Систематизация и использование литературного материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 В литературном материале легче ориентироваться тогда, когда он приведен в систему. Поэтому необходимо (придерживаться определенного по­рядка при записи и хранении написанного, вести учет этой работы. Так, записи могут вестись не в одной общей тетради, а в разных тетрадях по отдельным проблемам или во­просам. При этом тетради нумеруются, а на обложке пишется перечень произведений, тем, вопросов. Материал может также подбираться по разным, тематическим, пап­кам, которые также нумеруются и снабжаются кратким справочником.

Полезно совмещать записи с вырезками из собствен­ных журналов и газет. В своих книгах используются за­кладки, делаются вкладки и вклейки печатного материа­ла, собственных записей, указателей и других материа­лов. Чтобы проанализировать большое количество запи­сей или текстов сразу по нескольким узким вопросам, применяют закладки разного цвета с цифровыми или буквенными обозначениями (шифром того или иного во­проса).

Своя картотека – хорошая форма учета и системати­зации просмотренной и прочитанной литературы, как биб­лиотечной, так и собственной. Карточки лучше группи­ровать по тематическому признаку. На карточке надо ставить номера тетради или папки, где находится запись или соответствующий материал. Здесь же может быть записана и аннотация. Чтобы не возникало затруднений при повторном обращении к источнику, в карточке жела­тельно записывать шифр библиотеки, где можно полу­чить данную книгу или журнал.

В практике случается, что литература, сразу не вы­звавшая особого интереса для исследования, затем ста­новится необходимой. Поэтому, кроме картотеки, полезно иметь тетрадь, где отмечаются новые интересные книги, статьи. Этот список пополняется в результате система­тического просмотра библиографических пособий, но­винок литературы, периодической печати. Чтобы по тет­ради легче было разыскать нужный материал, в ней по­лезно предусмотреть отдельные крупные разделы.

Хорошее средство систематизации литературного ма­териала – подготовка рефератов и рецензий. Реферат пишется на материале одного или нескольких источников для выяснения и изложения сущности того или иного во­проса. Это своего рода предварительная работа, выпол­ненная в основном для себя. Реферат – одна из начальных форм самообразовательной работы. Большую пользу приносят рефераты-доклады. Они дают практику устного кратко­го и аргументированного изложения существа вопроса в аудитории, а для слушателей это одно из средств информации о литературе по той или иной про­блеме. Весьма полезен обмен мнениями по теме докла­да. Коллективные обсуждения, коллоквиумы, семинары – необходимое звено в системе работы над литературными источниками.

В рецензии дается критическая оценка от­дельного произведения или нескольких книг, статей. Это отзыв, суждение о прочитанном, подкрепленное соответ­ствующими доказательствами: фактами, доводами, пояс­нениями. Рецензии подводят к обзору литературы по изучаемой проблеме.

В обзоре литературы по существу подводится итог работы над источниками. Вместе с тем здесь определя­ются очень важные для изучения исходные установ­ки. Так, делая обзор, устанавливают: есть ли литерату­ра специально по той проблеме; какие стороны проблемы в литературе затрагиваются и как освещаются, какие методы при этом используются; в чем достоинства и недостатки данных исследований. Кроме того, устанавливается и анализируется литература, имеющая косвенное отноше­ние к изучаемой проблеме. В результате выделяются источники, выполняющие методологическую функцию, т. е. содержащие наиболее важные общие теоретические принципы. Определяется литература, которая может слу­жить для подтверждения некоторых выдвигаемых в ис­следовании положений. Особое место занимают источники, подвергающиеся критике.

Понятно, что при составлении обзора нужно учесть всю основную литературу, которая имеет непосредствен­ное отношение к изучаемой проблеме и обладает в этом отношении определенной ценностью. Но здесь необходи­мо не простое знание источников, а их обобщение с целью выделить ведущие положения, идеи, направления. Очень важно изучить вопрос о том, как возникла данная проблема, и какое решение она получала в разное время, в разных условиях.

