ЗАДАЧИ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

После введения понятия «темперамент» через его сущностные составляющие (интроэкстравертность, стабильность, типы ПС) можно дать ученикам в руки инструмент, помогающий конкретизи­ровать общие знания в поведенческие критерии. Таким инструмен­том является таблица темпераментов, которая раздается ученикам для решения задач на определение разных темпераментов.

Определение темпераментов можно организовать в форме игр-драматизаций, Для проведения таких игр группу удобно разделить на 4 равные части, чтобы каждая малая группа «отвечала» за один

244

из темпераментов. Это разделение тоже можно обыграть в короткой пантомиме-загадке. Сначала каждый участник игры вытягивает карточку с названием темперамента и никому ее не показывает. (Ведущий заготавливает карточки так, чтобы 4 малые группы, воплощающие 4 темперамента, были более или менее равными по численности.) Спрятав в карман карточку с названием темпера­мента, каждый ходит по классу, изображая всем своим видом человека соответствующего темперамента. Задача: найти «своих». Когда 4 группы молча объединятся, можно предъявить друг другу карточки. Побеждает та группа, которая собралась первой и без ошибок (не потеряв ни одного человека своего темперамента и не подобрав никого лишнего). Победителю будет предоставлено право первого выступления. Когда группы расселись по рабочим местам, а ведущий расставил на каждый стол таблички с именами групп (меланхолики, флегматики, холерики, сангвиники) и раздал таблицы темпераментов, можно включать таймер и ставить задачу на подготовку выступлений: «Вам предоставляется 10 минут для разработки сценария. Это может быть сыгранная пьеса, гекст пьесы, стихи, научный текст — жанр вы выберете сами. Но через 10 минут мы вас с интересом и любопытством выслушаем.»

После этого можно выбрать одну из следующих задач или придумать что-либо иное на ту же тему.

— Как люди вашего темперамента поведут себя при подготовке :< экзамену. Предположим, надо выучить большое количество материала, ты его отчасти знаешь, но далеко нс все. Умственные способности и память у тебя отличные. А особой любви к этому предмету ты не испытываешь.

— Как ведет себя влюбленный человек вашего темперамента?

— В классе появилась новая учительница. Через пару недель оказалось, что она хорошо знает свой предмет, по очень строга, требовательна, может позволить себе резкое и порой обидное замечание по отношению к ученику. На последнем уроке ты был плохо подготовлен и выслушал ряд «теплых» слов в свой адрес, Твоя реакция?

245

— Чем люди твоего темперамента выгодно отличаются от всех остальных? Скажи хвалебную речь своему темпераменту. доказывающую явные преимущества такого темперамента, но не унижающую никакой другой темперамент. (Группы, представ­ляющие иные темпераменты, имеют право ВЕТО, если услышат какое-либо оскорбление в свой адрес.)

— Чем люди твоего темперамента могут раздражать других людей? В каких ситуациях людям других темпераментов необходимо проявлять такт и терпимость?

Приведем пример решения подростками задачи: составить либо хвалебную речь своему темпераменту, либо пьесу, восхваляющую свой темперамент. Задача осложнялась тем, что, прославляя себя, ни в косм случае нельзя быяо унижать других, отличных от тебя по темпераменту. Похвалить себя НЕ за счет умаления достоинств другого — возможно ли это?

Первая задача (воспеть свой темперамент) была решена всеми группами талантливо, остроумно и оригинально.

ГРУППА «САНГВИНИКИ» разыграла короткую, остро­сюжетную сцену захвата самолета, Двое вооруженных воздушных пиратов напали на двух мирных жителей. Один из них (не сангвиник) сжался от ужаса и трясся, потеряв всякое само­обладание. Другой—сангвиник—не по! ерял присутствия духа и разоружил преступников, не прибегая к силу, а просто выказав презрение перед лицом опасности и абсолютную уверенность в себе. Эта сценка была самой быстрой, веселой, артистичной, ибо сангвиники, как никто иной, жизнерадостны, оптимистичны, не унывают, находчивы в трудных ситуациях.

ГРУППА «МЕЛАНХОЛИКИ» тоже разделилась на предста­вителей двух темпераментов. Два меланхолика мирно беседовали в то время, как двое других (изображавших представителей всех других темпераментов) пытались вовлечь их в свои споры, розня, шумные дела. Меланхолики, поглощенные интересным разговором, ни на какие отвлечения и провокации не реагировали агрессивно:

246

они хотели продолжигь разговор, ценя умного и приятного собеседника и миролюбивую обстановку превыше всего. В поведении меланхоликов было столько мягкости, внимательности к собеседнику, глубокого интереса к другому человеку, чю лирический, тонкий характер меланхолической натуры был представлен в самом выгодном свете.

ГРУППА «ХОЛЕРИКИ» изобразила парламентские дебаты. Холериками были все члены группы. Один из них влез на трибуну и произнес пылкую речь: «Мы собрались здесь, чтобы обсудить паши законы конституции. Мы — холерики, значит, мы тоже имеет право обсуждать конституцию! Кто со мой нс согласен, прошу выйти! Все согласны? ,, Ты нс согласен?!.. Так, этот тоже согласен! Итак, вносим поправку в конституцию. . . Кто «за»? А вы не «за»? Значит вы против холериков!?» После каждой фразы оратора-лидера остальные члены группы шумно изображали бурную поддержку — вопили, подскакивали, вскидывали руки со знаком «виктория» (мы победим).

