Цель: приобрести навыки установления контакта в межличностном общении, понять значение позитивных эмоций при установлении контакта, научиться вызывать симпатию, делать комплимент.
Методы: тренинг, задания для работы в группах, демонстрационные ролевые игры, обсуждение, домашнее задание.
Упражнение 1. (10 мин.)
Один из участников упражнения выходит из комнаты. Когда он вернется, ему надо определить, кто из участников готов с ним вступить в контакт. Участники пользуются только невербальными средствами. Упражнение выполняется с вариациями. В первом случае в контакт готовы вступить все, за исключением 3-х человек. Во втором случае в контакт готовы вступить только трое участников. В третьем случае – каждый сам решает, будет он вступать в контакт или нет. Цель упражнения: распознавание желающего установить контакт. После выполнения упражнения обсуждается, по каким невербальным характеристикам поведения определяется установление контакта.
Упражнение 2. (15 мин.)
Все участники располагаются большим полукругом. Каждый по очереди выходит в круг и пытается любыми только невербальными средствами, установить контакт с каждым участником занятия. Цель упражнения: использование невербальных средств установления контакта. После выполнения упражнения обсуждается, какие приемы установления контакта были использованы и какие наиболее запомнились.
Упражнение 3. (10 мин.)
Один из участников(1) получает задание рассказать партнеру о чем-либо (книге, событии, фильме и т. д.). В свою очередь партнер (участник 2) получает задание посылать первому участнику невербальные сигналы о том, что ему неинтересна информация. Но вести себя следует естественно, не нарочито, чтобы участник 1 не заподозрил сразу нежелание поддерживать контакт. Упражнение рекомендуется выполнить с целью демонстрации сначала в одной паре, при этом участники должны поменяться ролями. Затем предложить всей группе, разделившись на пары, выполнить аналогичное упражнение. Цель упражнения: использование невербальных средств сопротивления контакту. После выполнения упражнения предлагается обсудить, какие невербальные сигналы позволяют определить, что существует сопротивление установлению контакту.
Задание 1. (15 мин.) Выполняется по результатам упражнений 1–3.
Студенческая группа делится преподавателем на две подгруппы, и каждая подгруппа получает задание охарактеризовать невербальные признаки установления контакта. Признаки записываются на доске или ватмане и комментируются представителем от каждой группы.
При подведении итогов акцентируется внимание на основных невербальных средствах и признаках установления контакта.
Упражнение 4. Приветствие. (15 мин.)
Задание: каждому поприветствовать группу или каждого участника группы.
Цель упражнения: использование разных видов приветствий для установления контакта.
После выполнения упражнения предлагается обсудить, контакт с кем из членов группы запомнился и почему?
Задание 2. (20 мин.) Выполняется после упражнения 4.
Студенческая группа делится преподавателем на две подгруппы.
Каждая подгруппа получает задание:
Для знакомства недостаточно невербального контакта. Люди используют различного рода обращения к незнакомым людям, чтобы установить контакт.
Мы с вами познакомились с различными видами приветствий при выполнении упражнения 4. Сформулируйте и запишите различные фразы для установления контакта с незнакомым человеком. Проанализируйте записанные фразы и выделите виды фраз (обращений), которые были вами использованы для установления контакта. Цель задания: использование различных видов обращений для установления контакта.
После выполнения упражнения представителю каждой подгруппы предлагается записать на доске виды обращений при установлении контакта и проиллюстрировать их конкретной фразой (обращением): приветствие, нейтральные вопросы, просьба, констатация очевидного факта, предложение помощи, комплимент и т. д. При подведении итогов внимание студентов акцентируется на разнообразии видов обращений при установлении контакта.
Упражнения 5, 6, 7, 8 – это упражнения на умение вызвать симпатию и расположить к себе, заинтересовать партнера и привлечь его внимание.
Упражнение 5. (20 мин.)
