Порядок возмещения ущерба за трансграничное загрязнение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1 Индустриальная деятельность человека, особенно активизировавшаяся в ХХ веке, способствовала учащению случаев трансграничного загрязнения атмосферы, почвы, морской среды. Когда загрязнение происходит на территории государства, то действуют нормы внутреннего права. При трансграничном загрязнении начинают действовать международно-правовые нормы, которые призваны ограничить масштабы промышленной деятельности государств, поставить их в определенные рамки, а в случае аварии разработать механизм урегулирования претензий и материального возмещения.

В 1972 году в Стокгольме под эгидой ООН состоялась Конференция по проблемам окружающей среды. Итогом работы конференции стала Стокгольмская Декларация от 16 июня 1972 года, которая состоит из двух частей – Декларации по окружающей среде и Декларации принципов. В соответствии с принципом 21 государства имеют суверенное право разрабатывать свои природные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции. Таким образом. Принцип 21 сформулировал ответственность за трансграничное загрязнение.

В соответствии с принципом 22 государства сотрудничают в целях дальнейшего развития международного права, касающегося ответственности и компенсации жертвам за загрязнение и за другие виды ущерба, причиненные в результате деятельности в пределах их юрисдикции. Таким образом, принцип 22 закрепил обязанность государства по выплате компенсации жертвам за загрязнение и за другие виды ущерба.

Аналогичный принцип (Принцип 2) закреплен Декларацией Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию от 14 июня 1992 года. В соответствии с принципом 13 государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности за ущерб, наносимый жертвам загрязнения и других видов экологически вредной деятельности, и компенсации такого ущерба, а также осуществлять более оперативное сотрудничество в целях разработки международно-правовых норм, касающихся ответственности и компенсации за негативные последствия экологического ущерба.

 Принцип 15 предписывает государствам предпринимать меры предосторожности. В случае угрозы серьезного и необратимого ущерба государство не может ссылаться на отсутствие полной научной уверенности в качестве предлога для непринятия эффективных мер предупреждения. В статье 15 закреплен принцип «загрязнитель платит». Он должен нести все расходы, связанные с загрязнением. Принцип 18 закрепил обязанность незамедлительного уведомления других государств о любых стихийных бедствиях или чрезвычайных ситуациях, которые способны привести к неожиданным вредным последствиям.

В соответствии с принципом 19 государство направляет потенциально пострадавшим государствам предварительное и своевременное уведомление и соответствующую информацию о мероприятиях, которые могут иметь значительные негативные трансграничные последствия, проводит консультации с этими государствами.

2 Видами трансграничного загрязнения являются трансграничное загрязнение воздуха, международных водотоков, загрязнения в результате техногенных аварий.

Конвенция об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 года (Казахстан присоединился 23 октября 2000 года) в преамбуле дает определение «трансграничного воздействия» - любые значительные вредные последствия, возникшие в результате изменения состояния трансграничных вод, вызванные деятельностью человека, физический источник которого расположен полностью или частично в районе, находящемся под юрисдикцией одного государства (последствия для здоровья и безопасности человека, флоры, фауны, почвы, воздуха, вод, климата, ландшафта). 13 ноября 2005 года на химическом комбинате в г. Цзилюнь в результате техногенной аварии произошел выброс загрязняющих веществ в реку Сунгари, которая является притоком р. Амур. Основные отрасли промышленности с китайской стороны – нефтеперерабатывающая, химическая, горнодобывающая, производство бумаги, пластмасс, автошин. В зоне вливания р. Сунгари в р. Амур в ходе мониторинга были обнаружены в виде взвешенных веществ ионы аммония, нитриты, нитраты. Проведенное комплексное исследование показало, что рыба в реке Амур загрязнена пестицидами и ионами тяжелых металлов, обнаружены группы низкомолекулярных спиртов, альдегиды, фенолы, отчего рыба имеет резкий «химический» запах.

