Физические средства интенсификации лова используют для повышения концентрации рыбы в зоне облова трала и снижения вероятности ухода рыбы из этой зоны и из трала.
Применение физических полей для повышения концентрации рыбы в зоне облова трала. Концентрацию рыбы в зоне облова трала можно повысить или перед началом лова, или в процессе лова путем посадки рыбы на грунт, сгона рыбы с соседних участков акватории, направленного перемещения рыбы в зону облова при анодной реакции, подъема рыбы с грунта в зону облова и т. д. Физические поля при этом должны выполнять в основном направляющие функции. Для этой цели используют объемные поля достаточно больших размеров (световые, акустические и электрические), положением и параметрами которых иногда следует управлять.
Управление поведением рыбы у ваеров и кабелей трала. Искусственные физические поля у ваеров и кабелей целесообразно применять при повышенной скорости траления, когда рыба подрезается этими элементами, и при нормальной скорости траления, если вихревые шлейфы за траловыми досками недостаточно задерживают рыбу. Для этого можно использовать электрические и гидродинамические поля, поля растворенных и взвешенных веществ, которые сочетают задерживающие функции с функциями увеличения двигательной активности рыб. Существование всех полей, кроме электрических, связано с вихревыми шлейфами траловых досок.
Управление поведением рыбы в предустьевом пространстве трала. Физические поля здесь предотвращают уход рыбы под нижнюю подбору и над верхней подборой трала, в стороны и в направлении движения трала.
Ряд схем предусматривает создание в предустьевом пространстве трала электрического поля переменного тока, чтобы вызвать реакцию угнетения у всех рыб или только у рыб определенных видов и размеров. Например, для этой цели применяют электроподборы в виде многоэлектродных секций. На каждую пару электродов по мере удаления от середины секции через секционный трансформатор подают равномерно возрастающее напряжение. Подобная система питания обеспечи ны и ток переменной полярности подают на электроды, расположенные вает большую однородность электрического поля. Схема питания восьмиэлектродной секции такого типа показана на рис. 17.
Рис. 17. Схема питания восьмнэлек тродиой секции ступенчато возрастающим напряжением: 1—4 — номера электродов
При лове креветки и омаров униполярный импульсныи ток переменной полярности подают на электроды, расположенные впереди нижней подборы трала. Электрическое поле системы таких электродов вынуждает креветку и омара подниматься над грунтом, и их подхватывает трал.
Известны схемы электрификации предустьевого пространства с помощью двух электродов, на которые подается униполярный импульсный ток. Так, в известных электро, ловильных комплексах ЭЛУ-4 и ЭЛУ-4М анод крепят к верхней подборе, а катод— к нижней. В другой схеме один электрод располагают у нижней подборы, другой — выше и впереди первого. Электрическое поле в этом случае препятствует уходу рыбы под нижнюю подбору и приподнимает ее над грунтом.
Электрификация предустьевого пространства трала дает эффект в условиях хорошей, а также плохой видимости на глубине лова. Он меньше при высокой скорости траления и малой активности рыбы, т. е. когда рыба не успевает или не стремится уйти от трала.
Целесообразность электрификации предустьевого пространства во многом зависит от величины вертикального раскрытия трала и способа тралового лова.
При лове разноглубинными тралами с большим вертикальным раскрытием даже в условиях хорошей видимости рыба обычно оказывается в трале, не изменив своего поведения. Таким образом, целесообразно создавать электрические поля в предустьевом пространстве лишь небольших разноглубинных тралов, работающих в дневное время на малых скоростях.
При донном тралении рыба попадает в предустьевом пространстве в разнообразные и интенсивные поля, образованные в основном оснасткой устья трала, которые затрудняют заход рыбы в трал. Кроме того, при лове донным тралом рыба часто концентрируется в предустьевом пространстве и плывет вместе с тралом. Вот почему электрификация предустьевого пространства небольших донных тралов дает эффект.
Управление поведением рыбы в передней части трала. Известны схемы электрификации передней части трала для уменьшения ухода рыбы через крупноячейное сетное полотно и обратного вывода из трала. Однако электрификация передней части трала и применение
других физических полей в этой зоне вряд ли целесообразно из-за сложности их образования здесь в большом объеме или у большой поверхности. Кроме того, уход рыбы через оболочку при обоснованной скорости траления, а также разумном размере ячеи и расстоянии между канатными связями обычно невелик.
