Технология кормового траления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Из разнообразия промысловых схем при кормовом тралении вытекают различия в технологии лова. Вместе с тем работа по различным схемам имеет много общего. Технология кормового, как и бортового, траления состоит из следующих операций: подготовка промыслового оборудования и орудия лова к работе, спуск трала, наведение трала н траление, подъем трала и выливка улова.

 

Подготовка к лову. Эта операция включает те же работы, что и при бортовом тралении. Непосредственно перед началом лова полностью оснащенный трал располагают на рабочей промысловой площадке. Расправленный трал осматривают и устраняют замеченные неисправности. Траловые доски выводят к подвесным ваерным блокам, подвешивают на цепочки или оставляют висеть на ваерах.

Спуск трала. Трал спускают с помощью спускового троса. Для этого за гужик на конце мешка крепится глаголь-гак спускового троса, а сам спусковой трос, проведенный через подвесной блок под кормовым транцевым порталом, подается на турачку лебедки. Спусковой трос выбирается лебедкой, и мешок трала выходит на слип, а иногда и в воду. После этого с помощью оттяжки глаголь-гак отдают и крепят его за грунтроп. Лебедку вновь включают, и спусковой трос выбирают до тех пор, пока сетная часть не сойдет со слипа. Вновь дергают оттяжку, отдают глаголь-гак.

При движении судна вперед самым малым ходом под действием кильватерной струи трал расправляется за судном. Отдают тормоза и травят кабели на заднем ходу лебедки при включенных барабанах до подхода колец включения лапок досок к слиповой канавке. Далее в зависимости от промысловой схемы переходят от травления кабелей к травлению ваеров.

Перед отдачей траловых досок судну дают средний ход и, когда оно наберет скорость, спускают доски. Когда доски взяли распор, судну дают полный ход и травят ваера под торможением или на заднем ходу лебедки.

Перед окончанием травления ваеров ход судна уменьшают и постепенно зажимают стопоры барабанов лебедки. Стопоры окончательно зажимают после подхода заданной марки ваеров к слиповой канавке и выравнивания длины вытравленных ваеров.

При донном тралении траулер идет малым ходом, пока трал и траловые доски не сядут на грунт (после посадки трала на грунт ваера перестают вибрировать).

При разноглубинном лове трал по окончании травления ваеров должен оказаться на заданной глубине. Для точного выведения трала на заданный горизонт перед началом промысла производят тарировку трала. В результате тарировки уста­навливают зависимость глубины хода верхней подборы трала от длины вытравленных ваеров и скорости траления. Одновре­менно устанавливают скорость погружения и подъема трала при травлении ваеров определенной длины на различных режимах работы главного двигателя. Трал тарируют с помощью приборов контроля параметров трала (ИГЭК-супер, Ритм-600 и т. д.). Вибраторы приборов закрепляют на верхней подборе так, чтобы излучающая поверхность прибора была направлена вверх. Тарируют на нескольких режимах работы главного двигателя (разном числе оборотов гребного вала и развороте лопастей винта регулируемого шага), чтобы в процессе траления можно было опускать и поднимать трал, не изменяя длины вытравленных ваеров. Наибольшую и наименьшую длину ваеров выбирают с учетом глубин в предполагаемом районе промысла.

Вытравив наименьшую длину ваеров, трал буксируют в течение 12—15 мин на одном режиме работы двигателя. За это время 3—4 раза снимают и заносят в таблицу отсчеты оборотов главного вала, величину разворота лопастей винта, ско­рость траления, горизонт хода трала. Через 12—15 мин дотравливают одну или две марки ваера и продолжают тарировку на первоначальной скорости, но при другой длине вытравленных ваеров и т. д. По полученным данным строят тарировочные графики и составляют тарировочные таблицы.

Тарировку целесообразно проводить при тралении по ветру и тралении против ветра. Специально трал тарируют, чтобы установить скорость погружения и скорость подъема трала при изменении скорости траления или длины вытравленных ваеров.

