ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
направлений подготовки – | 030300 Психология |
профиль | Социальная психология |
квалификация (степень) – | бакалавр |
формы обучения – | очная, заочная |
Разработчик Зотова О.Ю. д-р психол.наук Николаева Е. Ю., ст. преподаватель |
Екатеринбург
2012
УТВЕРЖДАЮ: Декан факультета социальной психологии _________________ Е.Б.Перелыгина «__14__» _сентября__ 2012__ г. | |
ПРИНЯТО: Ученым советом Факультета социальной психологии | |
РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ: Решением кафедры социальной психологии Протокол заседания № __1__ от «_10_» _сентября_ 2012__ г. |
© НОУВПО Гуманитарный университет
© Николаева Е. Ю., 2012
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология общения» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к освоению основных образовательных программ бакалавриата по направлению «Психология».
Дисциплина относится к вариативной части, профессионального цикла рабочего учебного плана.
Форма обучения: | очная |
Учебный семестр: | VIII |
Трудоемкость дисциплины: Аудиторная работа: в том числе, интерактивные занятия – __10_ (час.)[1]: Лекции: Практические занятия: Самостоятельная работа: | 3 ЗЕТ 108 (в академических часах), в том числе: 36 час. , из них: 12 час. 24 час 72 час. |
Вид итогового контроля: Зачет: | VIII семестр |
Форма обучения: | заочная |
Учебный семестр: | VIII |
Трудоемкость дисциплины: Аудиторная работа: в том числе, интерактивные занятия – _4_ (час.) Лекции: Практические занятия: Самостоятельная работа: | 3 ЗЕТ 108 (в академических часах), в том числе: 12 час., из них: 4 час. 8 час 96 час. |
Вид итогового контроля: Зачет: | IX семестр |
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
1. Требования к уровню подготовки
Для успешного изучения дисциплины студенты должны обладать следующими общекультурными компетенциями:
- воспринимать, обобщать, анализировать предоставляемую информацию, уметь работать с информацией самостоятельно;
- быть готовым к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнёрских отношений.
Профессиональными компетенциями:
- обладать знаниями в области социальной психологии
- обладать знаниями в области общей и возрастной психологии;
- обладать знаниями в области психологии личности;
- владение приемами наблюдения и интерпретации невербального поведения человека.
2. Требования к результатам освоения дисциплины:
В ходе изучения дисциплины студенты осваивают следующие компетенции:
Общекультурные:
- использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач, понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
- владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
- владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);
- восприятие личности другого, эмпатия, установление доверительного контакта и диалога, убеждения и поддержка людей (ОК-7).
Общепрофессиональные:
- реализация стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;
- осуществление стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);
- ассистирование деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8);
- понимание и постановка профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
- использование дидактических приемов при реализации стандартных, коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18)
- реализация интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).
В результате освоения компетенций студенты:
Знают
- структуру общения, его содержание, функции и виды;
- основные потребности, мотивы общения и ценностные ориентации индивида и их влияние на индивидуальный стиль общения;
- основные методы влияния в общении, принципы выбора эффективной программы взаимодействия с партнером;
- основные компетенции межличностного общения и их эффективность: установление контакта, поддержание контакта, техника влияния, использование эффективной обратной связи, преодоление барьеров в общении, использование различных стилей слушания и речевых стилей общения в процессе коммуникаций, распознавание эмоций и управление эмоциями в общении и т. д.
Умеют
-воспринимать партнера объективно и адекватно интерпретировать его вербальное и невербальное поведение;
- использовать коммуникативные знания и навыки достижения взаимопонимания в общении;
- распознавать барьеры в общении оперировать основными понятиями, раскрывающими содержание процессов межличностного общения;
Владеют
- навыками диагностики и анализа различных ситуаций общения,
- приемами поведения в конкретных ситуациях общения;
- навыками выбора эффективного стиля общения в различных ситуациях.
Технологии обучения
Особенность изучаемой дисциплины заключается в органичном соединении теоретического и эмпирического подходов к изучению межличностного общения, использованием различных интерактивных методов изучения феноменов межличностного общения и формирования навыков эффективного общения в диаде и группе.
На практических и семинарских занятиях используются методы активного обучения: работа в малых группах, тренинги, ролевые игры, презентации, работа с текстом, круглый стол, творческие домашние задания и другие.
По темам и видам работ
Учебно-тематический план занятий
(очная форма обучения)
№ п/п | Наименование разделов и тем курса | ВСЕГО часов (трудоемкость дисциплины) | Аудиторные занятия (в часах) | Самостоятельная работа студентов (внеаудиторные занятия) (в часах) | |
в том числе | |||||
Лекции | Практические занятия | ||||
1 | Понятие общения | 5 | 1 | - | 4 |
2 | Личность как субъект общения. Потребности и мотивы межличностного общения | 9 | 1 | 2 | 6 |
3 | Личность как субъект общения. Индивидуальный стиль общения. Классификация стилей общения | 14 | 2 | 4 | 8 |
4 | Ситуация как исходное условие общения. Виды ситуаций общения | 11 | 1 | 2 | 8 |
5 | Восприятие и понимание в межличностном общении | 16 | 2 | 4 | 10 |
6 | Влияние в межличностном общении | 9 | 1 | 2 | 6 |
7 | Коммуникация в межличностном общении. Вербальная и невербальная коммуникации. Речевые барьеры в общении | 13 | 1 | 4 | 8 |
8 | Выражение эмоций и чувств в общении. Обратная связь в общении | 9 | 1 | 2 | 6 |
9 | Установление и поддержание контакта в межличностном общении. Психологические барьеры в общении | 13 | 1 | 2 | 10 |
10 | Эффективность общения. Компетентность в общении | 9 | 1 | 2 | 6 |
ИТОГО: | 108 | 12 | 24 | 72 |
Учебно-тематический план занятий
( заочная форма обучения)
№ п/п | Наименование разделов и тем курса | ВСЕГО часов (трудоемкость дисциплины) | Аудиторные занятия (в часах) | Самостоятельная работа студентов (внеаудиторные занятия) (в часах) | |
в том числе | |||||
Лекции | Практические занятия | ||||
1 | Понятие общения | 5 | 1 | - | 4 |
2 | Личность как субъект общения. Потребности и мотивы межличностного общения | 9 | - | 1 | 8 |
3 | Личность как субъект общения. Индивидуальный стиль общения. Классификация стилей общения | 14 | - | 1 | 13 |
4 | Ситуация как исходное условие общения. Виды ситуаций общения | 11 | - | 1 | 10 |
5 | Восприятие и понимание в межличностном общении | 16 | 1 | 1 | 14 |
6 | Влияние в межличностном общении | 9 | 1 | 1 | 7 |
7 | Коммуникация в межличностном общении. Вербальная и невербальная коммуникации. Речевые барьеры в общении | 13 | 1 | 1 | 11 |