В действиях холериков было столько напора, силы, убежденности в своей правоте, точного знания, чего они добиваются, намерения прийти к цели прямым и честным путем, сломав все преграды, нс уклоняясь от опасностей, что этот темперамент воина, борца и лидера, способного увлечь за собой толпы, был представлен чрезвычайно выгодно,

ГРУППА «ФЛЕГМАТИКИ» изобразила два варианта флегма­тичного поведения. Из четырех членов группы трос показали флегматиков в труде — упорно, последовательно, методично решающих задачу в своей неподражаемо-медленной, обстоятельной и рассудительной манере. Один член группы изобразил флетатика, который настолько ценит покой, что предпочитает вообще ничего не делать, чтобы нс нарушать блаженную расслабленность и hl:

напрягаться. Именно эта группа для своего сценария воспользовалась текстом таблицы темпераментов и осветила каждый пункт этой таблицы, сначала четко формулируя тезис об особенностях

247

флегматичного поведения, а потом иллюстрируя этот тезис короткими и остроумными пантомимами. Заметим, что это было самое длинное представление, ибо никто не в состоянии сделал, так много работы, как флегматики. Текст сценария был примерно таков:

— Вы понимаете, люди, что всем обязательно надо. чтобы человека выслушали. Я считаю, что это правильно, потому что человеку надо высказаться. И мы — флегматики — умеем слушать. „ (пантомима)... Мы самостоятельны. Это очень важно... (панто­мима)... А вы знаете, что мы — флегматики — нс нарушаем правил... (пантомима)... И еще флегматики просто нс обижаются. Совсем,,, (пантомима). И т. п, \Иногда читающий останавливался и задумывался... Через пять минут его выводили из этого состояния товарищи по команде, окликая по имени.'.

Текст в скобках является уточнением Инны К., актрисы из группы «Флегматики». Инна прочла описание сцен в Летописи и, как истинный представигсль своего темперамента, попросила внести уточнение. Заметим, что ни один представитель других темперамен­тов после чтения Летописи никаких добавлений не внес: холерики и сангвиники рвались к новым подвигам, а меланхолики нс спешили преобразовывать действительность.

Вторую задачу (воспеть себя, не унижая других, на меня нс похожих) решить НЕ УДАЛОСЬ. Об этом свидетельствуют комментарии зрителей к каждой сценке. Упрек сангвиникам:

Значит, только вы — храбрецы. А если человек нс сангвиник, то он сидит и трясется от страха... Замечание меланхоликам: получается, что все остальные — хуже вас, потому что они ссорятся, а мирно общаетесь только вы. Критика выступления холериков: получается, что все должны быть согласны с тем, что говорят холерики. Можно подумать, что если, ты .не холерик, тебе несдобровать.,. Основные замечания флегматикам касались манеры игры; в некоторых сценках актрисы двигались так стремительно, говорили так задиристо, что зрители не поняли, какой темперамент изображался. Итак, сказать о себе хорошо, но при этом НЕ сказать, что НЕ похожие на меня чем-то хуже — очень и очень трудно.

248

Приятно то, что наблюдалась высокая чувствительность к ситуациям пренебрежения, неуважения к особенностям других людей. Но, к сожалению, эта сверхчувствительность наблюдалась лишь из позиции зрителей. Актеры, увы, особой деликатностью нс обладали: зрители неизменно им указывали: «Вы нас задели», Вот так и в жизни: подростки отличаются столь обостренным чувством СОБСТВЕННОГО достоинства, что подобны мимозам (сжимаются от малейшего прикосновения) или ежам (ощети­ниваются от малейшего прикосновения). При этом СОБСТВЕН­НОЕ достоинство охраняется в тысячи раз тщательней, чем достоинство других людей. Почему?

Возможны, по крайней мере, две гипотезы, объясняющие это явление:

1) Так называемый ЭГОЦЕНТРИЗМ, при котором человек так сосредоточен на себе, что почти не замечает других. Свою боль, досаду, огорчение эгоцентрик переживает очень остро, а боль, обиду, досаду другого человека может просто нс заметить. Занятый собой, поглощенный собственными бедами, згоцентрик может случайно ранить другого, потому что просто не видит вокруг себя других людей, А когда обиженный говорит эгоцентрику; «Ты причинил мне бояь», эгоцентрик искренне возмущается: «Я??!! Да я тебя нс видел. Тебя здесь нс стояло- И при чем тут я?! И вообще это невозможно: я ведь человек сверхчуткий, Я гак остро реагирую на любую боль!» И это все чистая правда. Но не вся правда. Часть правды о себе эгоцентрик просто не знает: он замечает любую боль, причиненную ему, но нечувствителен к боли другого человека, даже если сам эту боль причинил.

2) Сверхобидчивость, сверхранимость, связанная прежде всего стем, что человек все время ПОДОЗРЕВАЕТ других в недоброжела­тельности, стремлении унизить, возвыситься за счет другого, Частенько другие не таят никакого зла, напротив, подходят к такому сверхобидчивому существу со всей возможной доброжелатель­ностью, Но подозрительность, как кривое зеркало, искажает смысл любого слова и поступка. Например, скажешь такому человеку:

«Давай я тебе помогу». — а он в дружеской заботе услышит

249

оскорбление и подумает: «Меня считают неспособным что-то сделать самостоягсльно. Меня держат за идиота. Мне все время показывают, что я хуже других! . .» Другой пример. Подойдешь к такому сверхранимому существу с невинным вопросом: «Что ты сегодня после уроков делаешь?» А он сразу взовьется: «Почему я должен всем докладывать, что я делаю!':' Почему меня вес лезут контролировать и опекать!!?? Оставьте меня в покое!»