Траление. Эта операция на судах кормового траления в принципе не отличается от аналогичного процесса на судах бортового траления. Рассмотрим здесь лишь особенности прицельного траления. Прицельное траление применяют при облове отдельных плотных косяков и скоплений на плохих грунтах. Для определения границ промысловой концентрации рыбы в толще воды или площадки грунта с ровным рельефом судно без трала идет переменными галсами с включенными приборами. При обнаружении рыбы определяют длину и ширину промыслового скопления, размеры площадки. После этого спускают трал так, чтобы сразу после взятия ваеров на стопор трал попал на косяк или промысловую площадку.

Выбор курса траления и некоторые особенности наведения трала при прицельном тралении зависят от размеров скопле­ния рыбы, его структуры, плотности, степени подвижности, сво­боды маневрирования в группе судов, рельефа грунта и т. д.

Подъем трала. Перед подъемом трала готовят лебедки и рабочую площадку палубы. Ваера выбирают на самой малой скорости судна. При выходе из воды последней марки ваеров скорость судна несколько увеличивают, а скорость выборки уменьшают. Когда траловые доски подошли к подвесным блокам, лебедку останавливают и зажимают ленточные тормоза. Доски берут на цепи или оставляют висеть на ваерах.

Дальнейший процесс подъема трала до подхода голых концов трала к ваерной или траловой лебедке зависит от вида промысловой схемы.

Даже у самых крупных траулеров длина промысловой палубы мала для полной растяжки трала, поэтому мешок трала обычно поднимают с помощью вытяжных концов. По этому способу за вытяжные концы к лебедке подтягивают крыловые грунтропы или сетную часть устья. Затем гаки втяжных концов крепят за строп, который обносят вокруг мешка в районе слиповой канавки. Выбирая вытяжной конец на барабан лебедки, подсушивают улов. При больших уловах вокруг мешка обносят второй строп и закладывают в него гак вытяжного конца другого борта.

Выливка улова. Улов выливают с помощью грузовых стрел, а на судах с порталами тяговыми концами, проведенными через подвешенные к порталам грузовые блоки. С помощью этих средств мешок с уловом подтягивают и приподнимают над рыбным ящиком или бункером, и часть улова после развязыва­ния гайтяна выливается самотеком. Затем с помощью шкентелей стрел или шкентелей, проведенных через блоки на портале, выливают остальную часть улова.

Выливают улов также рыбонасосами типа «Исток», «Ротор», которые крепят к концу мешка трала. При подходе мешка с уловом к судну к рыбонасосу подсоединяют шланги и перекачивают улов на судно.

При обычном способе подъема трала по кормовому слипу из-за большого числа переостропок увеличивается время на подъем и выливку улова. Некоторые траулеры не имеют слипа и улов выливают через корму или борт без переостропок. Для этого траулер снабжают крупным кормовым порталом, стрелами длиной 15—17 м, грузовыми, топенантными и поворотными лебедками (так называемый голландский способ работы с тралом). Улов на таких судах часто выливают непосредственно в подпалубные бункера, в результате чего обработка улова не препятствует продолжению промысла.

На некоторых судах применяют схему передачи мешков с уловом с добывающего судна на транспортное. Судно-ловец выбирает трал на барабан и при выходе мешка на палубу отсоединяет его от передней части трала (они соединены между собой распускным швом). Одновременно транспортное судно подбирает буй передаточного конца, вытягивает его, и переднюю часть мешка заводят в силовой блок. С помощью переходного конца на палубу вытягивают задний конец мешка. Гайтян развязывают и вставляют в него погружной насос с раструбом.

Затем насос опускают в воду и рыбу выливают, регулируя положение кутка и рыбонасоса с помощью силового блока и де- лежного стропа.

После выливки улова судно-ловец подбирает сброшенный с транспортного судна передаточный конец, привязанный к другому свободному мешку, вытягивает на борт и присоединяет мешок к тралу. Подобная схема выливки улова требует со­гласованной работы промысловых и транспортных судов и не совсем удобна при достаточно сильном ветре и волнении.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 1724.