8 | Выражение эмоций и чувств в общении. Обратная связь в общении | 9 | - | - | 9 |
9 | Установление и поддержание контакта в межличностном общении. Психологические барьеры в общении | 13 | - | 1 | 12 |
10 | Эффективность общения. Компетентность в общении | 9 | - | 1 | 8 |
ИТОГО: | 108 | 4 | 8 | 96 |
III. СТРУКТУРА И Содержание ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Тема дисциплины | Содержание темы в дидактических единицах |
1 | Тема 1 Понятие общения | Специфика общения как объекта изучения. Актуальность изучения общения в современном обществе. Основные теоретические и практические подходы к определению понятия общения и его изучению: коммуникативный, интерактивный, социально-перцептивный, интегративный, деятельностный, прикладной. Понятие общения. Специфика межличностного общения. Логическая структура общения. Функции общения. Виды общения. Основные критерии классификации видов общения. |
2 | Тема 2 Личность как субъект общения. Потребности и мотивы межличностного общения | Потребности личности и общение. Первичные и вторичные группы потребностей, связанных с общением. Понятие аффилиации. Содержание и виды аффилиативной потребности в общении. Сочетание мотивов аффилиации с другими мотивами в общении. Проявления аффилиации в поведении личности. Индивидуальные особенности личности, влияющие на аффилиацию. Влияние ситуации на проявление аффилиации. Альтруизм как мотив межличностного общения. Понятие альтруизма, содержание и виды. Влияние личностных особенностей и ситуации на проявление альтруизма в общении. Негативное значение для межличностного общения неудовлетворенной аффилиативной потребности личности: фрустрация личности, невротизации личности и переориентация общения на удовлетворение личностных аффилиативных потребностей. |
3 | Тема 3 Личность как субъект общения. Индивидуальный стиль общения. Классификация стилей общения | Понятие индивидуального стиля общения. Факторы, определяющие особенности индивидуального стиля общения: индивидные, личностные и социально-культурные характеристики. Классификация стилей общения, критерии классификации. Партнерский и непартнерский стили общения, их основные разновидности и характеристики. В. Сатир о моделях общения. Э. Берн о личностных позициях в общении: Ребенок, Родитель, Взрослый. Понятие партнерского и манипулятивного стиля общения. Характеристика основных видов партнерского стиля общения. Основные характеристики партнерского стиля общения. |
4 | Тема 4 Ситуация как исходное условие общения. Виды ситуаций общения | Роль ситуации в общении. Различные подходы к изучению ситуаций общения. Классификации ситуаций общения в отечественной и зарубежной психологии. Критерии классификаций. Основные виды ситуаций общения и их характеристики: деловое, ритуальное, игровое, интимно-доверительное, эпизодическое общение. Основные компоненты анализа ситуаций. Управление ситуацией общения. Межличностные отношения. Стадии развития межличностных отношений: сближение близость, дифференциация, отдаление, распад. Факторы стабильности отношений. |
5 | Тема 5 Восприятие и понимание в межличностном общении | Общение как познание людьми друг друга. Понятие социальной перцепции. Особенности социальной перцепции: осмысленность, предметность, целостность, субъективность и избирательность, константность. Основные функции социальной перцепции. Факторы, определяющие процессы восприятия и понимания другого человека. Содержательная и процессуальная стороны восприятия и понимания людьми друг друга. Уровни и характер межличностного понимания. Содержание восприятия другого человека: физический облик, особенности выразительного поведения, внешнее оформление облика человека. Проблемы содержания социальной перцепции: влияние возрастных, индивидуальных, профессиональных особенностей на содержание социальной перцепции. Психологические механизмы процесса межличностного восприятия: эффект ореола, проецирование, идентификация, житейские обобщения, стереотипизация, эмпатия, аттракция. Основные механизмы и формы процесса межличностного взаимопонимания (интерпретации): формулирование гипотез, рефлексия, наррация, диалог, каузальная атрибуция, аргументация, прогнозирование. |
6 | Тема 6 Влияние в межличностном общении | Взаимовлияние в межличностном общении. Понятие психологического влияния и противостояния влиянию. Цели влияния. Психологическая конструктивность влияния. Виды психологического влияния и противостояния влиянию. Убеждение как конструктивный способ влияния. Личностные качества, влияющие на эффективность убеждения. Законы убеждения. Методы и приемы убеждения. |
7 | Тема 7 Коммуникация в межличностном общении. Вербальная и невербальная коммуникации. Речевые барьеры в общении | Структура коммуникативного акта. Специфика обмена информацией в межличностном общении: субъекты общения, виды информации, коммуникативное влияние, коммуникативные барьеры, цели коммуникации. Вербальная коммуникация. Речь как основное средство передачи информации. Проблема взаимопонимания в коммуникации. Организационные барьеры. Языковые барьеры: фонетический, семантический, стилистический, логический. Невербальная коммуникация, особенности и ее роль в межличностном общении. Основные каналы невербальной коммуникации и их характеристика: акустический (экстралингвистика и просодика), оптический (кинесика, физиогномика, оформление внешности, проксемика), тактильный, ольфакторный. Проблема интерпретации невербальных сообщений. Основные значения невербальных знаковых систем. Конгруэнтность в общении. Ошибки в конгруэнтности. |
8 | Тема 8 Выражение эмоций и чувств в общении. Обратная связь в общении | Роль эмоций и чувств в межличностном общении. Позитивные и негативные чувства. Социальные эмоции и чувства. Эмоциональные барьеры в общении. Агрессивное скрытое выражение чувств. Способы управления эмоциями. Понятие обратной связи. Виды обратной связи. Функции обратной связи в общении. Правила подачи обратной связи. Проблемы обратной связи. |
9 | Тема 9 Установление и поддержание контакта в межличностном общении. Психологические барьеры в общении | Основные этапы установления и поддержания контакта в общении. Задачи каждого этапа и конкретные приемы установления и поддержания контакта. Основные принципы в установлении и поддержании контакта. Конгруэнтность в общении, ее роль в установлении и поддержании контакта. Ошибки в конгруэнтности. Синхронизация действий как фактор убеждения и взаимопонимания. Особенности синхронизации в различных ситуациях. Синхронизация эмоционального состояния. Психологические барьеры в установлении и поддержании контакта, пути и приемы их преодоления. |
10 | Тема 10 Эффективность общения. Компетентность в общении | Критерии эффективного общения. Факторы эффективного общения. Понятие компетентности в общении. Компетентность как результат и процесс. Уровни развития компетентности в общении. Виды компетентности в общении и их характеристика: коммуникативная, социальная, профессиональная, личностная и другие. Факторы, определяющие компетентность в общении. Компетентность как условие эффективного, успешного общения. |
I v . Содержание ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 2
Личность как субъект общения.
