· Выделение двух объектов на картине.
· Обоснование связей между ними.
· Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины.
· Рефлексия.
Этап «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств»
Цели:
· обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств;
· учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.
Базовая информация
Для создания речевых зарисовок на основе возможного восприятия объекта через разные ощущения, необходимо уточнить какие признаки объектов могут быть «считаны» разными органами чувств. У человека пять органов чувств. Нос воспринимает запах, ухо – звук. То и другое может быть приятным – неприятным, опасным – неопасным, резким – слабым, смешанным – однородным. Язык ощущает вкус, рука – дает тактильные ощущения (то и другое дает информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях). Глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки – о пространственном расположении объекта, размере и цвете.
При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами, представить и передать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли. С помощью вкусового анализатора можно определить на картине съедобное – несъедобное, оценочное отношение героев картины к этому признаку. Словесная зарисовка на основе осязания объектов на картине даст представления о температуре, влажности, материале, форме объектов и т.д.
Методика работы с детьми
Для обучения детей описывать изображенные на картине объекты с помощью органов чувств, педагог может использовать прием «вхождения в картину». Воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д. Даются творческие задания:
Пришел волшебник «Я слушаю» (и другие).
Назови объекты, которые могут издавать звук.
Я ощущаю лицом и руками…
Советы педагогам
· Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора.
· Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками …». Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.
· Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс.
· Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.
· Активизируйте в речи ребенка слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения.
Можно предложить детям передать диалоги персонажей картины
( мини-театр).
Алгоритм мыслительных действий
· «Вхождение в картину».
· Выбор органа чувств, который помогает «путешествовать» по картине.
· Речевая зарисовка ощущений.
Этап «Составление загадок и метафор по картине»
Цели:
· познакомить детей с моделями составления загадок и метафор;
· сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор.
Базовая информация
Чтобы составить загадку по картине, необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т.д.)
Следует знать основные модели составления загадок:
1. У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «Какой?» и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен.
ПР: «Репейник, какой? Колючий как еж, кактус, елочка. Лохматый как собака, шуба, медведь. Приставучий как липучка, жвачка, смола».
Из предложенных объектов выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются признаки, которые через связки «как» или «но не» сравниваются с другими объектами.
Итог: «Колючий, как еж, лохматый, как собака, приставучий, но не смола».
2. Выделяются действия объекта и перечисляются другие объекты, у которых данные действия ярко выражены.
ПР: «Лягушка что делает? Прыгает как заяц, мяч. Ныряет как водолаз, утка. Плавает как лодочка, рыба».
Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее удачные. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются действия, которые через связки «как» или « но не» сравниваются с другими объектами.
Итог: «Прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодочка».
3. В объекте выделяются части, делается подборка объектов с такими же частями.
ПР: «Часы: стрелки как у компаса, цифры как в математике, круг как полная луна»
Выбирается лучший вариант.
Строится содержание загадки аналогично предыдущим моделям.
Итог: «Стрелки, но не как у компаса, цифры, но не из учебника математики, на круге, но не полная луна».
4. У объекта выделяются части, обозначается их количество, подбираются объекты с такими же характеристиками. Строится содержание загадки.
Итог: «Шестьдесят точек как звезды, с двумя стрелками как указки, на одном круге, но не на полной луне».
Взяв за основу данные модели можно составить смешанный тип загадки. В ней построчно могут собираться различные типы сравнений.
Модели метафор
1. Выделить объект на картине и сравнить его по какому-либо характерному признаку с другим объектом.
ПР.1: «Снежинки кружатся как балерины». Далее обозначить место, где находится объект.
ПР.2: «Снежинки падают с неба». Не называя выделенный объект, надо соединить сравнение и место нахождения этого объекта в речевой фразе. Итог: «Балерины неба».
Вставить в смысловой контекст картины.
ПР: «Над деревьями кружились балерины неба».
2. Выделить объект на картине и взять его какое-либо свойство.
ПР: «Занавеска кружевная».
Сравнение переделать из прилагательного в существительное – «кружево».
Данное слово должно отражать признак другого объекта.
ПР: «Кружево зимы».
Метафора вставляется в контекст: «Мама повесила на окно кружево зимы».
Методика работы с детьми
Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью.
Для обучения детей составлению загадок необходимо освоить модели в следующей последовательности.
1. Совместно с детьми выбирается объект, изображенный на картине. По ходу ответов детей выбираются лучшие сравнения и заносятся в таблицу «Свойства и качества» (графически или текстом):
Какой? | Что такое же? |
2. Совместно с детьми выбирается объект. Обозначаются его действия. Работа идет по таблице «Действия»:
Что делает? | Кто или что делает так же? |
3. Выбирается объект и заполняется таблица «Части»:
Какая часть? | У какого объекта есть такая часть? |
4. В объекте выбирается часть. Определяется количество таких частей с помощью таблицы: «Части и их количество»:
Часть | Сколько? | У кого или чего столько же этих частей? |
Метафоры составляет сам воспитатель и предлагает их отгадать. Задается вопрос к детям: «Про кого или про что на картине я говорю?» После отгадывания детьми объекта воспитатель повторяет метафору и просит объяснить ее смысл. Особое значение при обсуждении уделяется образной характеристике объекта.
Советы педагогам
Работа с загадками и метафорами является предварительным (начальным) этапом составления образных характеристик объектов.
При совместном составлении загадок окончательный текст читает воспитатель, а дети его повторяют.
Сочинять загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 300.