Составная часть работы по формированию речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лексический состав языка — важнейший его компонент, без усвоения которого невозможно овладеть речью как средством общения и орудием мышления. У маленького слышащего ребенка усвоение лексики родного языка протекает в нормальных усло­виях общения с окружающими. И хотя этот процесс имеет свои закономерности и не лишен некоторых трудностей, тем не менее для его успешного протекания нет особых препятствий. К школьному возрасту нормально развивающийся ребенок вла­деет лексическим запасом, который в основном обеспечивает потребности общения, дает возможность приступить к овладению грамотой, к усвоению основ наук.

Однако сформировавшийся до школы лексический запас ре­бенка явится лишь базой для его дальнейшего количественного обогащения и качественного совершенствования. На протяжении всего школьного обучения лексика самостоятельной речи уча­щихся будет предметом особой заботы учителя. Изучение род­ного языка как предмета, овладение основами наук, самостоятель­ное чтение, общение с окружающими, все более активное вклю­чение в разнообразные сферы труда и общественной жизни — все это будет совершенствовать лексические возможности детей и подростков, способствовать развитию речи и познавательной деятельности в целом.

В принципиально ином положении по отношению к овладе­нию лексикой языка находится ребенок с нарушением слуха. Тот минимальный словарь, который он все же может накопить до школьного возраста, не обеспечивает ему возможностей пол­ноценного общения, а следовательно, и общего развития. Поэтому перед специальной школой возникает проблема: что нужно сде­лать, чтобы наряду с другими сторонами формирования речи, умственного развития слабослышащего ребенка обеспечить и овладение лексическим запасом родного языка?

Решение этой проблемы — одна из задач специальной мето­дики русского языка. Последние десятилетия ее развития позво­лили накопить большой материал как для теоретического обоснования построения словарной работы в школе слабослышащих, так и для конкретного ее обеспечения в необходимой системе и последовательности в I—VI классах 2-го отделения. Исходной базой для разработки методики словарной работы послужили исследования Р. М. Боскис и К. Г. Коровина, определившие принципы специального обучения слабослышащих детей языку. Изучение закономерностей речевого и умственного развития сла­бослышащих школьников выявило и ряд характерных особен­ностей овладения лексикой как до специального обучения, так и в его ходе.

В работах Р. М. Боскис был получен первый материал, характеризующий усвоение лексики слабослышащими и опре­деливший принципы анализа этого процесса. В исследованиях К. Г. Коровина вопросы овладения лексикой слабослышащими изучались в связи с общими проблемами специального обучения языку и особенно в связи с формированием грамматического строя речи. Однако в дальнейшем потребовалось проведение специальной исследовательской работы, в которой закономерности усвоения словаря слабослышащими, состояние работы по его формированию и все компоненты построения словарной работы с учетом своеобразия развития детей и особенностей усвояемого материала (лексической системы русского языка) были бы выдви­нуты как предмет специального изучения. Такая работа была проведена А. Г. Зикеевым и нашла отражение в ряде публи­каций.

Вопросы, относящиеся к изучению особенностей лексического развития слабослышащих детей, и вытекающие из этого методи­ческие выводы, существенные для построения словарной работы, были также предметом изучения в исследованиях многих других авторов: Л. И. Тиграновой, В. И. Бельтюкова, Л. В. Назаровой, А. М. Масюнина, М. И. Никитиной, Н. И. Линиковой, И. М. Гилевич, Н. Ю. Донской, В. А. Синяка, Я. Р. Спалвиньша, Л. Е. Фингермана, И. М. Боблы, К. Т. Илахунова, М. К. Шеремет. На основе проведенных исследований разработаны соответствующие разделы школьной программы и учебников, а также практическое руководство для учителей.

Таким образом, в настоящее время словарная работа как раздел методической системы специального обучения языку во 2-м отделении школы слабослышащих (I—VI классы) разработана достаточно полно, что позволяет изложить ее задачи, содер­жание, принципы и методы в обобщенном виде.

Понятие о словарной работе

Дата: 2018-12-21, просмотров: 353.