Делал (делали) то-то для того-то
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

5. Потом этот же объект (переход ко второму кадру) делал (действие и цель действия)

И далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели действий

В результате получилось то-то (обобщение), поэтому можно сказать, что данный объект (герой, герои) такой-то .

8. Придумать название получившемуся рассказу.

Методические рекомендации

§ Воспитатель объявляет игровое действие как итог деятельности "следователя", "сыщика" или "режиссера отснятого фильма". Главное в рассказе ребенка – это повествование, поэтому заострять внимание на образных характеристиках не следует. Не рекомендуется также позволять ребенку додумывать действия, которых нет на картинках.

"Вспомним, как играли с картинками"

Цель: научить ребенка выделять последовательность действий, необходимую для составления логически верной серии картинок.

Игровое действие

Предложить детям вспомнить, в какие игры играли с картинками и какие действия при этом выполнялись.

Методические рекомендации

§ Работа на этом шаге возможна с 4,5 – 5-летнего возраста.

§ Последовательность работы с серией картинок:

- сначала картинки выкладываются в ряд слева направо произвольно,

- находятся сквозные общие герои и предметы (объекты),

- определяются места действий,

- обозначается время действий,

- поочередно на каждой картинке называется объект - действие - цель действия,

- потом "снимается фильм", то есть выкладывается логическая последовательность "кадров";

- в заключении кадры озвучиваются (составляется рассказ по алгоритму).

§ Воспитатель может принять рассказ как коллективное творчество детей, присутствующих на данном занятии, либо предложить только одному ребенку произвести полное озвучивание. Другие же дети при этом выступают в роли зрителей.

Проверочные задания

С целью проверки умений детей работать с серией картинок рекомендуется проводить ряд игровых упражнений.

1." Играем в учителя"

Предложить ребенку, прошедшему обучение, научить кого-либо (лучше всего взрослого) раскладывать картинки в логической последовательности.

При этом вначале можно использовать знакомую ребенку серию картинок. А затем усложнить задания, предложив неизвестную серию для обучения. Ребенок одновременно устанавливает логическую последовательность серии картин и учит это делать кого-либо.

2." Помощники"

Предложить детям изобразить каждый этап работы с серией картинок любыми знаками или буквами на отдельных карточках ("помощники"), которые позволят детям из соседней группы научиться раскладывать картинки в логической последовательности.

3."Загадочные истории в подарок друзьям"

Предложить детям самостоятельно сделать какую-либо раскадровку события (процесса ухаживания за домашним растением или животным). Попросить детей из соседней группы с помощью "помощников" расшифровать историю (верно разложить картинки).

Глава 4. Обучение детей составлению творческих рассказов

По картине

Для детей характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.

Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами («ну», «потом», «вот»... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен. Благое намерение педагога воспитывать волю сводится к замечаниям скучающим дошкольникам: «Ребята, слушайте внимательно!», «Сидите прямо, и глазки на Сашу, он рассказывает...» Этого требования хватает лишь на 30-40 секунд дисциплинированного поведения. Закономерно возникают вопросы:

· Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы?

· Нужны ли примеры рассказов воспитателя до того, как ребенок сам составил текст по картине?

· Верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине. Предлагаемая нами технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

1-ый тип: "Текст реалистического характера"

Цель: обучение составлению описательных рассказов по картине.

Виды получаемых текстов (выделены условно):

1. рассказ как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей;

описание картины как раскрытие темы;

2. развернутое описание конкретного объекта;

3. словесно-выразительное описание изображенного на картине с использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.;

4. создание рифмованных текстов по содержанию картины.

 

2-ой тип: "Текст фантастического характера"

Цель: составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине.

Виды получаемых текстов (выделены условно):

1. рассказ как фантастическое преобразование содержания;

2. фантастический рассказ об отдельно взятом объекте и его изменениях во времени;

3. рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой;

4. сказки по мотивам содержания картины;

5. рифмованные тексты фантастического плана.

 

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.

Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 227.