Есть еще несколько игр, чрезвычайно уместных для начала работы с новой группой, особенно, если участники этой группы
не знакомы друг с другом.
93
КРУГ ЗНАКОМСТВ
Эта игра дает каждому участнику занятий возможность предъявить себя группе, выразить свою индивидуальность в максимально защищенной, шутливо-ироничной ситуации, а главное — без слов, на языке тела, который во многом выразительнее и
заразительнее словесных рассуждений.
Все становятся в широкий круг, и ведущий одновременно показывает и рассказывает правила игры, которая состоит из пяти шагов:
1) один из игроков делает шаг к центру круга; 2) называет свое имя или псевдоним, которым он (а) хотел (а) бы называться в этой группе; 3) демонстрирует какие-то движения и жесты, выражающие либо отношение этого человека к людям, либо его (ее) представление о себе, либо все, что душеньке угодно; 4) назвав и показав «себя», игрок делает шаг назад, возвращаясь на прежнее место в кругу; 5) все остальные игроки по возможности точно повторяют названное имя, стараясь имитировать и интонацию, и показанное движение. После этого всю процедуру повторяет следующий стоящий рядом игрок, за ним следующий и так до конца круга.
Человек, которому подражает группа, может посмотреть на себя со стороны и догадаться, какое сообщение о себе он передал группе. Остальные игроки, уподобляясь этому человеку телесно и интонационно, тоже могут догадаться об этом сообщении.
Мысли детей направятся в сторону расшифровки невербального сообщения лишь в том случае, если ведущий даст такую установку. Правда, обязательно следует оговорить, что некоторые жесты вообще ничего не выражают, а просто приятны, забавны, необычны.
После того как пройден полный курс знакомств, ведущий, если это входит в его замысел, может сделать рефлексивную паузу для обсуждения и расшифровки переданных и полученных невербальных сообщений. Лучше это сделать неформально, позволив всем участникам разбрестись по комнате и «проинтервьюировать» любого члена группы, чье мнение хочется услышать. Схему «интервью» стоит подсказать: «Я запомнила твое движение (короткая пантомима). Мне кажется, что оно выражает то-то... Правильно ли я тебя поняла?» Или: «Ты запомнил мое движение
94
(короткое напоминание)? Мне интересно знать, как ты его понял... Спасибо, это любопытно, но я хотел сказать еще вот что...» Идеальным условием для немедленного или на несколько занятий отсроченного обсуждения первого круга, является видеозапись всей игры, которую потом можно смотреть повторно, многократно возвращаясь к каждому фрагменту.
ВСЕ — НЕКОТОРЫЕ — ТОЛЬКО Я
Исходные понятия всего курса: понятия—«всеобщее», «особенное», «единичное». Их можно заложить сразу в ненавязчивой, недидактичной игровой форме, одновременно делая первый шаг к знакомству участников группы. Все рассаживаются в широкий круг. В кругу должно быть столько стульев, сколько участников игры. Ведущий стоит в центре, у него стула нет. Ведущий объясняет условия игры: «Я сейчас скажу что-то о некоторых людях. Все, кого мое высказывание касается, мгновенно вскакивают со своих стульев и стараются занять один из освободившихся стульев. Если мое высказывание касается и меня, я тоже могу занять чей-нибудь стул. Тот, кто остался без стула, становится ведущим. Запрещается пересаживаться на соседний стул. Попробуем.
— Все, кто сегодня проснулся в хорошем настроении...
—Все, кто сегодня пришел в школу... ' — Все, у кого в черных кудрях золотой обруч...
Выбирается примета только одной девочки в группе. Когда она встает, то ведущий старается занять ее место. После первой попытки игры, ведущий «открывает карты»: — Я задала три вопроса. В первом | случае откликнулись НЕКОТОРЫЕ, а другие сказали: «Это ко мне ; не относится». Во втором случае откликнулись ВСЕ без исключения. А в третьем — ТОЛЬКО ОДИН человек. Эта игра так и называется:
«ВСЕ — НЕКОТОРЫЕ — ТОЛЬКО ОДИН». С помощью этой игры мы можем узнать друг о друге что-то новое. Например, кто-то собирается записаться в кружок гитаристов и ищет себе компанию. А может быть мальчик Петя, стесняясь подойти к девочке Вере, стремится спросить ее прямо: «Хочет ли она пойти в этот кружок гитаристов?» Тогда ведущий игры легко задает вопрос:
95
— Все, кто хочет учиться игре на гитаре...
