Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости.

· Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:

 а) с позиции постороннего наблюдателя;

 б) в роли самого объекта.

Этап «Составление рассказов от лица разных объектов»

Цели:

· обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения;

· уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта;

· упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.

Базовая информация

Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить следующие знания.

А) О разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях:

грустный – веселый,

радостный – печальный,

спокойный – возбужденный.

Б) О разнообразных чертах характера:

добрый – злой,

трудолюбивый – ленивый,

вежливый – грубый,

умный – глупый…

В) Признаки проявления того или иного эмоционального состояния:

веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех…);

грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый…);

добрый (всех любит, заботится, помогает, хлопочет…).

Г) Разнообразные средства интонационной выразительности речи (темп речи, сила голоса, тембр…), правила их применения.

Затем необходимо взять на себя роль одного из объектов и обозначить его эмоциональное состояние или характер. Это может быть любой объект (главный или второстепенный персонаж картины, предмет или любой объект живой – неживой природы). От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестами и другими средствами интонационной выразительности речи.

Методика работы с детьми

Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица необходимо провести творческие задания, которые имеют следующее содержание:

«Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот».

«Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств».

«Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства».

Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины.

Советы педагогам

При выборе объекта и его эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст ребенка.

Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта (глаза кошки-мамы) или места происходящего (я – сарай, в котором находится кошачья семья).

От простых и обобщенных эмоциональных характеристик (добрый – злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный…)

Возможны разные формы организации работы с детьми:

· коллективные, при которых вся группа детей сочиняет рассказ от лица одного героя;

· подгрупповые, при которых воспитатель дает разным подгруппам противоположные характеристики одного героя. ПР: Предлагается составить рассказ про котенка на картине. Одной подгруппе – про веселого, а другой – про грустного котенка. Рассказ идет об окружении героя, но через призму разных его эмоциональных состояний.

· индивидуальные задания, которые могут быть предложены воспитателем или самостоятельно выбраны ребенком.

Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя «Я – тот-то…», потом описать свое эмоциональное состояние, или настроение, характер, далее передать восприятие изображенного на картине глазами выбранного героя, предложить решение проблемной ситуации. Окончание рассказа – восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 215.