УТОЧНЕНИЕ ПРЕДМЕТА ОБСУЖДЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каждое занятие состояло из трех описанных выше элементов:

1) рефлексия предыдущего шага, заканчивающаяся формулиро­ванием ближайшей цели; 2) дальнейшее движение в предмете изучения, предполагающее поиск и освоение средств достижения поставленной цели; 3) дальнейшее движение в группострои-тельстве, в создании общности людей, вместе решающих общую задачу, причем задачу рискованную, предполагающую самораскры­тие участников, легкость доверительного общения, чувство защищенности каждого внутри данной группы. Эти три элемента располагаются в уроке в самом произвольном порядке. И трудно заранее предположить, с чего начнется занятие — с чтения летописи, погружающего группу в состояние сосредоточенного внимания и возбуждающее интеллектуальные страсти или игр-энергетиков, помогающих ученикам расслабиться, сбросить напряжение, накопившееся за день школьных занятий, и почувствовать расположенность друг к другу и к любым

совместным усилиям.

Чтение летописи предыдущего занятия давало группе возмож­ность ясно определить: где, в какой проблеме она сейчас находится, откуда эта проблема возникла, зачем ее надо решать и каков ближайший шаг ее решения, то есть осуществить рефлексию пройденного пути. На втором занятии чтение летописи было предельно кратким. Я сообщила группе результаты выборов пути, сделанных на прошлом занятии, и сказала, что поскольку наибольший интерес вызвал вопрос: «Как развивается душа у людей разного возраста в разных условиях жизни», а на втором месте оказался интерес к тестам, к проведению экспериментов над собой, то мы решаем на этом занятии продолжить тему и начать с

тестов.

— В прошлый раз мы уже провели два эксперимента, направлен­ных на то, чтобы выяснить, насколько согласованно мы можем

100

действовать в этой компании. Помните ли вы, к каким результатам

пришли?

— Мы сначала никак не могли посчитать до десяти, а потом

смогли?

— Что мешало согласованным действиям?

— Мы сердились, обвиняли друг друга...

— Все были огорчены...

—Мы разочаровались... Решили, что ничего уже не получится...

—Да, долгие неудачи вызвали взрыв эмоций, причем эмоций весьма неприятных. И форма выражения этих эмоций тоже была весьма неприятной: вы начали друг друга обвинять, ругать за

случившееся. Помните, почему?

— Тогда казалось, что кто-то все время мешает, выскакивает не

вовремя, не старается...

— Я назвал число, а в то же время Валька назвал это число. Я

рассердился на него, а он рассердился на меня.

—И вы с Валей обменялись «нежными» взглядами и весьма вы­разительными жестами. От этого каждый из вас накалился еще сильнее. Настроения еще более ухудшились. Вы выплеснули дурные эмоции наружу и заразили ими и без того расстроенных товарищей по общему делу. Но что помогло вам все-таки прийти к счастливому концу, выиграть и развеселиться? Было ли это чистой

случайностью?

— Нет, мы в конце концов договорились, что никто не виноват,

перестали злиться и друг друга обвинять.

— А помните, Вы нам сказали, что надо перейти от обвинений к

деловым предложениям?!

Реакция на школярское «Вы нам сказали»: „Я то помню, как Вы

сами перешли в какой-то момент к деловым переговорам. Сережа первый сказал: «А давайте мы попробуем...» А я просто обратила ваше внимание на то, что сказано первое дружественное слово,

что общий тон разговора изменился."

Сегодня я предлагаю провести еще два эксперимента с той же

целью: измерить уровень, степень вашей согласованности и узнать, как достигнуть большей согласованности. Первый способ

101

согласования действий в группе вы уже нашли: не заниматься взаимными обвинениями, не выплескиватьдруг на друга свои огорчения, а обмениваться деловыми предложениями. Вместо скандального обращения: «Ну, ты, гад, что делаешь!?» обмени­ваться предложениями: «Давайте попробуем сделать это так...» Готовы? Первый эксперимент называется

ПОСТРОИТЬСЯ ПО РОСТУ

Встаньте плотным кругом. Закройте глаза и рты. Вы — слепо-глухонемые. И вам надо построиться в шеренгу по росту. Начали! Включается секундомер.

— А можно мы...

— Прости, ты забыла, что онемела.

За 50 сек, группа из 12 человек построилась в шеренгу, после чего ведущий разрешил открыть глаза и обсудить результаты. А первый результат был весьма красноречив: двое мальчиков стояли вне шеренги, сзади, а в самой шеренге выделились две группировки — мальчишеская и девичья. Каждая группировка выстроилась по росту, но...

— Что будете делать, чтобы достичь лучшего результата?

— Мальчики и девочки, давайте перемешаемся!

— Я ровнял по плечам, а надо по голове.

— Давайте сейчас договоримся, что самые высокие будут стоять ближе к окну, а низкие — у двери.

— Вера, встань у самой двери!

— Стоп. Онемели. Ослепли. Начали. Включается секундомер. Вторая попытка заняла 40 сек. Шеренга выстроилась почти правильно. Лишь одна девочка оказалась не на месте. Это ребята заметили сами: «Оля должна стоять не между Наташами, а между Наташей и Диной.»