И Петя смотрит: встанет ли Вера? А заодно присматривает себе
еще несколько приятных партнеров.
Другой пример. Давно присматриваясь к людям этого класса, я подумала, что здесь должны быть те, кто обожает Толкиена, с кем можно поговорить и поиграть в хоббитов и эльфов. Тогда становлюсь ведущим и спрашиваю:
— Все, кто хотел бы оказаться в Среднеземье... Ребенок раздумывает: «И еще мне мучительно хочется понять, а чем я отличаюсь от своих друзей и приятелей, что во мне особенного, необыкновенного. Может быть то, что я потерял всякий интерес к урокам, а всем остальным они явно доставляют какие-то удовольствия. Может со мной что-то не в порядке, если я один такой «скучный»? Чтобы проверить это предположение, я постараюсь стать ведущим и задам свой вопрос»:
— Все, кому на уроках стало смертельно скучно... «Ага, я, оказывается, в хорошей компании, я не один такой!..» Вовсе не обязательно давать столь длинные объяснения. Игра должна быть динамичной, поэтому все эти случаи можно не
рассказывать, а разыгрывать.
Далее стоит предложить всем ребятам подготовиться к роли ведущего: разбиться на группки по 3—4 человека и записать несколько вопросов для игры. Вопросов должно быть не меньше трех. В ответ на первый встать должны все, в ответ на второй — некоторые, в ответ на третий — только один человек. На секретной записке надо записать вопрос, в ответ на который встанет только ведущий. Эти записки ведущий некоторое время будет хранить в строгой тайне, а потом вернет авторам для самокритики и самолюбования. Понятно, что в первый раз упомянуты будут преимущественно внешние свойства, относящиеся к Я-телесному, физическому. Любопытно будет посмотреть, когда в этой игровой Я-характе-ристике появятся более глубинные качества.
Когда на этом или на следующем занятии игру будут вести ученики по своим заготовкам, ведущий оставляет за собой право «вето» (можно использовать римский жест — опущенный вниз большой
96
палец), мотивируя такое властное поведение тем, что юные коллеги еще не приняли профессиональную присягу, и главный закон работы психолога — «НЕ ВРЕДИ» — обязателен пока только для ведущего. Но те, кто готов добровольно подчиниться этому закону, тоже могут
получить право накладывать «вето».
ЛЕТОПИСЬ
Учебник психологии при такой системе обучения необходим, ибо «тексты» живого поведения, которые служат материалом для психологических обобщений, а также сами эти обобщения, которые складываются постепенно, перестраиваясь в ходе многочисленных дискуссий — все это должно быть каким-то образом зафиксировано. Если не фиксировать каждый шаг такого обучения, то в «сухом остатке» будет лишь смутное чувство приятности происходившего и отдельные яркие воспоминания, которые ни при каких обстоятельствах не послужат строительными лесами для самопознания и саморефлексии. Мы же не занимаемся на этих занятиях «отработкой навыков», «повторением пройденного». То, что пройдено и накоплено группой, не откладывается в виде классических знаний, умений, навыков. Выстраивание новой позиции, нового видения себя и других людей, способность к рефлексии отношений, переживаний, готовность к самостроительству — все то, что (по нашему замыслу) должно медленно формироваться в атмосфере психологических занятий — не может быть запрограммировано в заранее подготовленной системе тренировочных упражнений и просветительских текстов, из которых обычно состоят школьные учебники. Но если текстов не будет вообще, то учащиеся, сделавшие очередной шаг в развитии самоопределенности, могут просто этого не заметить, как не замечает растущий ребенок изменений в собственной внешности, пока не смотрит на свои прошлогодние фотографии и не сравнивает отметки своего роста на дверном косяке со сделанными прошлой осенью.
