Близнецовыми тралами ловят, когда мощность одного судна недостаточна для работы распорным тралом на заданной скорости или когда рыба держится в поверхностных слоях воды и при лове распорными тралами судно, идущее впереди трала, распугивает рыбу. Работа разноглубинным тралом с двух судов сложнее, чем с одного судна.
Применяют две схемы оснастки близнецового трала — четырехваерную и двухваерную. Чаще применяют четырехваерную схему, хотя она не имеет существенных преимуществ перед двухваерной.
Технология лова тралом, оснащенным по четырехваерной схеме, определяется особенностями промыслового оборудования судна. Для примера рассмотрим один из вариантов работы с траулеров бортового траления. К кормовым дугам обоих судов крепят по дополнительному подвесному блоку для проводки носового ваера, который соединяют с нижним кабелем (рис. 31). Трал спускают поочередно с каждого судна, поэтому на обоих судах должны быть подготовлены тралы для работы. Судно, с которого спускают трал, называют флагманом, а другое судно — близнецом.
Перед спуском трала флагман становится рабочим бортом на ветер (рис. 32, а) и с него спускают последовательно за борт мешок, мотню, крылья. Кабели травят так, чтобы их соединение с ваером вышло за подвесной блок. К этому моменту на близнеце необходимо провести ваера через блоки кормовой дуги, набрать слабину кормового ваера и к его концу прикрепить конец легкого каната — выброски. На малом ходу близнец подводят к флагману на близкое, но безопасное расстояние и с помощью выброски передают на флагман конец кормового ваера (рис. 32, а). На флагмане носовые кабели присоединяют к поданному кормовому ваеру близнеца, отсоединяют свой носовой ваєр и проводят его через дополнительный блок. К носовому ваеру флагмана крепят нижний кабель, отсоединив его от кормового ваера. На близнеце в это время выбирают слабину кормового ваера с присоединенными к нему двумя кабелями, переключают нижний кабель на носовой ваер.
К концу выполнения этих операций оба судна располагаются на безопасном расстоянии друг от друга и по предполагаемому курсу траления. К нижнему кабелю на каждом судне крепят груз, который подвешен на стопорной цепочке у кормовой дуги. После этого судам дают средний ход. Вытравливая ваера, суда расходятся. К концу отдачи ваеров расстояние между судами равно примерно половине длины вытравленной части ваера. При большой длине ваера (1000—1200 м) расстояние между судами уменьшают так, чтобы оно составило 30—40% длины ваера. Скорость судов при тралении должна быть строго одинаковой во избежание перекосов трала. Продолжительность траления в зависимости от концентрации рыбы колеблется от 20—30 мин до 2—3 ч.
Перед выборкой трала ход судов сбавляют до малого. По мере выборки ваеров суда сближаются. К моменту подхода кабелей расстояние между судами должно быть минимально допустимым. На флагмане, отсоединив груз, отдают нижний кабель от носового ваера и соединяют с кормовым ваером. Освободившийся конец носового ваера подают на близнец. Обнесенный вокруг кормы носовой ваер флагмана крепят к кабелям близнеца и отсоединяют последние от соответствующих ваеров. Близнец, освободившись от кабелей, уходит вперед и в сторону, а флагман перемещается так, чтобы стать рабочим бортом на ветер. На флагмане выбирают носовой, а затем все кабели. Схема маневрирования судов при выборке трала показана на рис. 32, б.
Выбрав кабели, поднимают крылья. Далее за линь удавного стропа поднимают мешок. Затем захватывают дележный строп и поднимают куток над палубой. Распустив гайтян, выливают рыбу на палубу или в рыбные ящики. После выливки улова трал осматривают, при необходимости чинят, мешок стягивают гайтяном, и суда приступают к очередному тралению.
К недостаткам рассмотренной четырехваерной схемы буксировки тралов относится неравномерная вытяжка верхних и нижних ваеров из-за неодинаковых условий их работы. Неодинаковая вытяжка требует частой перемаркировки ваеров. Модификацией четырехваерной схемы является схема с канифас-блоками на кабелях, через которые проходят верхний и нижний ваера. При работе по такой схеме устраняется неравномерность вытяжки, но усложняются спуск и подъем трала.
Двухваерные схемы близнецового лова проще в эксплуатации, требуют меньше ваерного каната. К недостаткам этих схем относят повышенные нагрузки на ваера и ваерные лебедки. Известны различные модификации двухваерной схемы. Так, кроме обычной схемы, изображенной на рис. 33, а, применяют схему с перемычкой (рис. 33, б). Перемычка служит для передачи кабеля или ваера с одного судна на другое при спуске и подъеме трала. Кроме того, перемычка предохраняет трал от порыва при большом расхождении судов. Схема с третьим вытяжным кабелем (рис. 33, в) исключает необходимость повторного сближения судов при передаче основного ваера с одного судна на другое и сокращает время цикла лова.
Рис. 31. Проводка ваеров при близнецовом траловом лове | Рис. 32. Маневрирование близнецов при спуске (а) и подъеме (б) трала |
Рис. 33. Двухваериые схемы близнецового лова:
а — обычная; б — с перемычкой; в — с третьим вытяжным ваером;
1 — перемычка; 2 — вытяжной ваер
Рис. 34. Схемы близнецового лова спаренными тралами:
1 — суда-близнецы; 2 — спаренные тралы; 3 — тросы дополнительные;
4 — канаты носовые; 5 — каиифас-блоки
Схемы близнецового тралового лова отличаются также количеством буксируемых тралов. Так, известен способ лова, по которому три судна работают двумя тралами (среднее судно большей мощности буксирует одновременно два трала). Применение трех судов усложняет маневрирование во время лова; кроме того, среднее судно не участвует в выливке улова.
Получила распространение схема близнецового лова спаренными тралами (рис. 34). При работе по такой схеме облегчается подъем орудия лова на палубу судна; более равномерной становится загрузка членов судокоманд; суммарная площадь устья тралов (или скорость траления) может быть больше, чем при работе одним тралом.
В последние годы на близнецовом траловом лове пытаются использовать принципы лова донными неводами. Перед подъемом трала суда медленно сближаются, при этом ваера выполняют роль урезов донного невода н сгоняют рыбу к устью трала. Новый способ лова позволяет работать тралами на небольшой скорости и использовать для тралового лова малые суда.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 1149.