ВОЗМОЖНЫ И ДРУГИЕ ОБЪЯСНБНИЯ ТОЙ ЧЕЛОВЕЧЕС­КОЙ ТРУДНОСТИ, С КОТОРОЙ МЫ СТОЛКНУЛИСЬ САМИ; как сказать о себе хорошо, не говоря одновременно, что не похожие на меня — чем-то хуже. Как вы объясняете это явление?

Этот текст был предложен участникам занятий в качестве самостоятельного задания для домашнего размышления. Вот какие ответы были получены. Текст в скобках нс принадлежит оригиналу;

здесь излагались очень глубокие эмоциональные переживания героини, которые пока что рано предавать гласности.

Катя Т.

Я согласна с обеими гипотезами, но мне больше подходит вторая, так как со мной происходит то же самое. (У меня произошел серьезный конфликт с моей ближайшей подругой. Причем ни я, ни она нс были виноваты в произошедшем, но обе гяжсло переживали. У нас хватило мужества открыть друг другу свои чувства,)

После этого мы стали часто ругаться из-за разных пусгяков. Но главное, что мы стали накручивать себе черт знает что! Что она меня не любит! Или она нс так ответила. Да, может грубые ответы и проскальзывали в нашем разговоре, но мы подразумевали себе такое, чего даже и в мыслях у другого нс было. Допустим, телефонный разговор. «Привет! Как дела?» После долгой остановки могли как-то грубо ответить против своей воли. Просто выскакивает из губ. Я же надумываю себе такое (или она в моей ситуации), что страшно подумать, А когда это повторяется изо дня в день, мы можем и так ответить, что я могу и без тебя прожить, что ты мне не нужна.

Мы понимаем, что это «следствие», а «теорема» заключается в другом. Мы (конечно) пытаемся быстро помириться и объясниться,

250

по мы только поплачем друг другу в плечо, и практически не удастся поговорить.

Вот пример человеческой трудности, с которой мы сталкиваемся и встречаемся изо дня в день. Хотя, может быть, и сами не хотим, но мы живем всего один раз на этой земле, и мы должны признать и хорошее, и плохое. Ведь, как говорится; где счастье, там и горе. где любовь, там и ненависть, где хорошее, там и плохое. Как бы мы ни не хотели горя, оно будет и, наверное, должно быть!

Маша Т.

Честно говоря, трудно выбрать более точное из этих двух утверждений. Оба они очень точны и очень похожи на мои ситуации в жизни. Но все же я более согласна со вторым. Когда у меня был конфликт с моей подругой, в каждом ее слове я ловила скрытый смысл. Скорее всего, я очень сильно осложнила наши отношения этими подозрениями. Также я очень подозрительна и раздражи­тельна к словам других, окружающих меня людей.

Многие люди объясняют эту сверхраиимость и подозри­тельность, а также раздражительность переходным возрастом. К самому понятию «переходный возраст» я относилась спокойно. пока речь шла о моей старшей сестре и других детях. Я вполне нормально воспринимала, что сестра сверхранимая, что ей надо прощать. По когда я услышала, что обо мне самой говорят: «У Машеньки сейчас переходный возраст, ее не нужно обижать», — я почувствовала себя униженной и оскорбленной. Я ворвалась в комнату к говорящему и устроила скандал с криком и со слезами. Я считала, что ко мне теперь относятся как к ненормальной н т.д.

Потом я прочла в газете заметку примерно такого содержания:

«Дорогие родители! Вашим детям, находящимся в переходном возрасте, свойственна обидчивость, вспыльчивость и раздражи­тельность, Так что уделите им особое внимание и помогите справиться с собой!»

Это было также величайшее оскорбление. Это мне-то нужна поддержка!? Это я слабая!? «И вообще, — рассуждала я, — это большая несправедливость: два-три года разницы делают из тебя

251

несчастную, слабую, лсгкоранимую натуру!» Попом я примирилась с этим понятием и могу воспринимать его спокойно.

Но вернусь к теме. Я вижу еще одну причину обидчивости и раздражительности подростков. Может быть, так как переходный возраст длится примерно от 9 до 15 лет, то, может быть. просто чаще всего именно в этот период у человека наступают всякие ужасные проблемы в любви и дружбе. Также это связано со всякими романами. Все получается очень романтично: записки под дверью, признания в любви, поцелуи — все это проходит именно в этом возрасте, и потому человек в тот момент- когда переживает самые тяжелые проблемы, так раним, а не наоборот.

Вообще-то, наверно, есть много гипотез, и в каждой из них доля истины существует. И я думаю, что избежать и предотвратить эту раздражительность, нетерпимость к окружающим, подозрения, предотвратить все это невозможно, потому что каждый должен через это пройти.

Женя ф.

Я считаю, что подросток в своем возрасте всегда старается быть выше или хотя бы на одном уровне с другими подростками, и он никогда (почти во всех случаях) не поставит другого выше себя, И с этим ничего нс поделаешь, надо смириться.

Три процитированных рассуждения имеют одну общую тему— тему терпения и терпимости, смирения, принятия, непротивления некоторым психологическим реальностям, как бы неприятны они ни казались. «С этим ничего нс поделаешь, надо смириться»,— пишет Женя ф. о конкурентных установках самоутверждающегося подростка, которые он (Женя) считает единственно возможным вариантом взросления. «Я думаю, что избежать и предотвратить эту раздражительность, нетерпимость к окружающим, подозрения, предотвратить все это невозможно, потому что каждый должен через это пройти», — пишет Маша Т. о подростковой нетерпимости. «Хотя, может быть, и сами не хотим, но мы живем всего один раз на этой земле, и мы должны признать и хорошее, и плохое. Ведь.

