Промысловые схемы кормового траления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Суда кормового траления. Суда кормового траления появились в начале 50-х годов. Переход на кормовое траление изменил архитектуру траулера, увеличил его оснащенность технологическим оборудованием, поисковыми приборами, упростил орудия лова, значительно увеличил автономность плавания и т. д.

Трал на судах кормового траления спускают и поднимают на ходу судна по курсу траления без маневрирования. Это облегчает работу, особенно на промысле в больших группах судов. Упрощается схема проводки ваеров, уменьшаются число их перегибов и износ. Промысловый режим работы траулера кормового траления меньше зависит от метеорологических условий, чем режим работы траулера бортового траления. Меньше опасность завертов трала при спуске и намотки их на винт, поскольку все операции с тралом производятся на переднем ходу траулера. Схемы кормового траления снижают трудоемкость лова, ускоряют выполнение непроизводительных процессов лова, в большей степени предрасположены к механизации и ав­томатизации, повышают прицельность лова.

Кормовую схему траления применяют на больших автономных траулерах (БАТ), рыболовных траулерах консервных (БКРТ), больших морозильных рыболовных траулерах (БМРТ), рыболовных траулерах морозильных (РТМ), производственных промысловых рефрижераторах (ППР), сейнер-траулерах (СТР), средних рыболовных траулерах морозильных (СРТМК) и на некоторых более мелких судах. На этих судах надстройка отнесена ближе к носу, и рабочая палуба занимает кормовую часть судна.

Большинство траулеров кормового траления делят на суперы, большие и средние. Обобщенные характеристики траулеров приведены в табл. 1.

 

Таблиа 1. Основные характеристики траулеров

 

Тип траулеров Длина, м Мощность главных дви­гателей, кВт Скорость, УЗ Экипаж, человек Автономность рейса, сут
Суперы Большие Средине 75—100 65—80 35—55 3000—5000 1500—2200 700—1800 14—16 13—16 12—15 80—130 80—100 20—30 80—130 60-70 25—30

 

Промысловое устройство с подъемом трала по слипу применяют почти на всех судах кормового траления. Промысловая палуба на таких судах разделена на три зоны: среднюю и две побортные (рис. 25). Средняя зона служит для подъема и спуска трала. Люки в палубные помещения в этой зоне выполнены заподлицо с палубой. Побортные зоны используют для установки лебедок, порталов, палубных рыбных ящиков, шахт машинных отделений и т. д.

 

Рис. 25. Схема промысловой палубы траулера кормового траления:

1 — транцевый портал; 2 — слип; 3 — горизонтальный рол;

4— слиповая канавка; 5— средняя зона; 6 — побортные зоны;

7— ограждение средней зоны промысловой палубы

Для уменьшения износа палубы, трала и тяговых канатов у верхнего порога слипа или полуслипа и в углах соединения верхней палубы с транцем или на транцевом фалыпботе устанавливают горизонтальные ролы. Для заведения стропа под трал у верхнего порога слипа палуба имеет поперечную слиповую канавку. Слип для подъема трала на палубу судна обычно имеет криволинейную или прямолинейную форму с углом наклона 30—40°. В кормовой части многих судов кормо­вого траления установлен транцевый портал для подвески траловых досок, ваерных блоков и блоков спускового троса, установки электрокабельной лебедки (при лове электротралами). Одновременно такой портал служит тралмейстерским мостиком.

Суда кормового траления оснащены разнообразным промысловым и грузоподъемным оборудованием. Основным промысловым механизмом являются различные лебедки, рассмотренные ниже. Кроме них, к такому оборудованию относятся ролики и блоки для проводки ваеров, тяговые концы и тросы, грузовые стрелы и порталы.

Палубные ролики для проводки ваеров от лебедки на подвесные ваерные блоки устанавливают, если расстояние между подвесными блоками значительно превосходит расстояние между серединами ваерных барабанов. При этом для проводки одного ваера устанавливают 1—3 ролика. Применение раздель­ных лебедок исключает использование палубных роликов, кро­ме роликов для промера ваеров.

Подвесные ваерные блоки крепят на траловых дугах, кронштейнах и транцевых порталах. Траловые дуги в основном применяют на мелких судах.

Спусковой трос служит для стягивания трала в воду. Он представляет собой стальной канат с глаголь-гаком на хо­довом конце. Спусковой трос снабжают также двумя оттяжка­ми. Одна из них служит для отдачи глаголь-гака при его подходе к блоку над слипом, через который проведен спусковой трос. Вторую оттяжку применяют для подтягивания глаголь-гака спускового троса к месту очередного острапливания трала. Спусковой трос тянут турачкой траловой, вспомогательной гру­зовой или вытяжной лебедки.