Обобщая вышеизложенное, следует указать на две основные стадии в использовании литературных источ­ников: подготовительную и учебную. На подготовительной стадии происхо­дит общее ознакомление со всей имеющейся по теме литературой, идет выбор источников, материалов. На второй стадии, при собственно учебной работе, когда с достаточной четкостью определен объем литературных источников их логическая связка и структура содержания, работа над литературой становится еще более глубокой. В это время всесторонне изучается современное состояние проблемы, история вопроса и готовится обзор источ­ников и материалов. Схема анализа теоретических концепций представлена в Приложении Н.

Самостоятельная теоретическая работа побуждает к экспериментальными, практическими исследованиями. Происходит, накопление собственных материалов: ориги­нальных и ценных фактических данных, позволяющих формировать профессиональное мировоззрение студента-психолога.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Безрукова, В. С. Как написать реферат, курсовую, диплом. /В.С. Безрукова.– СПб.: Питер, 2004. – 176с.

2. Валеев, Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология».– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.– 134 с.

3. Подготовка и защита курсовых и дипломных работ: Методические указания для студентов психологического факультета [Электронный ресурс] // Составитель Н. В. Зоткин – Самара: Сам.ГУ, 2002. – 22с. Режим доступа: http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads

4. Предмет и метод психологии: Антология / под ред. Е. Б. Старовойтенко. М. : Академический проект : Гаудеамус, 2005. 512 с.

5. Тютюнник, В.И. Основы психологических исследований: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии высших учеб­ных заведений по направлению 521000—«Психология». М.: УМК «Психология», 2002. – 208с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads   

 


Приложение А

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА курсовых РАБОТ

по дисциплине «Психология развития, возрастная психология»

Тема курсовой работы
1. Развитие речи у детей раннего возраста
2. Психологические особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
3. Психологические особенности протекания кризиса трех лет
4. Особенности развития мышления в дошкольном возрасте
5. Развитие творческого воображения в старшем дошкольном возрасте
6. Пути активизации воображения дошкольников
7. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
8. Развитие произвольного поведения дошкольников в сюжетно-ролевой игре
9. Особенности агрессивного поведения дошкольников
10. Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте
11. Пути активизации воображения у детей дошкольного возраста
12. Становление и развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте
13. Психологические особенности развития интеллектуальной сферы у детей младшего дошкольного возраста
14. Психологические особенности развития интеллектуальной сферы у детей старшего дошкольного возраста
15. Особенности развития памяти детей в младшем дошкольном возрасте
16. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста
17. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста
18. Развитие творческого воображения в младшем школьном возрасте
19. Особенности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте
20. Особенности развития волевых качеств личности в младшем школьном возрасте
21. Психологические особенности развития эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте
22. Психологические особенности диалогического взаимодействия в младшем школьном возрасте
23. Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
24. Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста
25. Психологические причины школьной неуспеваемости подростков
26. Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте
27. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте
28. Особенности развития самосознания в подростковом возрасте
29. Особенности социальной ситуации развития подростков
30. Развитие эмоционально-волевой сферы подростков
31. Психологические особенности общения в юношеском возрасте
32. Особенности развития личности в раннем юношеском возрасте
33. Особенности развития самооценки в юношеском возрасте
34. Особенности проявления кризиса идентичности в юношеском возрасте
35. Психологические особенности учебной деятельности студентов
36. Особенности развития интеллектуальной сферы взрослых
37. Особенности кризиса среднего возраста
38. Развитие психических процессов в период взрослости
39. Психосоциальное развитие взрослых
40. Основные стрессоры старости
41. Психологические особенности развития личности в пожилом возрасте
42. Особенности интеллектуального развития в пожилом и старческом возрасте
43. Эмоциональные переживания в старости

 

 

Приложение Б

Образец оформления библиографического списка

 

1. Булах И.С. Психологические основы личностного роста подростков: автореф. дис. …. док. психол. наук: 19.00.07 "Педагогическая и возрастная психология" /Ирина Сергеевна Булах. -К., 2004. - 42 с.

2. Житарюк В.И. Психологические предпосылки развития нравственности младших школьников: дис ... канд. псих, наук: 19.00.07 /Василий Иванович Житарюк. - 2008. - 180 с.

3. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 432с.

4. Имедададзе И.В. Интеракционизм и общепсихологическая теория установки.// Психологический журнал. -2012.- №3.- Том 33.- С. 33 — 42.