252

как говорится: где счастье, там и горе, где любовь, там и ненависть, 1де хорошее, там и плохое. Как бы мы ни нс хотели горя, оно будег и. наверное, должно быть!» — пишет Катя Т.. обобщая свой опыт столкновения с самыми разнообразными неприятностями, которые приходится принять для...

А для чего. собственно, человек принимает дурноты жизни и собственного характера — вес то, с чем разум и чувство нс хотя! согласиться, чго так хочется отменить и изменить? А что произойдет, если отказаться от принятия непереносимого? Потеря чувства реальности, саморазрушение вместо самостроительства,

Упорный труд самосо^идания возможен, как и любой труд, только при учете реальных условий, в которых ведется строительство этого невиданного сооружения — моего «Я». Любому строителю известно, что дом можно поставить практически на любой почве. по выбор материалов, тип фундамента и прочие неминуемые задачи, которые приходится решать попутно, зависят не только и не столько от замысла строителя, сколько от местных условий. Не случайно возникла молитва-формула самостроитсльства'.

Господи!

Даруй мне

мужество, чтобы изменить то, что я могу изменить,

спокойствие, чтобы принять то, чего я изменить нс в силах,

и мудрость, чтобы всегда отличать одно от другого,

Наверное, не случайно в размышлениях подростков, ставящих и решающих задачи самостроительства, появилась тема принятия. Будем надеяться, что внутренний голос мудрости понятен этим отрокам.

ТЕМПЕРАМЕНТ И ТЕРПИМОСТЬ

Появление в отроческих размышлениях нового обертона темы саморазвития — темы принятия — привело меня к необходимости искать новый поворот изучения психологических реалий: такой, в котором тема гсрнимости на какое-то время начала бы солировать, Материал текущей темы «темперамент» достаточно богат для

253

такого поворота. Всем известно то раздражение, которое в быту выбывают у нас порой люди иных темпераментов в cil'iv некоторой психо-физиологи ческой несовместимости наших непосредствен­ных реакций на одну и ту же ситуацию. Например, флегматики раздражают холериков своей медлительностью, сангвиники раздражают флегматиков своей «ветрснностью» и т.п.

Однако, прежде чем обсуждать эту проблему темпераментальной несовместимости и искать пути совмещения и полюбовного сосуществования людей всевозможных темпераментов, я решила, что сначала стоиг заложить основы принятия и понимания и помочь подросткам найти все качества разных темпераментов в себе. тем более, что заявка на такое неодномерное рассмотрение темпера­мента каждого человека уже была сделана. Вспомните, чугь раньше Илья Ж. весьма страстно эту мысль уже сформулировал: «Я не со­гласен' — воскликнул он, получив свой результат по тесту Айзснка. — Меня нельзя поместить в один какой-то тип. Я иногда бываю холериком, иногда меланхоликом,., во мне есть все 4 темпе­рамента!»

Для начала я показала участникам занятия, каким образом я нашла в себе все 4 темперамента. Для этого я нарисовала такую схему:

   
   
   
(

 

   
   
   
   

 

Дав такой невоспроизводимый образец-намек, я попросила присугствовавших на занятии подростков составить свои собственные спектры темпераментов. Вот что из этого получилось:

254

Я - МЕЛАНХОЛИК, когда;

— в себе не уверен, не верю в удачу, страшусь боли и опасности;

— вне уверенности в себе;

— очень сильно волнуюсь;

— кто-нибудь несправедливо требует;

— я полностью спокойна за себя, и когда чувствую себя уравновешенной редко.

Я - ФЛЕГМАТИК, когда;

— общаюсь с (имя и отчество учительницы);

— очень хочу чего-то добиться или что-то сделать;

— занимаюсь музыкой;

— в ситуации запретов;

— когда веду себя скромно.

Я - САНГВИНИК, когда:

— капризничаю;

— рассказываю об успехах в обществе;

— нахожусь в развлекательных местах;

— подруги ссорятся, а я их мирю;

— я рада и счастлива;

— у меня хорошее настроение;

— не хочу выполнять какую-то просьбу.

Я - ХОЛЕРИК, когда:

— ссорюсь с родителями;

— хочу есть;

— меня ругают;

— задевают мою гордость;

— я хочу выделиться;

— меня злят;

— я сильно возбуждена и рада;

— это касается отношений с моей семьей;

— быстро делаю уроки;

— это касается любви;

255

— надо ооерсгать свое достоинство;

— уверен в себе;

—- общаюсь;

— меня хвалят и критикуют;

— командую людьми.

После того, как подростки нашли в себе вес 4 темперамента, я попросила их сделать количественную оценку собственного темпераментною спектра. Для этого они нарисовали столбики по 10 клеток длиной и расчертили их на 4 неравных зоны. Длина (высота) зоны показывает степень выраженности каждого темперамента в общем спектре. Например, если ученик нарисовал зоны «Ф» и «М» длиной в 4 клетки, зону «С» — длиной в 2 клетки а зону «X» нс обозначил вообще, то это значит следующее: «Я считаю, что во мне присутствует 40% флегматика, 40% мелан­холика, 20% сангвиника, а холерика я в себе нс нахожу».

Такую работу ученики произвели дважды: нарисовав свой ны­нешний и желаемый, идеальный спектр темпераментов. Вот средняя оценка составляющих собственного спектра темперамента в насто­ящем и желаемом будущем для 6 человек (3 девочки и 3 мальчика).

