курс | сместр | кред | вирт | конт | срсп | срс | всего | контроль |
2 | 4 | 3 | 36 | 9 | 45 | 45 | 135 | тест |
№ | Наименование темы | вирт | конт | СРСП | СРС |
1 | Понятие и юридическая природа международно-правовой ответственности | 3 | 1 | 7 | 7 |
2 | Источники и кодификация международно-правовой ответственности | 3 | 1 | 8 | 7 |
3 | Субъекты международно-правовой ответственности | 2 | 1 | 7 | 8 |
4 | Основания международно-правовой ответственности | 3 | - | - | 8 |
5 | Формы нематериальной международно-правовой ответственности | 2 | 1 | - | - |
6 | Формы материальной международно-правовой ответственности | 3 | - | - | - |
7 | Квалификация поведения субъекта международно-правовой ответственности | 3 | - | 7 | - |
8 | Обстоятельства, исключающие международно-правовую ответственность | 2 | 1 | - | - |
9 | Ответственность государств, возникающая в связи с деятельностью, не запрещенной международным правом | 2 | 1 | - | 7 |
10 | Проблемы принуждения в международном праве | 3 | - | - | 7 |
11 | Международно-правовая ответственность за трансграничное загрязнение | 2 | 1 | 8 | - |
12 | Ответственность в международном морском праве | 2 | 1 | 7 | - |
13 | Ответственность государств в международном воздушном и космическом праве | 2 | 1 | 8 | 8 |
14 | Международная уголовная ответственность государств | 3 | - | - | - |
15 | Всего | 36 | 9 | 45 | 45 |
2 Данные о преподавателе:
Старожилова Наталья Петровна – старший преподаватель кафедры конституционного и международного права
Кафедра расположена на третьем этаже (левое крыло) Главного корпуса КарГУ, аудитория №333
3 Пререквизиты:
Изучение механизма действия норм международно-правовой ответственности предполагает знание особенностей каждой отрасли международного публичного права, так как объектом нарушения при применении международно-правовых санкций являются внутриотраслевые нормы.
Изучение данного курса основывается на знаниях, полученных при изучении дисциплин «Международное публичное право», «Международное воздушное право», «Уголовное право», «Теория государства и права», «Уголовно-процессуальное право», «Гражданское процессуальное право».
Постреквизиты
Международное морское право, мирное разрешение международных споров, дипломатическое и консульское право, право международных договоров. Овладение знаниями этих дисциплин позволит студентам свободно оперировать такими категориями и понятиями как «международный договор», «конвенция», «имплементация», «правосубъектность», «гражданин», «вина», «государство», «статус», «санкция», «состав правонарушения», «доказатальства», «контрмеры», «форс-мажор», «реституция», «сатисфакция», «самооборона», «органы государственной власти», «юридическая ответственность», «обвинение», «наказание», «международные судебные органы», «процессуальное действие».
Результаты обучения:
Знание и понимание: основных положений теории права об основаниях и целях юридической ответственности; содержание, основные элементы и сущность международного правонарушения, его состав; содержание понятий «международная ответственность», «состав международного правонарушения», «ущерб», «процессуальные действия», «процессуальные документы»; «объективная ответственность»; обстоятельства, освобождающие от международной ответственности; роль и значение международно-правовой ответственности в поддержании международного правопорядка/
Применение знаний и пониманий: уметь толковать содержание международных документов в сфере международно-правовой ответственности; использовать международные конвенции и другие международно-правовые документы, содержащие положения о международно-правовой ответственности; самостоятельно составить процессуальные документы: ходатайства, заключения, запросы, обращения.
Формирование суждений: о состоянии международного правопорядка; об особенностях и порядке применения санкций в международном праве; процессуальных аспектах привлечения к международной ответственности; участии и степени ратификации Республикой Казахстан основных международных документов по вопросам международно-правовой ответственности; составы международных правонарушений.
Коммуникативные способности: сбор и анализ информации о фактах трансграничного загрязнения территории Республики Казахстан; порядок дипломатических контактов при сборе доказательств о причинении ущерба обломками космических объектов; порядок оперативного оповещения в случае ядерной аварии.
Навыки обучения: самостоятельный анализ текстов международных договоров, применяемых при квалификации международно-противоправных деяний; анализ и осмысление новых теоретических воззрений на теорию международной ответственности.
5 Краткое описание дисциплины
Человечество вступило в ХХ1 век, в век глобализации, которая привела к переменам не только в с системе международных отношений, но и в жизнь каждой страны и каждого человека. На первый план выдвигается задача обеспечения общих интересов государств, интересов международного сообщества в целом. Важная роль в утверждении нового мирового порядка отведена международному праву и законности в целом, на первое место выходит принцип единства внутренней и международной законности.
