Пока Камбиз, сын Кира, находился еще в Египте и творил там безумные деяния, и пребывание его там затянулось, двое братьев-магов подняли мятеж[69]. Одного из них Камбиз оставил [в Персии] управителем своего дома[70]. Этот-то человек и поднял восстание, хорошо зная, что кончину Смердиса держат в тайне от народа и что в Персии об этом известно лишь немногим, большинство же продолжает считать, что Смердис жив. На этом-то маг и построил свой замысел захватить царскую власть. Был у него брат, который, как я уже сказал, вместе с ним поднял мятеж, по внешности очень похожий на Смердиса, убитого по приказанию своего брата Камбиза. А был он не только похож на Смердиса, но даже и имя его было Смердис[71]. Этого-то человека, своего брата, маг Патизиф убедил, что все для него устроит, и «сесть на престол пригласил». А посадив [брата] на престол, Патизиф разослал глашатаев по разным областям [персидской державы], а также и к войску в Египет с вестью, что отныне надлежит повиноваться Смердису, сыну Кира, а не Камбизу.
Глашатаи повсюду объявили об этом; тот, который был отправлен в Египет, застал Камбиза с войском в Экбатанах в Сирии. Выступив посредине войска, глашатай объявил послание мага. Камбиз, услышав такую весть, подумал, что глашатай говорит правду и Прексасп его предал, не исполнив приказания умертвить Смердиса. Царь посмотрел на Прексаспа и сказал: «Так-то ты, Прексасп, выполнил мое поручение?». А когда убедился, что тот исполнил свое дело, Прексасп предложил спросить у глашатая, кто его послал.
Тогда Камбиз спросил глашатая: «Сам ли Смердис лично дал тебе это поручение или один из его слуг?» Тот ответил, что лично не видел его, а приказ получил через мага. Камбиз спросил у глашатая имя человека, который поднял восстание и, услышав имя Смердис, вспомнил о сне, в котором ему привиделся дух, сказавший ему: «Человек по имени Бардия воссядет на троне». Тогда Камбиз понял, что убил брата напрасно и оплакал его. Он зарыдал, а затем вскочил на коня, чтобы без промедления скакать в Сузы и схватить мага. «А когда царь вскакивал на коня, отпал наконечник ножен его меча и обнаженный меч рассек ему бедро. Рана была в том самом месте, куда он прежде сам поразил египетского бога Аписа. Камбиз решил, что рана смертельна, и спросил об имени города. Ему сказали, что город называется Экбатаны. А Камбизу еще прежде было предсказано оракулом в [египетском] городе Буто, что он окончит жизнь в Экбатанах»[72].
Затем Камбиз призвал вельмож и рассказал им о своем сне, о том, как послал Прексаспа в Сузы убить Бардию, признал свою ошибку и сказал, что значение сна было в том, что лже-Бардия восстанет против него и добавил: «В любом случае я виновен в этом убийстве, и будьте уверены — Бардии, сына Кира, нет в живых, и сейчас во дворце персидских царей правят маги — тот самый маг, которому я доверил управление своими делами, и брат его Бардия. А тот, кто, скорее всего, должен был бы отомстить за причиненный мне магами позор, — этот самый человек преступно умерщвлен своим самым близким родственником.
А так как его теперь уже нет в живых, то я хочу затем высказать вам, персы, перед смертью мою последнюю волю — то, что лежит тяжелым камнем у меня на сердце. И вот я наказываю вам, заклиная нашими царскими богами всех вас и, прежде всего, вас, здесь присутствующие Ахемениды: не допускайте, чтобы власть снова перешла к мидянам! Но если они захватили власть коварством, то и вы также должны вырвать ее у них коварством; если же они добыли власть силой, то и вы также отвоюйте ее у них силой оружия. Если вы совершите это, то да будут ваши нивы тучными, а жены и скот плодоносны, и тогда вы навеки останетесь свободными.
Если же вы не отвоюете у них власть и даже не сделаете попытки, то в противоположность к этому желаю [+, чтобы боги ниспослали] вам засухи и бесплодия[73]. И, кроме того: да постигнет тогда каждого перса такой же [жалкий] конец, как и меня». Так говорил Камбиз и горько плакал о своей жалкой участи.
Персы же, увидев своего царя плачущим, [разодрали на себе одежды и] разразились [громкими] рыданиями. После этого скончался Камбиз, [сын Кира, пораженный сухой гангреной в кости, когда от воспаления омертвело бедро]. Царствовал же Камбиз всего семь лет и пять месяцев. Детей у него вовсе не было — ни сыновей, ни дочерей. А персов, слышавших последнюю речь Камбиза, охватило сильное недоверие [к словам царя], будто маги захватили власть. Персы заподозрили, что Камбиз своим рассказом о кончине Смердиса хотел только обмануть их и возбудить против Смердиса всю Персию.
[Итак], они поверили, что Смердис, сын Кира, действительно вступил на престол. Ведь Прексасп решительно отрицал теперь, что умертвил Смердиса: после смерти Камбиза ему было опасно сознаться, что он своей рукой убил Кирова сына[74].
Сравнив, как рассказывают Геродот и Бехистунская надпись историю о лже-Бардии, становится ясно, что между ними существуют следующие расхождения:
1. В Бехистунской надписи речь идет об одном маге, а Геродот говорит о двух магах-братьях.
2. Согласно надписи Дария Гаумата был убит в крепости в Мидии, а Геродот говорит о Сузах.
3. Дарий в Бехистунской надписи придает своей роли большее значение и называет себя главным действующим лицом в подавлении Бардии.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 344.