5. Казанская, В.Г. Педагогическая психология: учебное пособие / В.Г. Казанская. - СПб.: Питер, 2003.- 366 с.

6. Коробкин, М.В. Современная психология / М.В. Коробкин [и д.р.] – СПб.: Питер, 2014.– 325 с.

7. Мотивы агрессии: учеб. пособие / В.Е. Салоян, П.И. Серегин, Н.Н. Петров, Г.А. Саков. – СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. – 92 с. 

8. Практическая психодиагностика. Методики и тексты: учебное пособие / под ред. Д.Я. Райгородского - Самара: Издательский Дом «БФХРФХ-М», 2008.- 672 с.

9. Рубин, А.Э. Справочник психолога: вопросы диагностики / А.Э. Рубин, Л.К. Краснова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вектор, 2003. – 800 с. 

10. Суховершена, Ю.В. Тренинг коммуникативной компетенции / Ю.В. Суховершена, Е.П. Тихомирова, Ю.Е. Скоромная. – М.: академический Проект; Трикста, 2006.– 112с.

11. Тютюнник, В.И. Основы психологических исследований: Учебно-методическое пособие [Элек­трон­ный ресурс] / В.И. Тютюнник // М.: УМК «Психология», 2002. – 208с. – Режим доступа :http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads >(дата обращения 10.11.2015)

 

Приложение В

 

Контрольные точки исследования. (по В. С. Безруковой)

 

Этапы

Формы исследования

Дата
  1-ая курсовая 2-ая курсовая 3 и 4 курсовые  
1 Выбор темы + + +  
2 Первичное ознакомление с научными источниками + + +  
3 Определение возможностей исследования темы     +  
4 Первичное ознакомление с экспериментальной базой     +  
5 Корректировка и утверждение темы + + +  
6 Разработка научного аппарата исследования  + + +  
7 Разработка программы исследования     +  
8 Разработка примерного плана написания работы + + +  
9 Изучение литературы, конспектирование + + +  
10 Анализ теоретических подходов + + +  
11 Разработка плана обобщения опыта работы     +  
12 Разработка программы эксперимента     +  
13 Подготовка экспериментального материала     +  
14 Обработка теоретического материала + + +  
15 Написание теоретических глав работы + + +  
16 Обсуждение глав с научным руководителем + + +  
17 Проведение констатирующего эксперимента     +  
18 Обработка экспериментального материала     +  
19 Описание эксперимента     +  
20 Написание эмпирической главы   + +  
21 Написание практических рекомендаций     +  
22 Подготовка приложения   + +  
23 Согласование глав   + +  
24 Разработка заключения + + +  
25 Составление списка использованных источников + + +  
26 Обработка и литературная правка всего текста + + +  
27 Чтение работы научным руководителем + + +  
28 Доработка по замечаниям + + +  
29 Предзащита     +  
30 Оформление работы + + +  
31 Представление к защите + + +  
32 Оформление документов (отзывы, рецензии)     +  
33 Подготовка выступления к защите + + +  
34 Публичная защита работы + + +  

Приложение Г

Форма титульного листа курсовой работы

по дисциплине «Психология развития, возрастная психология»

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Севастопольский государственный университет»

 ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Общая и прикладная психология и педагогика»

 

К УРСОВА Я Р А БОТА

 

по  

 (название дисциплины)

 

на тему:  

 

Студента ______курса _________________группы

Направление подготовки 37.05.02 «Психология служебной деятельности»/ 37.03.01 «Психология»

Профиль: «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях»/ Общий

 

(фамилия и инициалы студента)

 

Руководитель  

                (должность, ученое звание, научная степень, фамилия и инициалы руководителя)  

 

 

Национальная шкала ______________________   

Количество балов: __________Оценка: ECTS _____

                                         

                                     Члены комиссии     ______________ __________________________

                                                                                   (подпись)                  (фамилия и инициалы)

 

                                                                            ___________________________________________

                                                                                  (подпись)                   (фамилия и инициалы)

 

                                                                           ___________________________________________

                                                                                  (подпись)                   (фамилия и инициалы)

 

г. Севастополь – 2017 год

 

Приложение Д

Форма задания на курсовую работу студента

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования «Севастопольский государственный университет»

Дата: 2018-12-21, просмотров: 418.