Необходимым условием повышения эффективности международного права является совершенствование механизма его действия. Важная роль в решении этой задачи принадлежит международной ответственности. Кардинальным шагом в ее совершенствовании явилось выделение в особую категорию ответственности за серьезное нарушение обязательств, вытекающих из императивных норм международного права, т.е. обязательств перед международным сообществом в целом. Значение международной ответственности не раз подчеркивалось Генеральной Ассамблеей ООН. В ряде резолюций Ассамблея рекомендовала Комиссии международного права продолжить в качестве первоочередной работу над проектами статей об ответственности государств.
Особенности международно-правовой ответственности и самой системы международного права обусловили необходимость формирования особого института – права международной ответственности. Положения резолюции представляют собой в значительной мере кодификацию существующих обычных норм с уточнением их содержания и со значительными элементами прогрессивного развития.
Структура института международно-правовой ответственности во многом обусловлена положениями теории права о юридической ответственности. Поэтому студентам будет предложено изучение теории юридической ответственности, с учетом особенностей состава международных правонарушений, характера международно-правовых санкций, обстоятельств освобождения от международной ответственности.
Результаты обучения
Предметные компетенции. В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:
- основные положения теории права об основаниях и целях юридической ответственности;
- содержание, основные элементы и сущность международного правонарушения, его состав;
- содержание понятий «международная ответственность», «состав международного правонарушения», «ущерб», «процессуальные действия», «процессуальные документы»; «объективная ответственность»;
- участие и степень ратификации Республикой Казахстан основных международных документов по вопросам международно-правовой ответственности;
- обстоятельства, освобождающие от международной ответственности;
- роль и значение международно-правовой ответственности в поддержании международного правопорядка;
- содержание Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Ответственность государств за международно-противоправные деяния»;
- составы международных правонарушений.
- студент должен знать основное внутриотраслевое международное законодательство
- знать виды и состав международного правонарушения
- особенности и порядок применения санкций в международном праве
- процессуальные аспекты привлечения к международной ответственности
Надпредметные компетенции. Студент должен уметь:
- толковать содержание международных документов в сфере международно-правовой ответственности;
- использовать международные конвенции и другие международно-правовые документы, содержащие положения о международно-правовой ответственности;
- самостоятельно составить процессуальные документы: ходатайства, заключения, запросы, обращения.
6 График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
№ | Виды работ | Цель и содержание задания | Форма контроля | литература | Баллы | Форма отчетности | Сроки сдачи |
1 | 2 | 3 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1 | Коллоквиум, схема, таблица | Международная ответственность как вид юридической ответственности Цель: уяснение юридической природы МПО, знание их особенностей, формы правового закрепления | ТК 1 | 11, 12, 13, 19, 20, 23, 31, 36, 37-44 | 50-100 | Устно, письменно | 3-я неделя |
2 | Схема, текст, таблица | Изучение Документа «Ответственность государств за международно-противоправные деяния» 2001 г. Цель: формирование цельного представления о системе источников МПО | ТК 2 | 1-12, 14, 15, 16, 22-30, 34, 36-44 | 50-100 | презентация | 6-я неделя |
3 | решение задачи | Изучение прецедентов МС ООН: дело Лотуса, Дело о танкере Саига и др. Цель: развитие навыков аналитического мышления, умение исследовать судебные прецеденты | ТК 3 | 1-12, 14, 15, 16, 22-30, 34, 36-44 | 50-100 | письменно | 9-я неделя |
4 | Деловая игра | Работа с решениями Международного Суда ООН, Трибунала по морскому праву Цель: формирование процессуальной активности, изучение процедур международно-правовой ответственности и квалификации деяний | ТК 4 | 1-12, 14, 15, 16, 22-30, 34, 36-44 | 50-100 | устно | 13-я неделя |
5 | За активность | Цель: стимулирование учебной заинтересованности студента, формирование мотиваций | ТК 5 | По всем темам | 50-100 | устно | 15-я неделя |
7 . Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
№№ п/п | Наименование, учебников, пособий, используемых при изучении дисциплины | Кол-во учебников, пособий в Научной библиотеке КарГУ |
1. Основная литература | ||
1 | Лукашук И.И. Право международной ответственности. – М.: Волтерс Клувер, 2004. | 2 |
2 | Панов В.П. Международное уголовное право. М.: Инфра-М, 1977 | 5 |
3 | Кулжабаева Ж.О. Международное публичное право. Алматы, 2002 | 18 |
