Возможность присвоения государству действий частных лиц
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1 Как государство, так и международная организация являются единым субъектом международного права. Им как целому принадлежат права и в этом качестве несут международную ответственность. Однако, реально, как и иные юридические лица, субъекты международного права могут действовать через свои органы. В связи с этим возникает вопрос об определении того,  какие лица должны признаваться действующими от имени государства или международной организации. Ответ на этот вопрос в первую очередь дает внутреннее право государства. Общее правило: в международно-правовых отношениях субъекту присваивается только поведение его органов а также иных лиц и образований, действующих по указанию или под контролем этих органов.

Высшие органы исполнительной власти являются официальными представителями государства в международных отношениях. Из органов исполнительной власти от имени государства могут выступать глава государства, глава правительства, министр иностранных дел, любой член правительства, наделенный государством специальными полномочиями. Например, это закреплено в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. Статья 4 Документа об ответственности государств говорит об этом следующее: «1. Поведение любого органа государства должно рассматриваться как деяние этого государства по международному праву независимо от того осуществляет этот орган законодательные, исполнительные, судебные или иные функции, независимо от положения, занимаемого им в организации государства.

2. Понятие «орган» включает любое лицо или образование, которое обладает таким статусом в соответствии с внутренним правом государства».

2 Принимаемые законодательными органами законы выражают официальную позицию государства. Случаи принятия законов, противоречащих обязательствам государства по международному праву, встречаются в практике многих государств, что свидетельствует о серьезном значении проблемы законов государств и их международных обязательств по договорам. Отсюда следует, что необходимы международно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за принятие и применение международно-противоправных законов. Резолюция парламента является актом государства. Если она противоречит международным обязательствам государства, она должна быть отменена. Анализ дипломатической практики свидетельствует также о допустимости протестов даже против готовящихся законопроектов.

3 На местные органы власти распространяется общее правило – их поведение квалифицируется как поведение государства. В качестве примера можно привести случай нарушения местными властями дипломатического иммунитета местными властями государства. В решении Международного Суда ООН по делу германских граждан, казненных в США без официального уведомления консульства ФРГ в 1999 году, сказано «международная ответственность государства возникает в результате действий в этом государстве компетентных органов и властей, каковы бы они ни были…».

4 В современной жизни государств распространена практика, когда негосударственные органы осуществляют определенные полномочия государственной власти. Например, компании в области энергетики, транспорта. В статье 5 Документа об ответственности государств сказано, что поведение лица или образования, не являющегося органом государственной власти, но уполномоченного правом этого государства осуществлять элементы государственной власти, должно рассматриваться как деяние этого государства в соответствии с международным правом». Так, в некоторых странах государственным или частным авиакомпаниям предоставлены полномочия в области иммиграционного и санитарного контроля. Тот факт, что собственником того или иного образования или значительной части его капитала является государство, или то, что оно находится под контролем правительства, не дает оснований для присвоения его поведения государству. Определяющим фактором является то, что лицо или образование уполномочено осуществлять в некоторых случаях прерогативы государственной власти.

5 Возможность присвоения государству поведения частных лиц является наиболее активно обсуждаемой проблемой в доктрине международного права. Г. Гроций указывал на обязанность государства наказать за преступление, объясняя это верховенством государства, невозможностью допустить осуществления на своей территории властных функций другого государства. Мартенс Ф.Ф. писал, что на основании общепризнанных начал права частное лицо само должно отвечать за совершенные им преступления. Ответственность государства возникает лишь в случае его отказа наказать виновного. Из решения Международного Суда ООН 1980 года по делу о дипломатическом и консульском персонале США следует, что принимающее государство не несет ответственность за действия частных лиц, захвативших посольство. Но оно несет ответственность за то, что не были приняты все необходимые меры для защиты посольства от захвата.

Практике известны случаи, когда государство предъявляло претензии в отношении массовой дискриминации своих граждан. В случае причинения вреда иностранному гражданину необходимо использование частных средств защиты. Если это окажется невозможным, государство оказывает своим гражданам дипломатическую защиту (т.е. вступает в контакты по данной проблеме с государством, на территории которого произошло нарушение прав) на публичном уровне. В решении Международного Суда ООН по делу о Барселонской компании сказано, что если государство допускает на свою территорию иностранные инвестиции или иностранцев, то оно обязано распространить на них защиту и принимает на себя обязательства по обращению с ними.

  Основная литература: 1, 3, 4, 6, 9, 11, 13, 14

           Нормативные правовые акты : 12

Периодические издания: 1, 3, 7, 8, 12, 14, 18

Электронные ресурсы: 1 – 5

Дата: 2018-12-21, просмотров: 327.