Учебник психологии саморазвития — это то место, в котором возможна встреча себя-нового с собой-вчерашним. Хорошо, если при рассмотрении случившихся перемен кроме умиления будут
97
решаться вопросы: «За счет чего эти изменения произошли?» «Кто это сделал?» «В желательную ли сторону я изменился?» Тогда материальные опоры для поворота к саморазвитию, к принятию ответственности за собственное становление будут заложены основательно. Вот почему учебник психологии саморазвития необходим. Но как можно представить себе учебник курса, программа которого развертывается каждый раз по-новому?
Летопись занятий, которая составляется не до, а после встречи учителя с учениками — вот тот тип учебника, который отвечает логике обучения, выстраиваемого совместно всеми его участниками. После каждого занятия преподаватель вносит в летопись очередную запись, в которой достаточно детально описывает все, что произошло на занятии, свое отношение к отдельным эпизодам урока, свои наблюдения за поведением отдельных учеников. Летописец имеет право и на отступления от «исторической правды» — на описание того, как занятие могло бы произойти, но не произошло по досадным, хотя и не всегда случайным причинам. В летописи цели и задачи каждого этапа занятия, рефлексия результатов может быть сформулирована гораздо четче, чем это получилось (или не получилось) в живом общении.
Разумеется, ученики сразу же приглашаются для участия в ведении летописи. После первого занятия ведущий делится с группой своим замыслом летописи и просит всех желающих принять посильное участие в ее составлении. Сначала ученики могут приносить рассказы о наиболее понравившихся эпизодах занятия, свои критические замечания, пожелания, оценки. Позднее задания ученикам могут стать более специфичными: в письменном виде поразмышлять над вопросом, возникшем на занятии, но не получившем должного разрешения. Рефераты популярных статей и книг по психологии тоже будут включаться в летопись. Иногда в нее могут вноситься расшифровки магнитофонных записей произошедшей дискуссии с комментариями участников, получивших текст записи для ознакомления.
Практически я это делала так. На первое занятие я принесла толстую тетрадь, в которой заполнила лишь титульный лист: ЛЕТОПИСЬ
98
ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ. 5—6 КЛАССЫ 91 школы. МОСКВА. 1993 год. Сразу нашлись желающие украсить обложку рисунками и всяческими, взятыми из толковых словарей русского языка «душевными» высказываниями типа: излить душу, с души воротит, до глубины души, душа ушла в пятки, душа общества, кривить душой, душа нараспашку, за душой ни гроша, душа моя лежит к вам и т. д. После каждого занятия я делала очередную запись в тетрадь, вклеивала летописи, приносимые учениками и в начале каждого занятия читала летопись группе. Иногда на чтение и обсуждение летописи уходила половина занятия (а могло бы, если пустить события на самотек, все занятие), ибо оказалось, что даже игры не доставляют 10 — 12-тилетним детям такого наслаждения, как подробный и прокомментированный рассказ о них самих. Оказалось, что такие рефлексивные остановки потока жизни, предоставление возможности с разных сторон рассмотреть происшедшее с ними и мысленно «переиграть» любой эпизод, весьма притягательны для детей, причем даже больше, чем что-то другое, предлагаемое взрослыми. Разумеется, подобные разборы должны происходить в абсолютно безоценочном залоге. Правда, я никогда не скрывала восхищения спонтанно прорывающейся умудренностью и проявлениями бескорыстной доброты.
Чтение летописи пользовалось неизменным успехом на занятиях еще и потому, что сами занятия строились как сказки Шехерезады. Обычно занятие заканчивалось какой-нибудь письменной работой, выполняемой индивидуально или в малых группах, и имеющей достаточно личный характер. В летописи всегда содержался разбор этой работы, разумеется, анонимный, типологизирующий детские суждения, но позволяющий каждому автору работы узнать себя в той или иной психологической типологии, увидеть, какие еще типы бывают (присутствуют в данной группе), а также при желании обсудить свои индивидуальные результаты в малой группе и
получить немедленный отклик сверстников.
Чтобы это описание работы с летописью ожило, приведу план второго занятия и запись в летописи, сделанную после этого занятия
99
ВТОРАЯ ВСТРЕЧА^
Дата: 2018-12-21, просмотров: 258.