4 | Международное публичное право. Учебник. Под ред. К.А.Бекяшева.- М.: Проспект, 1998 | 25 |
5 | Сборник документов по международному праву. В 4-х томах. Т.1.-Алматы: САК.1998 | 10 |
6 | Сарсембаев М.А. Сарсембаев К.М. Международное право. Учебник. Алматы:Изд.Жеті Жарғы,2009. -278с. | 25 |
7 | Блищенко И.П., Ж. Дориа Прецеденты в международном публичном и частном праве. М.: Международные отношения,1999 | 15 |
8 | Даниленко Г.М. Обычай в современном международном праве. М.:Наука,1988 | 3 |
9 | Курс международного права в 7-ми томах. Том 2,3.- М.: Наука,1989 | 7 |
10 | Колосов Ю.М. Ответственность в международном праве. – М.: Юридическая литература, 1975 | 3 |
11 | Устав Организации Объединенных Наций от 24.10.1945 | 20 |
12 | Документ «Ответственность государств за международно-противоправные деяния» от 12 декабря 2001 года // http://www.un.org. | 4 |
2. Дополнительная литература | ||
13 | Кудайбергенов М.Б. Международная уголовная ответственность физических лиц. Учебник. –Алматы.: Данекер, 2000 | 5 |
14 | Сперанская Л.В. Международно-правовая ответственность государств за загрязнение Мирового океана. М.:Наука,1984 | 2 |
15 | Мазов В.А. Ответственность в международном праве. – М.: Юридическая литература, 1979 | 2 |
16 | Старожилова Н.П. Юридическая природа международно-правовой ответственности / В сб. Юридическая ответственность: проблемы теории и практики. – Караганда, 2002. – С.72-84 | 3 |
17 | James Crawford, Alain Pellet and Simon Olleson. The Law of International Responsibility. – London: Oxford university press, 2010. – 1376 p | 2 |
18 | Jared Genser, Irwin Cotler, Desmond Tutu and Vaclav Havel. The Responsibility to Protect. - London: Oxford university press, 2010. – 300 p | 2 |
19 | Жекеева А.К. Суверенитет и регламентация международной ответственности государств в международном публичном праве. – Алматы: Жеті Жарғы, 2012. – 366с. | 2 |
2.1 Список периодических изданий | ||
20 | Белый И.Ю. Институционально-правовые основы процедуры доказывания по делам о военных преступлениях в МУС //Государство и право. – 2017. – №5. – С. 85-93 | |
21 | Родионов К.С. Элементы преступлений в Статуте Международного уголовного суда //Государство и право. – 2016. - №1. –С.92-103 | |
22 | Сазонова К.Л. Обязательства erga omnes и нормы jus cogens в международном праве: концептуальное оформление и правоприменительная практика // Государство и право. – 2014. - №11. – С.72-80 | |
23 | Каламкарян Р.А. Международный суд и современный миропорядок: позитив международно-правового опыта // Государство и право. – 2013. -№1. –С.63-73
| |
24 | Чукина А.Х. Вилы и формы международно-правовой ответственности государств // Вестник КазНУ. Серия м.о. и м.п.- 2011. - №3-4. –С.96-100 | |
25 | Акбазов Н.А. Основания ответственности государств в международном праве //Вестник КазНУ. Серия юридическая. – 2012. - №1. – С.176-182 | |
26 | Patrick Dumberry. Satisfaction as a Form of Reparation for Moral Damages Suffered by Investors and Respondent States in Investor-State Arbitration Disputes // J Int. Disp. Settlement. -2012.- 3(1). –Р. 205-242 | |
27 | Абашидзе А.Х., Солнцев А.М., Сюняева М.Д. Консультативные заключения Международного трибунала по морскому праву об ответственности государств за деятельность на морском дне за пределами национальной юрисдикции. // Государство и право. – 2012. - №7. – С.72-81 | |
28 | Вельяминов Г.М. Ответственность государств. // Государство и право. – 2012. - №7. – С.59-71 | |
2.2 Список источни ков на электронных носителях | ||
29 | Старожилова Н.П. Курс лекций по дисциплине «Международная ответственность» [Электронный ресурс] – режим доступа: www.ksu.kz | |
30 | Старожилова Н.П. Международная ответственность [Мультмедийная презентация] [Электронный ресурс] – режим доступа: www.ksu.kz | |
2.3 Интернет источники | ||
31 | http://www.un.org/ru/icj/ - сайт Международного Суда ООН | |
32 | http://www.government.kz/ - официальный сайт Правительства РК | |
33 | http://www.eaeunion.org – сайт ЕАЭС | |
34 | http://www.eurasiancomission.org – сайт Евразийской экономической комиссии |
Политика и процедура курса
1. Студент обязан регулярно посещать лекционные и семинарские занятия в соответствии с расписанием учебных занятий, своевременно готовиться к ним. В срок выполнять письменные и устные задания, соблюдая требования, предъявляемые к такого рода работам.
2. Выполнять требования администрации вуза по поведению до и после занятий, а также во время занятий.
3. Посещение лекций обязательно, так как именно в процессе общения с преподавателем формируется системность правовых знаний, понимание их динамики, способность к самообразованию, позитивное восприятие действующего законодательства. Режим посещения определяется администрацией вуза.
4. Посещение СРСП, на которых предусмотрено проведение деловых игр и других активных форм обучения, обязательно. За непосещение таких занятий будет снижаться рейтинговая оценка.
8 Лекционный комплекс (Тезисы лекционных занятий)
Дата: 2018-12-21, просмотров: 263.