    КАК ЕСТЬ КАК ХОЧУ
меланхолизма 14,2% 11.6%
флегматизма 15,8% 14,2%
сангвинизма 17,5% 29,2%
холеризма 52,5% 45%

 

При сравнении этих самооценочпых результатов с данными теста Айзснка получилась любопытная картина:

    самооценка реальная ' самооценка идеальная данные теста Айзенка
интроверсия эмоциональная устойчивость 30% 33,3 % 25,^% 43,4% 32,5% 39.6%

 

256

Итак, но показателю интроэкстраверсии у подростков сложилось достаточно адекватное самопонимание: показатели реальной само­оценки и теста практически совпадают. Трудно сказать, является ли что результатом наших занятий, но хочется думать, что введенное понятие было действительно понято учениками. Небольшой сдвиг идеальной самооценки в сторону экстравертности — явление скорее всего возрастное: яркие, энергичные и общительные типы сангви­ников и холериков представляются подросткам более привлека­тельными, чем трудяги-флегматики и «мимозы »-меланхолики с их неброской, недемонстративной глубиной, надежностью и тонкостью.

С показателем устойчивости ситуация сложнее. Разрыв между ре­альной самооценкой и данными теста говорит о несколько зани­женной самооценке подростками собственной эмоциональной устой­чивости, что, вероятно, объясняется повышенным вниманием взрос­лых к этим поведенческим проявлениям подростков, а также харак­терными возрастными скачками настроений. Значительнос'расхож-дение реальной и идеальной самооценки обнаруживает заметную тенденцию к повышению самообладания как актуальную задачу для данной группы подростков. Пора поставить впрямую проблему воли.

Все полученные результаты и мои размышления о них были, естественно обсуждены в группе. После этого участники занятия разделились на малые группки по 2-5 человек (впрочем, многие предпочли это задание выполнять индивидуально) и письменно ответили на вопросы:

— Чем меня раздражают люци непохожего на меня темпера­мента?

— Что мне делать с моим раздражением? Далее в таблице сведены все ответы участников занятия. Я, признаться, нс ожидала, что шестиклассники почти стихийно найдут решение той задачи, которая оказалась им решительно не по зубам год назад: найти мирный, не агрессивный путь выражения собственных отрицательной эмоций (в данном случае — раздражения). Разумеется, пока этот путь найден (а во многих процитированных ответах он действительно найден) лишь на бумаге. Разумеется, в жизни все подростки, как и любой из нас, взрослых, срываются и агрсссивничают. Но в данном случае само

257

258

знание иной возможности есть начало самоизменения. «Да. я сорвалась, надо было поступить так-то и так-то. Что мне помещало это сделать? Как в другой раз нс сорваться в агрессивную раздражительность, которую я так в себе нс люблю!» — таков примерно самоанализ человека, недовольного собой и желающего в чем-то измениться, например, научиться справляться со своим раздражением,

С помощью летописи прошлогодних занятий показать подрост­кам, что они приблизились к решению той задачи выражения эмоций, с которой год назад они совсем не справились; я, естественно попросила их объяснить, что продвинуло их в решении этой труднейшей задачи. Один из ответов стал мостиком к теме следующих занятий; «Когда я думала, как справиться с раздра­жением, которое выбывают обидчивые меланхолики, я вспоминала ситуации, когда я сама быстро обижалась. И представляла, что бы меня утешило в таких ситуациях». Ясно, что после такой простой и конкретной переформулировки Золотого Правила, легко было поставить сложнейшую тему следующего цикла занятий: всегда ли мы желаем другому того же, что и себе. и всегда ли к этому стоит стремиться, ведь люди такие разные, и что одному здорово, то другому оскорбительно или опасно.

ХАРАКТЕР И ЕГО ИЗМЕНЕНИЕ

Мы поговорили о темпераменте как о врожденной основе характера человека. Темперамент нам дан от рождения, и изменить его мы не в силах. Но на основе одинаковых темпераментов разные люди могут построить разные характеры. Например, один холерик может использовать страстные качества своего темперамента для изумительного исполнения драматических ролей или вложить всю свою страстность в защиту подсудимых (адвокат) или борьбу за справедливость (журналист), в преподавание любимого предмета (учитель). Но при этом холеричный учитель должен обуздать взрывчатость, не срывать гнев на учениках и коллегах. Другой холерик наживает капитал характера именно на взрывчатости. Так.

259

правитель, известный своей гневливостью, держит подчиненных в страхе, ибо регулярно демонстрирует им, насколько он неуправляем и опасен в ярости.

Итак, характер — что то, что человек делает (или не делает) САМ со всеми теми внешними обстоятельствами, в которые он попадает в жизни, и со всем тем внутренним хозяйством, которое ему дано o-i рождения. Если темперамент сравнить с диким, неприрученным зверем, живущим своей естественной, природной жизнью, то характер — это тот же «зверь», но одомашненный, прирученный. воспитанный хозяином — то есть МНОЙ,

Сегодня мы лишь слегка коснемся темы «МОЙ ХАРАКТНР» е помощью теста.

Инструкция к тесту «ПОЖЕЛАЙ ДРУГОМУ ТО, ЧЕГО И СЕБЕ ЖЕЛАЕШЬ», составленному но мотивам теста А.Кроника в модификации Б.Хасапа,

1) Запиши следующие 6 свойств характера: выдержка, доброже­лательность, искренность, сила воли, сочувствие, уверенность в себе. Из психологических экспериментов известно, что именно эти черты характера люди чаще всего хотели бы усовершенствовать в себе и в других. (Сколько Вам лет? Линии жизни глазами психолога. Под ред. А. А. Кроника. - М.: Школа-Пресс, ! 993, стр. 90-91.)

2) Допиши (сели угодно) другие человеческие качества, которые тебе хотелось бы усовершенствовать в себе и в других людях. На эту часть работы выделяется ровно 5 минут.

