Практическое занятие на тему
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Выражение эмоций и чувств в общении»

Цель: научиться распознавать модальность чувств, эмоциональные барьеры в общении и научится их преодолевать.

Методы: упражнения, обсуждение, работа в группе.

Все упражнения выполняются в учебной группе.

 

Упражнение 1. Разные чувства. (20 мин.)

Каждому участнику группы предлагается назвать три наименования чувств, безразлично позитивных или негативных. Названные чувства заносятся в таблицу с тремя колонками. В правую колонку таблицы записываются скорее положительные чувства; в левую записываются скорее отрицательные чувства; в среднюю – неоднозначные чувства, характер которых меняется в зависимости от ситуации. Если у участников возникает вопрос, является ли чувством то, что было названо (например, агрессия), или какую модальность имеет чувство, то вопрос адресуется группе. Цель упражнения: познакомиться с разными чувствами.

Упражнение 2. Распознавание чувств. (20 мин.)

Каждый участник получает карточку, на которой написано название одного из чувств. По очереди каждый старается изобразить это чувство без слов. Задача остальных – назвать чувство. Цель упражнения: распознавание чувств. После выполнения упражнения рекомендуется обсудить, что было легче – изображать или распознавать чувства? Какие чувства изображать легче – положительные или отрицательные?

Упражнение 3. Распознавание эмоциональных барьеров в общении. (30 мин.)

Участникам предлагается на чистых карточках записать высказывание, содержащее выражение какого-либо из знакомых ему чувств. Карточки отдаются преподавателю, он зачитывает высказывания, а группа определяет, в какую колонку таблицы записать эту формулировку. Таблица, нарисованная на ватмане или доске, имеет две колонки. Первая – высказывания, в которых присутствует открытое выражение чувств, а вторая – высказывания, при помощи которых можно скрыть свои чувства. Цель упражнения: понять разницу между открытым и скрытым выражением чувств.

При выполнении этого упражнения нужно стремиться к максимальной открытости или закрытости отдельных категорий, чтобы участники научились максимально отделять одно от другого. Нужно иметь в виду, что открытое и скрытое выражение чувств не всегда представляют дихотомию, а скорее шкалу «более-или-менее-открыто».

Упражнение 4. Распознавание эмоциональных барьеров в межличностном общении. (30 мин.)

Перед выполнением упражнения студентам предлагается вспомнить материал лекции и выписать на доску типичные виды барьеров, возникающих по причине неконтролируемых эмоций и чувств.

Цель упражнения: научиться распознавать эмоциональный барьер, созданный конкретным видом неконструктивного влияния и научиться преодолевать его посредством открытого выражения чувств и желаний.

Каждому участнику выдаются бланки упражнения с таблицей. В левой колонке таблицы описывается ситуация, правая колонка таблицы – чистая. Каждому из участников нужно, прочитав ситуацию, определить и вписать в правую колонку вид (виды) барьера, который приводится в данной ситуации, и предложить свой вариант разрешения ситуации в высказывании отрытого выражения чувств и желаний. После выполнения каждого из заданий таблицы целесообразно узнать, как каждый участник выполнил задание, ознакомить участников с правильным вариантом оценки ситуации и реакции на нее. После выполнения всех заданий таблицы желательно обменяться мнениями, какие трудности возникли при выполнении задания, какие барьеры труднее распознать и преодолеть.

Комментарий: Все ситуации имеют общую черту: поведение одного человека создает эмоциональную проблему для другого. Решение проблемы методами неконструктивного влияния разрушает взаимопонимание. Умение выразить свою проблему открыто, в форме «Я-высказывания», позволяет достичь взаимопонимания и содействия партнера в решении вашей проблемы.

Упражнение 5. (30мин.)

Освоение тактик поведения в ситуациях эмоционального барьера: «поверх барьера» и «сломать барьер».

Преподаватель объясняет суть тактик поведения «поверх барьера» и «сломать барьер», приводит примеры ситуаций межличностного общения, в которых поведение одного человека создает эмоциональную проблему (барьер) для другого, а другой реагирует с помощью конструктивных тактик «поверх барьера» и «сломать барьер». Затем группа делится на пары, и в парах отрабатываются рассмотренные тактики. Цель упражнения: преодоление сопротивления партнера, завоевание его внимания, отражение чувств партнера и достижение сотрудничества.

Демонстрационная ролевая игра. Выражение позитивных чувств. (20 мин.)

Сначала демонстрируется участникам модель тренируемого навыка. Первая ролевая игра, в которой демонстрируется модель, разыгрывается преподавателем с одним из участников. Вторая ролевая игра разыгрывается по заданной ситуации. Предлагается проиграть несколько ситуаций самим участникам в паре. При выполнении задания следует проявлять настойчивость в выражении позитивных чувств, точно указать партнеру поведение, которое вызвало позитивные чувства у вас, при этом следить за соответствием вашего вербального и невербального поведения. Следите, чтобы разговор шел действительно о чувствах, а не переходил в плоскость оценок. Затем обсудить проигранную ситуацию с участниками группы.

Тема 9

Дата: 2018-12-21, просмотров: 223.