Практическое  занятие по теме «Виды ситуаций общения»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проверка домашнего задания

Цель: научится распознавать по отличительным признакам виды ситуаций общения.

Методы: работа в группе, презентация, работа с текстом, обсуждение.

Учебная группа разбивается на четыре подгруппы. Каждая из подгрупп представляет домашнее задание «Отличительные характеристики основных ситуаций общения» по одному виду ситуации (который определяет преподаватель), оформив результаты работы на ватмане или доске. Представитель каждой из подгрупп аргументирует выделенные характеристики. После выполнения задания предлагается обсудить следующие вопросы:

Какие из видов ситуаций общения близки по своим характеристикам, могут быть взаимодополняющими, сочетаться друг с другом? Какие из ситуаций общения не совместимы и разрушают общение? Какими коммуникативными и социально-перцептивными компетенциями необходимо обладать личности в каждой из ситуаций общения?

Тема 5

Восприятие и понимание в межличностном общении

 

Литература

Основная:

1. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. Разд. 6.

2. Психология влияния. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. (Статья Г. М. Андреевой. С. 114–135).

Дополнительная:

3. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. Гл. 2.

4. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, 2000. Ч. 2.

5. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. Разд. 5: Социальное познание. (Статьи А. А. Бодалева, В. С. Агеева, К. А. Абульхановой- Славской).

6. Фомин Ю. А. Психология делового общения. Минск: Амалфея, 2003. Тема 1. С. 17–35.

Практическое занятие по теме
«Восприятие и понимание в межличностном общении»

Цель: развитие наблюдательской сенситивности (способности воспринимать зафиксированные во внешнем облике других людей признаки), развитие умений находить специфическое во внешнем облике человека, запоминать и точно его описывать.

Методы: тренинг (все упражнения выполняются в учебной группе 15–20 чел).

 

Упражнение 1. (10 минут).

Участники группы разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. На протяжении 2-х минут партнеры внимательно изучают друг друга. Затем поворачиваются спиной друг к другу и отвечают письменно на вопросы тренера. Вопросы касаются внешности партнера. После ответов на вопросы партнеры поворачиваются друг другу и проверяют правильность своих ответов. Предлагается подсчитать количество допущенных ошибок. Цель упражнения: проверить свою наблюдательность в общении с партнером, избирательность восприятия другого человека.

Упражнение 2. (5 минут).

Участники группы разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Каждый из участников по очереди говорит фразу, начинающуюся со слов «Я вижу….», содержание которой касается внешнего вида партнера. При этом следует воздерживаться от использования оценочных суждений. Цель упражнения: понять различие между тем, что «Я вижу», и тем, что «представляю, интерпретирую», «мне кажется».

Упражнение 3. (15 минут).

Все участники садятся по кругу. В течение 1,5 минуты все внимательно смотрят друг на друга. Затем все поворачиваются спиной в круг. Тренер предлагает одному участнику описать партнера по группе, около которого остановится тренер. Тренер идет направо или налево, проходит одного, второго, третьего и останавливается около четвертого и спрашивает: Кто этот четвертый сидящий от вас студент? Как он одет, какая прическа? Каковы черты его внешнего облика? Аналогичное задание дается еще нескольким участникам. В конце упражнения все поворачиваются лицом в круг и смотрят друг на друга еще раз, чтобы проверить адекватность своего восприятия и описания. Это упражнение позволяет осознать свою наблюдательность и способности запоминания и описания восприятия других людей.

Упражнение 4. (15 минут).

Участники сидят по кругу лицом в круг. Один из участников сидит спиной к кругу. Другой описывает внешний вид кого-нибудь из присутствующих, не называя его имени. Для усложнения упражнения можно запретить описывать одежду и украшения. Задача отвернувшегося участника – понять, о ком идет речь. Упражнение позволяет осознать свою наблюдательность, способности запоминания и описания восприятия других людей.

Упражнение 5. (10 минут).

Одному участнику предлагается покинуть аудиторию на 2 минуты. Группа получает задание встать в ряд и занять различные позы. Студент приглашается в аудиторию и получает задание внимательно посмотреть на коллег по группе и запомнить их расположение и позы в течение 3 минут, а затем покинуть аудиторию. Группа вносит изменения в расположение и позы. Студенту предлагается назвать точное количество изменений и характер произошедших изменений. Упражнение позволяет осознать свою наблюдательность, способности запоминания и описания восприятия других людей.


Тема 6

Дата: 2018-12-21, просмотров: 205.