Методические рекомендации
По написанию курсовых работ
по дисциплине «Психология развития, возрастная психология»
Севастополь
2018
ББК 88.3
УДК 159.9
Рецензент: доцент кафедры «Общая и прикладная психология и педагогика», кандидат психологических наук М.В. Бадалова
Методические рекомендации по написанию курсовой работы по учебной дисциплине «Психология развития, возрастная психология» разработаны на кафедре «Общая и прикладная психология и педагогика» ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет» в соответствии со следующими нормативными документами:
– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2013 г. № 1367.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 946;
– Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.05.02 (030301) «Психология служебной деятельности Приказ Минобрнауки № 67 от 17.01.2011.
– Положение о разработке рабочих программ в ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет», утвержденное на заседании научно-методической комиссии ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет» от _________20_ г. № __
- Рабочей программой дисциплины Б1. Б.18 «Психология развития, возрастная психология».
- Рабочей программой дисциплины С.3 Б12 «Психология развития, возрастная психология».
Впервые утверждены и введены в действие на заседании кафедры ______________ от «___»____________20__г., протокол №____.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения | 4 |
2. Этапы выполнения курсовой работы по дисциплине «Психология развития, возрастная психология» 3. Требования к содержанию курсовой работы студента | 5 11 |
4. Требования к структурным элементам курсовой работы по дисциплине «Психология развития, возрастная психология» 5. Обязанности научного руководителя курсовой работы 6. Защита курсовой работы 7. Работа с литературными источниками Библиографический список | 12 19 20 21 26 |
Приложение А. Примерная тематика курсовых работ | 27 |
Приложение Б. Образец оформления библиографического списка | 28 |
Приложение В. Контрольные точки исследования (по В. С. Безруковой) | 29 |
Приложение Г. Форма титульного листа курсовой работы | 30 |
Приложение Д. Форма задания курсовой работы | 31 |
Приложение Е. Образец оформления содержания | 33 |
Приложение Ж. Форма автореферата курсовой работы | 34 |
Приложение И. Лист оценки курсовой работы студента | 35 |
Приложение К. Примеры библиографического описания литературных источников Приложение Л. Интернет-ресурсы по психологии Приложение М. Алгоритм изучения теоретических источников Приложение Н. Схема анализа теоретических концепций | 36 38 39 40 |
После утверждения на заседании кафедры «Общая и прикладная психология и педагогика» методические рекомендации являются обязательными для всех студентов, выполняющих курсовые работы по психологии.
Курсовая работа - самостоятельное творческое исследование определенных проблем, имеющих научно-прикладное значение, поэтому для ее выполнения студентам необходимо опираться на знания, полученные при изучении учебных теоретических курсов, выполнении лабораторно-практических работ.
Курсовая работа является формой учебной работы, в процессе которой студенты овладевают методикой и техникой научного исследования, приобретают навыки работы со специальной литературой, осваивают правила оформления научной документации в соответствии с действующими стандартами.
С целью организации учебно-исследовательской работы студентов учебным планом подготовки бакалавров и специалистов по специальности «Психология» и «Психология служебной деятельности» соответственно, предусмотрено написание курсовой работы:
2- я курсовая работа по дисциплине «Психология развития, возрастная психология» (выполняется в четвертом семестре студентами второго года обучения) является практико-ориентированным исследованием, включающим элементы психологического эксперимента.
В ходе написания курсовой работы по учебной дисциплине «Психология развития, возрастная психология» у студентов формируются представления, направленные на формирование следующих компетенций:
Для направления подготовки 37.03.01
ПК-4- способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
ПК-5- способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;
ПК-8 - способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии.
Для направления подготовки 37.05.02
ПК-2- способность выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.
ПК-17-способность осуществлять консультирование в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста.
Целями курсовой работы являются :
- расширение и углубление теоретических знаний студентов по фундаментальным и практико-ориентированным отраслям психологии;
- овладение методикой психологического исследования;
- приобретение навыков самостоятельного литературного поиска при решении конкретных исследовательских задач;
- совершенствование навыков обобщения теоретических и эмпирических данных;
- совершенствование умений корректной обработки и интерпретации психодиагностического материала;
- применение системы полученных теоретических знаний в практике решения конкретных психологических задач.
