Корреляци и интеллекта приемных и собственных детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

с родителями в семьях, имеющих и тех и других детей                         

 

Авторы исследования Усыновленное  дитя Собственное  дитя Контрольное  дитя
  х усыновитель х усыновитель х родитель

 

В исследованиях, выполненных позднее, в частности в наиболее известном Те-

хасском проекте, который был реализован в 1960-е гг., были получены несколько иные данные (табл. 4. 6).

 

Таблица 4.6

I Q корреляци и между родителями (первое тестирование) и детьми, тестированными дважды (повторное — через 10 лет)

 

Результаты этого десятилетнего исследования базируются на изучении 300 те- хасских семей, которые имели одного (или более) приемного  ребенка. Согласно полученным данным, корреляции  уровневых оценок интеллекта усыновленных детей выше с биологическими матерями, чем с приемными родителями. Впрочем, не будем спешить делать вывод о том, что доказана наследуемость интеллекта.

«Болевыми точками» метода приемных детей являются следующие.

1.  Репрезентативность  в популяции группы женщин, отдающих детей.

2.  Возможное сходство между приемными  и биологическими  родителями.


20 2 Глава 4. Измерение интеллекта

 

3.  Пренатальные  влияния  материнского  организма  на будущего ребенка, ко- торые не могут быть отнесены  к генетическим  факторам.

 

...Показано, что, во-первых, дети биологических родителей с низким интеллектом, по- павшие в хорошую среду, имеют интеллект значительно выше того, который мог быть предсказан по IQ родителей, но, во-вторых, в одинаково хорошей среде семей-усыно- вительниц распределение оценок интеллекта приемных детей существенно зависит от интеллекта биологических родителей; если они имели высокие (120) баллы IQ, АА% детей имеют столь же высокий интеллект и никто не имеет оценку ниже 95 баллов; если же родные родители имели IQ 95, то у 15 % детей IQ тоже ниже 95 баллов и никто не имеет 120 баллов. Иначе говоря, в одинаково хорошей среде распределение оценок IQ, приемных детей сдвинуто в сторону высоких значений, если биологические родители имели высокий интеллект, и в сторону низких — если они имели сниженный интеллект (подобного рода результаты вызвали остроумную реплику одного из психогенетиков:

«Лучше всего считать, что интеллект на 100 % зависит от генов, а на 100 % — от среды1») (Равич-Щербо, 1999, с. 164-165).

 

Второй тип исследований  — близнецовый, основывающийся  на сопоставлении внутрипарного  сходства у МЗ и ДЗ близнецов.  При этом допускается  примерное равенство  постнатальных  средовых  воздействий  для близнецов, входящих  как  в МЗ, так и в ДЗ пары.  Если по какому-либо  признаку  МЗ близнецы  оказываются внутрипарно  более сходными, нежели ДЗ, то это означает формирование  данного признака  под влиянием  генотипа.

Давно известно, что показатели  тестов интеллекта  у МЗ близнецов  более сход- ны друг с другом, нежели  у ДЗ.  Величина  коэффициента  корреляции  варьирует от исследования  к исследованию  и находится  в пределах  от 0,76 до 0,94 для МЗ и от 0,44 до 0,66 для ДЗ близнецов.  Результаты  значительного  числа исследований стремятся  убедить нас в том, что степень  роста интеллектуального  подобия  про- порциональна  степени  генетической  связи.  Хотя в преобладающем  большинстве исследований доказывается  наследственная  обусловленность  интеллекта, в зару- бежной литературе есть и другие данные.  Так, при изучении  всех детей, родивших- ся в Англии, Шотландии  и Уэльсе за одну неделю, было установлено, что величи- на внутрипарной  корреляции  у МЗ близнецов, идентичных  по полу и возрасту, не превышает  0,3.

Представляют  интерес и данные  Кэмина, вносящие  существенные  поправки  в кажущееся  бесспорным  представление  об обусловленности  интеллекта  наследст- венностью.  Оказывается, что у МЗ близнецов, в силу внешнего  сходства, бблыцая вероятность  оказаться  в сходной  окружающей  среде, чем у ДЗ.  Это подтвержда- ется и отечественными  психологическими  исследованиями.  Как пишет  И. В. Ра- вич-Щербо, у МЗ близнецов  следует ожидать возникновения  в раннем  онтогенезе сходного  типа двигательной  активности, а в дальнейшем предпочтения  однотип- ных игр, одного  круга общения, что приводит  к конвергенции  психологических особенностей  близнецов  одной пары.  Немаловажно  и то, что однояйцевые  близ- нецы  воспитываются  более  сходно, чем двуяйцевые, окружающие  стимулируют

 

 

 
К этому высказыванию  мы еще раз вернемся  немного позднее, подводя итоги психогенетических

исследований  в области интеллекта.


4.5. Интеллект и наследственность 20 3

 

 

их идентичность, они больше сопоставляются друг с другом родителями, учите- лями и другими партнерами по контактам.

Наконец, ограниченность  метода близнецов  связана с тем, что должны быть учтены пренатальные  особенности  развития.  В ряде случаев может сложиться ситуация, в которой один член пары будет иметь лучшее кровоснабжение, чем другой. Это приведет к большей зрелости и большему весу при рождении, а в по- следующем — к лучшему развитию на начальном этапе онтогенеза.

Рассмотрим одно из наиболее значительных исследований интеллекта близне- цов, осуществленное в России (Кантонистова, 1980). Было изучено 118 пар близ- нецов в возрасте от 7 до 16 лет (61 пара — МЗ близнецы, 57 пар — ДЗ близнецы) с использованием  адаптированного  варианта теста интеллекта Векслера для детей (WISC). Основные результаты, полученные автором, представлены в табл. 4.7.

 



Таблица 4.7

Внутрипарны е корреляци и у М З и Д З близнецо в п о субтеста м WISC

Дата: 2018-12-21, просмотров: 228.