3) Представь себе, что у тебя появилась уникальная возможность развить в себе одно из этих качеств, но только одно. Запиши это качество. Ты можешь выбрать любое качество из своего списка или дописать какое-то еще свойство характера.

4) Представь себе, что стало возможным развить любое из названных качеств в других людях. По только одно. Назови это качество. Снова можно пользоваться своим списком, можно его дополнить.

260

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ

t) Составить список всех названных учениками качеств характера, включая те, которые были продиктованы сначала.

2) Классифицировать все собранные качества на две группы:

мягкость —твердость. (Возможны варианты пограничные. Напри­мер, вежливость — мягкие манеры при твердости намерений.)

Эту классификацию желательно проводить «демократическим» образом: раздать список качеств характера ученикам и попросить их проделать эту работу самостоятельно. Там, где будут расхождения в классификации между ведущим и подростком, выбирать точку зрения подростка, если речь идет о качестве, которое он (а) хочет изменить. В остальных случаях — провести общую дискуссию, чтобы услышать все точки зрения.

3) Посмотреть, какая группа качеств (мягкость или твердость) преобладает в выборах направления изменений себя и других. Возможны 4 варианта:

А — стать тверже вместе со всеми (сделать мир сильнее).

Б — стать мягче вместе со всеми (сделать мир добрее).

В — утвердиться самому в более мягком окружении (сделать

мир более управляемым).

Г — смягчить свой нрав, помогая другим утвердить себя (сделать

мир более защищенным).

4) Оценить свой выбор: устраивает ли он меня?

Результаты:

3 место — Инна и Наташа К. , Катя Т. — 7,

2 место — Маша Т. — 10.

Абсолютный чемпион по знанию черт характера —

МашаМ. — 17.

2) Вот список предложенных качеств, которые я сама условно разделила на две группы — «мягкость» и «твердость». Звездочками отмечены те 6 качеств, которые я продиктовала сама.

261

т

мягкость               твердость

доброжелательность*  выдержка*

искренность*          сила воли*

сочувсгвие*           уверенность в себе*

мудрость             смелость

доброта              решительность

чувствительность      упрямство

внимательность (к людям смелость, храбрость

и к занятиям)

любовь              честь

доверие               сила телесная

понимание других людей ловкость

отходчивость (антоним гордость

обидчивости)

уважение к другим     властность

жалость               честность

отзывчивость         быстрота

открытость

бесхитростноегь       верность, преданность

альтруизм (отсутствие  умение владеть собой

эгоизма)              (самообладание)

заинтересованность    вежливость

(антоним равнодушия)

сдержанность (нераздражительность) терпеливость аккуратность

Прочитав ученикам эти два списка, я попросила дать общее имя каждому человеческому типу. Первое предложение — «мягкость», «твердость», второе — «сила» и «духовная сила», «альтруизм».

А вот выборы, которые сделали 12 подростков (5 девочек, 7 мальчиков):

КАЧЕСТВА КОТОРЫЕ Я ХОЧУ ИЗМЕНИТЬ В СЕБЕ

мудрость понимание

умение владеть собои сила воли

262

сила воли

сила воли

сила воли

сила воли

честность

уверенность в себе

храбрость, ловкость

КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ Я ХОЧУ ИЗМЕНИТЬ В..ДРУГИХ

доверие              храбрость внимательность       честность внимательность к другим и к занятиям уважение к другим терпение искренность искренность искренность искренность доброжелательность

Когда я предъявила группе эти результаты, первая реакция была остроэмоциональная: взрыв смеха («Ни фига себе!», «Ух ты'» и т.п.). После сильного эмоционального всплеска последовали более содержательные комментарии:

Маша М.: В основном люди считают себя мягкими, отзывчивыми (может быть, они не такие на самом деле) и хотят себе побольше устойчивости, силы, чтобы чувствовать себя твердо, делать уроки нормально, силу воли в себе иметь... А в других они хотят наоборот — чтобы ко мне лучше относились, были отзывчивы, ласково со мной разговаривали.

Маша Т.: То, что большинство для других, пожелало мягкость, это естественно, потому что люди (особенно в нашем возрасте) считают, что к ним недоброжелательны, хотят обидеть. И хочется, чтобы ко мне не так плохо относились. А то, что в себе хочется

263

иметь больше силы, это тоже естественно. Добрый человек — он другим делает хорошо, а сильный — он себе делает хорошо.

Инна К.; Я согласна с тем, что в других мягкости и всех качеств из второго столбика уж точно мало.

Женя Ф.: Я свое личное мнение уже выразил письменно. Можно я его зачитаю? (Читает из Летописи): «Я считаю, что подросток в своем возрасте всегда старается быть выше или хотя бы на одном уровне с другими подростками, и он никогда (почти во всех случаях) нс поставит другого выше себя. И с этим ничего не поделаешь, надо смириться.»

Наташа К.; Я хочу дать факт в подтверждение Жениной идеи. Каждый день, когда мы с Инной (сестра-двойняшка) идем в шкоду, каждая старается идти впереди друтой.

Мой комментарий:

Итак, общая тенденция: «Я хочу стать сильнее в более мягком мире (сделать мир более управляемым)». Такой выбор сделали 8 человек (две трети группы — 5 мальчиков и 3 девочки).

2 мальчика и для себя, и для других выбрали силу: «Я хочу стать сильнее вместе с окружающим миром (сделать мир сильнее)», Комментарий с места к моему рассказу; «Они хотят честно сражаться!»

2 девочки и для себя, и для других выбрали мягкость: «Я хочу стать мягче вместе со всеми (сделать мир добрее)». Комментарий с места: «Ясно, что это — выбор девочек!»

