Траловый лов был и останется ведущим в морском рыболовстве благодаря его многочисленным достоинствам. Вместе с тем уже сейчас обращают внимание на его высокую энергоемкость, низкую селективность и качество рыбы при больших уловах.
По-видимому, несколько возрастет роль тралового лова во внутренних водоемах при условии его лучшей приспособленности к небольшим глубинам в водоемах и меньшего влияния на биоценоз дна.
Сохранится ведущая роль морского разноглубинного тралового Лова, которая соответствует преобладающей доле пелагических рыб и других объектов лова в Мировом океане, тем более что разноглубинные тралы успешно применяют в придонном и донном варианте.
Очевидно, роль глубоководного тралового лова по-прежнему останется незначительной из-за небольших запасов глубоководных рыб и трудоемкости лова. В то же время должна возрасти роль тралового лова в самых поверхностных слоях воды, в том числе за счет применения близнецового лова.
Незначительной останется в морских водоемах роль разноглубинного тралового лова с применением физических раздражителей. Препятствием к их распространению служат прежде всего большие объемы воды, в которых физические поля должны действовать, и перемещение орудия лова. Однако роль физических раздражителей при лове донными тралами и любыми тралами во внутренних водоемах должна возрасти.
В ближайшие годы возможен переход на бездосковые разноглубинные тралы, у которых горизонтальное и вертикальное раскрытие создают гибкими подъемными (распорными) средствами. Такие среды имеют меньшее сопротивление, существенно облегчают спуск и подъем трала при условии создания надежного первоначального раскрытия.
Основными параметрами тралового лова являются горизонтальное и вертикальное раскрытие трала, скорость траления. Величину этих параметров определяют с учетом располагаемой тяги судна, сопротивления трала, размеров и формы облавливаемых скоплений подвижности рыбы. В будущем эти параметры целесообразно определять в основном с применением математических моделей тралового лова, увязывающих между собой эти параметры. Пока невозможна разработка универсальных математических моделей, пригодных для всех случаев лова, и их модификации должны учитывать прежде всего пути ухода рыбы из зон облова трала и самого трала.
В целом же в соответствии с видом и размерами облавливаемых скоплений в дальнейшем будет расти горизонтальное раскрытие тралов (в том числе за счет применения сдвоенных тралов) и соответственно снижаться вертикальное раскрытие, а иногда и скорость траления при работе судов с большой располагаемой тягой. В то же время на промысле рассеянных скоплений рыбы, таких, как путассу, сельдь, которые образуют в отдельные периоды скопления большой высоты, будет наблюдаться дальнейшее увеличение размеров устья трала, по-видимому, до 20 000—25 000м2.
С учетом особенностей лова рыбы нет необходимости в дальнейшем существенном увеличении размеров судов и мощности их главного двигателя. Однако рост этих показателей в целом пока будет продолжаться, особенно у судов для прибрежного лова, чтобы обеспечить лучшие условия для переработки и хранения уловов, снижения времени на переходы, улучшения условий жизни экипажа.
Без достаточного обоснования пока выбирают параметры оболочки передней части трала. Оболочка должна хорошо удерживать рыбу и направлять ее в мешок, отличаться надежностью, малым сопротивлением движению в воде, удобством в эксплуатации.
В настоящее время применяют оболочки с продольными и поперечными связями, с ромбовидной и шестиугольной ячеей.
В наибольшей степени всем перечисленным требованиям удовлетворяют оболочки с шестиугольной ячеей, у которых наклонные связи короче продольных. В крыльях разноглубинных тралов, где требования к задерживающим и направляющим функциям оболочки не столь велики, более перспективны продольные связи или шестиугольная ячея с относительно длинными продольными связями.
С учетом перечисленных требований к оболочке трала можно предположить, что у разноглубинных тралов достигнута или близка к минимально допустимой степень затенения оболочки, которую характеризуют отношением площади нитевидных материалов к фиктивной площади передней части трала. Лишь при использовании более прочных материалов, таких, как кевлар, для лова рыбы при дневном и неглубоком сумеречном световом режиме на глубине лова это отношение можно, по-видимому, уменьшить до 0,01—0,015. У донных тралов отношение площади нитевидных материалов к фиктивной площади оболочки передней части трала, по-видимому, существенно снизится.
