В качестве оценочных средств текущего контроля используются: анализ выполнения творческих домашних заданий, представленных студентами, и поведение студента в ходе практических занятий. Реализация программы предусматривает активное участие студентов в практических занятиях, рефлексию собственной деятельности в качестве непосредственного участника и наблюдателя.
II. Распределение часов курса
По темам и видам работ
Учебно-тематический план занятий
(очная форма обучения)
№ п/п | Наименование разделов и тем курса | ВСЕГО часов (трудоемкость дисциплины) | Аудиторные занятия (в часах) | Самостоятельная работа студентов (внеаудиторные занятия) (в часах) | |
в том числе | |||||
Лекции | Практические занятия | ||||
1 | Понятие общения | 5 | 1 | - | 4 |
2 | Личность как субъект общения. Потребности и мотивы межличностного общения | 9 | 1 | 2 | 6 |
3 | Личность как субъект общения. Индивидуальный стиль общения. Классификация стилей общения | 14 | 2 | 4 | 8 |
4 | Ситуация как исходное условие общения. Виды ситуаций общения | 11 | 1 | 2 | 8 |
5 | Восприятие и понимание в межличностном общении | 16 | 2 | 4 | 10 |
6 | Влияние в межличностном общении | 9 | 1 | 2 | 6 |
7 | Коммуникация в межличностном общении. Вербальная и невербальная коммуникации. Речевые барьеры в общении | 13 | 1 | 4 | 8 |
8 | Выражение эмоций и чувств в общении. Обратная связь в общении | 9 | 1 | 2 | 6 |
9 | Установление и поддержание контакта в межличностном общении. Психологические барьеры в общении | 13 | 1 | 2 | 10 |
10 | Эффективность общения. Компетентность в общении | 9 | 1 | 2 | 6 |
ИТОГО: | 108 | 12 | 24 | 72 |
Учебно-тематический план занятий
( заочная форма обучения)
№ п/п | Наименование разделов и тем курса | ВСЕГО часов (трудоемкость дисциплины) | Аудиторные занятия (в часах) | Самостоятельная работа студентов (внеаудиторные занятия) (в часах) | |
в том числе | |||||
Лекции | Практические занятия | ||||
1 | Понятие общения | 5 | 1 | - | 4 |
2 | Личность как субъект общения. Потребности и мотивы межличностного общения | 9 | - | 1 | 8 |
3 | Личность как субъект общения. Индивидуальный стиль общения. Классификация стилей общения | 14 | - | 1 | 13 |
4 | Ситуация как исходное условие общения. Виды ситуаций общения | 11 | - | 1 | 10 |
5 | Восприятие и понимание в межличностном общении | 16 | 1 | 1 | 14 |
6 | Влияние в межличностном общении | 9 | 1 | 1 | 7 |
7 | Коммуникация в межличностном общении. Вербальная и невербальная коммуникации. Речевые барьеры в общении | 13 | 1 | 1 | 11 |
8 | Выражение эмоций и чувств в общении. Обратная связь в общении | 9 | - | - | 9 |
9 | Установление и поддержание контакта в межличностном общении. Психологические барьеры в общении | 13 | - | 1 | 12 |
10 | Эффективность общения. Компетентность в общении | 9 | - | 1 | 8 |
ИТОГО: | 108 | 4 | 8 | 96 |
III. СТРУКТУРА И Содержание ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п | Тема дисциплины | Содержание темы в дидактических единицах |
1 | Тема 1 Понятие общения | Специфика общения как объекта изучения. Актуальность изучения общения в современном обществе. Основные теоретические и практические подходы к определению понятия общения и его изучению: коммуникативный, интерактивный, социально-перцептивный, интегративный, деятельностный, прикладной. Понятие общения. Специфика межличностного общения. Логическая структура общения. Функции общения. Виды общения. Основные критерии классификации видов общения. |
2 | Тема 2 Личность как субъект общения. Потребности и мотивы межличностного общения | Потребности личности и общение. Первичные и вторичные группы потребностей, связанных с общением. Понятие аффилиации. Содержание и виды аффилиативной потребности в общении. Сочетание мотивов аффилиации с другими мотивами в общении. Проявления аффилиации в поведении личности. Индивидуальные особенности личности, влияющие на аффилиацию. Влияние ситуации на проявление аффилиации. Альтруизм как мотив межличностного общения. Понятие альтруизма, содержание и виды. Влияние личностных особенностей и ситуации на проявление альтруизма в общении. Негативное значение для межличностного общения неудовлетворенной аффилиативной потребности личности: фрустрация личности, невротизации личности и переориентация общения на удовлетворение личностных аффилиативных потребностей. |
3 | Тема 3 Личность как субъект общения. Индивидуальный стиль общения. Классификация стилей общения | Понятие индивидуального стиля общения. Факторы, определяющие особенности индивидуального стиля общения: индивидные, личностные и социально-культурные характеристики. Классификация стилей общения, критерии классификации. Партнерский и непартнерский стили общения, их основные разновидности и характеристики. В. Сатир о моделях общения. Э. Берн о личностных позициях в общении: Ребенок, Родитель, Взрослый. Понятие партнерского и манипулятивного стиля общения. Характеристика основных видов партнерского стиля общения. Основные характеристики партнерского стиля общения. |