Потребности и мотивы межличностного общения
Задачи:
В ходе занятий студенты:
Ø Получат понятие об основных мотивах общения;
Ø Научатся разделять основные и присоединяющиеся мотивы общения;
Ø Научатся определять свой ведущий мотив общения
Основные понятия: . Общение, потребность, аффилиация, мотив,
Литература
Основная:
1. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. Разд. 1, гл. 2.
Дополнительная:
2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. Гл. 10.
3. Перспективы социальной психологии. М.: ЭКСМО, 2001. С. 372–377.
Домашнее задание № 1 «Мои мотивы общения»
Цель: провести исследование мотивов общения с различными партнерами.
Метод: самонаблюдение.
Время: в течение дня.
Задачи:
1. Записать 4 вида мотивов общения, которые будут исследоваться: мотив совместной деятельности, мотив аффилиации, коммуникативный мотив, мотив влияния.
2. Обозначить буквой «о» основной мотив при вступлении в контакт, а буквой «п» – присоединяющийся, дополнительный в процессе общения мотив.
3. Отследить в собственном общении 4 мотива общения и их характер в зависимости от ситуации: основной и присоединяющийся. Каждый из установленных в наблюдении мотивов обозначать соответствующей буквой при регистрации результатов наблюдения.
4. Подсчитать в результате самонаблюдения, какие из основных мотивов преобладали в общении в течение дня, какие – из присоединившихся мотивов. Подсчитать, какой мотив из четырех преобладал в общении, независимо от его характера.
5. Провести анализ полученных результатов.
6. Ответить на два вопроса: С какими трудностями я столкнулся при выполнении домашнего задания? Что нового и неожиданного я узнал о себе при выполнении этого домашнего задания?
Предоставить выполненное задание преподавателю. Задание войдет в портфолио студента и будет учитываться при оценивании его самостоятельной работы.
Домашнее задание № 2
Цель: Исследовать уровень аффилиативности партнера по общению методом наблюдения за ним.
Метод: наблюдение.
Предмет наблюдения: невербальное и вербальное поведение партнера.
Задачи:
1. Записать основные объекты наблюдения за поведением человека в процессе общения, в качестве которых предлагаются следующие: мимика, контакт глазами, жесты, позы, тактильные прикосновения, дистанция, положение в пространстве, голосовые характеристики (темп речи, громкость, тембр, смех, вздох), формы обращения к партнеру, количество позитивных высказываний.
2. Описать каждую из перечисленных характеристик поведения, используя прием: «Что я вижу?»
3. Дать оценку каждому из полученных и описанных результатов.
4. Сформулировать общее заключение об уровне аффилиативности партнера.
Предоставить выполненное задание преподавателю. Задание войдет в портфолио студента и будет учитываться при оценивании его самостоятельной работы.
Практическое занятие по теме
«Потребности и мотивы межличностного общения»
Проверка домашних заданий.
Цели: научиться распознавать в процессе общения присутствие разных мотивов, их взаимосвязь и противоборство; распознавать уровень аффилиативности личности по поведенческим характеристикам.
Методы: наблюдение и самонаблюдение, работа в группе, презентация, обсуждение.
1. Разделить всех участников группы на подгруппы по критерию «Доминирующий мотив общения». Предложить каждой подгруппе сформулировать три аргумента в пользу конкретного мотива общения, который оказался доминирующим у всех участников данной подгруппы.
После выполнения задания предлагается обсудить, какие из мотивов почти всегда присутствуют в общении и почему? Какие мотивы являются преимущественно ситуационными, а какие личностно обусловленными? Почему личностные мотивы могут доминировать над мотивами делового общения?
2. Разделить участников на три подгруппы по критерию «Высокий, средний и низкий уровень аффилиативности партнера», который был объектом наблюдения при выполнении домашнего задания.
Задание для групп: «Какие характеристики поведения личности в человеческих контактах позволили вам оценить личность как имеющую низкий уровень аффилиативной потребности, средний и высокий?».
Группы должны выработать критерии для определения конкретного уровня аффилиативности личности на опыте выполнения домашнего задания. Затем каждая группа презентует выработанные критерии и приводит аргументацию.
После выполнения задания предлагается обсудить: Что явилось сложным при выполнении заданий? Что не вызвало затруднений? Чем способствовало выполнение задания более глубокому пониманию другого человека и самопознания?
Тема 3
Литература
Основная:
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988.
2. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. Разд. VIII. С. 415–438.
3. Сатир В. Вы и Ваша семья. Руководство по личностному росту. М.: Эксмо-пресс, 2000. Гл. 4.
4. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992. (Предисловие, ч. 1, ч. 2, с. 6–90).
Дополнительная:
1. Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. Разд. VI.
2. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Черо: МГУ, 1996. Гл. 2. С. 42–63; Гл. 3. С. 63–84; Гл. 4. С. 108–116; Гл. 5. С. 146–156.
3. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. Разд. 3, гл. 10.
4. Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. Разд. 3. (Статьи Е. Л. Доценко, Э. Шострома).
Домашнее задание № 1
Прочитать работу Э. Шострома «Анти-Карнеги или человек манипулятор» (предисловие, часть 1, часть 2, с. 6–90) и выполнить задания.
Найти в тексте и выписать:
1. Все характеристики явления «манипуляция» или манипулятора.
2. Причины манипуляции: экзистенциальные и социальные.
3. Основные отличия манипулятора от актуализатора.
4. Типы манипуляторов и их характеристики.
5. Основные четыре манипулятивные системы и их характеристики.
6. Особенности и проблемы выражения эмоций у манипулятора.