Вытяжные концы представляют собой стальные кана­ты с гаками для подъема мешка с уловом на слип и далее на палубу судна. Для этого вытяжные концы подают на траловую или вытяжную лебедку. При подъеме большого улова необхо­дим не один, а два вытяжных конца. Кроме основных, иногда используют дополнительные вытяжные концы. Для уменьшения нагрузок на траловый мешок при больших уловах дополнительные вытяжные концы проводят через блоки, расположен­ные высоко над палубой, чтобы при тяге вытяжной конец шел по касательной к образующей слипа.

При подъеме очень больших уловов вместо дополнительных вытяжных концов применяют тали для снижения нагрузок на тяговые органы лебедок.

Грузовые стрелы и порталы служат для подъема над палубой и перемещения к месту выливки мешка с уловом, различных операций по вооружению трала и подготовки судна к лову, погрузочно-разгрузочных работ. Обычно на судне уста­навливают 2—4 стрелы. На больших современных траулерах вместо стрел для указанных целей часто устанавливают стационарные порталы П-образной формы. Обычно порталы расположены в районе верхнего порога слипа. Для проводки подъ­емных тросов к траверзам порталов подвешивают блоки грузоподъемностью 100—150 кН.

Промысловые схемы на судах кормового траления отличаются в основном особенностями выполнения операций перехода от выборки ваеров к выборке кабелей, использованием многооперационных (агрегатированных) или однооперационных лебедок, применением однотраловой или многотраловой схем, способом выборки сетной части трала, конструкцией грузовых устройств для выливки рыбы, количеством и размещением промысловых машин и устройств на судне.

Рассмотрим наиболее распространенные и перспективные промысловые схемы.

Промысловая схема со стопорными оттяжками. Эта схема одна из наиболее старых промысловых схем, которая применяется на БМРТ типа «Маяковский», «Лесков» и т. д. (рис. 26). По этой схеме на корме вместо траловых дуг устанавливают подвесные блоки. Трал сначала спускают на кабелях, а затем на стопорных оттяжках. Концы оттяжек крепят за рымы на па­лубе. Освобожденные от нагрузки кабели подхватывают гаками подъемных оттяжек и заводят в подвесные блоки. Кабели вновь набивают до подхода к блокам стопорных оттяжек и отсоеди­няют их. Далее соединяю переходные концы с досками, висящими на цепных подвесках, спускают доски в воду и стравливают ваера.

 

Рис. 26. Схема промыслового устройства со стопорными оттяжками:

1—короткие оттяжки; 2—подъемные концы; 3 — направляющие ролики;

4—слетные трюмы; 5 — стопорные оттяжки; б — кормовые стрелы;

7 — ролики для промера ваеров; 8 — бортовые вспомогательные оттяжки;

 9 — вытяжные концы; 10 — запасные траловые распорные доскн;

11 — стопоры клячовочных бобинцов; 12 — сетевая мастерская;

13 — траловая лебедка; 14 — цепные стопоры траловых досок;

15 — подвесные ваерные блоки (ролики); 16 — транцевый портал;

 17 — подвесной канифас-блок со спусковым тросом; 18 — слип

 

При подъеме трала выбирают ваера, закрепляют траловые доски на цепных подвесках, выбирают кабели. После подхода к корме клячовок к ним присоединяют гаки стопорных оттяжек. Оттяжки набивают, а освобожденные от нагрузки кабели выводят из блоков. Далее поднимают трал по слипу за кабели до подхода голых концов трала к лебедке.

Промысловая схема с раздельными ваерными лебедками. По этой схеме, которая применяется, в частности, на РТМ «Атлантик», работают две расположенные по бортам ваерные лебедки и кабельно-вытяжная лебедка (рис. 27). Траловые доски в этом случае жестко связаны с ваерами. После выборки ваеров ваерные барабаны затормаживают и траловые доски остаются висеть на ваерах у транца судна. Переходные концы отсоединяют от траловых досок и соединяют с вытяжными концами барабанов кабельно-вытяжной лебедки.

 

Рис. 27. Схема промыслового устройства с раздельными ваерными лебедками:

1 — ваерная лебедка; 2 — ваер; 3 — ваериый ролик; 4 — тралмейстерский мостик; 5— траловая Доска; 6 — кабель; 7 — портал; 8, 9 — грузовая стрела;

10 — грузовая лебедка: 11 —вытяжной конец;

12—кабельная вытяжная лебедка

 

С помощью этих кондов кабели переводят на слип, выбирают их до подхода ла­пок траловой доски на палубу. Затем лапки отсоединяют от кабелей и продолжают выбирать последние до подхода клячовок (или сетной части трала) к кабельно-вытяжной лебедке. При работе по схеме с раздельными лебедками отпадает необходимость в выполнении опасной и тяжелой операции крепления и отдачи траловых досок.