Управление поведением рыбы в конце передней части трала — начале мешка. В условиях зрительной ориентации рыба в этой зоне часто разворачивается и плывет в сторону устья трала. Чтобы препятствовать обратному выходу рыбы" из трала, здесь предложено создавать электрические поля постоянного или переменного тока. Так, перспективна схема «Каститис-1» (рис. 18). Сетчатый анод устанавливают на дели передней части мотни, а сетчатый катод—на дели кутка трала.
Рис. 18. Схема электрификации трала «Каститис-1»:
1 — бортовой выпрямитель; 2 — бортовой блок питания; 3 — кабельная лебедка; 4 — кабель; 5, 8 — вибраторы сетевого зоида; 6 — телеметрическое устройство; 7 — подводный импульсный генератор; 9, 10 — датчики наполнения кутка трала; 11 — сетной клапан закрытия мешка; 12 — электроды
Электроды питаются от бортового блока питания через выпрямители. На электроды подают кратковременный импульс тока, и образуется электрическое поле, вызывающее у рыбы электронаркоз. Обездвиженная электрическим полем рыба скатывается в мешок. После паузы в 30—60 с, в течение которой рыба заполняет межэлектродное пространство, вновь подают импульс тока и т. д.
Один из вариантов электрификации трала предусматривает установку электродов на верхних и нижних пластинах в конце мотни. Верхний электрод служит катодом, а нижний — анодом. При подаче тока рыба устремляется вниз, у анода наркотизируется и скатывается в куток.
На рис. 19 приведены две наиболее характерные схемы электрификации этой части трала при питании электродов униполярным импульсным током. В соответствии с первой из них (рис. 19, а) импульсный генератор большой мощности располагается на борту судна. Импульсы от этого генератора по высоковольтному кабелю передаются к электродам, расположенным на трале. Схема работает следующим образом. Накопительная конденсаторная батарея С заряжается от источника через зарядный дроссель L з, зарядный диод Дз, дополнительную индуктивность и первичную обмотку бортового повышающего трансформатора БПТ. После окончания заряда на управляющий электрод тиристора Тр подается управляющий импульс. Тиристор открывается, и конденсаторная батарея разряжается по цепи — тиристор, дополнительная индуктивность — первичная обмотка БПТ. В это время во вторичной обмотке БПТ индуцируются высоковольтные импульсы напряжением 20—25 кВ. Импульсы по высоковольтному кабелю передаются на первичную обмотку соединенных параллельно подводных импульсных трансформаторов ПИТ. Вторичная обмотка ПИТ соединяется вторичными низковольтными кабелями с электродами.
Электрификация по схеме на рис. 19, б отличается прежде всего тем, что разрядная часть импульсного генератора (накопительная конденсаторная батарея, тиристор, блок питания) установлена непосредственно на трале, а подводные импульсные трансформаторы отсутствуют.
В соответствии со схемой заряд от специального судового источника постоянного тока происходит на конденсаторах накопительной емкости до напряжения около 1200 В. Для увеличения коэффициента полезного действия генератора нагрузка шунтируется диодом Др.
Для разноглубинного тралового лова в море рекомендуют применять импульсный ток с частотой следования импульсов 100 Гц, а для донного — 30 Гц. Длительность импульсов — (1,1-М,7)*10-3. При разноглубинном траловом лове импульсы подают в течение 6—10 с с последующей паузой около 60 с, при донном — непрерывно.
Электрификация рассматриваемой зоны эффективна главным образом при высокой подвижности рыбы и малой скорости траления.
Для управления рыбой, которая оказалась в трале, но пытается выйти из него, используют также искусственные световые поля. Тралы, работающие с применением искусственного света, называют светотралами.
Биологической предпосылкой применения светотралов служит способность искусственного света вызывать ориентировочную реакцию или дезориентацию рыбы, которая пытается выйти из трала. При дневном режиме освещения вызвать у рыбы ориентировочную реакцию и дезориентацию трудно, при ночном режиме рыба не уходит через устье трала, поэтому применение светотралов, по-видимому, целесообразно лишь при сумеречном световом режиме на глубине лова. Применение светотралов нецелесообразно при любом световом режиме, если скорость траления велика и рыба не способна выйти через устье трала.
