Последовательность обучения детей работе с серией картинок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для подготовки детей к обучению работе с серией картинок необходимо научить анализировать реальные ситуации из их жизни. В процессе организации различных видов деятельности педагог обращает внимание детей на последовательность совершаемых действий.

 ПР: в процессе умывания воспитатель спрашивает:

- Что мы сейчас делаем? – Намыливаем руки.

- Что вы делали до этого? – Открыли кран с водой.

- Что вы будете делать после того, когда намылите руки? – Будем смывать мыло под струей воды. Закроем кран и вытрем руки полотенцем.

- Зачем мы все это делали? – Чтобы руки были чистые перед едой.

Цель таких бесед: научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно-следственные связи и видеть результат.

В качестве подготовки может служить работа с анализом причинно-следственных связей в литературных произведениях. После чтения литературного произведения педагог совместно с детьми производит "раскадровку" содержания текста (с опорой на иллюстрации).

ПР: сказка Ш. Перро "Красная Шапочка" представляется следующим образом:

Кадр 1: мама с дочкой разговаривают; мама держит корзиночку.

Кадр 2: Красная Шапочка идет по лесу.

Кадр 3: Волк разговаривает с Красной Шапочкой и т.д.

Последовательность действий обсуждается на основе вопросов к детям:

- Кто изображен;

- Что он делает;

- Какая цель этого действия,

- Добился ли герой этой цели.

ПР: сказка Ш. Перро "Красная Шапочка"

Кадр 1: изображена мама, которая просит дочку отнести гостинец бабушке. Цель мамы – уговорить дочь сделать это. Изображена Красная Шапочка, которая внимательно слушает маму, и забирает корзиночку из ее рук. Цель Красной Шапочки – выполнить просьбу мамы. Результат – Красная Шапочка соглашается отнести гостинец бабушке.

Кадр 2: изображена Красная Шапочка, которая идет по лесной дорожке и несет корзиночку в руках. Ее цель – доставить гостинец бабушке. Результат впоследствии будет достигнут.

Кадр 3: изображен Волк, который спрашивает Красную Шапочку о том, куда она идет. Его цель - выяснить место нахождения домика бабушки. Изображена Красная Шапочка, которая говорит Волку, куда она идет. Ее цель – выполнить просьбу Волка. Результат: Волк узнает, где живет бабушка.

Основные задачи педагога при подготовке детей к обучению детей работе с серией картинок:

- упражнять детей в выстраивании причинно-следственных связей, установленных автором текста;

- формировать умение определять по действию цель героя, фиксировать результат выполнения данной цели.

Система творческих заданий по обучению работе с серией картинок

Обучение детей работе с серией картинок необходимо организовывать в форме игр "Умники и умницы", "Догадай-ка", "Сыщики", "Режиссеры фильма". Не целесообразно говорить ребенку такие фразы: "Сейчас ты должен разложить картинки в нужной последовательности", "Мы вместе разложим картинки правильно". Установлено, что такие фразы не стимулируют интерес ребенка к данному виду деятельности.

Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется в определенной последовательности. Каждый шаг алгоритма имеет свою цель, игровое действие. Воспитатель переходит к следующему шагу алгоритма только в случае освоения ребенком предыдущего задания.

 "Паровозик из картинок"

Цель: научить ребенка раскладывать серию картинок слева направо в одну линию.

Игровое действие

Дать в руки ребенку серию картинок. Предложить разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо (составь паровозик). После этого ребенку предлагается убрать руки за спину или на колени. До шестого шага к картинкам не рекомендуется прикасаться.

Методические рекомендации

§ Воспитатель должен обеспечить достаточно места, на котором произвольно раскладывается серия картинок.

§ Не стоит долго задерживать ребенка на этом этапе. Не следует позволять ребенку строить догадки типа "А вот это должно быть первый, а это - потом…". 

§ В ходе упражнения необходимо требовать соблюдения правила: после первичного раскладывания не перемещать картинки на плоскости.

 "Найди общих героев на картинках"

Цель: научить ребенка находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии.

Игровое действие

Предложить найти сквозных героев и предметы, которые изображены на всех картинках.

Методические рекомендации

§ Воспитатель побуждает детей к последовательному детальному рассмотрению картинок и перечислению общих объектов. Педагог акцентирует внимание детей на изменениях (перемещениях, исчезновениях и т.д.), происходящих с главными героями и другими объектами каждой картинки рассматриваемой серии.

ПР: При работе с серией картинок "Кошки, пытающиеся поймать воробья" (сюжет из четырех кадров) воспитатель обращает внимание детей на объект - воробья, который на последнем, 4-ом кадре, едва виден. Воспитатель предлагает еще раз всмотреться в картинки и найти объекты, перемещенные на второй план.

"Найди место, в котором происходят события"

Цель: научить ребенка определять место действия на каждой картинке и устанавливать взаимосвязи между ними на основе анализа местоположения героев и объектов.

