Пропорциональность и прекращение контрмер
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1 Принуждение – необходимый элемент децентрализованного механизма функционирования международного права. Ubi jus, ibi remedies – где право, там и средства его обеспечения. Одна из главных особенностей механизма функционирования международного права состоит в отсутствии механизма централизованного принуждения, способного принуждать суверенных субъектов к соблюдению норм международного права. Средства принуждения находятся в руках самих государств, которые применяют их индивидуально или коллективно.

Юридическим основанием принуждения является также принцип, согласно которому «всякое право обеспечивается принуждением, если в международном праве принуждение отсутствует, то его нельзя считать правом». Э. де Ваттель писал: «Когда нельзя прибегать к принуждению, чтобы заставить уважать свое право, осуществимость этого права оказывается весьма сомнительной».

По поводу соотношения ответственности и санкций существуют различные мнения. Однако, ответственность и санкции, будучи взаимосвязанными, представляют различные явления. Санкции являются средствами имплементации ответственности П. Курис, С.В. Черниченко включают меры ответственности в число мер принуждения. По мнению Лукашука И.И., правонарушение порождает правоохранительное правоотношение ответственности, создающее для сторон новые права и обязанности. Лишь в случае невыполнения правонарушителем возникших для него обязанностей возникает вопрос о применении к нему санкций.

Отмечая значение мер принуждения как средства воздействия на правонарушителя нельзя преувеличивать роль принуждения в обеспечении соблюдения международного права. В результате серьезных различий в могуществе государств их возможности в области применения мер принуждения принципиально различаются. Эта разница имеет не только военный аспект, но и экономический. Экономические меры воздействия одного государства на другое приобретают все большее значение. Прекращение экономических связей с менее развитым государством в качестве меры принуждения может иметь для этого государства катастрофические последствия. Существенные последствия может иметь и прекращение оказания экономической помощи.

2 Сложные вопросы возникают в связи с применением «санкций» государствами. В интересах упрочения международного правопорядка и уточнения норм, регулирующих применение принуждения целесообразно под санкциями понимать лишь меры принуждения, применяемые международными организациями. Такие санкции применяются организациями, которые представляют все мировое сообщество и которые наделены государствами соответствующими правами. Этим они принципиально отличаются от индивидуальных действий государств. Международные организации играют все более существенную роль в обеспечении уважения к международному праву. Санкции международных организаций играют все более существенную роль в реализации возможностей организации по принуждению к соблюдению норм международного права. В прошлом понятием «санкции» охватывались все меры принуждения в отношении правонарушителя. В современном международном праве под санкциями принимаются принудительные меры предпринимаемые международной организацией к правонарушителю в целях побуждения его к выполнению обязательств, вытекающих из международно-правовой ответственности.

Существенное место занимает проблема эффективности санкций. В целом на практике она невысока. Основное критическое замечание в отношении санкций международных организаций – от них страдает в основном население страны. Руководители государства при этом не несут особых лишений, а зачастую используют сложившуюся ситуацию для упрочения своего политического положения. Показателен опыт применения санкций ООН в отношении Ирака. Как известно ООН наложила ограничения на торговлю с Ираком и одновременно приняла меры по уменьшению отрицательных последствий санкций для населения Ирака и утвердила программу «Нефть в обмен на продовольствие». Полученные продовольствие и медикаменты власти Ирака сосредоточили в своих руках и распределили их по своему усмотрению, с помощью чего усилили свою власть над населением.

Еще одна проблема санкций состоит в том, что средства осуществления санкций находятся в руках крупных государств и от их действий зависит эффективность санкций. Так, некоторые государства не предприняли необходимые действия в отношении Руанды, Сомали после введения против них санкций.

И все же санкции, во-первых, оказывают сдерживающее воздействие на правонарушителя. Во-вторых, демонстрируют позицию мирового сообщества в отношении действий правонарушителя. В-третьих, ограничивают материальные возможности для правонарушителя (эмбарго на вооружения, экономическое эмбарго).

Несмотря на критику практики применения санкций международными организациями, международное право не может обойтись без мер принуждения. Необходимо усовершенствовать механизм санкций. Санкции должны вводиться в соответствии с Уставом ООН, принципами и нормами международного права, должны быть предельно адресными.