В данной группе полностью отсутствует 4-ый тип характера: «Я хочу стать мягче в сильном мире». Что это за тип?

— Подданный.

— Те, кто не пытается ясзть вверх.

— Пусть другие дерутся, а мы подождем, пока они передерутся и выживем,

— Этот тип больше всего подходит для Хоббитоп.

264

— Пусть меня защищают,

— Это детский тип: я буду добрым, мягким, но меня пусть оберегают сильные люди.

Любопытная особенность этого обсуждения. Когда я рассказала о редких группах, вес попросили назвать имена. Но я, как всегда, отказалась. Однако на сей раз все участники занятия настояли на своем. Таким образом, можно наблюдать, как в группе складывается атмосфера все большей доверительности и открытости друг перед другом и перед содержанием курса психологии саморазвития, которое до сих пор преподносилось в виде игровых и эксперимен­тальных метафор, а сейчас (разумеется, в гомеопатических дозах) может быть сообщено и без иносказаний. Далее приводится та апология саморазвития, которая была благосклонно принята моей группой подростков.

Я описала вам основные тенденции ИЗМЕНЕНИЙ, которые подростки данной группы считают желательными в своих и чужих характерах. Однако, наряду с тенденцией к изменениям, прослеживается и противоположная тенденция — к неизменности. принятию существующего положения вещей, мудрому смирению, Эта тенденция обнаружилась в ваших сочинениях на тему: «Почему нам не удалось похвалить себя, не унижая при этом других, на меня не похожих». Сочинений было написано только три, но во всех трех есть один и тот же мотив. Цитирую избирательно.

Женя Ф.: «И с этим (с желанием подростков быть не ниже остальных) ничего нс поделаешь, надо смириться.»

Маша Т: «И я думаю, что избежать и предотвратить эту раздражительность, нетерпимость к окружающим, подозрения, — предотвратить все это невозможно, потому что каждый должен через это пройти.»

Катя Тарасенко: «... И мы должны признать и хорошее и плохое, Ведь, как говорится: где счастье, там и горе, где любовь, там и ненависть, где хорошее, там и плохое. Как бы мы ни не хотели горя, оно будет и, наверное, должно быть!»

265

Очень мудро и точно вы сами заявляете: есть что-то во мне. что я могу и хочу изменить, есть что-то, чего я, может, и хочу, но не могу, не должен даже пытаться изменить. Это как в отношениях человека с природой. Мы, люди, можем многое переменить — выводить новые сорта растений, менять русла рек, создавать новые водоемы, осушать болота. . . Но есть законы природы, на которые ни один здравомыслящий человек не вздумает покушаться — камень всегда будет падать вниз, а не вверх, даже если бы мы вложили все наши силы в то, чтобы перевоспитать этот упрямый камень. Солнце будет всходить па востоке, а заходить па западе, хоть все педагоги мира попробуют его переучить. . . А есть вещи, которые человек сделать в состоянии, но, сделав, будет всю оставшуюся жизнь об этом жалеть. Вы вес знаете, как дела рук человеческих привели пашу страну на грань экологической катастрофы. Так и с внутренней природой — со своим характером, .,, Что-то делать надо, чего-то в принципе нельзя, а что-ю можно. но ire стоит, чтобы нс привести себя своими руками к душевной катастрофе.

Итак, буква А в азбуке самовоспитания: что-то изменить в себе можно, а что-то совершенно невозможно, и не нужно ставить себе таких задач.

И вот что происходит с подростками, иногда мучительное и трагическое — когда они рьяно берутся за самовоспитание, но сгоряча путают, что изменить можно, а к чему в собственной душе даже прикасаться не надо. , .

— Это круто!

— Подростку порой приходится круто, если, например, глубокий интроверт ставит себе задачу стать душой общества.

— Так невозможно. Он такого нс пожслает-

— Вполне может пожелать — увидит, какими глазами его любимая девушка смотрит на заводилу компании, и пожелает.

Давайте начнем для себя строить эту границу — между тем, что можно и стоит изменять в себе. и тем, к чему не надо прикасаться, что следует принять как нерушимый закон природы. Сначала задумайтесь о том, какие человеческие качества нужны каждому

266

из вас, чтобы решить триединую задачу самовоспитания, В этом размышлении о глубинах собственной души вам поможет молитва, в тексте которой я пропустила три слова. Вставьте те слова, которые сами попросятся в вашу личную молитву. Ученикам был роздан текст с пропусками, которые он заполнили в серьезной сосредото­ченности. Лишь после этого им был сообщен оригинальный текст молитвы:

Господи, даруй мне мужество, чтобы изменить то, что я в состо­янии изменить; спокойствие, чтобы принять то, чего я изменить нс в состоянии; и мудрость, чтобы отличить одно от другого.

Господи,даруй мне

, чтобы изменить то, что я

в состоянии изменить;

, чтобы принять то, чего я

изменить не в состоянии;

, чтобы отличить одно от другого.

Вот какие качества назвали 14 человек (6 девочек, 8 мальчиков) как необходимые для того, «чтобы изменить то, что я в состоянии изменить»:

сила воли (8 раз), умение обладать собой, робость (перед тем, что я меняю), любовь, дружелюбие (к тому, что я меняю),

Вот качества, которые, по мнению подростков, нужны им для того, «чтобы принять то, чего я изменить не в состоянии»;

мужество, самообладание, сила воли, темпераментность, понимание других, смирение, мудрость, любовь, надежда на то, что все к лучшему.

Вот качества, которые, по мнению подростков, нужны им для того, чтобы «отличить одно от другого»:

самообладание, сила воли, смелость, твердость, прозорливость, мудрость, справедливость, разум, любовь.

