1. Обсуждение с детьми знакомых объектов, выполняющих ограниченное число функций или многофункциональных.
ПР: магазин создан человеком для продажи чего-либо. Назовите специальные магазины (“Женская одежда”, “Овощи”, “Обувь” и т.д.). Что за магазины универмаг, универсам, супермаркет и чем они отличаются от специализированных магазинов?
2. Приглашение Волшебника Всемогу и преобразование объекта:
· расширение имеющейся функции;
· наделение объекта новыми функциями.
Описание преобразованного объекта, его устройства, практического использования с новой функцией.
ПР: какую основную функцию выполняет полотенце? (впитывает влагу с рук и лица человека). Коснулся полотенца Волшебник Всеможет и стало оно уметь впитывать абсолютно все: пыль с пола, блох от собачки, жир с посуды и т.д. Мало того, оно стало уметь зажигать огонь, как это делают спички. Из чего сделано такое полотенце? Какое оно стало по форме? Цвет? Величина? Устройство? и т.д. А если оно научилось охлаждать пищу, как это делает холодильник... Как назвать такой многофункциональный предмет?
3. Приглашение Волшебника Могутолько, выделение функции объекта и ее преобразование:
· введение временного ограничения;
· введение пространственного ограничения,
· введение ограничения на внутреннее устройство объекта;
· введение функционального ограничения.
Описание нового объекта, его устройства, практического использования с новой функцией.
ПР: полотенце стало уметь только в 6-30 утра убирать (впитывать) влагу с лица и рук и то, только после троекратного намыливания этих частей тела. Как выглядит такое полотенце? (видимо, встроен механизм определения времени). Какие качества воспитываются у человека при пользовании такой вещью? В котором часу человеку надо начинать мыться? Как приспособить непромокаемость полотенца в другое время? Дать название этому предмету.
4. Организация практического занятия с детьми.
· Лепка посуды, которой коснулся Волшебник Всемогу (Могуттолько).
· Рисование человека в платье (костюме) специально для чистки зубов и универсальном, в котором можно и в гости ходить, и под водой плавать, и спать, и т.д.
· Тема универсального костюма может быть расширена за счет многофункциональности (изображение костюма умеющего учить, лечить, кормить, развлекать хозяина).
· Предложить сделать аппликационными средствами портрет Волшебника (робота) Всемогу.
· Конструирование на тему: “Я могу только это сделать...” (ребенок сам выбирает материал и тему), далее объявляется “Мы можем много всего сделать из этого материала...” (обсуждение, что можно сделать из данных заготовок без дополнений и с использованием дополнительных средств).
Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста
Предложить детям самостоятельно назвать любые предметы, выделить их основные функции, и, приглашая поочередно волшебников специализации-универсализации, ограничивать или расширять (в рамках или за рамками) функции.
В возрасте с 3,5 до 4,5 лет необходимо проводить подготовительную работу, которая заключается в выделении объектов и обозначение их основных функций. Побуждать детей определять ресурсы объектов.
С 4,5 до 5,5 лет - приглашение волшебников Всемогу и Могутолько и совершение чудесных превращений.
В старшей и подготовительной к школе группах возможности этих волшебников расширяются. Приходя к ребенку, они могут сделать специальной или универсальной часть объекта или место объекта.
ПР №1:
Одна из ножек стула после общения с Волшебником Могутолько становится специальной для веса в 2 кг. Какой вес должен иметь человек, им пользующийся? Как быть ребенку с меньшим весом? А с большим? Какую службу и в каких случаях может сослужить стул со специальной ножкой?
Универсальная ножка стула (а другие ножки не универсальны), мало того, что выдерживает любой вес, она научилась проводить холодную - горячую воду. Что в этом плохого - хорошего? Практическое применение многофункциональной ножки от стула.
ПР № 2:
В садик пришел Волшебник Всемогу. Что произошло с функцией детского сада? (Кто бы ни зашел в него, он будет накормлен, уложен спать, научен новым песням и играм).
Детский сад становится многофункциональным и учит всех водить машины, летать в космос, шить одежду и т.д. Кто должен работать в таком учреждении? Как будут выглядеть группы, участки? А, может быть, их не будет вообще? Как назвать такое здание?
Детский сад - специальный и там только занимаются физкультурой, или спят, или пьют молоко...
Обсуждение практического применения такого учреждения.
Необходимо организовать обсуждение с детьми понятий "универсальное – специальное" на предметном содержании: мебель, посуда, игрушки, еда, одежда, профессия, человек и др.
На сказочном материале производить анализ универсализации-специализации волшебства.
ПР:
Универсалы : Волшебная палочка, Золотая рыбка, Щука, Цветик – Семицветик; Двое из Ларца, Одинаковых – с - Лица и др. Но и у них были ограничения, а какие?
Специалы : Сапоги-скороходы, Скатерть-самобранка, Шапка-невидимка и т.д. Как можно было расширить их возможности?
Изобретение детьми волшебных предметов специального или универсального характера. Придумывание героев, обладающих такими свойствами. Сочинение историй или сказок с их использованием.
Ожидаемые результаты
· Выделение основной и дополнительной функций.
· Объяснение изменения объекта при ограничении, расширении или появлении новых функций.
· Умение самостоятельно вводить расширение или ограничение функций произвольно выбранного объекта для создания творческого продукта.
5.6. Прием "Наоборот"
Описание приема
Суть приема заключается в выявлении определенного признака или значения признака объекта и замене их на противоположные.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 298.