— Значит, Оля виновата в том, что вторая попытка не совсем удалась? (Взрослый провоцирует старые скандальные способы анализа ошибок.) — Нет, виноваты все соседи.

— Можно в третий раз назначить контролера, который пройдет и проверит всю шеренгу.

102

— Каждый может сам проверить соседа справа и слева...

— Поступило много ценных предложений, из которых следует, что в третий раз вы сможете это сделать безупречно, так как урок прошлой игры усвоен блестяще: ни одного раздражения и обвинения высказано не было. Предполагаю попробовать новую, более сложную игру, так как эта задача стала для вас слишком примитивной: на этом уровне вы уже достигли согласия.

Комментарий. Наблюдая за работой группы, ведущий должен обратить внимание на характер тактильных контактов между участниками игры. В данной группе никаких грубых действий не возникало. Похоже, что с этими ребятами можно планировать работу, предполагающую углубление тактильного взаимодействия. Более того, именно для данной группы такая работа особенно полезна: здесь наблюдается предпочтение словесно-интеллекту-ального общения при отсутствии или затрудненности проявления невербальных проявлений доброжелательности, с помощью которых можно выстраивать атмосферу доверия гораздо эффек­тивнее, чем любые вербальные формулы.

ПОВОРОТ

— Встаньте в шеренгу, не обязательно по росту. Разойдитсь так, чтобы между вами было расстояние в 40—50 см. Посмотрите, куда сейчас смотрят ваши носы... Все носы направлены к окну. Так? Сейчас вы закроете глаза и по моему хлопку каждый прыгнет. В прыжке нужно повернуться либо на 90, либо на 180 градусов. В любую сторону. Ваша задача — прыгнуть так, чтобы все носы снова смотрели в одну и ту же сторону — все равно куда, к окну, к двери, кдоске или к шкафу. Главное — в одну и ту же сторону.

Предварительные переговоры запрещены. Начали.

Есть несколько вариантов этой игры. В данной слишком вербализованной группе мы выбрали «слепо-глухонемой» вариант. Группа сделала 10 неудачных попыток, после каждой я сообщала:

«Еще не получилось». Тогда я предлагала, не открывая глаз и рта, дотронуться до соседа справа и слева, чтобы узнать, в какую сторону повернуты их носы. Никаких запретов на любые формы

103

тактильных переговоров не накладывалось, но ничего и не подсказывалось. Однако ведущий зорко наблюдал за невербаль­ными переговорами, происходившими в группе. И с большим интересом отметил тех участников, которые не вступали с соседями ни в какие переговоры, честно стараясь решать задачу индиви­дуально, на свой страх и риск.

После 10 неудач я попросила всех детей открыть глаза, оценить ситуацию и посовещаться. Обнаружив, что дети, наиболее удачливые в тактильных переговорах, не предлагают свои способы общения группе, я попросила их показать, как они на своем участке шеренги достигли согласованности. Наблюдения за такими презентациями помогли группе сформулировать несколько возможных способов взаимодействия и одно противопоказание: не стоит и пытаться решить эту задачу в одиночку. Даже если будешь очень стараться сам, но не попытаешься сообщить свой замысел другим и узнать их замыслы, ничего не получится.

После столь удачной рефлексии последовала реплика, ярко харак­теризующая стиль данной группы:

— Раз мы уже знаем, как это делать, дальше играть не интересно. Давайте поиграем в новую игру.

Итак, я имею дело с группой, в которой тон задают подлинные теоретики, сохраняющие интерес к задаче до тех пор, пока не найден способ ее решения. Само действование для них менее привлекательно, чем поиск способов действия. Разумеется, в группе есть ученики с разными установками, но наличие учеников с теоретическими установками заставляет учителя искать допол нительные источники мотивации самого процесса действовали} по уже известному способу. На сей раз восстановить азарт в групп. было не сложно:

— Да, вы знаете, как решить эту задачу. Предскажите, за сколь. попыток вы сможете ее решить?

Так, поставив новую познавательную задачу, я достигла свое^ «дидактической» цели: дать участникам группы практику тактильной коммуникации. Кстати, задача была решена за дв1 попытки, хотя предсказания были более пессимистичными: 3—'

104

попыток. Этот факт еще раз утвердил нас в «диагнозе» группы:

здесь собрались люди с развитой рефлексией, для которых особенно характерны несколько заниженные прогнозы собственных успехов. Непредвиденно легкий успех вдохновил группу на отличное обобщение, которое было немедленно записано в летопись одной

из учениц:

ЕСЛИ МЫ ДАЕМ СЕБЕ ТРУД СОГЛАСОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ И ПРИ ЭТОМ ОБХОДИМСЯ БЕЗ ВЗАИМНЫХ УПРЕКОВ И ОСКОРБЛЕНИЙ, ТО ДОСТИГАЕМ РЕКОРД­НЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ!!!

Дата: 2018-12-21, просмотров: 277.