Алгоритм мыслительных действий при составлении рассказов-фантазий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· Выбрать объект, изображенный на картине, либо его часть.

· Пригласить одного из Волшебников.

· Преобразовать объект или его часть.

· Составить фантастический рассказ.

Этап «Составление сказок нравственно-этического характера»

Цели:

· обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины;

· учить выводить мораль из составленного текста сказки.

Базовая информация

Для составления морально-этической сказки по картине необходимо определить место, где будут разворачиваться события, и обозначить его одним словом.

Например: лужайка около леса.

Далее перечисляются объекты, изображенные на картине, как правило, неодушевленного плана: елка, лужа, прутик, трава, цветы….

Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека: елка – мудрая, лужа – грязнуля, прутик – труженик, трава – равнодушная, цветы – болтливые…

Идет описание жизни объектов в обозначенном месте. Происходит случай – появление необычного объекта или природного явления: в лужу упал мяч.

Составляется текст, в котором особое значение имеют монологи каждого очеловеченного объекта по отношению к Случаю.

Каждый герой сказки высказывает свое отношение к Случаю, что является основанием для обозначения его характера, нравственных качеств.

Выводится мораль, которая вкладывается в уста мудрого объекта. Составляется итоговый текст сказки и придумывается ее название.

 Методика работы с детьми

Предложить детям сочинить сказку по картине.

Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки.

Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.

Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был).

Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации.

Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике.

Обсуждение мнения каждого героя.

Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали.

Придумывание названия сказки.

ПР: «История на лужайке»

«На одной лужайке около леса жили-были болтливые Цветы, равнодушная Трава, Прутик- труженик и грязнуля Лужа. Вдали росла очень умная Елочка. Она смотрела кругом и много думала.

Цветы все время говорили что-то, их равнодушно слушали Травинки. Прутику некогда было слушать болтовню Цветов, потому что он все время находил какое-то дело. Грязная-прегрязная Лужа смотрела на все и радовалась своей грязи. Мудрая Елочка думала свои умные мысли и молчала. Так они и жили.

Однажды в Лужу упал красивый резиновый Мяч. Он сразу испачкался. «Ура! – закричала Лужа, – он тоже стал таким же грязным как я!»

«А нам все равно, что Мяч в Лужу прыгнул. Главное, чтобы к нам не попал!», – сказала равнодушная Трава.

Цветы не переставали болтать и говорили всякую чепуху.

Никто не посочувствовал Мячику, кроме Прутика. Он стал быстро-быстро разгонять воду, и Мячик к краю Лужи стал подплывать.

Елочка все это видела издалека и стала раскачиваться из стороны в сторону, чтобы ветер помог Мячу из Лужи выбраться, ведь она знала: «Помогаешь другому в беде, и тебе помогут!»

 Советы педагогам

Следует уточнить знания детей о разнообразных нравственных качествах и чертах характера человека, затем обыграть их с помощью приемов эмпатии, используя мимику, жесты и другие выразительные средства.

Давать возможность детям в процессе сочинения сказки включать приемы театрализации.

При обозначении героев сказки целесообразно использовать приемы моделирования (схематическое обозначение объектов и буквенное обозначение черт характера).

От коллективного сочинения сказки (с помощью «мозгового штурма») необходимо переходить к индивидуальному сочинительству.

При коллективном сочинении каждому ребенку предлагается придумать собственное название сказки и сообщить его педагогу по секрету. Воспитатель записывает название сказок, затем объявляет конкурс названий.

По мотивам сказки можно предложить детям сделать рисунки или организовать театральное действие.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 220.