Промысловая схема «Дубль». По этой схеме на палубе предусмотрены две рабочие площадки и два подготовленных к спуску трала, которыми работают попеременно. Это экономит промысловое время в результате совмещения выливки улова из одного трала и ускоряет процесс перехода с разноглубинного лова на донный и наоборот. Наиболее типичной является промысловая схема «Дубль» на РТМ «Супер-Атлантик» (рис. 28). Промысловое оборудование по этой схеме состоит из комплекса специализированных пооперационных лебедок.

Раздельные ваерные лебедки служат для травления ваеров при спуске трала, закрепления их при застопоренном барабане в процессе траления, выборки ваеров при подъеме трала, удержания траловых досок у транца судна, регулирования длины ваеров при переводе разноглубинного трала с одного горизонта лова на другой.

Лебедки работают в совместном, синхронном и раздельном режимах. Раздельный режим применяют для выравнивания длины вытравленных ваеров и при перемотке ваеров с барабана одной лебедки на барабан другой.

 

 

Рис. 28. Схема «Дубль» с операционными лебедками:

1 — кабель; 2— шкентель доски с гаком; 3 — ваер; 4 — удлиненная лапка доски; 5— ваериая лебедка; 6 — грузовая лебедка; 7 — переходный конец;

8 — вытяжной конец; 9 — кабельно-вытяжная лебедка;

10 — гннь-талевая лебедка

 

Ваерные лебедки состоят из одного ваерного барабана, редуктора, электрического или гидравлического привода. Они имеют ваероукладчик, надежные тормозные устройства для предохранения ваерных барабанов от проворачивания в процессе траления и при поднятых траловых досках. Лебедки снабжены растормаживающими устройствами для стравливания ваеров при превышении заданных нагрузок. Современные ваерные лебедки оснащают дистанционными пультами управления со средствами контроля, регулирования, блокировки и защиты, оборудованием для непрерывного контроля длины и натяжения ваеров, устройством для автоматического и ручного выравни­вания разницы в длине ваеров и т. д.

Ваерные лебедки имеют тяговое усилие до 100—120 кН, скорость выборки ваеров до 3—4 м/с, рабочую канатоемкость до 3600 м.

Кабельно-вытяжные лебедки предназначены для выборки кабелей трала и вытяжных концов, выполнения вспо­могательных операций. Рабочими органами лебедок обычно служат два барабана и турачки. Один из барабанов является кабельным, а другой—вытяжным. Оба барабана могут работать раздельно. Кабельно-вытяжные лебедки имеют тяговое усилие до 80—100 кН, скорость выборки каната до 0,5—0,6 м/с, канатоемкость кабельного барабана до 250 м, вытяжного — до 60 м. В промысловую схему входят две кабельно-вытяжные ле­бедки: одна из них правого исполнения, другая — левого.

На некоторых траулерах, например на РТМ «Супер-Атлантик», установлены отдельно кабельные и отдельно вытяжные лебедки.

Кабельные лебедки состоят из одного или двух кабельных барабанов с тормозами и растормаживающими устройствами, канатоукладчиков и электрического привода через редуктор. Тяговое усилие кабельных лебедок составляет примерно 80% тягового усилия ваерных лебедок, а канатоемкость на крупных судах достигает 500—600 м.

Вытяжные лебедки служат для подъема по слипу и рабочей палубе трала с уловом. Нагрузка на лебедку при выполнении этой операции равна весу улова. Тяговое усилие вытяжных лебедок составляет обычно 30—100 кН. Скорость тяги не превышает 0,15—0,30 м/с, а канатоемкость—100 м.

К вытяжным относятся также гинь-талевые лебедки с тяговым усилием до 150 кН. При использовании талей тяговое усилием повышается в 2 раза и более.

Вытяжная лебедка состоит обычно из привода, редуктора, навивного барабана и турачек.