Игровое действие

Предложить детям, глядя на картинки, определить на каждой место действия.

Методические рекомендации

§ На начальном этапе освоения алгоритма следует подбирать серии картинок с постоянным местом действия ("Кошки, пытающиеся поймать воробья", общее место - полянка у пенька).

§ Со временем детям предлагаются серии картинок, где место действия изменяется (серия картинок по рассказу В. Осеевой "Почему?", место действия - двор, в который выгоняют щенка, и кухня, где разбивается чашка).

 "Определи время событий"

Цель: научить детей определять время событий, происходящих на картинках.

Игровое действие: предложить детям определить время года или части суток на каждой картинке.

Методические рекомендации

§ Воспитатель подбирает серию картинок, где сюжет разворачивается в определенном временном отрезке ("Кошки, пытающиеся поймать воробья" – светлое время суток и теплый период года). Принимаются ответы детей типа: "Это день", и "Это лето".

§ Затем детям предлагаются серии картинок со сменой событий во времени (серия "Выращиваем помидоры").

§ В случае затруднений в определении времени происходящего рекомендуется провести игровые упражнения на закрепление знаний о последовательности времен года или частей суток.

"Назови действия героев"

Цель: научить детей выявлять сквозных героев на каждой картинке, называть их действия и делать умозаключения о цели их действия.

Игровое действие

Предложить детям установить логическую цепочку на каждой картинке: объект – действие – цель действия. Воспитатель задает вопросы: "Кто изображен?", "Что он делает?" и "Зачем это делается?" Аналогично обсуждаются все сквозные герои.

Методические рекомендации

§ Обсуждение каждой последующей картинки начинается после выяснения цели действий героев на предыдущей картинке. Для обеспечения динамичности игры воспитатель отодвигает картинки поочередно, начиная с крайней левой.

§ Целесообразно использовать какие-либо символы, обозначающие три базовых вопроса:

- Кто делает?

- Что делает?

- Зачем делает?

"Что за чем?"

Цель: учить детей устанавливать последовательность действий на картинках.

Игровое действие

Предложить ребенку взять любую понравившуюся картинку и переложить ее ближе к себе. Назвать действие объекта и его цель. Затем поиграть в игру "Что было раньше - что будет позже", выстраивая картинки в логический ряд.

Методические рекомендации

§ На этом шаге воспитатель (или другие дети) контролируют правильность составленного одним из детей логического ряда. Если ребенок нарушает последовательность расположения кадров, воспитатель не должен его останавливать. Он предлагает посмотреть на ставшиеся картинки и поставить их между какими-либо кадрами. Опыт показывает, что дети самостоятельно дополняют логический ряд оставшимися картинками.

ПР: работа с серией картинок "Девочка играет с куклой" предполагает такую последовательность расположения:

картинка 1: девочка одевает куклу после сна;

картинка 2: девочка гуляет с куклой;

картинка 3: девочка купает куклу;

картинка 4: вытирает ее полотенцем.

Из перепутанного ряда ребенок выбирает картинку № 3 за основу, далее ставит картинку 4 справа, затем кладет картинку №1 слева от № 3 и оставшуюся №2 самостоятельно ставит между 1 и 3. Такая последовательность действий ребенка считается правильной.

 

Возможные ошибки детей и уточняющие вопросы воспитателя

- В случае нарушения логики временных связей предлагается вспомнить последовательность частей суток или времен года, их характерные признаки.

- В случае нарушения логики в установлении места действия воспитатель задает уточняющий вопрос: "В каком месте происходит последующее действие?"

- Если ошибка связана с изменением признаков объекта, воспитатель предлагает обсудить, в результате чего это произошло и установить причинно-следственную связь.

ПР: серия «Разбитая чашка».

Ребенок положил картинку, где изображены осколки, около мальчика, а следом положил картинку «мальчик вытирает чашку». Возможные вопросы к ребенку: "Что это за осколки? Какого они цвета? Чем могли быть раньше? В результате чего могли возникнуть?" Ребенок самостоятельно исправляет свою ошибку (сначала должен идти кадр, где чашка целая, а потом тот кадр, где она представлена в виде осколков). Ребенок делает предположение: чашка выпала из рук мальчика.

В случае, если ребенок быстро и верно выкладывает серию картинок, воспитатель может поспорить с ним, предложив заведомо неправильную последовательность. При этом решается задача формирования у ребенка умения доказывать свою правоту, исходя из объективных фактов.

"Составь рассказ"

Цель: учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.

Игровое действие

Предложить ребенку составить рассказ по картинкам, используя следующую модель:

1. Однажды (указание времени года, части суток)

2. в таком-то месте (указание либо на общее место действия, либо на место действия происходящего в первом кадре),

3. такой-то объект (указание на сквозного героя, героев на первом кадре), 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 242.