В литературном материале легче ориентироваться тогда, когда он приведен в систему. Поэтому необходимо (придерживаться определенного порядка при записи и хранении написанного, вести учет этой работы. Так, записи могут вестись не в одной общей тетради, а в разных тетрадях по отдельным проблемам или вопросам. При этом тетради нумеруются, а на обложке пишется перечень произведений, тем, вопросов. Материал может также подбираться по разным, тематическим, папкам, которые также нумеруются и снабжаются кратким справочником.
Полезно совмещать записи с вырезками из собственных журналов и газет. В своих книгах используются закладки, делаются вкладки и вклейки печатного материала, собственных записей, указателей и других материалов. Чтобы проанализировать большое количество записей или текстов сразу по нескольким узким вопросам, применяют закладки разного цвета с цифровыми или буквенными обозначениями (шифром того или иного вопроса).
Своя картотека – хорошая форма учета и систематизации просмотренной и прочитанной литературы, как библиотечной, так и собственной. Карточки лучше группировать по тематическому признаку. На карточке надо ставить номера тетради или папки, где находится запись или соответствующий материал. Здесь же может быть записана и аннотация. Чтобы не возникало затруднений при повторном обращении к источнику, в карточке желательно записывать шифр библиотеки, где можно получить данную книгу или журнал.
В практике случается, что литература, сразу не вызвавшая особого интереса для исследования, затем становится необходимой. Поэтому, кроме картотеки, полезно иметь тетрадь, где отмечаются новые интересные книги, статьи. Этот список пополняется в результате систематического просмотра библиографических пособий, новинок литературы, периодической печати. Чтобы по тетради легче было разыскать нужный материал, в ней полезно предусмотреть отдельные крупные разделы.
Хорошее средство систематизации литературного материала – подготовка рефератов и рецензий. Реферат пишется на материале одного или нескольких источников для выяснения и изложения сущности того или иного вопроса. Это своего рода предварительная работа, выполненная в основном для себя. Реферат – одна из начальных форм самообразовательной работы. Большую пользу приносят рефераты-доклады. Они дают практику устного краткого и аргументированного изложения существа вопроса в аудитории, а для слушателей это одно из средств информации о литературе по той или иной проблеме. Весьма полезен обмен мнениями по теме доклада. Коллективные обсуждения, коллоквиумы, семинары – необходимое звено в системе работы над литературными источниками.
В рецензии дается критическая оценка отдельного произведения или нескольких книг, статей. Это отзыв, суждение о прочитанном, подкрепленное соответствующими доказательствами: фактами, доводами, пояснениями. Рецензии подводят к обзору литературы по изучаемой проблеме.
В обзоре литературы по существу подводится итог работы над источниками. Вместе с тем здесь определяются очень важные для изучения исходные установки. Так, делая обзор, устанавливают: есть ли литература специально по той проблеме; какие стороны проблемы в литературе затрагиваются и как освещаются, какие методы при этом используются; в чем достоинства и недостатки данных исследований. Кроме того, устанавливается и анализируется литература, имеющая косвенное отношение к изучаемой проблеме. В результате выделяются источники, выполняющие методологическую функцию, т. е. содержащие наиболее важные общие теоретические принципы. Определяется литература, которая может служить для подтверждения некоторых выдвигаемых в исследовании положений. Особое место занимают источники, подвергающиеся критике.
Понятно, что при составлении обзора нужно учесть всю основную литературу, которая имеет непосредственное отношение к изучаемой проблеме и обладает в этом отношении определенной ценностью. Но здесь необходимо не простое знание источников, а их обобщение с целью выделить ведущие положения, идеи, направления. Очень важно изучить вопрос о том, как возникла данная проблема, и какое решение она получала в разное время, в разных условиях.
Обобщая вышеизложенное, следует указать на две основные стадии в использовании литературных источников: подготовительную и учебную. На подготовительной стадии происходит общее ознакомление со всей имеющейся по теме литературой, идет выбор источников, материалов. На второй стадии, при собственно учебной работе, когда с достаточной четкостью определен объем литературных источников их логическая связка и структура содержания, работа над литературой становится еще более глубокой. В это время всесторонне изучается современное состояние проблемы, история вопроса и готовится обзор источников и материалов. Схема анализа теоретических концепций представлена в Приложении Н.
