Этап «Определение состава картины»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).

Базовая информация

Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной: максимальной (с выделением всех объектов и их деталей), средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и низкой (выделение только главных объектов).

При наличии однородных объектов на картине производится группировка по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т.д.

Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д.

Методика работы с детьми

Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется прием «подзорная труба». Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его.

Для определения деталей одного объекта используется приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей.

При обучении классификационным умениям используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом.

Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется доска или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины.

Советы педагогу

· Воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей.

· Темп работы должен быть достаточно быстрым, воспитатель должен энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов.

· Предварительно должен быть составлен тематический словарь.

· Последовательность называния объектов может быть любая.

· Обязательным условием является обозначение «земля-небо», «пол - потолок». Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связи между объектами: «Такой – то объект лежит на полу, а этот – летает в небе.

По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений.

Окончательным итогом данной игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные».

Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины

· Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).

· Моделирование объектов.

· Группировка по заданному признаку.

· Обобщение перечисленных объектов.

· Рефлексия.

Этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

Базовая информация

Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание, давление…), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит…), на уровне родственных связей (брат - сестра, мама - дети…) и др.

Методика работы с детьми

Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, предлагаются следующие творческие задания:

пришел волшебник «Объединяй» и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал.

ПР: игры с картиной «Кошка с котятами». Педагог вместе с детьми играет с волшебником «Объединяй» и «объясняют» ему, что блюдечко с молоком и коврик объединились, потому что блюдце стоит на коврике».

«Ищу друзей» – найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению.

ПР: «Котята дружат между собой, потому что детки одной мамы – кошки и любят вместе играть».

«Ищу недругов» – найти объекты, которые между собой «не дружат».

ПР: «Клубочки не дружат с корзинкой, потому что они выкатились из нее и не хотят там быть». Примечание: оценка взаимоотношений объектов субъективна.

«Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит» – объяснить причинно-следственные отношения сложного характера, которые возникают при взаимодействии между двумя объектами.

ПР: «Шкафу очень тяжело держать полки с книгами, он теряет силы, а книжкам так важно стоять аккуратно в шкафу. Книги благодарны полкам, что им помогают». Или «На полу играет кошка с котятами, но лапки-царапки могут сделать больно и коврику и полу. Котятам хорошо играть – они нашли удобное место, а коврик и пол могут пораниться. Правило: когда играешь, не надо портить то, на чем играешь».

Советы педагогам

· Вести детей к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце – подтверждение (вывод).

· Последовательность объединения между объектами может быть любая и зависит от выбора детей, с которым следует согласиться.

· Если ребенок затрудняется найти взаимосвязи между объектами можно провести с детьми «Мозговой штурм».

· Педагог должен проявлять толерантность (терпимость к самым неожиданным объяснениям связей ребенком).

После установления взаимосвязей, педагогу следует подвести итог в виде рассказа-рассуждения.

Необходимо осознание мыслительной операции и вывод правила: «Объекты на картине связаны, важно доказать это».

Дата: 2018-12-21, просмотров: 296.