Домашнее задание № 2
Выписать, используя основную и дополнительную литературу, основные мишени манипуляции и подобрать примеры манипулятивных техник общения разных видов, направленных на различные мишени.
Виды манипулятивных техник: организационно-информационные, логические, психологические.
Оформить работу письменно и предоставить выполненное задание преподавателю. Задание войдет в портфолио студента и будет учитываться при оценивании его самостоятельной работы.
Проверка домашнего задания № 1
Цель: создать определение манипуляции и психологический портрет манипулятора.
Методы: групповая работа, метод «4 из 12», презентация результатов, обсуждение.
Группа подразделяется преподавателем на две подгруппы.
Задание 1
Обсудить в подгруппах характеристики манипуляции, выписанные из текста. Записать характеристики манипуляции на доске. Сравнить результаты работы обеих групп, кто из них более полно представил явление манипуляции.
Задание 2
Обсудить в подгруппах и отобрать четыре основные характеристики манипуляции, которые следует включить в определение манипуляции. Метод «4 из 12». Презентовать результаты работы каждой из подгрупп, аргументировать свой выбор 4-х характеристик.
Задание 3
Каждой подгруппе сформулировать определение манипуляции. Каждая подгруппа презентует свое определение. Сравнить определения манипуляции, созданные студентами, с учебным определением.
Задание 4
Каждой подгруппе создать психологический портрет манипулятора на основе анализа текста. Презентовать результаты своей работы.
Проверка домашнего задания 2
Цель: научиться распознавать приемы манипулятивного воздействия на личность в межличностном общении, познакомиться со способами защиты от манипуляции.
Методы: работа в группе, обсуждение.
Разделить группу на две подгруппы. Каждой подгруппе дать задание подготовить презентацию основных приемов манипуляции и их мишеней. Сформулировать действенные способы защиты от каждого вида и приема манипуляции.
После выполнения задания обсудить, какие приемы манипуляции наиболее трудно распознать? От каких приемов манипуляции сложнее защититься? Какие качества личности обеспечивают ее защиту от манипуляции?
Тема 4
Литература
Основная:
1. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. Разд. 3, гл. 7, 8; Разд. 5, гл. 15.
Дополнительная:
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988 (и др. издания).
3. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999. Гл. 13, 14.
4. Перспективы социальной психологии. М.: ЭКСМО, 2001. С. 380–394 (Аффилиация, аттракция и близкие отношения).
5. Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. С. 8–26, 133–135, 153–159.
6. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. Разд. III. (Статьи Н. Н. Обозова, А. Л. Журавлева); Разд. VIII. (Статья Н. В. Гришиной).
Домашнее задание к занятию
Прочитать основную учебную литературу по теме и сформулировать 5 отличительных признаков каждой из ситуаций общения: деловая, игровая, ритуальная, интимно-доверительная. Ответить на вопросы: Что общего и что отличает разные типы ситуаций общения?
Тема 5
Литература
Основная:
1. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. Разд. 6.
2. Психология влияния. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. (Статья Г. М. Андреевой. С. 114–135).
Дополнительная:
3. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. Гл. 2.
4. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, 2000. Ч. 2.
5. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. Разд. 5: Социальное познание. (Статьи А. А. Бодалева, В. С. Агеева, К. А. Абульхановой- Славской).
6. Фомин Ю. А. Психология делового общения. Минск: Амалфея, 2003. Тема 1. С. 17–35.
Практическое занятие по теме
«Восприятие и понимание в межличностном общении»
Цель: развитие наблюдательской сенситивности (способности воспринимать зафиксированные во внешнем облике других людей признаки), развитие умений находить специфическое во внешнем облике человека, запоминать и точно его описывать.
Методы: тренинг (все упражнения выполняются в учебной группе 15–20 чел).
Упражнение 1. (10 минут).
Участники группы разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. На протяжении 2-х минут партнеры внимательно изучают друг друга. Затем поворачиваются спиной друг к другу и отвечают письменно на вопросы тренера. Вопросы касаются внешности партнера. После ответов на вопросы партнеры поворачиваются друг другу и проверяют правильность своих ответов. Предлагается подсчитать количество допущенных ошибок. Цель упражнения: проверить свою наблюдательность в общении с партнером, избирательность восприятия другого человека.
Упражнение 2. (5 минут).
Участники группы разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Каждый из участников по очереди говорит фразу, начинающуюся со слов «Я вижу….», содержание которой касается внешнего вида партнера. При этом следует воздерживаться от использования оценочных суждений. Цель упражнения: понять различие между тем, что «Я вижу», и тем, что «представляю, интерпретирую», «мне кажется».
Упражнение 3. (15 минут).
Все участники садятся по кругу. В течение 1,5 минуты все внимательно смотрят друг на друга. Затем все поворачиваются спиной в круг. Тренер предлагает одному участнику описать партнера по группе, около которого остановится тренер. Тренер идет направо или налево, проходит одного, второго, третьего и останавливается около четвертого и спрашивает: Кто этот четвертый сидящий от вас студент? Как он одет, какая прическа? Каковы черты его внешнего облика? Аналогичное задание дается еще нескольким участникам. В конце упражнения все поворачиваются лицом в круг и смотрят друг на друга еще раз, чтобы проверить адекватность своего восприятия и описания. Это упражнение позволяет осознать свою наблюдательность и способности запоминания и описания восприятия других людей.
Упражнение 4. (15 минут).
Участники сидят по кругу лицом в круг. Один из участников сидит спиной к кругу. Другой описывает внешний вид кого-нибудь из присутствующих, не называя его имени. Для усложнения упражнения можно запретить описывать одежду и украшения. Задача отвернувшегося участника – понять, о ком идет речь. Упражнение позволяет осознать свою наблюдательность, способности запоминания и описания восприятия других людей.
Упражнение 5. (10 минут).
Одному участнику предлагается покинуть аудиторию на 2 минуты. Группа получает задание встать в ряд и занять различные позы. Студент приглашается в аудиторию и получает задание внимательно посмотреть на коллег по группе и запомнить их расположение и позы в течение 3 минут, а затем покинуть аудиторию. Группа вносит изменения в расположение и позы. Студенту предлагается назвать точное количество изменений и характер произошедших изменений. Упражнение позволяет осознать свою наблюдательность, способности запоминания и описания восприятия других людей.
Тема 6
Литература
Основная:
1. Психология влияния. Хрестоматия. СПб : Питер, 2001. (Статья Г. М. Андреевой. С. 99–114; статья Е. В. Сидоренко. С. 11–31; статья П. Мицич. С. 365–395).
2. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. Разд. 3: Межличностное взаимодействие. (Статьи Е. В. Сидоренко, А. В. Петровского).
Дополнительная:
1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Черо: МГУ, 1996.
2. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. Разд. 3, гл. 9, 10.
3. Межличностное общение. Хрестоматия / Под ред. Н. В. Кунициной. СПб.: Питер, 2001. Разд. 2. (Статья И. Гофмана); Разд. 3. (Статьи Е. Л. Доценко, С. Кови).
4. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999. Гл. 8: Убеждение.
Домашнее задание
Приготовить сообщение (не более 7–10 мин) по одному из следующих видов влияния в межличностном общении:
1. Убеждение.
2. Внушение
3. Заражение.
4. Подражание.
5. Просьба.
6. Принуждение.
7. Конфронтация.
8. Манипулирование.
Тезисы сообщения предоставить преподавателю.
Выполненное задание войдет в портфолио студента и будет учитываться при оценивании его самостоятельной работы.
Вариант 1
Цель: научиться различать особенности методов влияния в общении, понять механизмы и приемы методов влияния.
Метод: ролевая игра «Судебный процесс».
Вариант 2. Практическое занятие проводится по результатам выполненного домашнего задания.
Цель: научиться различать отличительные особенности видов влияния в общении, понимать возможности их применения.
Методы: работа в группах, теоретическая и практическая презентация результатов, обсуждение.
Студенты разбиваются на группы в соответствии с выбранными темами сообщений – конкретный вид влияния в общении.
Задание:
1. Подготовить совместный проект тезисов выступления на основе домашнего задания и формы презентации своего сообщения.
2. Презентация участниками подгруппы подготовленного сообщения, ответы на вопросы. 3. Презентации выбранного вида влияния посредством ролевой игры.
Задание для слушателей презентаций: Проанализировать виды и приемы влияния на аудиторию, которые использовались каждой группой докладчиков. После каждой презентации предлагается обсудить вопрос, какие виды и приемы влияния на аудиторию использовала группа докладчиков?
Тема 7
Литература
Основная:
1. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. Разд. 2.
2. Психология влияния. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. (Статья Г. М. Андреевой. С. 83–99; статьи И. Атватер. С. 209–219; Дж. Ниренберг, Г. Калеро. С. 233–261).
Дополнительная:
3. Веррдербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. Гл. 1, 3, 4.
4. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
5. Межличностное общение. Хрестоматия / Под ред. Н. В. Казариновой. СПб.: Питер, 2001. Разд. 2. (Статьи П. Вацлавик, Г. П. Грайс); Разд. 4: Речь в межличностном общении.
6. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, 2000. Ч. 1, упражнения 2В.
7. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. Разд. VI: Психология общения. (Статьи В. А. Лабунской, В. В. Знакова).
8. Фомин Ю. А. Психология делового общения. Минск: Амалфея, 2003. Тема 4.
Домашнее задание № 1
Посмотрите работу телеведущих прямого эфира по выбору. Охарактеризуйте голос, жестикуляцию, мимику, позы, походку и другие характеристики невербального поведения в общении. Результаты наблюдения оформите письменно.
Предоставить выполненное задание преподавателю.
Задание войдет в портфолио студента и будет учитываться при оценивании его самостоятельной работы.
Домашнее задание № 2
Понаблюдайте за работником сферы услуг и заполните протокол наблюдения. Протокол наблюдения предоставляется преподавателем.
Предоставить выполненное задание преподавателю.
Задание войдет в портфолио студента и будет учитываться при оценивании его самостоятельной работы.
Практическое занятие по теме
«Коммуникация в межличностном общении.
Речевые барьеры в общении»
Цель: научиться наблюдать коммуникативные умения и навыки и понимать, а также предотвращать типичные ошибки в коммуникации.
Методы: тренинг, выполнение заданий, работа в группе, обсуждение.
Упражнение 1. Прием и передача информации. (40 мин.)
Упражнение выполняется с использованием видеозаписи. Участвуют в выполнении упражнения 5–6 человек. Остальная часть учебной группы получает задание: наблюдать за невербальным и вербальным поведением участников упражнения.
Один из участников упражнения остается в аудитории, остальные 5 человек некоторое время ожидают за дверью. Оставшемуся в аудитории студенту зачитывается текст, который он должен будет передать следующему участнику. Последовательно приглашаются участники, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его последующему. У последнего участника тренер спрашивает, что он должен сделать, получив сообщение?
Обсуждение упражнения проводится с использованием видеозаписи. В процессе обсуждения выполненного упражнения группа просматривает последовательно фрагменты видеозаписи и формулирует допущенные участниками ошибки вербальной и невербальной коммуникации, например: утрата информации, искажение информации и дополнение информации, закрытые позы, небольшая громкость голоса, неравное расположение в пространстве участников коммуникации и т. д. Разбор ошибок следует завершить обсуждением совместно с группой необходимых навыков при приеме и передачи информации.
Упражнение 2. (10 мин.)
Участники делятся на пары. Парам предлагается вести беседу 1,5 минуты, сидя спиной друг к другу, 1,5 минуты – один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты – сидя лицом друг к другу. Цель упражнения: почувствовать различие в позах, занимаемых партнерами в коммуникации.
После выполнения упражнения участникам предлагается высказать суждение о наиболее удобной для установления и поддержания контакта позе. Следует попросить участников сформулировать свои аргументы.
Задание «Не допусти барьера». (30 мин.)
Цель задания: сформулировать правила передачи информации, которые помогут избежать речевых и организационных барьеров в коммуникации.
Методы: работа в группе, обсуждение, презентация результатов.
Для выполнения задания группа делится преподавателем на две подгруппы. Каждой подгруппе предлагается вспомнить материал лекции или учебника и записать на доске основные причины организационных и речевых барьеров в коммуникации. После выполненной работы предлагается обсудить предложенные варианты и выделить наиболее точные.
Затем подгруппы получают задание сформулировать, опираясь на выделенные причины барьеров, правила передачи вербальной информации, которые будут способствовать взаимопониманию партнеров в коммуникации. Каждая из подгрупп презентует свои результаты.
Тема 8
Литература
Основная:
1. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. Разд. IV, гл. 11, 12.
2. Психология влияния. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. (Статьи Е. Кэрролл, Изард. С. 219–233, 320–333).