Группа разбивается на пары. В парах нужно рассказать друг другу о себе самое лучшее. Каждый рассказывает по очереди в течение 1,5 минуты. После выполнения упражнения в парах группа собирается в круг и каждый рассказывает, что он узнал хорошего о другом участнике. Цель упражнения: испытать позитивные эмоции к другому человеку. После выполнения упражнения предлагается обсудить: что каждый участник чувствовал в тот момент, когда партнер рассказывал о том, какой он хороший человек? Трудно ли было удержаться и не начать критиковать себя? Хорошее упражнение на диагностику. Неуверенные в себе люди замолкают быстрее и иногда не могут вообще ничего хорошего о себе сказать.
Упражнение 6. (20 мин.)
Каждый их участников группы выбирает любую вещь, которая ему нравится у другого участника группы. Затем каждый по очереди подходит к другому человеку и рассказывает в деталях, как ему нравится эта вещь. Цель упражнения: испытать позитивные эмоции. После выполнения упражнения предлагается обсудить, какие чувства испытывал каждый участник, когда он сам говорил и когда он слушал, что ему говорил другой.
Упражнение 7. Делаем комплименты. (20 мин.)
Предлагается всем посмотреть на участников группы и найти что-либо в поведении одного из них, что нравится вам. Каждому сформулировать фразу: «У тебя лучше, чем у меня получается…..» или «У тебя также хорошо, как у меня получается ….» и т. д. Акцент следует сделать на конкретных особенностях поведения, а не на абстрактных качествах.
Цель упражнения: испытать позитивные эмоции при получении комплимента. После выполнения упражнения предлагается обсудить, что чувствовал каждый участник, когда слышал комплименты? Насколько трудно было определить, что конкретно нравится в других людях?
Упражнение 8. (20мин.)
Предлагается каждому участнику группы посмотреть на других, выбрать кого-нибудь и дать ему общую положительную оценку. Цель упражнения: почувствовать разницу между конкретной и общей оценкой. После выполнения упражнения предлагается обсудить, чему вы доверяете больше: конкретной оценке поведения или общей похвале? Что лично вам было приятнее слушать и почему?
Задание 3. (15 мин.) Что приятно большинству людей?
На листе ватмана каждый из участников группы записывает свой вариант продолжения фразы: «Большинству людей приятно, общаясь с другими людьми, когда…….». Если участники затрудняются с ответами, то можно предложить им подход «от противного» (что неприятно) и затем переформулировать в обратное утверждение. Также можно подумать над вопросом: «Что лично вам приятно делать, общаясь с другими людьми?» Цель задания: осознание причин своих позитивных эмоций при общении с другими людьми. После выполнения упражнения предлагается обсудить, что вызывает симпатию у людей при общении, а что является для них неприятным и создает препятствия для установления и поддержания контакта.
Упражнение 9. (20 мин.)
Один из участников группы покидает аудиторию и получает задание привлечь внимание группы, установить контакт, заинтересовать, используя последовательно несколько приемов установления контакта с помощью вербальных и невербальных средств. Участникам группы предлагается самим решать, вступать или нет в контакт. Упражнение несколько раз повторить, дав возможность нескольким участникам группы установить с группой контакт. Цель упражнения: использование различных приемов для установления контакта. После выполнения задания группа обсуждает, какие приемы использовались при установлении контакта, какие оказались более эффективными и почему?
Демонстрационная ролевая игра 1. (15 мин.)
Цель игры: применение навыков установления контакта и его поддержания некоторое время, демонстрация навыков группе. Выбираются для игры более уверенные в себе участники группы, один из которых получает задание привлечь внимание другого, вызвать симпатию, используя вербальные и невербальные средства установления контакта, заинтересовать партнера и некоторое время поддержать контакт. Если в ходе ролевой игры что-либо не удается, то ролевая игра повторяется с самого начала. Ситуации к игре предлагаются тренером или выбираются самими участниками. Игру можно повторить с другой парой участников. После демонстрационной игры обсудить с группой, какие средства и приемы были использованы участниками игры для установления и поддержания контакта и какие оказались наиболее эффективными.
Тема 10
Дата: 2018-12-21, просмотров: 225.