3 Термин «санкции» длительное время использовался в международной практике. Но благодаря международной судебной практике односторонние меры против государства-правонарушителя в последнее время стали называться контрмерами. Как сказано в Документе «Ответственность государств…», «контрмеры представляют собой связанный ответственностью, но тем не менее особый институт, призванный служить имплементации правоотношений ответственности». Глава 2 Документа определяет условия и ограничения принятия контрмер потерпевшим государством. Она имеет целью установить систему регулирования, учитывающую чрезвычайный характер контрмер. В главе 2 речь идет о контрмерах, принимаемых непосредственно потерпевшим государством.

Широко применяются контрмеры в международных экономических отношениях. Так, в качестве контрмер могут рассматриваться введение государством компенсационных пошлин на импортные товары в ответ на субсидирование производства этих товаров в другом государстве; введение антидемпинговой пошлины в качестве контрмеры в ответ на факты применения демпинга. До введения контрмер потерпевшее государство вправе принять временные меры по защите своего рынка. В системе Всемирной Торговой Организации применение потерпевшим государством контрмер должно быть санкционировано генеральным Советом ВТО.

4 Основная цель контрмер состоит в том, чтобы побудить ответственное за международно-противоправное деяние государство выполнить возлагаемые на него правоотношением ответственности обязательства. С юридической точки зрения такие меры характеризуются тем, что если бы они не применялись в качестве контрмер, то были бы противоправными. Известны случаи, когда единственной целью контрмер стало наказание государства-правонарушителя. В качестве примера можно назвать национализацию Ливией британских нефтяных компаний в ответ на действия правительства Великобритании в отношении Ирана после оккупации им трех островов в Персидском заливе.

Контрмеры могут приниматься пострадавшим государством лишь в ответ на международно-противоправное деяние. Решение о принятии контрмер принимается государством на собственный риск, а потому возможна ситуация, когда это решение окажется недостаточно обоснованным. В таком случае наступает ответственность государства за необоснованное применение контрмер. Контрмеры не могут быть законными, если будет установлено, что отсутствовал факт правонарушения. В Статье 49 Документа цели и пределы применения контрмер определены следующим образом: «1. Потерпевшее государство может принимать только контрмеры против государства, которое несет ответственность за международно-противоправное деяние, с целью побудить это государство выполнять свои обязательства. 2. Контрмеры ограничены временным невыполнением международных обязательств государства, предпринимающего такие меры в отношении несущего ответственность государства. 3. Контрмеры должны по возможности предприниматься таким образом, чтобы позволить возобновление выполнения соответствующих обязательств».

Статья 50 Документа запрещает применять контрмеры таким образом, чтобы нарушались императивные принципы международного права. Например, применяя контрмеры, нельзя нарушать принцип неприменения силы или угрозы силой, обязательства по защите основных прав человека, обязательства гуманитарного характера при применении репрессалий. Нельзя нарушать неприкосновенность дипломатических и консульских должностных лиц, помещений, архивов.

5 В соответствии со статьей 51 Документа об ответственности государств предусматривает, что контрмеры должны быть соразмерны причиненному вреду с учетом тяжести международно-противоправного деяния и затронутых прав. То, что контрмеры должны быть пропорциональны причиненному вреду, подтверждается практикой международных судебных органов. Так, в решении Международного Суда ООН по делу о проекте «Габчиково-Надьмарош» суд признал принятые контрмеры непропорциональными: «…Чехословакия. Взяв на себя односторонним образом контроль над разделяемым ресурсом и лишив тем самым Венгрию ее права на справедливую и разумную долю ресурсов Дуная… сделала это без соблюдения пропорциональности, которую требует международное право… Суд поэтому считает, что отвод Дуная, произведенный Чехословакией, не является правомерной контрмерой, поскольку она не была соразмерной».

При определении критериев пропорциональности контрмер возникает вопрос о таком критерии, как взаимность. Например, контрмеры в отношении одного и того же обязательства предусмотрены Венской конвенцией о праве международных договоров. Чаще всего применяются в двусторонних отношениях. Перед принятием контрмер потерпевшее государство обязано известить ответственное государство о намерении принять против него контрмера и предложить провести переговоры.

Контрмеры должны быть прекращены, как только несущее ответственность государство выполнить свои обязательства, связанные с международно-противоправным деянием.

   Основная литература: 1, 3, 4, 6, 7, 13, 14

           Нормативные правовые: 1, 12, 13, 14

   Периодические издания: 1, 3, 15, 20

   Электронные ресурсы: 1 – 5

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 303.