Цель этого последнего в учебном году занятия — закончить разговор о характерах на приятной ноте. Написанные на прошлом занятии психологические автопортреты были размножены и розданы группам из 4-6 человек. Задача группы: читая каждый автопортрет очень медленно, вникая в каждое слово, выписать те черты характера, которые автор сумел (счел желательным) воплотить. Выписать их следует на одной половине листа. На другой половине — добавить от себя то, что группа ценит в авторе портрета, но сам автор не сумел или не захотел воплощать в данном автопортрете. Задача ведущего:
собрать вес листы и напечатать для каждого члена группы перечень тех качеств, которые остальные члены группы в нем (в пей) видят и ценят. На прощание раздать каждому такой «хвалебный лист». Разумеется, во время занятия ведущий имеет право подсаживаться к группам и участвовать в обсуждении, высказывая собственное мнение и помогая группам сформулировать иные мнения. Но главная задача ведущего на этом занятии состоит не в том, чтобы участвовать па равных в обсуждении автопортретов, а в том, чтобы помочь их авторам принять минуты восхваления, не отвергая и не оспаривая всего того хорошего, что доведется им услышать от сверстников,
Вот примеры автопортретов с расшифровкой воплощенных в них положительных качеств авторов.
Я вселяюсь в черные туфельки. Черные туфельки очень красивые, но быстро пачкаются, а когда они пачкаются, они стапо-
271
вятся грязными и некрасивыми, но зато, когда их хорошо почистишь, то они сияют, блестят. И чистить их нужно каждый день, а если не чистить долго, нс мыть. не ухаживать за ними, то они портятся, и. как назло тебе, неожиданно ломается каблучок — они длятся. Если за ними ухаживать, то они такие красивые, такие счастливые, и ты в них тоже хорошенькая.
Маша М,
Дорогая Маша'
Твой психологический автопортрет показался нам очень точным и правдивым. В нем мы увидели ту красивую, изящную девочку, которую знаем и любим. Эта девочка очень общительна и всю душу вкладывает в общение. Через доброе, искреннее общение она очищается, становится лучше. Общаясь с близкими и доброжелательными людьми, она сама оказывается в высшей степени способной на взаимность, сама делается счастливой и дарит своим близким счастие. Но если ей кажется, что к ней относятся нс совсем так, как ей бы хотелось, она огорчается, настроение сё мгновенно портится, она может вспылить, легко обижается. Мы знаем, что эта девочка не защищена от людской недоброжелательности, несправедливости, бессердечия. Но мы верим, что человек умный и при этом обладающий тонкой интуицией, умеющий и стремящийся заботиться о других, будет оценен по заслугам и очснг, любим!
Вот вам книга, которая может сохранить чужой секрет, сохранить свои и чужие знания. Конечно, если на пей появится пыль и ее (пыли) будет много, можно будет не разобраться в книжных записях. Если покопаться в записях книги, то можно узнать .много интересного, неузнанного, но если относиться к ней как к вещи и сильно дернуть за нее, то она может порваться не оттого, что она дряхлая, а оттого, что она легко ранима.
Катя Б.
272
Дорогая Катя,
нам очень поправился твой автопортрет, потому что мы увидели в нем те черты твоего характера, которые мы видим и любим в тебе. Мы точно знаем, что ты человек, которому можно доверять, Мы очень ценим твою душевную щедрость, готовность делиться знаниями, идеями. Мы знаем, что ты любишь и умеешь учиться, стремишься узнавать новое. Ты напоминаешь нам губку, впитывающую знания. Мы недостаточно знаем тебя, но чувствуем, что в тебе много притягательного, и хотим понять тебя лучше. Но понимаем, что делать это надо бережно и постепенно, потому что ты — человек легко ранимый, что ты замыкаешься, закрываешься, когда тебе кажется, что другой человек хочет «использовать» тебя. как вещь, стремится к общению с тобой не из бескорыстной симпатии и интереса к твоей личности, а ради какой-нибудь пользы, Нам бы хотелось, чтобы ты сохранила и развила в себе эти достоинства, но не пренебрегала и другими прекрасными качествами твоего характера. Мы уважаем тебя за неизменный оптимизм, за ясный ум и за способность четко выражать свои мысли и чувства. Спасибо тебе за то, что ты такая!
273
Дорогой читатель! Мы не сомневаемся, что в Вашем воображении уже роятся образы возможные занятий, продолжающих такую линию отношений с подростками. Напомним: эта линия является принципиально авторской, ориентированной на данную группу, на проживание «здесь и сейчас», на открытие тех общепсихологических закономерностей, которые имеются в любом учебнике, но в безличном залоге. И нс учитель, а ученики решают, на какой странице открыть этот учебник, чтобы как событие своей собственной жизни пережить то, что написано обо всем человечестве. Поэтому единственное, что НЕ поможет преподавателю психологии в его работе — это попытка точно воспроизводить те уроки, которые описаны выше. Именно поэтому мы заканчиваем повествование о введении одной группы подростков в экспериментальную психологию саморазвития и адресуем вас к одноименной книге Б.М.Мастсрова, излагающей те принципы, которые лежач в основе описанной работы, владение которыми поможет любому преподавателю строить собственный авторский курс.
