные творческие работы.  

 

Варианты творческих работ

Проведите сравнительный анализ особенностей партнерского и манипулятивного стилей межличностного общения по следующим позициям:

1. Цели общения.

2. Мотивы общения.

3. Установка на другого человека.

4. Способы и техники влияния, используемые в общении.

5. Вербальная коммуникация: характеристики речевого стиля общения; соблюдение основных правил речевой коммуникации; особенности обратной связи и соблюдение правил подачи обратной связи; особенности слушания.

6. Невербальная коммуникация: мимика, язык глаз, жесты, позы, голосовые характеристики, расположение в пространстве.

7. Особенности выражения эмоций.

Работа выполняется письменно и сдается преподавателю.

 

Основная литература для выполнения самостоятельной творческой работы

1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Черо: МГУ, 1996.

2. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.

3. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д., 1999.

4. Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001.

5. Психология влияния. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001.

6.Фомин Ю. А. Психология делового общения. Минск: Амалфея, 2003.

7. Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992. Ч. 1; Ч. 2. С. 6–90.

2. Примерные вопросы для подготовки к зачету

 

1. Понятие общения. Основные подходы к изучению общения в зарубежной и отечественной психологии. Актуальность изучения общения.

2. Специфика межличностного общения. Логическая структура общения. Функции общения. Виды общения. Основные критерии классификации видов общения.

3. Деятельностный подход к общению А. А. Леонтьева. Основные характеристики общения и его виды.

4. Личность как субъект общения. Потребности и мотивы личности в общении. Характеристика первичных и вторичных потребностей и мотивов личности в общении. Аффилиация и альтруизм.

5. Понятие индивидуального стиля общения. Индивидные, личностные и социальные факторы, определяющие стиль общения. Виды стилей общения и критерии их классификаций.

6. Партнерский и не партнерский стили общения, их разновидности и критерии различия. Основные характеристики партнерского стиля общения.

7. Ассертивность как характеристика конструктивного общения.

8. Манипулятивный стиль общения. Понятие и сущность манипуляции в работе Э. Шострома «Анти-Карнеги, или Человек – манипулятор». Причины манипуляций. Манипулятивные системы. Типы манипуляторов. Отличия манипулятора от актуализатора.

9. Социальные ситуации общения, их значение для понимания общения. Различные подходы к изучению ситуаций общения. Виды социальных ситуаций. Основные компоненты изучения ситуаций общения.

10. Ритуальное общение. Особенности и формы ритуального общения. Специфика психологического контакта в ритуальном общении.

11. Деловое общение. Особенности и виды делового общения. Проблема психологической совместимости и сработанности деловых партнеров.

12. Игра как вид общения. Особенности и виды игрового общения.

13. Доверительное общение. Понятие доверия, формы доверительного общения. Понятие психологической близости. Привязанность как выражение аффилиативных отношений. Роль аттракции в доверительных отношениях.

14. Понятие социальной перцепции, основные характеристики и функции. Уровни межличностного понимания. Проблемы содержания и точности восприятия другого человека.

15. Психологические механизмы процесса межличностного восприятия. Проблема адекватности социальной перцепции.

16. Основные механизмы и факторы межличностного понимания (интерпретации). Феномен проницательности.

17. Феномен первого впечатления. Основные компоненты содержания первого впечатления. Проблема точности первого впечатления. Факторы, влияющие на формирование первого впечатления. Развитие социально-перцептивной компетентности личности.

18. Понятие психологического влияния в межличностном общении и противостояния влиянию. Цели влияния. Виды влияния. Способы защиты от неконструктивного воздействия.

19. Убеждение в речевой коммуникации, виды, принципы аргументации.

20. Заражение и внушение в общении.

21. Принуждение и конфронтация как виды влияния.

22. Манипуляция как вид влияния. Понятие манипуляции, психологические механизмы манипулирования. Техники манипулятивного воздействия. Способы защиты от манипуляции.

23. Коммуникативная сторона общения. Структура коммуникативного акта. Специфика обмена информацией в межличностном общении. Организационные барьеры в коммуникации.

24. Вербальная коммуникация. Речь как основное средство передачи информации. Проблема взаимопонимания в коммуникации. Языковые барьеры: фонетический, семантический, стилистический, логический.

25. Невербальная коммуникация в межличностном общении: особенности, функции, значение. Проблема интерпретации невербальных сообщений. Конгруэнтность в общении.

26. Основные каналы невербальной коммуникации и их характеристика: акустический, оптический, тактильный, ольфакторный Основные значения невербальных знаковых систем.

27. Понятие эффективного слушания. Роль слушания в общении. Причины не эффективности слушания. Факторы эффективного слушания.

28. Стили слушания. Критическое, эмпатическое, нерефлексивное, рефлексивное слушание.

29. Обратная связь в общении, ее виды и функции. Правила подачи обратной связи. Проблемы обратной связи.

30. Роль эмоций и чувств в общении. Проблема выражения и распознавания эмоций в общении. Управление эмоциями.

31. Установление и поддержание контакта в общении: характеристика основных этапов и приемов. Конгруэнтность в общении. Синхронизация в общении.

32. Психологические барьеры в межличностном общении и их преодоление.

33. Межличностные отношения. Стадии развития межличностных отношений: сближение, близость, дифференциация, отдаление, распад. Факторы стабильности отношений.

34. Эффективность общения. Компетентность в общении. Уровни развития компетентности и виды. Факторы, определяющие компетентность в общении. Компетентность как условие эффективного общения.

35. Трансактный анализ Э. Берна. Личностные позиции в общении: Родитель, Ребенок, Взрослый.

36. В. Сатир об основных пяти моделях общения.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 215.