Дополнительная:
3. Ромек В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь. С. 101–155.
Тема 9
Литература
Основная:
1. Психология влияния. Хрестоматия. СПб: Питер, 2001. (Статья А. Добрович. С. 135–183).
2. Фомин Ю. А. Психология делового общения. Минск: Амалфея, 2003. Тема 6.
Дополнительная:
3. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, 2000. Ч. 1. С. 48–58.
4. Ромек В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь. С. 64–101.
Домашнее задание. Схема знакомства.
Используя предложенную схему знакомства и навыки установления и поддержания контакта, попытайтесь познакомиться с человеком.
1. Пойти в место, где могут быть интересные и подходящие для знакомства люди.
2. Выбрать человека, с которым хочется познакомиться.
3. Обратиться к этому человеку.
4. Поговорить на интересную тему (3–5минут).
5. Замолчать, если у партнера возникнет интерес и он захочет что-либо сказать.
6. Предложить что-либо, что приведет к новой встрече.
После выполнения домашнего задания на следующем занятии желательно предложить группе обсудить, что позволило (или не позволило) вам познакомиться? В каком пункте схемы у вас возникли трудности?
Тренинг контакта может успешно применяться в сфере бизнеса для профессий, где устанавливаются многочисленные контакты с разными клиентами, в подготовке специалистов по общественным связям, а также для успешного преодоления многочисленных личностных ситуаций (неуверенность в себе, адаптация в незнакомых условиях).
Тема 10
Литература
Основная:
1. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. Разд. VIII. С. 413–415.
2. Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. Разд. V. С. 361–396, 450–475.
Дополнительная:
3. Перспективы социальной психологии. М.: ЭКСМО, 2001. С. 367–369.
4. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. Разд. VII. (Статья Л. А. Петровской).
V . ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
очной и заочной форм обучения
№ п/п | Формы организации | Формы контроля |
1 | Освоение тем, вынесенных на самостоятельное изучение | Проверка готовности студента на зачете |
2 | Участие в упражнениях, предлагаемых студентами, выступающими в качестве ведущих. Участие в обсуждении. | Оценка качества участия в дискуссиях, обсуждениях |
3 | Выполнение заданий для самостоятельной работы | Оценка качества и самостоятельности выполнения заданий |
V II .СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
(очной и заочной форм обучения)
Результаты выполнения заданий для самостоятельной работы (см. комментарии к темам занятий) формируют портфолио студентов и учитываются при выставлении итоговой оценки.
Потрфолио (в переводе с итальянского «папка с документами») – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных работ студентов в процессе изучения дисциплины. Портфолио работ студентов по учебному курсу «Психология межличностного общения» включает в себя контрольные работы, домашние задания, тезисы сообщений по темам, подобранные упражнения для тренинга, личные творческие работы.
Варианты творческих работ
Проведите сравнительный анализ особенностей партнерского и манипулятивного стилей межличностного общения по следующим позициям:
1. Цели общения.
2. Мотивы общения.
3. Установка на другого человека.
4. Способы и техники влияния, используемые в общении.
5. Вербальная коммуникация: характеристики речевого стиля общения; соблюдение основных правил речевой коммуникации; особенности обратной связи и соблюдение правил подачи обратной связи; особенности слушания.
6. Невербальная коммуникация: мимика, язык глаз, жесты, позы, голосовые характеристики, расположение в пространстве.
7. Особенности выражения эмоций.
Работа выполняется письменно и сдается преподавателю.
Основная литература для выполнения самостоятельной творческой работы
1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Черо: МГУ, 1996.
2. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.
3. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д., 1999.
4. Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001.
5. Психология влияния. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001.
6.Фомин Ю. А. Психология делового общения. Минск: Амалфея, 2003.
7. Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992. Ч. 1; Ч. 2. С. 6–90.
2. Примерные вопросы для подготовки к зачету
1. Понятие общения. Основные подходы к изучению общения в зарубежной и отечественной психологии. Актуальность изучения общения.
2. Специфика межличностного общения. Логическая структура общения. Функции общения. Виды общения. Основные критерии классификации видов общения.
3. Деятельностный подход к общению А. А. Леонтьева. Основные характеристики общения и его виды.
4. Личность как субъект общения. Потребности и мотивы личности в общении. Характеристика первичных и вторичных потребностей и мотивов личности в общении. Аффилиация и альтруизм.
5. Понятие индивидуального стиля общения. Индивидные, личностные и социальные факторы, определяющие стиль общения. Виды стилей общения и критерии их классификаций.
6. Партнерский и не партнерский стили общения, их разновидности и критерии различия. Основные характеристики партнерского стиля общения.
7. Ассертивность как характеристика конструктивного общения.
8. Манипулятивный стиль общения. Понятие и сущность манипуляции в работе Э. Шострома «Анти-Карнеги, или Человек – манипулятор». Причины манипуляций. Манипулятивные системы. Типы манипуляторов. Отличия манипулятора от актуализатора.
9. Социальные ситуации общения, их значение для понимания общения. Различные подходы к изучению ситуаций общения. Виды социальных ситуаций. Основные компоненты изучения ситуаций общения.
10. Ритуальное общение. Особенности и формы ритуального общения. Специфика психологического контакта в ритуальном общении.
11. Деловое общение. Особенности и виды делового общения. Проблема психологической совместимости и сработанности деловых партнеров.
12. Игра как вид общения. Особенности и виды игрового общения.
13. Доверительное общение. Понятие доверия, формы доверительного общения. Понятие психологической близости. Привязанность как выражение аффилиативных отношений. Роль аттракции в доверительных отношениях.
14. Понятие социальной перцепции, основные характеристики и функции. Уровни межличностного понимания. Проблемы содержания и точности восприятия другого человека.
15. Психологические механизмы процесса межличностного восприятия. Проблема адекватности социальной перцепции.
16. Основные механизмы и факторы межличностного понимания (интерпретации). Феномен проницательности.
17. Феномен первого впечатления. Основные компоненты содержания первого впечатления. Проблема точности первого впечатления. Факторы, влияющие на формирование первого впечатления. Развитие социально-перцептивной компетентности личности.
18. Понятие психологического влияния в межличностном общении и противостояния влиянию. Цели влияния. Виды влияния. Способы защиты от неконструктивного воздействия.
19. Убеждение в речевой коммуникации, виды, принципы аргументации.
20. Заражение и внушение в общении.
21. Принуждение и конфронтация как виды влияния.
