Алгоритм мыслительных действий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· Выбрать объект (героя) на картине.

· Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.

· Войти в образ героя.

· Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.

· Решение проблемных ситуаций, содержащихся в сюжете картины.

Примечание. Мы не ставим задачу описывать методику работы с проблемами в этой работе. Обучение детей работе с проблемными ситуациями выходит за рамки занятий по развития речи и требует отдельного пояснения.

Этап «Смысловая характеристика картины»

Цели:

· развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине;

· упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок;

· подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл.

Базовая информация

Для более глубокого осмысления содержания картины можно использовать пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки могут иметь прямой и иносказательный смыслы. Смысл любой пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность по-разному толковать его. Поэтому многозначность пословиц и поговорок позволяет использовать их при составлении рассказа по картине любого содержания. Важно обосновать свой выбор. В конечном итоге идет отбор самых подходящих к содержанию данной картины. Содержание рассказов-рассуждений детей с использованием пословиц и поговорок зависит от их жизненного опыта и позиций рассуждающего.

Методика работы с детьми

Подготовительный этап включает в себя углубленную работу по пониманию детьми пословиц и поговорок и обучению объяснять их с точки зрения опыта ребенка.

Осмысление содержания картины детьми строится как игра «Объясни, почему так названа картина?». Ее организация основана на методе «Каталог». Воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку, прочитаем текст (читает воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так назвали картину?

Следующая игра «Найди самое удачное название картины». Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ-рассуждение.

Советы педагогам

На начальном этапе используется не более пяти пословиц разной тематики, идет коллективное обсуждение каждой.

На следующем этапе берется большее количество пословиц и поговорок, идет коллективное обсуждение, для названия картины выбираются наиболее удачные.

На третьем этапе ребенок самостоятельно выбирает название картины, представленное в виде пословицы или поговорки.

Четвертый этап работы: ребенок составляет рассказ по сюжету картины согласно выбранной пословице или поговорке.

На заключительном этапе звучат разные рассказы по одной картине в зависимости от выбранных для их названия пословиц или поговорок.

Алгоритм мыслительных действий при передаче смысла картины

· Выбор пословицы или поговорки.

· Представить содержание картины через призму выбранной пословицы или поговорки.

· Объяснение-рассуждение ребенка, почему эта пословица может быть названием картины.

· Целостный рассказ по сюжету картины согласно смыслу пословицы или поговорки.

Этап «Составление рассказов-фантазий»

Цели:

· учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования;

· учить детей составлять рассказы фантастического содержания.

Базовая информация

Для сочинения фантастических рассказов по картине следует знать основные приемы фантазирования:

- «Увеличение – уменьшение» (преобразование размера, формы, цвета, изменение степени проявления какого-либо свойства объекта);

- «Деление-объединение» (деление объектов на части, объединение их в другой последовательности или взаимообмен объектами своими частями);

- «Оживление-окаменение» (объект наделяется свойствами динамики или статики);

- «Специализация – универсализация» (расширение либо ограничение ресурсов объекта);

- «Наоборот» (приобретение объектом инверсных свойств);

- «Ускорение – замедление» (остановка тех или иных процессов, увеличение их скорости, перемещение объекта во времени и др.).

Используя данные приемы, можно преобразовать какой-либо объект на картине, либо изменить его часть, поменять место нахождения. Составляется рассказ, в котором главной идеей является согласование необычного (фантастического) объекта с окружающим миром.

Методика работы с детьми

Для обучения детей составлению рассказов по картине используется игровой прием «Пришел в гости волшебник…».

Приглашаются волшебники:

Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).

Волшебник Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).

Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).

Волшебник МогуВсе-МогуТолько (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).

Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное).

Волшебник Времени (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени).

Воспитатель предлагает детям выбрать одно из преобразований объекта и ответить на вопросы:

· Что происходит с этим объектом?

· Какие ощущения он испытывает?

· Как он теперь воспринимает окружающий мир?

· Как окружающий мир относится к преобразованному объекту?

· Каковы положительные и отрицательные последствия преобразований?

· Какие проблемы возникают у объекта с окружающим миром?

· Как фантастический объект может помочь решить проблемы окружающих объектов?

· Как окружение может согласоваться с измененным объектом?

· Предложить детям составить рассказ по результатам обсуждения.

Например: Картина «Кошка с котятами». Рассказ-фантазия про клубок ниток, с которым играл котенок. Составлен двумя детьми седьмого года жизни.

 «Клубок, который научился летать»

Жил был клубочек ниток. Он был круглым и синим. Лежал в корзинке, и никто его не трогал. Однажды пришли котята, свалили корзинку, и он упал и покатился. Котенок Рыжик стал им играть. Больно стало клубочку, и решил он попросить у волшебника Объединения крылышки. Только Рыжик хотел царапками схватить клубок, как тот взлетел и стал под потолком летать. Удивился котенок, нет, все котята и кошка и стали смотреть, как летает клубок. А лампа сказала: «Что ты тут летаешь, сгореть можешь». Клубок летал до вечера. Котята легли спать, а клубочек в корзинку залез. Только после этого лампа включилась, и он не сгорел».

Советы воспитателям

Приемы фантазирования должны быть хорошо знакомы детям. Они должны знать возможности каждого «Волшебника».

Когда объявляется фантастическое преобразование, то выбирается сначала объект или его часть, приглашается «Волшебник», производится преобразование, а затем объект с необычным свойством описывается.

Целесообразно провести серию занятий по одной картине с постепенным включением новых приемов фантазирования. Фантастические рассказы-зарисовки составляются коллективно.

В дальнейшем необходимо дифференцировать задания, распределив волшебников между детьми и предложив составить самостоятельно или командами рассказы фантастического плана.

Можно инсценировать с детьми придуманные рассказы или оформить книжки-малышки с их текстами.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 265.