В курсовой работе по психологии студент должен показать :
- понимание логики психологического исследования;
- умение ориентироваться в современных научных концепциях;
- умение анализировать и обобщать литературные источники, формулировать выводы и предположения;
- умение самостоятельно ставить и решать исследовательские и практические задачи;
- навыки количественной и качественной обработки эмпирического материала.
В результате выполнения курсовой работы студент должен:
Сформировать представление:
- о содержании и структуре курсовой работы, целью которой является изучение проблемы исследования;
- об алгоритме планирования, организации и реализации психологического исследования, а также оформления и представления его результатов, в том числе подготовки и представления устных выступлений, подготовки наглядных средств и презентации.
Закрепить знания:
- о требованиях к оформлению курсовой работы по дисциплине «Психология развития, возрастная психология»;
- об этапах и научном аппарате психологического исследования;
- о критериях выбора темы эмпирического исследования, постановки его проблемы и его оформления в соответствии с требованиями, предъявляемыми к исследовательским работам по психологии.
Продемонстрировать умения:
- выделения и уточнения исследовательской проблемы, определения объекта и предмета исследования, формулировки его цели и задач;
- выработки оптимальных исследовательских стратегий с учетом имеющихся ограничений;
- разработки программы собственного исследовательского проекта в устной и письменной форме;
- подготовки материалов к защите и презентации результатов исследования.
Владеть:
- тезаурусом психологической науки (раздел «Психология развития, возрастная психология»);
- методами теоретического исследования;
- аналитическим стилем изложения научного текста;
- навыком оформления текста работы, содержащей аналитический обзор психологической литературы по проблеме исследования и эмпирическую часть.
Приобрести опыт:
- самостоятельной работы над проблемой исследования;
- осуществления поиска научной литературы по проблеме исследования;
- представления полученных результатов;
- публичной защиты выполненной работы.
Последовательность выполнения курсовой работы носит традиционный характер и включает в себя следующие этапы:
Выбор темы
Тематика курсовой работы разрабатывается и утверждается кафедрой «Общая и прикладная психология и педагогика». Она должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития возрастной психологии и решать конкретные задачи процесса обучения.
Студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы из утвержденного списка. Выполнение курсовой работы осуществляется под научным руководством преподавателя кафедры «Общая и прикладная психология и педагогика».
На кафедре «Общая и прикладная психология и педагогика» разрабатывается субъектный подход, то есть поддерживается образовательная среда, в которой студент совместно с преподавателями ищет точки раскрытия своего творческого, прикладного и научного потенциала. В связи с этим, необходимо относиться к утвержденному перечню тематик как к общему вектору, направлению исследований, в рамках которого можно сформулировать индивидуальную тему, соответствующую научным вкусам и практическим интересам студента. Такой подход обеспечивает уникальность каждого исследования. Научный руководитель помогает студенту конкретизировать тему, которая затем рассматривается и утверждается на заседании кафедры. Если в процессе выполнения исследования понадобиться уточнить тему, такая возможность будет предоставлена в установленные сроки при условии достаточного обоснования необходимости таких корректировок.
Выбор одной и той же темы курсовой работы двумя и более студентами не допускается.
Тема научной работы должна быть:
1. Конкретной. Если тему невозможно полностью раскрыть в рамках студенческой работы, ее необходимо конкретизировать, сделать более узкой.
2. Измеримой. Все заявленные параметры можно диагностировать с помощью психологического инструментария.
3. Достижимой. По итогам исследования студент должен дать четкий ответ на вопрос, заявленный в теме. Например, если тема предполагает изучение взаимосвязи параметра Х с параметром У, то по итогам исследования должно быть возможным ответить одной фразой, каким образом Х и У связаны между собой.
4. Связанной с нуждами Крымского региона, вносящей вклад в обеспечение психологического комфорта крымчан.
Допустимо, если студент разрабатывает единую научную проблематику, и темы его курсовых работ являются смысловым продолжением и усложнением от младших курсов к старшим.
(Примерная тематика курсовых работ по учебной дисциплине представлена в Приложении А).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 387.