Л.Б. Кадышева, И.Л. Пономаренко
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Методические рекомендации

По написанию курсовых работ

по дисциплине «Психология развития, возрастная психология»

Севастополь

2018


 

ББК 88.3

УДК 159.9

 

Рецензент: доцент кафедры «Общая и прикладная психология и педагогика», кандидат психологических наук М.В. Бадалова

 

Методические рекомендации по написанию курсовой работы по учебной дисциплине «Психология развития, возрастная психология» разработаны на кафедре «Общая и прикладная психология и педагогика» ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет» в соответствии со следующими нормативными документами:

– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2013 г. № 1367.

- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 946;

– Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.05.02 (030301) «Психология служебной деятельности Приказ Минобрнауки № 67 от 17.01.2011.

– Положение о разработке рабочих программ в ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет», утвержденное на заседании научно-методической комиссии ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет» от _________20_ г. № __

 

- Рабочей программой дисциплины Б1. Б.18 «Психология развития, возрастная психология».

- Рабочей программой дисциплины С.3 Б12 «Психология развития, возрастная психология».

 

Впервые утверждены и введены в действие на заседании кафедры ______________ от «___»____________20__г., протокол №____.

 

 


 



СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения 4
2. Этапы выполнения курсовой работы по дисциплине «Психология развития, возрастная психология» 3. Требования к содержанию курсовой работы студента 5   11
4. Требования к структурным элементам курсовой работы по дисциплине «Психология развития, возрастная психология» 5. Обязанности научного руководителя курсовой работы 6. Защита курсовой работы 7. Работа с литературными источниками Библиографический список   12 19 20 21 26
Приложение А. Примерная тематика курсовых работ 27
Приложение Б. Образец оформления библиографического списка 28
Приложение В. Контрольные точки исследования (по В. С. Безруковой) 29
Приложение Г. Форма титульного листа курсовой работы 30
Приложение Д. Форма задания курсовой работы 31
Приложение Е. Образец оформления содержания 33
Приложение Ж. Форма автореферата курсовой работы 34
Приложение И. Лист оценки курсовой работы студента 35
Приложение К. Примеры библиографического описания литературных источников Приложение Л. Интернет-ресурсы по психологии Приложение М. Алгоритм изучения теоретических источников                                                                                                                                Приложение Н. Схема анализа теоретических концепций       36 38 39 40       

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

После утверждения на заседании кафедры «Общая и прикладная психология и педагогика» методические рекомендации являются обязательными для всех студентов, выполняющих курсовые работы по психологии.

Курсовая работа - самостоятельное творческое исследование определенных проблем, имеющих научно-прикладное значение, поэтому для ее выполнения  студентам необходимо опираться на знания, полученные при изучении учебных теоретических курсов, выполнении лабораторно-практических работ.

Курсовая работа является формой учебной работы, в процессе которой студенты овладевают методикой и техникой научного исследования, приобретают навыки работы со специальной литературой, осваивают правила оформления научной документации в соответствии с действующими стандартами.

С целью организации учебно-исследовательской работы студентов учебным планом подготовки бакалавров и специалистов по специальности «Психология» и «Психология служебной деятельности» соответственно, предусмотрено написание  курсовой работы:

2- я курсовая работа по дисциплине «Психология развития, возрастная психология» (выполняется в четвертом семестре студентами второго года обучения) является практико-ориентированным исследованием, включающим элементы психологического эксперимента.

В ходе написания курсовой работы по учебной дисциплине «Психология развития, возрастная психология» у студентов формируются представления, направленные на формирование следующих компетенций:

Для направления подготовки 37.03.01  

ПК-4- способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;

ПК-5- способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;

ПК-8 - способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии.

Для направления подготовки 37.05.02

ПК-2- способность выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.

ПК-17-способность осуществлять консультирование в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста.

Целями курсовой работы являются :

- расширение и углубление теоретических знаний студентов по фундаментальным и практико-ориентированным отраслям психологии;

- овладение методикой психологического исследования;

- приобретение навыков самостоятельного литературного поиска при решении конкретных исследовательских задач;

- совершенствование навыков обобщения теоретических и эмпирических данных;

- совершенствование умений корректной обработки и интерпретации психодиагностического материала;

- применение системы полученных теоретических знаний в практике решения конкретных психологических задач.