Самостоятельная теоретическая работа побуждает к экспериментальными, практическими исследованиями. Происходит, накопление собственных материалов: оригинальных и ценных фактических данных, позволяющих формировать профессиональное мировоззрение студента-психолога.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Безрукова, В. С. Как написать реферат, курсовую, диплом. /В.С. Безрукова.– СПб.: Питер, 2004. – 176с.
2. Валеев, Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология».– Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002.– 134 с.
3. Подготовка и защита курсовых и дипломных работ: Методические указания для студентов психологического факультета [Электронный ресурс] // Составитель Н. В. Зоткин – Самара: Сам.ГУ, 2002. – 22с. Режим доступа: http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads
4. Предмет и метод психологии: Антология / под ред. Е. Б. Старовойтенко. М. : Академический проект : Гаудеамус, 2005. 512 с.
5. Тютюнник, В.И. Основы психологических исследований: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000—«Психология». М.: УМК «Психология», 2002. – 208с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads
Приложение А
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА курсовых РАБОТ
по дисциплине «Психология развития, возрастная психология»
№ | Тема курсовой работы |
1. | Развитие речи у детей раннего возраста |
2. | Психологические особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению |
3. | Психологические особенности протекания кризиса трех лет |
4. | Особенности развития мышления в дошкольном возрасте |
5. | Развитие творческого воображения в старшем дошкольном возрасте |
6. | Пути активизации воображения дошкольников |
7. | Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста |
8. | Развитие произвольного поведения дошкольников в сюжетно-ролевой игре |
9. | Особенности агрессивного поведения дошкольников |
10. | Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте |
11. | Пути активизации воображения у детей дошкольного возраста |
12. | Становление и развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте |
13. | Психологические особенности развития интеллектуальной сферы у детей младшего дошкольного возраста |
14. | Психологические особенности развития интеллектуальной сферы у детей старшего дошкольного возраста |
15. | Особенности развития памяти детей в младшем дошкольном возрасте |
16. | Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста |
17. | Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста |
18. | Развитие творческого воображения в младшем школьном возрасте |
19. | Особенности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте |
20. | Особенности развития волевых качеств личности в младшем школьном возрасте |
21. | Психологические особенности развития эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте |
22. | Психологические особенности диалогического взаимодействия в младшем школьном возрасте |
23. | Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте |
24. | Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста |
25. | Психологические причины школьной неуспеваемости подростков |
26. | Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте |
27. | Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте |
28. | Особенности развития самосознания в подростковом возрасте |
29. | Особенности социальной ситуации развития подростков |
30. | Развитие эмоционально-волевой сферы подростков |
31. | Психологические особенности общения в юношеском возрасте |
32. | Особенности развития личности в раннем юношеском возрасте |
33. | Особенности развития самооценки в юношеском возрасте |
34. | Особенности проявления кризиса идентичности в юношеском возрасте |
35. | Психологические особенности учебной деятельности студентов |
36. | Особенности развития интеллектуальной сферы взрослых |
37. | Особенности кризиса среднего возраста |
38. | Развитие психических процессов в период взрослости |
39. | Психосоциальное развитие взрослых |
40. | Основные стрессоры старости |
41. | Психологические особенности развития личности в пожилом возрасте |
42. | Особенности интеллектуального развития в пожилом и старческом возрасте |
43. | Эмоциональные переживания в старости |
Приложение Б
Образец оформления библиографического списка
1. Булах И.С. Психологические основы личностного роста подростков: автореф. дис. …. док. психол. наук: 19.00.07 "Педагогическая и возрастная психология" /Ирина Сергеевна Булах. -К., 2004. - 42 с.
2. Житарюк В.И. Психологические предпосылки развития нравственности младших школьников: дис ... канд. псих, наук: 19.00.07 /Василий Иванович Житарюк. - 2008. - 180 с.
3. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 432с.
4. Имедададзе И.В. Интеракционизм и общепсихологическая теория установки.// Психологический журнал. -2012.- №3.- Том 33.- С. 33 — 42.