Промыслово-грузовые (комбинированные) лебедки служат для стягивания сетной части трала в воду при его спуске, выливки улова и выполнения других промыслово-грузовых операций. Такие лебедки устанавливают обычно у порталов грузовых колонн. Тяговое усилие лебедок 15—50 кН, скорость тяги 0,3—0,6 м/с

 

Рис. 29. Работа тралами по схеме «Дубль»:

лебедки: 1 —ваерные; 2 — вытяжные; 3 —кабельные; 4 — гинь-талевая;

5 — кабельная для электролова; 6 — кабельная для тралового зонда; 7 — комбинированные

Процесе работы по схеме «Дубль» показан на рис. 29. Трал правого борта (рис. 29, г , д) спускают в воду с помощью спускового троса, проведенного на комбинированную лебедку. Этим тросом за борт выводят сначала мешок трала, а затем его переднюю часть с одновременным травлением кабелей (рис. 29, е). При выходе соединений кабелей с переходным концом на верхнюю кромку слипа к ним крепятся концы, с помощью которых кабельная оснастка трала связана с траловыми досками (рис. 29, ж, з). После рассоединения вытяжных концов с переходными последние навешиваются на траловые доски. Затем траловые доски отдают и травят ваера.

Подъем трала выполняют следующим образом. После выборки трала и стопорения траловых досок у транца судна переходные концы присоединяют к вытяжным концам кабельных лебедок (рис. 29, а). Затем от них отсоединяют шкентели лапок траловых досок (рис. 29, б), и передняя часть трала выходит к кабельным лебедкам (рис. 29, в). Шкентелями вытяжной лебедки с помощью стропов, заведенных под трал у слиповой канавки, выбирают трал с переостропкой до тех пор, пока мешок с уловом не подойдет к нижней кромке слипа (рис. 29, и). За­тем с помощью гинь-талевой лебедки и вытяжных лебедок вытягивают мешок с уловом (рис. 77, /с). При работе с донными тралами и при обычных уловах разноглубинных тралов мешок вытягивают лишь гинь-талевой лебедкой (рис. 77, д).

По схеме «Дубль» улов из поднятого трала выливают после включения траловых досок спускаемого трала.

В последние годы стали применять промысловую схему «Трипль» для работы с одним из трех подготовленных к спуску тралов. Третий (разноглубинный) трал набирают на барабан. Его устанавливают по центру промысловой палубы между бортовыми рабочими траловыми площадками в корму от траловой лебедки или на ярус выше раздельных ваерных лебедок. Промысловое оборудование по этой схеме включает также 2 кабельные лебедки, одну комбинированную и 2 кормовые вспо­могательные лебедки.

Промысловая схема с кабельно-сетным барабаном. При подъеме мешка с уловом на палубу делают несколько переостропок. Чтобы снизить трудоемкость работы с тралом и требования к размерам промысловой палубы, сначала на малотоннажных, а затем и на крупнотоннажных траулерах стали применять кабельно-сетные барабаны (лебедки) для выборки и намотки кабелей и передней части трала, а также подсушки улова (рис. 30).

В основном применяют односекционные барабаны (рис. 30, а). При неравномерной намотке на такой барабан, например, одного из кабелей маневрируют судном. Чтобы ликвидировать этот недостаток, используют двухсекционные барабаны (рис. 30, б). Такие барабаны состоят из двух половин с раздельным управлением. Это позволяет при необходимости выбирать кабели и крылья трала с разной скоростью. Для лучшей укладки кабелей и передней части трала барабаны иногда снабжают канато- и сете- укладчиками.

Известны кабельно-сетные барабаны, разделенные на две секции, для отдельной намотки двух разных тралов. На крупных судах лучшей считают схему с двумя кабельно-сетными ба­рабанами для работы по системе «Дубль». Барабаны обычно устанавливают ближе к миделю или к носовой части судна, освобождая большую часть палубы для работы с тралом.

Тяговое усилие барабанов составляет около 80% тягового усилия ваерных лебедок, скорость выборки кабелей 0,75— 1,0 м/с, а сетной части 0,3—0,5 м/с, вместимость до 20—25 м3.

По схеме с барабаном ваерными лебедками выбирают ваера до подхода траловых досок. Доски поднимают к транцу и оставляют висеть на ваерах. Вытяжные концы от барабана крепят к переходным концам траловых досок, а затем включают барабан и тянут до подхода концов длинных в этом случае лапок траловых досок к слиповой канавке. После этого барабан останавливают и лапки досок отсоединяют от кабелей. Затем снова включают барабан и наматывают на него переходные концы, кабели и сетную часть, пока мешок с уловом не подойдет к подошве слипа.

Рис. 30. Кабельно-сетные барабаны:

а — однокорпусиой: 1 — втулка; 2 — внутренняя реборда; 3— наружная реоорда; 4—втулка для намоткн переходных концов н кабелей; 5 — станнна;

6 — двигатель; б — двухкорпусной: 1, 2 — втулки с независимым вращением; 3— турачкн

Дата: 2018-12-21, просмотров: 3019.