В курсовой работе по психологии студент должен показать :

- понимание логики психологического исследования;

- умение ориентироваться в современных научных концепциях;

- умение анализировать и обобщать литературные источники, формулировать выводы и предположения;

- умение самостоятельно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

- навыки количественной и качественной обработки эмпирического материала.

В результате выполнения курсовой работы студент должен:

Сформировать представление:

- о содержании и структуре курсовой работы, целью которой является изучение проблемы исследования;

- об алгоритме планирования, организации и реализации психологического исследования, а также оформления и представления его результатов, в том числе подготовки и представления устных выступлений, подготовки наглядных средств и презентации.

Закрепить знания:

- о требованиях к оформлению курсовой работы по дисциплине «Психология развития, возрастная психология»;

- об этапах и научном аппарате психологического исследования;

- о критериях  выбора темы эмпирического исследования, постановки его проблемы и его оформления в соответствии с требованиями, предъявляемыми к исследовательским работам по психологии.

Продемонстрировать умения:

- выделения и уточнения исследовательской проблемы, определения объекта и предмета исследования, формулировки его цели и задач;

- выработки оптимальных исследовательских стратегий с учетом имеющихся ограничений;

- разработки программы собственного исследовательского проекта в устной и письменной форме;

- подготовки материалов к защите и презентации результатов исследования.

Владеть:

- тезаурусом психологической науки (раздел «Психология развития, возрастная психология»);

- методами теоретического исследования;

- аналитическим стилем изложения научного текста;

- навыком оформления текста работы, содержащей аналитический обзор психологической литературы по проблеме исследования и эмпирическую часть.

Приобрести опыт:

- самостоятельной работы над проблемой исследования;

- осуществления поиска научной литературы по проблеме исследования;

- представления полученных результатов;

- публичной защиты выполненной работы.

  1. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГИИ

 

Последовательность выполнения курсовой работы носит традиционный характер и включает в себя следующие этапы:


Выбор темы

Тематика курсовой работы разрабатывается и утверждается кафедрой «Общая и прикладная психология и педагогика». Она должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития возрастной психологии и решать конкретные задачи процесса обучения.

Студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы из утвержденного списка. Выполнение курсовой работы осуществляется под научным руководством преподавателя кафедры «Общая и прикладная психология и педагогика».

На кафедре «Общая и прикладная психология и педагогика» разрабатывается субъектный подход, то есть поддерживается образовательная среда, в которой студент совместно с преподавателями ищет точки раскрытия своего творческого, прикладного и научного потенциала. В связи с этим, необходимо относиться к утвержденному перечню тематик как к общему вектору, направлению исследований,  в рамках которого можно сформулировать индивидуальную тему, соответствующую научным вкусам и практическим интересам студента. Такой подход обеспечивает уникальность каждого исследования. Научный руководитель помогает студенту конкретизировать тему, которая затем рассматривается и утверждается на заседании кафедры. Если в процессе выполнения исследования понадобиться уточнить тему, такая возможность будет предоставлена в установленные сроки при условии достаточного обоснования необходимости таких корректировок.

Выбор одной и той же темы курсовой работы двумя и более студентами не допускается.

Тема научной работы должна быть:

1. Конкретной. Если тему невозможно полностью раскрыть в рамках студенческой работы, ее необходимо конкретизировать, сделать более узкой.

2. Измеримой. Все заявленные параметры можно диагностировать с помощью психологического инструментария.

3. Достижимой. По итогам исследования студент должен дать четкий ответ на вопрос, заявленный в теме. Например, если тема предполагает изучение взаимосвязи параметра Х с параметром У, то по итогам исследования должно быть возможным ответить одной фразой, каким образом Х и У связаны между собой.

4. Связанной с нуждами Крымского региона, вносящей вклад в обеспечение психологического комфорта крымчан.

Допустимо, если студент разрабатывает единую научную проблематику, и темы его курсовых работ являются смысловым продолжением и усложнением от младших курсов к старшим.

(Примерная тематика курсовых работ по учебной дисциплине представлена в Приложении А).

Дата: 2018-12-21, просмотров: 394.