5. Казанская, В.Г. Педагогическая психология: учебное пособие / В.Г. Казанская. - СПб.: Питер, 2003.- 366 с.
6. Коробкин, М.В. Современная психология / М.В. Коробкин [и д.р.] – СПб.: Питер, 2014.– 325 с.
7. Мотивы агрессии: учеб. пособие / В.Е. Салоян, П.И. Серегин, Н.Н. Петров, Г.А. Саков. – СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. – 92 с.
8. Практическая психодиагностика. Методики и тексты: учебное пособие / под ред. Д.Я. Райгородского - Самара: Издательский Дом «БФХРФХ-М», 2008.- 672 с.
9. Рубин, А.Э. Справочник психолога: вопросы диагностики / А.Э. Рубин, Л.К. Краснова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вектор, 2003. – 800 с.
10. Суховершена, Ю.В. Тренинг коммуникативной компетенции / Ю.В. Суховершена, Е.П. Тихомирова, Ю.Е. Скоромная. – М.: академический Проект; Трикста, 2006.– 112с.
11. Тютюнник, В.И. Основы психологических исследований: Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / В.И. Тютюнник // М.: УМК «Психология», 2002. – 208с. – Режим доступа :http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads >(дата обращения 10.11.2015)
Приложение В
Контрольные точки исследования. (по В. С. Безруковой)
№ | Этапы | Формы исследования | Дата | ||
1-ая курсовая | 2-ая курсовая | 3 и 4 курсовые | |||
1 | Выбор темы | + | + | + | |
2 | Первичное ознакомление с научными источниками | + | + | + | |
3 | Определение возможностей исследования темы | + | |||
4 | Первичное ознакомление с экспериментальной базой | + | |||
5 | Корректировка и утверждение темы | + | + | + | |
6 | Разработка научного аппарата исследования | + | + | + | |
7 | Разработка программы исследования | + | |||
8 | Разработка примерного плана написания работы | + | + | + | |
9 | Изучение литературы, конспектирование | + | + | + | |
10 | Анализ теоретических подходов | + | + | + | |
11 | Разработка плана обобщения опыта работы | + | |||
12 | Разработка программы эксперимента | + | |||
13 | Подготовка экспериментального материала | + | |||
14 | Обработка теоретического материала | + | + | + | |
15 | Написание теоретических глав работы | + | + | + | |
16 | Обсуждение глав с научным руководителем | + | + | + | |
17 | Проведение констатирующего эксперимента | + | |||
18 | Обработка экспериментального материала | + | |||
19 | Описание эксперимента | + | |||
20 | Написание эмпирической главы | + | + | ||
21 | Написание практических рекомендаций | + | |||
22 | Подготовка приложения | + | + | ||
23 | Согласование глав | + | + | ||
24 | Разработка заключения | + | + | + | |
25 | Составление списка использованных источников | + | + | + | |
26 | Обработка и литературная правка всего текста | + | + | + | |
27 | Чтение работы научным руководителем | + | + | + | |
28 | Доработка по замечаниям | + | + | + | |
29 | Предзащита | + | |||
30 | Оформление работы | + | + | + | |
31 | Представление к защите | + | + | + | |
32 | Оформление документов (отзывы, рецензии) | + | |||
33 | Подготовка выступления к защите | + | + | + | |
34 | Публичная защита работы | + | + | + |
Приложение Г
Форма титульного листа курсовой работы
по дисциплине «Психология развития, возрастная психология»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Севастопольский государственный университет»
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра «Общая и прикладная психология и педагогика»
К УРСОВА Я Р А БОТА
по |
(название дисциплины)
на тему: |
Студента | ______курса | _________________группы |
Направление подготовки 37.05.02 «Психология служебной деятельности»/ 37.03.01 «Психология»
Профиль: «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях»/ Общий
(фамилия и инициалы студента)
Руководитель |
(должность, ученое звание, научная степень, фамилия и инициалы руководителя)
Национальная шкала ______________________
Количество балов: __________Оценка: ECTS _____
Члены комиссии ______________ __________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)
___________________________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)
___________________________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)
г. Севастополь – 2017 год
Приложение Д
Форма задания на курсовую работу студента
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Севастопольский государственный университет»
Дата: 2018-12-21, просмотров: 418.