Личность как субъект общения. Индивидуальный стиль общения личности. Классификация стилей общения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Литература

Основная:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988.

2. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. Разд. VIII. С. 415–438.

3. Сатир В. Вы и Ваша семья. Руководство по личностному росту. М.: Эксмо-пресс, 2000. Гл. 4.

4. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992. (Предисловие, ч. 1, ч. 2, с. 6–90).

 

Дополнительная:

1. Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. Разд. VI.

2. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Черо: МГУ, 1996. Гл. 2. С. 42–63; Гл. 3. С. 63–84; Гл. 4. С. 108–116; Гл. 5. С. 146–156.

3. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. Разд. 3, гл. 10.

4. Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. Разд. 3. (Статьи Е. Л. Доценко, Э. Шострома).

 

Домашнее задание № 1

Прочитать работу Э. Шострома «Анти-Карнеги или человек манипулятор» (предисловие, часть 1, часть 2, с. 6–90) и выполнить задания.

Найти в тексте и выписать:

1. Все характеристики явления «манипуляция» или манипулятора.

2. Причины манипуляции: экзистенциальные и социальные.

3. Основные отличия манипулятора от актуализатора.

4. Типы манипуляторов и их характеристики.

5. Основные четыре манипулятивные системы и их характеристики.

6. Особенности и проблемы выражения эмоций у манипулятора.

 

Домашнее задание № 2

Выписать, используя основную и дополнительную литературу, основные мишени манипуляции и подобрать примеры манипулятивных техник общения разных видов, направленных на различные мишени.

Виды манипулятивных техник: организационно-информационные, логические, психологические.

Оформить работу письменно и предоставить выполненное задание преподавателю. Задание войдет в портфолио студента и будет учитываться при оценивании его самостоятельной работы.

 Проверка домашнего задания № 1

Цель: создать определение манипуляции и психологический портрет манипулятора.

Методы: групповая работа, метод «4 из 12», презентация результатов, обсуждение.

Группа подразделяется преподавателем на две подгруппы.

Задание 1

Обсудить в подгруппах характеристики манипуляции, выписанные из текста. Записать характеристики манипуляции на доске. Сравнить результаты работы обеих групп, кто из них более полно представил явление манипуляции.

Задание 2

Обсудить в подгруппах и отобрать четыре основные характеристики манипуляции, которые следует включить в определение манипуляции. Метод «4 из 12». Презентовать результаты работы каждой из подгрупп, аргументировать свой выбор 4-х характеристик.

Задание 3

Каждой подгруппе сформулировать определение манипуляции. Каждая подгруппа презентует свое определение. Сравнить определения манипуляции, созданные студентами, с учебным определением.

Задание 4

Каждой подгруппе создать психологический портрет манипулятора на основе анализа текста. Презентовать результаты своей работы.

Проверка домашнего задания 2

Цель: научиться распознавать приемы манипулятивного воздействия на личность в межличностном общении, познакомиться со способами защиты от манипуляции.

Методы: работа в группе, обсуждение.

Разделить группу на две подгруппы. Каждой подгруппе дать задание подготовить презентацию основных приемов манипуляции и их мишеней. Сформулировать действенные способы защиты от каждого вида и приема манипуляции.

После выполнения задания обсудить, какие приемы манипуляции наиболее трудно распознать? От каких приемов манипуляции сложнее защититься? Какие качества личности обеспечивают ее защиту от манипуляции?

Тема 4

Ситуация как исходное условие общения. Виды ситуаций общения

 

Литература

Основная:

1. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. Разд. 3, гл. 7, 8; Разд. 5, гл. 15.

Дополнительная:

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988 (и др. издания).

3. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999. Гл. 13, 14.

4. Перспективы социальной психологии. М.: ЭКСМО, 2001. С. 380–394 (Аффилиация, аттракция и близкие отношения).

5. Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. С. 8–26, 133–135, 153–159.

6. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. Разд. III. (Статьи Н. Н. Обозова, А. Л. Журавлева); Разд. VIII. (Статья Н. В. Гришиной).

 

Домашнее задание к занятию

Прочитать основную учебную литературу по теме и сформулировать 5 отличительных признаков каждой из ситуаций общения: деловая, игровая, ритуальная, интимно-доверительная. Ответить на вопросы: Что общего и что отличает разные типы ситуаций общения?

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 307.