Отношение длины канатной половины передней части разноглубинных тралов ко всей длине передней части достигло почти максимальных значений (0,7—0,75) и вряд ли превысит 0,75—0,8.
Должны получить большее распространение тралы из унифицированных элементов, например из унифицированных мешков, сетной половины передней части, отдельных поясов канатной половины передней части, крыльев трала. Широкое распространение тралов из унифицированных элементов существенно сократит разнообразие конструкций тралов, число которых неоправданно велико.
Одно из основных назначений мешка тралов — обеспечить заданную селективность лова. При обеснованно выбранном размере ячеи и небольших уловах заданную селективность лова обеспечивают выбором размера ячеи. Однако при разовых уловах более 3—5 т значительная часть рыб не подвергается селективному действию ячеи и прилов маломерных рыб может быть очень большим. Чтобы обеспечить необходимую селективность лова, предстоит разработка таких конструкций мешка, которые способствуют уходу из него рыб непромысловых размеров.
Будут совершенствоваться промысловые схемы кормового и бортового траления прежде всего на основе применения кабельно-сетных и сетных барабанов, выливки уловов без переостропок, использования систем «Дубль» или «Трипль» для одновременной работы несколькими одинаковыми или различными тралами, быстрого перехода на запасные тралы. Дальнейшее совершенствование промысловых схем должно привести к сокращению времени на непроизводительные операции лова, снижению трудоемкости лова и численности палубной команды.
Из систем автоматизации пока в основном применяют информационные системы сбора, обработки, хранения и выдачи информации о параметрах траловой системы и системы наведения трала на скопления рыб. В дальнейшем должны получить распространение системы управления параметрами трала и источниками физических средств интенсификации лова, а также системы управления поведением объекта лова.
Из автоматизированных систем управления наиболее перспективны работающие с применением математических моделей тралового лова. Такие системы позволяют оптимизировать горизонтальное и вертикальное раскрытие трала, а также скорость траления в процессе лова на основе сбора и обработки текущей информации о размерах, форме, размерном и видовом составе облавливаемых скоплений, световом режиме на глубине лова, ошибке наведения трала и т. д. Такие же математические модели можно использовать для регулирования параметров устья трала перед каждым циклом лова по априорным исходным данным, используя ЭВМ или специально составленные промысловые таблицы.
Из проблем организации лова отметим прежде всего тенденции в строительстве траулеров, которые существенно влияют на выбор, районов и объектов лова, типа организации промысла, режима работы судов. В последние годы наблюдается стремление к строительству специализированных траулеров — свежьевых, крилево-рыболовных, креветко-рыболовных, рыбомучных и т. д.
Будут продолжены попытки увеличения промыслового времени, наиболее полного использования траулеров на промысле, совращения времени непроизводительных операций лова. Этому будут способствовать снижение времени ремонтов, межрейсовых стоянок, простоев у плавбаз, совершенствование промысловых схем и схем автоматизации лова, повышение надежности орудий лова, промысловых механизмов и судов, совершенствование ухода за орудиями лова и т. д.
3.5. Драги
Лов гребешка
Промысел гребешка на Дальнем Востоке ведется с судов типа МРС и РС-300 драгами. Драга для промысла гребешка представляет собой прямоугольную раму с углубительными зубьями. К раме прикрепляется мешок, выполненный из стального тросика, колец или двойной шнуровой дели.
Для судов типа МРС применяется драга (рис. 1) с каркасом шириной до 2,5-3 м, длина зубьев 30-35 см. Расстояние между двумя соседними зубьями должно быть не менее 12 см.
Длина кутца драги колеблется от 2 до 3 м. Кольцевая сеть состоит из набора колец диаметром 40-60 мм, толщиной 5-6 мм, соединяемых стальной проволокой диаметром 6 мм. Часто вместо кольцевой сетки применяется сетка из стального троса.
По нижнему краю горловины кутца у металлической сетки проходит цепочка, прикрепленная также с небольшим провисом к зубьям драги. Вместо цепочки применяется набор тонких металлических пластин, которые способствуют большей уловистости драги. Кутец драги оканчивается распорным стержнем из железной трубы или крепкого деревянного шеста диаметром 40-60 мм и немного выше имеет распускаемую шворку.
