Цель: упражнять детей в создании рифмованных текстов на основе знаний, полученных на занятиях.
Ход: в конце какого-либо занятия (рисование, чтение художественной литературы и др.) воспитатель предлагает детям составить стишок о том, что они узнали.
После занятия по математике, посвященного освоению десятка и написанию цифры 10, может получиться следующий текст:
Жила-была единица клыкастая,
И была она немного зубастая.
Но с ноликом она подружилась,
И в десяток она превратилась.
Теперь мы научились писать цифру 10.
После занятия рисованием, где осваивались способы работы с акварелью, может родиться следующее стихотворение:
Если бы кисточка была смелая,
То она была бы и умелая.
Неаккуратные пятна бы не оставляла
И хорошими работами нас удивляла.
Ох, как тяжело работать с палитрой.
Но мы все равно научимся.
По итогам чтения сказки «Золушка» и анализа литературных героев создаются подобные рифмованные тексты:
Жила-была мачеха вредная
И была она не бедная.
Золушке все время работу давала
И делать ее заставляла.
Нет, чтобы пожалеть бедную Золушку.
Методические рекомендации
Игровые упражнения проводятся в конце занятий, при условии, что дети усвоили модель составления лимериков. Необходимо побуждать детей самостоятельно составлять рифмованные тексты по итогам занятий.
Варианты игр и творческих заданий помогут воспитателю закрепить умения детей составлять рифмованные тексты.
Игры и творческие задания для составления рифмованных текстов
Название игры, цель | Содержание и методические рекомендации |
«О ком? О чем?» Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте. | Воспитатель читает небольшое стихотворение. Предлагает детям ответить на вопросы: 1. О каком объекте идет речь? Какими признаками наделен объект? Какие действия он совершал? Какой вывод сделал автор? Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя. |
«Доскажи словечко» Учить детей подбирать рифмующиеся слова. | Воспитатель читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети. Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то пропадает голос. Вариант игры: воспитатель читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму |
«Склад-несклад» Учить детей подбирать рифму к заданному слову. | Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая – бодатая, жевала – глотала). Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом. Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке. |
«Чистоговорки» Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию. | Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. ПР: Са – са – са – прилетела в сад оса. Ща – ща – ща – мы нашли в траве клеща. Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний. |
«Сочини дальше» Учить детей подбирать рифму к заданному слову. | Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше. ПР: «В море плавает тюлень..». Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень». Игровой мотив: соревнование команд. Возможны варианты рифмованных строк от других детей или сочинение «путаницы». ПР: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень». Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составить двустишье про изображенный на картинке объект. |
«Исправь меня» Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже. | Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу. Игровой мотив: исправления ошибок воспитателя. |
«Сочиним стишок и его запишем» Учить детей составлять рифмованный текст и записывать его схемами. | Дети составляют рифмованный текст и записывают его схемами. Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы. Схема должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста. С помощью схематической фиксации текста можно работать над интонационной выразительностью речи детей. При помощи определенных условных знаков можно обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную, повествовательную интонации, паузу и т. д. |
«Дразнилка» Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов. | Воспитатель предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание бантика – украшалка, потерялка, и т.д.). Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а головуукрашалка»). |
Дата: 2018-12-21, просмотров: 270.