Для развития специальной методики русского языка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Чтобы успешно решать свои задачи, специальная методика русского языка должна располагать необходимыми методами научного исследования. Как педагогическая наука она в процессе своего развития, накопления новых фактов, их обобщения, созда­ния на этой основе практических выводов, относящихся к раз­ным факторам и компонентам педагогического процесса, исполь­зует все многообразие психолого-педагогических методов научного исследования:                                                                                                                                                  

· изучение учебной деятельности детей путем наблюдения за ходом педагогического процесса на уроках, индивидуальных бе­сед с учениками, анализа письменных работ;

· экспериментальное исследование речевых навыков, степени их сформированности, объёма знаний учащихся с помощью спе­циальных заданий (тестов);

· экспериментальное обучение, в процессе которого проверяются и оцениваются те или иные изменения, внесенные в процесс формирования речи, изучения языка как предмета;

· изучение, критический анализ литературы по лингводидактике, а также по смежным наукам;

· анализ и обобщение практического опыта обучения в школе для слабослышащих детей, особенно всего того, что позволяет учителю совершенствовать умения, навыки, знания учащихся, повышать эффективность методических средств уже известных, но модифицированных в процессе и результате творческой дея­тельности.

Указанные методы имеют варианты. Так, А. В. Текучев на­зывает несколько разновидностей метода наблюдений педагоги­ческого процесса, учебной деятельности учащихся и обучающей деятельности учителя, которые различаются в зависимости от задач, поставленных исследователем, и других факторов. В ка­честве отдельных методов А. В. Текучев и другие авторы на­зывают анкетный метод, статический метод, изучение методи­ческого наследства. Первые два из них, очевидно, можно счи­тать техническими приемами и средствами экспериментального метода, а последний — разновидностью метода изучения ли­тературы.

Особенности применения названных выше методов педагоги­ческого исследования в специальной методике определяются прежде всего содержанием изучаемых ею закономерностей. В связи с этим в методические исследования включается весь арсенал экспериментальных средств и подходов к анализу по­лученных материалов, которыми располагают сурдопсихология и сурдопедагогика. Правильной организацией исследований в спе­циальной методике русского языка служит подход к речи как деятельности, несущей социальные функции, и к языку как средству, используемому в этой деятельности.

О всех методах, используемых в специальной методике русско­го языка, можно сказать, что они по своим задачам являются общедидактическими, а по своему содержанию и особенностям применения — частнодидактическими, так как используются для изучения конкретного процесса обучения языку.

Все названные выше методы получили применение в научных исследованиях, направленных на разработку теоретических основ специальной методики русского языка. Так, в фундаментальной работе А. Г. Зикеева2, посвященной развитию речи слабослышащих детей, использованы следующие методы: изучение и кри­тический анализ научной литературы, обучающий, контрольный, констатирующий и поисковый эксперимент, массовое опытное обучение. Причем А. Г. Зикеев указывает на необходимость комплексного использования нескольких методов исследования. Он отмечает, что данные смежных наук «не охватывают многих важных проблем, без решения которых невозможно было бы добиться серьезного успеха в обучении слабослышащих учащихся языку как средству общения». Поэтому метод изучения и анализа литературных источников дополняется методом эксперимента, в условиях которого осуществляется проверка преднамеренно вве­денных в педагогический процесс определенного языкового ма­териала, методических средств и приемов, а последующий анализ результатов обучения позволяет выявить качественные и коли­чественные изменения в навыках и знаниях учащихся.

Для любого исследования по проблеме формирования речи у слабослышащих детей характерно совмещение психологичес­кого, лингвистического, дидактического и собственно методичес­кого подходов. Как правило, исследователь подходит к поста­новке проблемы исследования и разработке его методов через анализ данных смежных наук и наблюдение педагогического процесса. Первый этап экспериментального исследования обычно направлен на обнаружение у исследуемых учащихся психологи­ческих особенностей владения определенным языковым материалом, уровня сформированное тех или иных навыков. На основе полученных материалов выдвигается методическая гипо­теза, в ее разработке используют сведения из лингвистики, психологии и других наук. Эта гипотеза проверяется на следующем этапе исследования — в процессе проведения педагогического (обучающего) эксперимента. Его результаты становятся основа­нием для постановки более широкого опытного обучения, в ко­торое вовлекается большое количество учащихся ряда школ для слабослышащих детей.

Важнейший элемент исследования в специальной, методике русского языка — его подготовка, включающая разработку ме­тодик для проведения констатирующего эксперимента. Эти мето­дики выполняют роль тестов, специальных речевых и языко­вых задач для учащихся, содержание и структура которых мо­делируют (на основе принятой гипотезы) структуру речевого навыка, необходимые действия и операции для его "реализации, их последовательность.

Форма тестов обычно письменная, что предупреждает воз­можные затруднения слухо-зрительного восприятия устных заданий, а также создает условия константности при анализе вы­полненных заданий. Для различных исследований разрабатывают­ся свои тесты. Среди них: составление рассказа по сюжетной серии картин, описание короткометражного фильма, сочинение по началу сюжета, сочинение по концовке сюжета. Для иссле­дования конкретных навыков учащимся предлагаются задания типа упражнений на выявление уровня речевого (лексико-грамматического) развития, на умение соотносить речевой опыт с теоретическими знаниями. Конкретное построение таких заданий зависит от того, какие именно навыки исследуются, усвоение какого материала изучается. В исследованиях важно получить материалы, «гарантирующие выявление самостоятельности, инди­видуальности речевых данных учащихся».

Анализ исследований по вопросам овладения слабослышащими грамматическим строем языка позволяет сформулировать ряд принципиальных положений относительно методики их проведения.

Цель изучения — выявление общих и специфичных закономер­ностей овладения грамматическими законами, системой или от­дельными грамматическими явлениями языка в условиях спе­циального обучения.

Так как исследуется практическое овладение грамматическими законами, построение эксперимента, анализ материалов базируют­ся на принципах функциональной грамматики. Исследованию подвергаются самостоятельно выполненные учащимися специаль­ные задания, требующие вербализации наглядной ситуации, про­дуцирования текста на словесной основе, выполнения операций анализа, синтеза, классификации языкового материала.

При разработке этих заданий и интерпретации особенностей речевой продукции учащихся учитывают системный характер грамматического строя языка, взаимосвязь его морфологического и синтаксического аспектов, связь грамматических явлений с лексическими и фонетическими (графическими). Отклонения от грамматической нормы в анализируемых работах трактуются с учетом существующего в языке единства семантики и формаль­ных средств выражения, взаимовлияния развивающихся словес­ной речи, наглядного и отвлеченного мышления. Своеобразное проявление обнаруженных отклонений в овладении граммати­ческими явлениями рассматривается как следствие особых усло­вий развития аномального ребенка до и в процессе специального обучения.

При анализе материалов исследования учитываются разли­чия между письменной и устной речью. В исследовании речевых навыков учащихся прибегают и к устной форме их выявления, особенно если эксперимент проводится с учащимися I класса, еще не владеющими грамотой.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 364.