4 | Тема 4 Ситуация как исходное условие общения. Виды ситуаций общения | Роль ситуации в общении. Различные подходы к изучению ситуаций общения. Классификации ситуаций общения в отечественной и зарубежной психологии. Критерии классификаций. Основные виды ситуаций общения и их характеристики: деловое, ритуальное, игровое, интимно-доверительное, эпизодическое общение. Основные компоненты анализа ситуаций. Управление ситуацией общения. Межличностные отношения. Стадии развития межличностных отношений: сближение близость, дифференциация, отдаление, распад. Факторы стабильности отношений. |
5 | Тема 5 Восприятие и понимание в межличностном общении | Общение как познание людьми друг друга. Понятие социальной перцепции. Особенности социальной перцепции: осмысленность, предметность, целостность, субъективность и избирательность, константность. Основные функции социальной перцепции. Факторы, определяющие процессы восприятия и понимания другого человека. Содержательная и процессуальная стороны восприятия и понимания людьми друг друга. Уровни и характер межличностного понимания. Содержание восприятия другого человека: физический облик, особенности выразительного поведения, внешнее оформление облика человека. Проблемы содержания социальной перцепции: влияние возрастных, индивидуальных, профессиональных особенностей на содержание социальной перцепции. Психологические механизмы процесса межличностного восприятия: эффект ореола, проецирование, идентификация, житейские обобщения, стереотипизация, эмпатия, аттракция. Основные механизмы и формы процесса межличностного взаимопонимания (интерпретации): формулирование гипотез, рефлексия, наррация, диалог, каузальная атрибуция, аргументация, прогнозирование. |
6 | Тема 6 Влияние в межличностном общении | Взаимовлияние в межличностном общении. Понятие психологического влияния и противостояния влиянию. Цели влияния. Психологическая конструктивность влияния. Виды психологического влияния и противостояния влиянию. Убеждение как конструктивный способ влияния. Личностные качества, влияющие на эффективность убеждения. Законы убеждения. Методы и приемы убеждения. |
7 | Тема 7 Коммуникация в межличностном общении. Вербальная и невербальная коммуникации. Речевые барьеры в общении | Структура коммуникативного акта. Специфика обмена информацией в межличностном общении: субъекты общения, виды информации, коммуникативное влияние, коммуникативные барьеры, цели коммуникации. Вербальная коммуникация. Речь как основное средство передачи информации. Проблема взаимопонимания в коммуникации. Организационные барьеры. Языковые барьеры: фонетический, семантический, стилистический, логический. Невербальная коммуникация, особенности и ее роль в межличностном общении. Основные каналы невербальной коммуникации и их характеристика: акустический (экстралингвистика и просодика), оптический (кинесика, физиогномика, оформление внешности, проксемика), тактильный, ольфакторный. Проблема интерпретации невербальных сообщений. Основные значения невербальных знаковых систем. Конгруэнтность в общении. Ошибки в конгруэнтности. |
8 | Тема 8 Выражение эмоций и чувств в общении. Обратная связь в общении | Роль эмоций и чувств в межличностном общении. Позитивные и негативные чувства. Социальные эмоции и чувства. Эмоциональные барьеры в общении. Агрессивное скрытое выражение чувств. Способы управления эмоциями. Понятие обратной связи. Виды обратной связи. Функции обратной связи в общении. Правила подачи обратной связи. Проблемы обратной связи. |
9 | Тема 9 Установление и поддержание контакта в межличностном общении. Психологические барьеры в общении | Основные этапы установления и поддержания контакта в общении. Задачи каждого этапа и конкретные приемы установления и поддержания контакта. Основные принципы в установлении и поддержании контакта. Конгруэнтность в общении, ее роль в установлении и поддержании контакта. Ошибки в конгруэнтности. Синхронизация действий как фактор убеждения и взаимопонимания. Особенности синхронизации в различных ситуациях. Синхронизация эмоционального состояния. Психологические барьеры в установлении и поддержании контакта, пути и приемы их преодоления. |
10 | Тема 10 Эффективность общения. Компетентность в общении | Критерии эффективного общения. Факторы эффективного общения. Понятие компетентности в общении. Компетентность как результат и процесс. Уровни развития компетентности в общении. Виды компетентности в общении и их характеристика: коммуникативная, социальная, профессиональная, личностная и другие. Факторы, определяющие компетентность в общении. Компетентность как условие эффективного, успешного общения. |
I v . Содержание ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 2
Личность как субъект общения.
