· Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости.
· Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:
а) с позиции постороннего наблюдателя;
б) в роли самого объекта.
Этап «Составление рассказов от лица разных объектов»
Цели:
· обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения;
· уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта;
· упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.
Базовая информация
Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить следующие знания.
А) О разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях:
грустный – веселый,
радостный – печальный,
спокойный – возбужденный.
Б) О разнообразных чертах характера:
добрый – злой,
трудолюбивый – ленивый,
вежливый – грубый,
умный – глупый…
В) Признаки проявления того или иного эмоционального состояния:
веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех…);
грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый…);
добрый (всех любит, заботится, помогает, хлопочет…).
Г) Разнообразные средства интонационной выразительности речи (темп речи, сила голоса, тембр…), правила их применения.
Затем необходимо взять на себя роль одного из объектов и обозначить его эмоциональное состояние или характер. Это может быть любой объект (главный или второстепенный персонаж картины, предмет или любой объект живой – неживой природы). От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестами и другими средствами интонационной выразительности речи.
Методика работы с детьми
Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица необходимо провести творческие задания, которые имеют следующее содержание:
«Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот».
«Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств».
«Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства».
Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины.
Советы педагогам
При выборе объекта и его эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст ребенка.
Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта (глаза кошки-мамы) или места происходящего (я – сарай, в котором находится кошачья семья).
От простых и обобщенных эмоциональных характеристик (добрый – злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный…)
Возможны разные формы организации работы с детьми:
· коллективные, при которых вся группа детей сочиняет рассказ от лица одного героя;
· подгрупповые, при которых воспитатель дает разным подгруппам противоположные характеристики одного героя. ПР: Предлагается составить рассказ про котенка на картине. Одной подгруппе – про веселого, а другой – про грустного котенка. Рассказ идет об окружении героя, но через призму разных его эмоциональных состояний.
· индивидуальные задания, которые могут быть предложены воспитателем или самостоятельно выбраны ребенком.
Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя «Я – тот-то…», потом описать свое эмоциональное состояние, или настроение, характер, далее передать восприятие изображенного на картине глазами выбранного героя, предложить решение проблемной ситуации. Окончание рассказа – восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 250.