Итак, мы закончили рассказ о том. как группа 10-13-летпих отроков-учеников 91-ой школы г. Москвы с января по май 1993 года доверчиво и требовательно, рьяно и снисходительно, иронично и безоговорочно играла со мной в недетскую игру саморазвития, по ходу дела определяя условия и правила этой вечной бсспро-игрышно-без выигрышной игры ума, души и совести. Разумеется, само введение подростков в экспериментальную психологию саморазвития не кончилось там, где закончилось повествование, так же, как развитие речи ребенка не кончается тогда, когда уже освоен первый десяток (сотня, тысяча) слов, и даже после произнесения первого монолога или написания первого стихотворения.
Осуществлен ли «запуск» процесса саморазвития? Для решения этого вопроса нужна особая психологическая диагностика, которая сейчас находится в стадии пилотажной разработки.
274
ОГЛАВЛЕНИЕ
Психология саморазвития
Задача курса психологии.................................................. . ..,,.5
Что такое саморазвитие?-..............................,.,,,,,,............... ... 14
Давайте самоопределимся ................................................. ...,. 27
Семь раз отмерь .................................................................... .. 32
ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ ЭЛЪКОНИН: Какая деятельность ведет за собой психическое развитие подростков? ,..,,.,,,...,.............,.....,.......,..,..,.--...............,....,., ... 33
ЭРИК ЭРИКСОН1 Главное развивающее противоречие........................................................................ .... 40
ЖАН ПИАЖЕ; Интеллектуальное обеспечение саморазвития .......,..,......,....,.,,.......................,....,.,,,,,,,......... ... 46
ЛОРЕНС КОЛЬБЕРГ; Развитие моральных
суждений ....-,...,.,,,..,.............,........,....,.,,-...-....,......,....-.,..,,. .,,49
РОБЕРТ СЕЛМАН: Этапы развития социального интеллекта.......................................................................... ,...., 51
ГЕНРИ ДЮПОН: Развитие детской
•эмоциональности..-.........-.....,.,.,.,.,,,-..-....................,,..,,,,....-... 55
ДЖЕЙН ЛОВИНГЕР: Попытка интеграции разных
сторон психического развития ...,,.,.,,,-....-...........,...,.....,,. ..... 5S
РОБЕРТ ХАВИГХЕРСТ; Задачи развития
в подростковом возрасте .......................................................... 61
ВИКТОР ИВАНОВИЧ СЛОБОДЧИКОВ:
Периодизация развития как основа проектирования образовательного пространства .............................................. 62
Педагогика саморазвития С чего начинать? ................................................................ ... 76
Первая встреча: три принципа построения занятия.,,,.... .... 81
Шаг первый: "Куда ж нам плыть?" .,-,,.,-...............,..,....... .. ... 81
Шаг второй; "Кто не против пас, тот с нами",.,,............, ... 87
Летопись ............................................................................. ...... 97
Вторая встреча: уточнение предмета обсуждения ,.,...... . .. 100
Третья встреча: о пользе и вреде эмоций ..,....,,....,,....,,....,,.. 116
Четвертая встреча: эмоции правят мной или я ими? ,.....,... 122
Пятая встреча: в поисках достойных путей
выражения чувств -,...........,......,...,..,..,.....,.............,...,,...,.,.., 133
Встреча шестая: п поисках мирного пути
выражения чувств....,.....,....,,....,,....,.....,.....,...........,,...,....,,.. 141
Встреча седьмая: труд и трудности
взаимопонимания ..,,....,....,,....,.....,...-,.....,....,.....,,...,,.....,.... 145
Ситуация ич жизни .............................................................. 154
Эмоциональный термометр,...,.,......,..,...,.,.....,.....,,....,,...,,... 159
Тест эмоций...-,.-...,......,.,..,,....,.................,.....,.,..,,......,.....,...,. 165
«Во мне, как в спектре, живут семь Я» ......-...,..-,..,...,.....,,... 169
Я — глазами других людей..,.....,,..,..,,...,.....,.....,.....,......,....,, 171
Подростки глазами взрослых ................................................ 175
Культура бунта ........................................................................ 182
Взгляд па спой внутренний мир через окно
Джохари................................................................................... 185
Пространство общения ,.......,...,.....,......,...-,.....,....-,.,..........,., 197
Введение понятий «интровсрсия»
и «экстраверсия»..,,.....,.....,.....,.....,.....,,...........,...,......,,.....,.,.. 216
Введение понятия «эмоциональная стабильность» ,....,....,, 226
Темперамент. Введение понятия........................................... 229
Задачи на определение темперамента .,,....,.,.........,.,...,......., 244
Темперамент и терпимость..,,......,...,.....,.......,...,......,,....,,...., 253
Характер и его изменение,...,.....,.....,,.....,......,,...,.....,,....,,...., 259
Игра «Перевоплощение»,,.......-........,.....,,.....,..,.,.....,,.,.....,.... 268
Вернисаж психологических автопортретов ......................... 271
276
Дата: 2018-12-21, просмотров: 253.