267

И в заключение, без комментариев — немножко статистики, которую данная группа воспринимает как дивертисмент, разрядку после мощного душевного усилия. Итак, какие качества нам нужны, чтобы

изменить то, что я в состоянии изменить принять то,чего я изменить не в состоянии отличить одно от другого
«твердые» 9 «мягкие» 5 «твердые» 7 «мягкие» 7 «твердые» 5 «мягкие» 9

 

Длительно выдерживать душевное и интеллектуальное напряжение прямого разговора о саморазвитии едва ли стоит. Поэтому «для глубокого выдоха», для того, чтобы тайное вновь упаковать в загадочные формы, последние занятия были посвящены игрс-метафоре обсуждавшегося выше отношения к самому себе.

ИГРА «ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ»

I- Воображаемая ситуация.

Представьте себе, что на Землю надвигается Дыра Безвременья. в которой на 100 лет растворится все живое. Тела спасти сейчас невозможно, но можно снасти души, если переселить их в предметы. Однако предмет для переселения своей бессмертной души нужно выбрать с большим вкусом: он (этот предмсг) должен обладать качествами, которые ты сам(а) больше всего в себе ценишь.

2. Образец

Вот печка. Обыкновенная беленая крестьянская печь. без изразцов, без расписных петухов, даже побелка кое-где лупится и закоптилась. По это надежнейшая печь, которая хранит тепло в лютые зимние ночи, на которой спят дети и старики, в которой варятся самые вкусные щи и каши. . . Временами, правда, может

268

засориться дымоход, и тогда печь начинает дымить и коптить и становится по-настоящему опасной... Но если о ней изредка заботиться — подмазывать щели, чистить трубу, кормить добротными дровами, то в ней всегда будет ровный жар и уютное потрескивание поленьев.

Анализ образца: какие качества хочет сохранить в себе человек, переселившийся в эту печь? Душевное тепло, надежность, отсутст­вие показухи, незаменимость, полезность, потребность в заботе.

3. Записать свой собственный вариант перевоплощения. Подписать его'

4. Ведущий читает группе каждый текст, не называя имени автора. Группа отгадывает автора, объясняя, по каким чертам характера его удастся узнать- Разумеется, просьбы отдельных участников группы НЕ читать их текст вслух, выполняются безоговорочно.

Далее приводятся тексты, записанные и угаданные шестикласс­никами на занятии.

Я — большой черный магнитофон «Sony». Я могу бесконечно играть и петь. Я пою песни, которые люблю. Я такой автомати­ческий, что могу без всякой помощи делать то, что хочу. Я самостоятелен и могу без проблем делать то, что хочу. Но при этом, если я обрету хорошего друга (хозяина), то я буду е ним ласков и послушен. Я очень хорошо пою песни, правда, иногда стесняюсь петь: вдруг кому-то не понравится мой голос. Иногда я слишком обидчив и решительно отказываюсь играть, если у меня нет настроения, но иногда я очень хороший и добрый.

Лампа! Хорошая, но в то же время скромная и очень нужная людям. Она дает свет людям, но если в ней не поменять лампочку, она никому никогда не светит. Но все же будет существовать очень мирно- Но если ее совсем забросить, то она может свалиться на голову людям.

269

Вот вам книга, которая может сохранить чужой секрет, сохранить свои и чужие знания. Конечно, если на ней появится пыль и ее (пыли) будет -много, можно будет не разобраться в книжных записях. Если покопаться в записях книги, то можно узнать много интересного, неузнанного, но если относиться к ней, как к вещи, и сильно дернуть за нес, то она может порваться не оттого, что она дряхлая, а оттого, что она легко ранима.

Я вселяюсь в черные туфельки. Черные туфельки очень красивые, но быстро пачкаются, а когда они пачкаются, они стано­вятся грязными и некрасивыми, но зато, когда их хорошо почис­тишь, то они сияют, блестят. И чистить их нужно каждый день, а если не чистить долго, не мыть, не ухаживать за ними, то они портятся, и, как назло тебе, неожиданно ломается каблучок — они злятся. Если за ними ухаживать, то они такие красивые, такие счастливые, и ты в них тоже хорошенькая.

Я хочу вселиться в Землю и весь мир, потому что он — МОЙ мир. Я живу на Земле, а не на Марсе, Земля — родная планета, МОЯ планета, от которой, в частности, зависит и моя жюш>. Она общая, всеобъемлющая. И в частности — моя. Я ее люблю.

Вот обыкновенная гоночная машина, быстрая, прочная. молниеносная, по просто отделанная. Она вывозит всех от неприятностей и невзгод. Дарит с.вонм присутствием хорошее настроение. За ней не надо много ухаживать и редко надо се чинить, потому что она часто не ломается.

Камень — серая, громоздкая, суровая громада. Время на него не действует, огонь, вода — все разно, И характерны ему бездушность, полное отсутствие каких-либо чувств. Века без движения, без волнения, без чабот! Кому он нужен, этот камень?

Я переселюсь в могучий и умный дуб, и моя душа будет расселена по всему дубу. И этот дуб должен выглядеть веселым, чтобы, посмотрев на него, людям становилось весело, и шелест листьев радовал всех моих друзей и близких,

270

Я вселился в видеомагнитофон. Я порчусь, когда меня бьют по кнопкам, но иногда бью обидчика током. Если меня долго нс вытирают, то я опять порчусь. Если по мне смотреть плохие видеокассеты, то я тоже ломаюсь. Не люблю, когда меня заклеивают наклейками и я выделяюсь. Но я очень люблю, когда я хороший видеомагнитофон.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 397.