В соответствии со статьей 1 Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии от 26 сентября 1986 года к ядерной аварии относится любая авария, в результате которой происходит выброс радиоактивных веществ, и которая привела к международному трансграничному выбросу, и создала угрозу радиационной безопасности другого государства. Статья 2 предписывает государству в случае аварии незамедлительно оповещать непосредственно или через МАГАТЭ, те государства, которые подверглись или могут подвергнуться физическому воздействию и предоставляется информация для сведения к минимуму радиоактивных последствий:

-время, точное место и характер ядерной аварии;

- какая установка, причина и дальнейшее развитие ядерной аварии, относящееся к трансграничному выбросу;

- общие характеристики радиоактивного выброса, физическая, химическая форма, количество;

- сведения о существующих или прогнозируемых метеорологических, гидрологических условиях в целях прогнозирования трансграничных выбросов радиоактивных веществ.

3 Не все виды трансграничного загрязнения детально обеспечены конвенционным регулированием, особенно в части определения размера ущерба и характера возмещения. В силу особой опасности ядерного загрязнения 21 мая 1963 года была принята Венская Конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб. Конвенция дает определение некоторых понятий. В соответствии со статьей 1 с) «оператор ядерной установки» – это лицо, назначенное или признанное в качестве такового отвечающим за установку государством. Статья 1 d) ввела понятие «отвечающее за ядерную установку государство» - это государство, в пределах территории которого находится ядерная установка, или которое эксплуатирует ядерную установку на территории другого государства. В соответствии со статьей 1 к) под «ядерным ущербом» понимается смерть, любое телесное повреждение или потеря имущества, любой ущерб имуществу, которые возникают в результате радиоактивных, взрывных свойств ядерного топлива.

Статья 2 установила ответственность оператора ядерной установки за причиненный ущерб, если доказано, что ущерб причинен ядерным инцидентом на ядерной установке этого государства или инцидент связан с ядерным материалом, поступившим с ядерной установки государства или направленным на его ядерную установку.

Пункт 3 статьи 2 предусмотрел солидарную ответственность, если ядерный ущерб причинен несколькими операторами.

Статья 4 установила принцип абсолютной гражданской ответственности за ядерный ущерб. Однако, оператор может быть освобожден от ответственности, если докажет, что ущерб причинен в результате грубой небрежности самого пострадавшего или его намеренных действий. Оператор освобождается от ответственности, если ущерб причинен в результате ядерного инцидента во время вооруженного конфликта.

Конвенция установила некоторые минимальные нормы для возмещения ущерба. Статья 5 установила, что отвечающее государство может ограничить минимальную ответственность оператора не менее чем до 5 млн долларов за ядерный ущерб. Статья 6 установила срок исковой давности 10 лет со дня ядерного ущерба. Статья 7 предусматривает требование к оператору поддерживать страхование, которое бы покрывало его ответственность за ядерный ущерб в соответствии с законодательством государства, отвечающего за ядерную установку. Выплату возмещений в размере превышающем страховое обеспечение, по удовлетворенным исковым требованиям к оператору осуществляет отвечающее государство (если страховое возмещение не достаточно для удовлетворения исковых требований).

4 Статья 11 Венской Конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб установила, что юрисдикцией в отношении исков обладают суды государства, на территории которого произошел ядерный инцидент. Если инцидент произошел на территории государства, не участвующего в конвенции, то юрисдикцией обладают суды государства, отвечающего за установку государства, оператор которого несет ответственность. При рассмотрении таких исков в судах государств применяется данная Конвенция и национальная законодательство.

В соответствии со статьей 1 Конвенции об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер государства принимают меры для предотвращения любого трансграничного воздействия (ограничения, сокращения загрязнения вод). В пункте 5 статьи 2 закреплен принцип «загрязнитель платит» (покрывает расходы, связанные с мерами по предотвращению, ограничению, сокращению загрязнения.

Споры разрешаются Международным Судом и арбитражами. В соответствии с Приложением 4 к Конвенции арбитражный суд состоит из 3 членов (каждая сторона назначает одного арбитра и они вместе выбирают одного арбитра-председателя, который не может быть гражданином спорящих сторон). Арбитражный суд разрабатывает свои собственные правила процедуры.

  Основная литература: 1, 3, 5, 6, 7, 9

           Нормативные правовые акты : 4, 5, 8, 12, 13, 14

   Периодические издания: 9, 12, 21

   Электронные ресурсы: 1 - 5

Дата: 2018-12-21, просмотров: 377.