К раме драги крепятся направляющие салазки из двух дуг, соединенных между собой в передней части перекладиной. Между последней и каркасом драги в средней части иногда ставится распорка. Длина салазок до 1 м, высота 20 см. Применяются и подвижные дуги, т.е. закрепленные на каркасе драги не наглухо и не имеющие перекладины и распорок. Каркас драги и зубья изготавливаются из стального прутового железа диаметром до 30 мм, а салазки - 20 мм. Соединяются отдельные узлы драги сверловкой и последующей расклепкой или сваркой.
Для промысла гребешка с судов типа МРС применяется драга, показанная на рис. 2.
Отличительной особенностью этой драги является то, что она имеет симметричную входную раму, поэтому ей можно работать независимо от положения на грунте.
Техника лова гребешка на судах типа МРС довольно проста и не требует каких-либо больших и специальных навыков. Как правило, суда имеют три драги, из них две рабочие и одна запасная. Перед началом лова рабочие драги укладываются зубьями вверх на трюм и планшир по обоим бортам судна. В этом случае зубья должны находиться в передней части люка трюма, а распорный шест кутца - на кормовой. К концам рамы драги и передним частям салазок или только к последним крепятся уздечки, оканчивающиеся петлями. К этим петлям через скобу и вертлюг крепится ваер из стального троса диаметром 9,2-13,5 мм. Ваер наматывается на вьюшку или барабан лебедки. Длина ваеров - 3-4 глубины в месте лова, причем ваер одной драги для предотвращения сцепления драг во время траления должен быть несколько короче (например 70 и 50 м при глубине 15-20 м).
Рис. 1. Драга для лова гребешка с судов типа РС:
1 – сетной мешок; 2 – рама; 3 – решетка углубительная; 4 – уздечки
Рис. 2. Драга для лова гребешка с судов типа МРС
В первую очередь сбрасывают зубьями вниз драгу с большей длиной ваера, затем - вторую. Сбрасывание драг и свободное траление ваеров производятся при движении судна по инерции или на малом ходу. После того как драги опустились на грунт, траление ведут на малом ходу с постепенным увеличением до среднего и полного. Сроки траления определяются конкретно на месте в зависимости от скорости заполнения мешка, что зависит от мощности скопления гребешка и характера прилова.
После окончания траления судно на короткий период дает задний ход для образования слабины ваера, который выбирается через бортовой мальгогер и трубочку лебедки прямо на палубу или на барабан. Выборка драг производится с одного или обоих бортов одновременно, причем, как правило, первой подходит к борту драга с коротким ваером. Ее берут на стопор и продолжают выборку второй. Последнюю гаком шкентеля стрелы поднимают над палубой и выливают улов через расшворенный кутец; затем драгу укладывают в рабочее положение. Подобным образом производится подъем и выливка улова драги, взятой на стопор.
Выливку улова можно производить и без расшворивания кутца через его горловину. Для этого драга за кутцевый шест или кольца продольной дополнительной цепочки гаком поднимается над палубой и слегка потряхивается.
После выборки драг команда приступает к сортировке улова; неиспользуемый прилов и камни сбрасываются у вех, которые выставляются в районе промысла в интервалах между тралениями по изобатам или по определенному курсу. Перед разборкой производится выброска драг и последующее траление далее по этому курсу или обратно до вехи.
Технология промысла гребешка на судах типа РС показана на рис. 3. При этой схеме буксирный трос драги проходит с барабана лебедки через направляющие палубные ролики на подвесной ролик носовой траловой дуги и соединяется с уздечками. Драга опускается в воду и поднимается на борт с помощью шкентеля стрелы и турачки лебедки.
Лов драгой производится на глубинах до 200 м, в зависимости от глубины лова скорость буксировки составляет 1,5-2,5 уз.
Рис. 3. Схема промысла гребешка на судах типа РС:
1 – стрела грузовая; 2 – буксирный трос драги; 3 – направляющий палубный ролик; 4 – дуга;
5 – шкентель стрелы; 6 – драга
Обработка гребешка на борту судна обычно не производится, улов доставляется на береговые предприятия для последующей комплексной обработки (съедобного, несъедобного содержимого раковин).