Световое оборудование светотралов, в которых свет препятствует уходу рыбы через входное отверстие, должно создавать в некотором объеме устья трала освещенность, необходимую для получения ориентировочной реакции или дезориентации рыбы. Если основная масса рыбы разворачивается к выходу из трала в конце передней части трала, то источники размещают там, где площадь поперечного сечения трала равна 80—120 м2 и его легче перекрыть эффективно действующим световым полем. Из эксплуатационных соображений количество источников ограничивают двумя-тремя. Мощность каждого источника не должна превышать 200—300 Вт, длительность вспышки 1—5 с, промежуток между вспышками 15—20 с. Для усиления действия искусственного света на рыбу иногда рекомендуют не одиночную вспышку, а серию вспышек через промежутки времени, равные промежутку времени между вспышками.
Применение физических средств интенсификации лова в мешке трала не обязательно, особенно если электрические или световые поля используют в конце мешка трала.
Электроловильные комплексы ЭЛУ-4 и ЭЛУ-4М. Кроме схем электрификации обычных промысловых тралов, разработаны специальные установки для электротралового лова в пресноводных водоемах. К ним относятся ЭЛУ-4 и ЭЛУ-4М.
Рис. 19. Принципиальные электрические схемы импульсного генератора судового (а) и подводного (б) типа
Рис. 20. Электроловильный комплекс ЭЛУ-4:
1 — катамаран; 2 — питающий кабель; 3— сетная часть трала; 4— ваера;
5 — буксир; 6 — грузила; 7— клячовка; 8-—импульсный генертор;
9— Электроды
ЭЛУ-4 представляет собой электрифицированный близнецовый трал для облова неспускных водоемов, озер и водохранилищ глубиной от 1,5 до 20 м с удельной электрической проводимостью воды от 10 до 100 мСм/м.
Электроловильный комплекс (рис. 20) состоит из буксируемого катамарана, сетной части трала с оснасткой, электрооборудования, двух буксиров мощностью 15 кВт каждый.
Катамаран обеспечивает непрерывность лова. Для подъема кутка с уловом на платформу катамарана при непрерывном лове служат кран-балка и турачка с механизированным приводом. На катамаране же располагается бензоэлектрический агрегат.
Из-за разнообразия условий лова для работы в комплекте ЭЛУ-4 разработано несколько конструкций тралов — донных, разноглубинных и донно-разноглубинных. Длина верхней подборы тралов различных типоразмеров колеблется от 18,4 до 27 м. Горизонтальное раскрытие не превышает 15 м, а вертикальное— 5 м. Скорость траления — 0,4—0,8 м/с.
Электрооборудование ЭЛУ-4 состоит из бензоэлектрическопб агрегата мощностью 4 кВт, который питает подводный импульсный генератор ГПИ-250 и электродную систему. Подводный импульсный генератор преобразует переменный ток источника питания в униполярные импульсы амплитудой 450 В и частотой 22, 35 и 52 Гц. В основу работы генератора положен принцип заряда от источника трехфазного тока через выпрямитель рабочей емкости с последующим разрядом емкости на электроды. Крепление импульсного генератора к тралу показано на рис. 20.
Анод представляет собой плоский электрод из кабельной оплетки, подвязанный к верхней подборе трала. Катод-аналогичен аноду, но большего размера и крепится к нижней подборе. Выходное напряжение (амплитуда импульсов) подводного генератора обеспечивает перекрытие устья трала электрическим полем при вертикальном раскрытии трала до 5 м.
Обслуживают электреловильный комплекс 4 человека.
Кроме ЭЛУ-4, промышленность выпускает модернизированный ловильный комплекс ЭЛУ-4М. Он отличается от базового образца способностью работать в более широком диапазоне электрической проводимости воды (от 10 до 1000 мСм/м), повышенной грузоподъемностью катамарана, большей мощностью двигателя буксирных судов (по 20 кВт каждый).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 1283.