22. Манипуляция как вид влияния. Понятие манипуляции, психологические механизмы манипулирования. Техники манипулятивного воздействия. Способы защиты от манипуляции.
23. Коммуникативная сторона общения. Структура коммуникативного акта. Специфика обмена информацией в межличностном общении. Организационные барьеры в коммуникации.
24. Вербальная коммуникация. Речь как основное средство передачи информации. Проблема взаимопонимания в коммуникации. Языковые барьеры: фонетический, семантический, стилистический, логический.
25. Невербальная коммуникация в межличностном общении: особенности, функции, значение. Проблема интерпретации невербальных сообщений. Конгруэнтность в общении.
26. Основные каналы невербальной коммуникации и их характеристика: акустический, оптический, тактильный, ольфакторный Основные значения невербальных знаковых систем.
27. Понятие эффективного слушания. Роль слушания в общении. Причины не эффективности слушания. Факторы эффективного слушания.
28. Стили слушания. Критическое, эмпатическое, нерефлексивное, рефлексивное слушание.
29. Обратная связь в общении, ее виды и функции. Правила подачи обратной связи. Проблемы обратной связи.
30. Роль эмоций и чувств в общении. Проблема выражения и распознавания эмоций в общении. Управление эмоциями.
31. Установление и поддержание контакта в общении: характеристика основных этапов и приемов. Конгруэнтность в общении. Синхронизация в общении.
32. Психологические барьеры в межличностном общении и их преодоление.
33. Межличностные отношения. Стадии развития межличностных отношений: сближение, близость, дифференциация, отдаление, распад. Факторы стабильности отношений.
34. Эффективность общения. Компетентность в общении. Уровни развития компетентности и виды. Факторы, определяющие компетентность в общении. Компетентность как условие эффективного общения.
35. Трансактный анализ Э. Берна. Личностные позиции в общении: Родитель, Ребенок, Взрослый.
36. В. Сатир об основных пяти моделях общения.
I X .УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.Основная литература
1. Барышева А.Д. Этика и психология делового общения. М., Альфа-М. 2006
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., ИНФРА-М, 2006
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Прогресс, 1988 (и др. издания).
4. Вердербер Р., Вердербер К. Общение. – СПб.: Изд. дом «Нева»; М.: Олма-Пресс, 2003.
5. Вердербер Р. Психология общения. СПб., Прайм-Еврознак, 2006
6. Горянина В. А. Психология общения. М., Академия. 2005
7. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2001.
8. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. – М.: Смысл: Академический проект, 1999.
9. Маликова Т.В., Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, О.В.Шатровой Психологическая защита: направления и методы. СПб. Речь. 2008
10. Леонтьев А. А. Психология общения. – М.: Смысл, 2005.
11. Сатир В. Вы и Ваша семья. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – Гл. 4.
12. Шостром Э. Человек - манипулятор: Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. М., Психотерапия. 2008
2.Дополнительная литература
1. Атватер И. Я вас слушаю. Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. – М.: Экономика, 1988.
2. Барышева А.Д. Этика и психология делового общения . Москва, Альфа –М 2006
3. Берн Э.Игры, в которые играют люди. Вы сказали "Здравствуйте".Что дальше?Екатеринбург ЛИТУР, 2000
4. Бишоп С.Тренинг ассертивности Санкт-ПетербургПитер2001
5. Бодалев А.А.Личность и общениеМоскваМеждународ. пед. академия1995
6. Бороздина Г.В.Психология делового общенияМоскваИНФРА-М2006
7. Бурнард Ф.Тренинг навыков консультированияСПбПитер2002
8. Вердербер Р., Вердербер К.Психология общения Санкт-Петербург, МоскваПрайм-ЕВРОЗНАК, ОЛМА-ПРЕСС2003
9. Горянина В. А. Психология общения. – М.: Академа, 2002.
10. Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Новосибирск,МоскваИзд-во Новосибирского ун-та, Совершентсво
11. Дерябо С., Ясвин В.Гроссмейстер общения: иллюстрирован-ный самоучитель психологического мастерстваМосква Смысл,
12. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо: Изд-во МГУ, 1996.
13. Ефимова Н.С.Психология общенияМоскваФОРУМ, ИНФРА-М
14. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В.Диагностика и развитие компетентности в общенииКировЭНИОМ
15. Знаков В.В.Понимание в познании и общенииМоскваИнститут психологии РАН
16. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.
17. Каган М. С.Мир общенияМоскваПолитиздат
18. Ковальчук А.С.Основы имиджелогии и делового общения: учеб. пособие для студ. Вузов Ростов н/Д Феникс
19. Крижанская Ю., Третьяков В.Грамматика общения. Москва Смысл
20. Кроль Л.Ш., Михайлова Е.А.Человек-оркестр: Микроструктура общенияМоскваКласс
21. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.Межличностное общениеСПбПитер
22. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. –Ростов н/Д., 1999.
23. Леонтьев А.А.Психология общения – Москва. Смысл
24. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1999.
25. Маликова Т.В., Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, О.В.Шатровой Психологическая защита: направления и методы. – СПб.: Речь
26. Меграбян А.Психодиагностика невербального поведения. Санкт-Петербург.: Речь
27. Межличностное общение. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.
28. Мясищев В.Н.Психология отношений. - Москва, Воронеж.: Инст. практ. психологии, МОДЭК
29. Парыгин Б.Д.Анатомия общения Санкт-ПетербургИзд-во Михайлова В.А.
30. Перспективы социальной психологии. – М.: ЭКСМО, 2001.
31. Пиз А., Гарнер А.Язык разговораМоскваЭКСМО-Пресс
32. Под ред. В.Лавриненко Психология и этика делового общения. – Москва.: Культура и спорт
33. Потеряхин А.Л.Психология управления. Основы межличностного общения. – Киев.: ВИРА-Р
34. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, 2000.
35. Психология влияния. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.
36. Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.
37. Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Психология делового общения: хрестоматия Самара: Бахрах-М
38. Ред.-сост. М.Хьюстон, В.Штребе, Д. Стефенсон. - Перспективы социальной психологии – Москва: ЭКСМО
39. Ромек В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2003.
40. Скрипкина Т.П.Психология доверия Москва: Academia
41. Соколов А.В.Общая теория социальной коммуникации. Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В.А.
42. Сост. Белинская Е.П., О.А.Тихомандрицкая. Социальная психология: ХрестоматияМосква: Аспект Пресс
43. Сост. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П.Основы конструктивного общения: Хрестоматия. Новосибирск Изд-во Новосиб. ун-та
44. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000.