Промысел мидии
Для промысла мидии применяются различные конструкции драг, отличающиеся в основном устройствами для выливки (высыпания) улова. На рис. 4 показана драга конструкции А.А. Яковлева.
Драга состоит из двух ножей 1, представляющих собой стальные пластины, кромки которых заострены. Ножи соединены между двумя стойками 2 и 3. На стойке 3 укреплен буксирный канат 4. К стойкам 2 крепятся дуги 5, в проушинах которых может перемещаться полый шток 6. Буксирный канат проходит внутри пружины 7 и полого штока. На ножах закреплена стальная сетка 8. Нижняя часть сетки укреплена на фасонных щеках 9, соединенных между собой шарнирами 10. На щеках 9 имеются пазы 11, в которые вставляют замки 12. К петлям замка крепят два каната 13 и 14, идущих к полому штоку. При буксировке и подъеме драги канаты натянуты, щеки прижаты друг к другу. Когда драга с уловом поднята, шток доходит до упора стрелы и, сжимая пружину 7, топится, в результате чего канаты 13 и 14 ослабляются. Под действием силы тяжести улова замки и щеки раскрываются и улов высыпается из драги.
На рис. 5 показана схема гидродраги.
Она представляет собой мешок из стальной сетки (размер ячеи 30 мм) с ножевым устройством и дугами для буксировки. Драга заканчивается диффузором, который шлангом соединен с рыбонасосом. Данная драга входит в комплект установки гидромеханизированной добычи мидий.
Лов мидий производится на глубинах от 5 до 30 м. Драга опускается за борт с помощью шкентеля грузовой стрелы, грузовой канат заводится в ролик нот-балки 1, и вытравливается необходимая его длина. Затем производится буксировка. При выборке буксировочный канат выбирается на барабан лебедки 2. При подъеме драги ее дуги цепляют за шкентель стрелы, поднимают и устанавливают над бункером 5. В момент раскрытия драги (щеки расходятся) улов высыпают в приемный бункер, куда через сопла подается вода, которая промывает улов и уносит основную часть примесей. Затем улов через разгрузочное окно попадает в ковшовый транспортер 6, расположенный под бункером. Из транспортера улов поступает в шнек переходного лотка, который направляет его в очистной барабан 7. Из барабана мидии разгружаются через беличье колесо 8 в переходной лоток, ведущий к сортировочной машине, где происходит окончательная сортировка и отделение оставшихся примесей.
Рис. 4. Драга для промысла мидий:
1 – нож; 2,3 – стойки; 4 – буксирный канат; 5 – дуга; 6 – шток; 7 – пружина;
8 – стальная сетка; 9 – фасонные щеки; 10 – шарнир; 11 – пазы; 12 – замок; 13,14 – канаты
Рис. 5. Гидродрага:
1 – шланг; 2 – диффузор; 3 – сетная часть; 4 – ножи; 5 – уздечка
Сущность гидромеханизированного способа добычи мидий заключается в том, что мидии, сосредоточенные в драге (см. рис. 5), непрерывно откачиваются насосом на борт судна. Здесь улов поступает на линию очистки мидий, описанную выше.
Промысел голотурии
Промысел голотурии (кукумарии) производится маломерными судами типа МРС в летний период времени на грунтах, приемлемых для донного траления. Ведется он донными тралами или драгами. В случае, когда лов ведется тралом, непременным условием является плотная посадка нижней подборы трала на грунт. Достигается это посредством загрузки непосредственно подборы отрезками цепей, зачастую к нижней подборе (вдоль всей ее длины) крепится цепь. Второй особенностью устройства донного трала для лова голотурии является увеличение прочности нижней пласти мотни, особенно в устьевой части. Обычно нижняя пласть изготавливается из двойной шнуровой дели.
Конструкция драги для промысла голотурии не имеет существенных отличительных особенностей от драг, применяющихся на промысле гребешка, мидии и морской капусты. Драга состоит из жесткой рамы с дугами, к которой крепится сетной мешок из крупного сетного полотна. Для предотвращения повреждения сетного мешка при тяге его по грунту на него одевается предохранительная рубашка из стального троса. Для повышения уловистости рама драги зачастую снабжается заглубительными зубьями.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 1374.