Потребности и мотивы межличностного общения
Задачи:
В ходе занятий студенты:
Ø Получат понятие об основных мотивах общения;
Ø Научатся разделять основные и присоединяющиеся мотивы общения;
Ø Научатся определять свой ведущий мотив общения
Основные понятия: . Общение, потребность, аффилиация, мотив,
Литература
Основная:
1. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. Разд. 1, гл. 2.
Дополнительная:
2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. Гл. 10.
3. Перспективы социальной психологии. М.: ЭКСМО, 2001. С. 372–377.
Домашнее задание № 1 «Мои мотивы общения»
Цель: провести исследование мотивов общения с различными партнерами.
Метод: самонаблюдение.
Время: в течение дня.
Задачи:
1. Записать 4 вида мотивов общения, которые будут исследоваться: мотив совместной деятельности, мотив аффилиации, коммуникативный мотив, мотив влияния.
2. Обозначить буквой «о» основной мотив при вступлении в контакт, а буквой «п» – присоединяющийся, дополнительный в процессе общения мотив.
3. Отследить в собственном общении 4 мотива общения и их характер в зависимости от ситуации: основной и присоединяющийся. Каждый из установленных в наблюдении мотивов обозначать соответствующей буквой при регистрации результатов наблюдения.
4. Подсчитать в результате самонаблюдения, какие из основных мотивов преобладали в общении в течение дня, какие – из присоединившихся мотивов. Подсчитать, какой мотив из четырех преобладал в общении, независимо от его характера.
5. Провести анализ полученных результатов.
6. Ответить на два вопроса: С какими трудностями я столкнулся при выполнении домашнего задания? Что нового и неожиданного я узнал о себе при выполнении этого домашнего задания?
Предоставить выполненное задание преподавателю. Задание войдет в портфолио студента и будет учитываться при оценивании его самостоятельной работы.
Домашнее задание № 2
Цель: Исследовать уровень аффилиативности партнера по общению методом наблюдения за ним.
Метод: наблюдение.
Предмет наблюдения: невербальное и вербальное поведение партнера.
Задачи:
1. Записать основные объекты наблюдения за поведением человека в процессе общения, в качестве которых предлагаются следующие: мимика, контакт глазами, жесты, позы, тактильные прикосновения, дистанция, положение в пространстве, голосовые характеристики (темп речи, громкость, тембр, смех, вздох), формы обращения к партнеру, количество позитивных высказываний.
2. Описать каждую из перечисленных характеристик поведения, используя прием: «Что я вижу?»
3. Дать оценку каждому из полученных и описанных результатов.
4. Сформулировать общее заключение об уровне аффилиативности партнера.
Предоставить выполненное задание преподавателю. Задание войдет в портфолио студента и будет учитываться при оценивании его самостоятельной работы.
Практическое занятие по теме
«Потребности и мотивы межличностного общения»
Проверка домашних заданий.
Цели: научиться распознавать в процессе общения присутствие разных мотивов, их взаимосвязь и противоборство; распознавать уровень аффилиативности личности по поведенческим характеристикам.
Методы: наблюдение и самонаблюдение, работа в группе, презентация, обсуждение.
1. Разделить всех участников группы на подгруппы по критерию «Доминирующий мотив общения». Предложить каждой подгруппе сформулировать три аргумента в пользу конкретного мотива общения, который оказался доминирующим у всех участников данной подгруппы.
После выполнения задания предлагается обсудить, какие из мотивов почти всегда присутствуют в общении и почему? Какие мотивы являются преимущественно ситуационными, а какие личностно обусловленными? Почему личностные мотивы могут доминировать над мотивами делового общения?
2. Разделить участников на три подгруппы по критерию «Высокий, средний и низкий уровень аффилиативности партнера», который был объектом наблюдения при выполнении домашнего задания.
Задание для групп: «Какие характеристики поведения личности в человеческих контактах позволили вам оценить личность как имеющую низкий уровень аффилиативной потребности, средний и высокий?».
Группы должны выработать критерии для определения конкретного уровня аффилиативности личности на опыте выполнения домашнего задания. Затем каждая группа презентует выработанные критерии и приводит аргументацию.
После выполнения задания предлагается обсудить: Что явилось сложным при выполнении заданий? Что не вызвало затруднений? Чем способствовало выполнение задания более глубокому пониманию другого человека и самопознания?
Тема 3
Дата: 2018-12-21, просмотров: 225.