45. Столяренко Л.Д.Психология делового общения:Ростов-на-ДонуФеникс
46. Фомин Ю. А. Психология делового общения. – Минск: Амалфея, 2003.
47. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. – М.: Владос, 1995
48. Шейнов В.П.Психология влияния: Скрытое управление, манипулирование и защита от них. Москва Ось-89
Интернет-ресурсы
1.www . biblioclub . ru Университетская библиотека он-лайн
2.http://psi.webzone.ru/ – Психологический словарь.
3.http://members.tripod.com/~LifeGard/index-2.html – словарь терминов поведения человека.
4.ttp://www.psychology.org/ (англ.)) – «Энциклопедия психологии».
5.http://www.ustboniface.mb.ca/cusb/psycho/psy120/gloslex.html – краткий терминологический словарь по психологии.
6.http://www.psycho-ressources.com/babillard.html (фр.) – психо-ресурсы.
7.http://psychology.net.ru/ (рус.) – «Мир психологии».
8.http://flogiston.da.ru – сайт факультета психологии МГУ «Флогистон».
9.http://www.sobchik.newmail.ru/Apilns/metod.html – официальный сайт «Института прикладной психологии».
10.http://www.informika.ru/text/friends/raduga/vs/vs23.html – сайт «Академии практической психологии при факультете психологии МГУ».
11.http://www.maik.rssi.ru – сайт «Психологического журнала».
12.http://www.courier.com.ru/vp/index.html – сайт журнала «Вопросы психологии».
13.http://www.mediasphera.aha.ru/neurol/neur-mn.htm – сайт «Журнала неврологии и психиатрии».
14.http://www.psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal – «Журнал практической психологии и психоанализа».
[1] Занятия в интерактивной форме рассчитываются в соответствии с требованиями ФГОС и составляют не менее 20 % для бакалаврских программ и не менее 30 % для магистерских программ.
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
направлений подготовки – | 030300 Психология |
профиль | Социальная психология |
квалификация (степень) – | бакалавр |
формы обучения – | очная, заочная |
Разработчик Зотова О.Ю. д-р психол.наук Николаева Е. Ю., ст. преподаватель |
Екатеринбург
2012
УТВЕРЖДАЮ: Декан факультета социальной психологии _________________ Е.Б.Перелыгина «__14__» _сентября__ 2012__ г. | |
ПРИНЯТО: Ученым советом Факультета социальной психологии | |
РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ: Решением кафедры социальной психологии Протокол заседания № __1__ от «_10_» _сентября_ 2012__ г. |
© НОУВПО Гуманитарный университет
© Николаева Е. Ю., 2012
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология общения» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к освоению основных образовательных программ бакалавриата по направлению «Психология».
Дисциплина относится к вариативной части, профессионального цикла рабочего учебного плана.
Форма обучения: | очная |
Учебный семестр: | VIII |
Трудоемкость дисциплины: Аудиторная работа: в том числе, интерактивные занятия – __10_ (час.)[1]: Лекции: Практические занятия: Самостоятельная работа: | 3 ЗЕТ 108 (в академических часах), в том числе: 36 час. , из них: 12 час. 24 час 72 час. |
Вид итогового контроля: Зачет: | VIII семестр |
Форма обучения: | заочная |
Учебный семестр: | VIII |
Трудоемкость дисциплины: Аудиторная работа: в том числе, интерактивные занятия – _4_ (час.) Лекции: Практические занятия: Самостоятельная работа: | 3 ЗЕТ 108 (в академических часах), в том числе: 12 час., из них: 4 час. 8 час 96 час. |
Вид итогового контроля: Зачет: | IX семестр |
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ
1. Требования к уровню подготовки
Для успешного изучения дисциплины студенты должны обладать следующими общекультурными компетенциями:
- воспринимать, обобщать, анализировать предоставляемую информацию, уметь работать с информацией самостоятельно;
- быть готовым к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнёрских отношений.
Профессиональными компетенциями:
- обладать знаниями в области социальной психологии
- обладать знаниями в области общей и возрастной психологии;
- обладать знаниями в области психологии личности;
- владение приемами наблюдения и интерпретации невербального поведения человека.
2. Требования к результатам освоения дисциплины:
В ходе изучения дисциплины студенты осваивают следующие компетенции:
Общекультурные:
- использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач, понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
- владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
- владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);
- восприятие личности другого, эмпатия, установление доверительного контакта и диалога, убеждения и поддержка людей (ОК-7).
Общепрофессиональные:
- реализация стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;
- осуществление стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);
- ассистирование деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8);
- понимание и постановка профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
- использование дидактических приемов при реализации стандартных, коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18)
- реализация интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).
В результате освоения компетенций студенты:
Знают
- структуру общения, его содержание, функции и виды;
- основные потребности, мотивы общения и ценностные ориентации индивида и их влияние на индивидуальный стиль общения;
- основные методы влияния в общении, принципы выбора эффективной программы взаимодействия с партнером;
- основные компетенции межличностного общения и их эффективность: установление контакта, поддержание контакта, техника влияния, использование эффективной обратной связи, преодоление барьеров в общении, использование различных стилей слушания и речевых стилей общения в процессе коммуникаций, распознавание эмоций и управление эмоциями в общении и т. д.
Умеют
-воспринимать партнера объективно и адекватно интерпретировать его вербальное и невербальное поведение;
- использовать коммуникативные знания и навыки достижения взаимопонимания в общении;
- распознавать барьеры в общении оперировать основными понятиями, раскрывающими содержание процессов межличностного общения;
Владеют
- навыками диагностики и анализа различных ситуаций общения,
- приемами поведения в конкретных ситуациях общения;
- навыками выбора эффективного стиля общения в различных ситуациях.
Технологии обучения
Особенность изучаемой дисциплины заключается в органичном соединении теоретического и эмпирического подходов к изучению межличностного общения, использованием различных интерактивных методов изучения феноменов межличностного общения и формирования навыков эффективного общения в диаде и группе.
На практических и семинарских занятиях используются методы активного обучения: работа в малых группах, тренинги, ролевые игры, презентации, работа с текстом, круглый стол, творческие домашние задания и другие.
Учебные материалы и практические разработки
Для реализации технологий и методов обучения используются: вопросы для подготовки практическим занятиям, различные техники работы в диаде и в малой группе.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 321.