Проблема исследования. Любое исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос, что надо изучить из того, что раньше не было изучено.
Как правило, в науке исследователь идет от запросов практики. А решение любой научной проблемы, в конечном счете, способствует улучшению практической деятельности. Сама по себе практическая необходимость еще не является научной проблемой. Она служит стимулом для поисков научных средств решения практической задачи и поэтому предполагает обращение к науке.
Решить практическую задачу средствами науки – означает получить знания, которые затем будут положены в основу практической деятельности. Область неизвестного в научном знании – «белое пятно на карте науки» – и есть научная проблема.
Одна практическая задача может быть решена на основе изучения множества научных проблем, и наоборот, результаты решения одной научной проблемы могут способствовать решению множества практических задач.
В качестве одного из основных критериев существования проблемы следует рассматривать наличие объективно существующих противоречий, которые могут быть разрешены средствами науки. Если есть такое противоречие, значит, есть и проблема, подлежащая исследованию. Например, знания о природе и формах агрессии обширны, составлены учебники, монографии, однако на практике многие педагоги не способны совладать с агрессивными подростками. Здесь психолог может изучать личностные особенности как трудновоспитуемых, так и самих педагогов.
Актуальность исследования
Все рассматриваемые характеристики научного исследования взаимосвязаны между собой, они дополняют и корректируют друг друга. Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности исследования, то есть потребности ответить на вопрос, почему данную проблему нужно изучать в настоящее время.
Следует различать актуальность научного направления в целом и актуальность конкретной темы внутри общего направления. Актуальность направления, как правило, не нуждается в сложной системе доказательств. Иное дело – обоснование актуальности темы. Необходимо достаточно убедительно показать, что именно она среди тех, что уже исследовались, самая насущная. При этом в работах теоретико-прикладного характера, важно различать практическую и научную актуальность темы. Какая-либо проблема может быть уже решена в науке, но не доведена до практики. В этом случае она актуальна для практики, но не актуальна для науки, и, следовательно, нужно не предпринимать еще одно исследование, дублирующее предыдущее, а принять меры к внедрению того, что уже имеется. Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если оно актуально в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики, а во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи. Наиболее убедительным основанием, определяющим актуальность исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения.
Объект и предмет исследования
Психологическая практика бесконечно разнообразна. Исследователь же должен получить некоторые конечные результаты исследования, область применимости которых четко ограничена. Если он не выделит в том объекте, на который направлено его внимание, главный, ключевой пункт, аспект или связь, он может, образно говоря, «расплыться мыслью по древу», пойти сразу во всех направлениях.
В качестве объекта познания выступают связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания. В целом, объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит источником необходимой для исследования информации, своеобразным полем научного поиска.
Объект исследования в психологии – это, как правило, процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя.
В качестве объекта могут выступать, например, как мыслительные процессы школьников, так и процессы обучения, воспитания или развития личности в определенных условиях.
Понятие «предмет исследования» еще конкретнее по-своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению.
В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. Поэтому в предмет включаются только те элементы, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Следовательно, определение предмета исследования означает установление границы поиска.
В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими научными средствами и методами.
Другими словами, определяя объект исследования, следует ответить на вопрос, что рассматривается? Предмет же исследования обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как исследуется объект, какие новые отношения, свойства и функции объекта изучаются.
Точное определение предмета избавляет исследователя от заведомо безнадежных попыток «объять необъятное», сказать все, в том числе и новое, об объекте, имеющем в принципе неограниченное число элементов, свойств и отношении. Формулирование предмета исследования – результат учета задач, реальных возможностей и имеющихся в науке эмпирических описаний объекта, а также других характеристик исследования. Так, например, в объекте «агрессия в подростковом возрасте» был выделен предмет: «формы агрессивного поведения подростков, зависимых от компьютерных игр». В данном случае объект подвергается двойному ограничению: рассматриваются только формы агрессивного поведения и только у зависимых от компьютерных игр подростков. При такой формулировке предмета становиться понятной связь предпринимаемого исследования с практикой: разработка рекомендаций и алгоритмов психологической помощи зависимым от компьютерных игр подросткам и их родителям.
Учитывая все сказанное, нельзя признать удачным выделение в качестве предмета широкого участка действительности без указания на аспект или способ рассмотрения этого фрагмента изучаемой объектной сферы. Например, слишком широко обозначен предмет исследования, в следующих формулировках: «психологическое выгорание» или «коммуникативные умения и навыки».
Иногда возникает разрыв между объектом и предметом исследования, они выделяются в разных научных отраслях, что ведет к нарушению целостности и концептуальности работы, системности получаемых результатов, к аморфности изложения и, тем самым, к заметному снижению уровня теоретической и практической значимости исследования. Чаще всего подобное «расщепление» происходит в плоскостях педагогики и психологии. Так, объект определяется в области психологии (например, профессиональная готовность учителя к обучающей деятельности), а предмет – в области педагогики (процесс подготовки студентов физико-математических факультетов педагогических институтов к использованию проблемного обучения в школе).
Обобщая сказанное, подчеркнем, что предмет исследования должен формироваться на объективной основе самим исследователем, который придает ему определенную логическую форму выражения. Определение объекта и предмета исследования служит показателем степени углубления исследователя в сущность объекта и продвижения в самом исследовательском процессе.
Цель и задачи исследования определяются исходя из актуальности, объекта и предмета исследования.
Цель исследования – это обоснованное представление об общих, конечных или промежуточных результатах научного поиска.
По существу, в цели формулируется общий замысел исследования. Поэтому она должна быть сформулирована лаконично и предельно точно в смысловом отношении. Как правило, определение цели позволяет исследователю окончательно определиться с темой своей научной работы. Намечая логику исследования, ученый формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать для достижения цели. Таких задач рекомендуется выделять сравнительно немного, не более трёх-четырех.
Первая задача, как правило, связана с уточнением, углублением, методологическим обоснованием психологической сущности, природы, структуры изучаемого объекта; вторая - с анализом реального состояния предмета исследования, динамики внутренних противоречий его развития; третья – со способами преобразования, опытно-экспериментальной проверки; четвертая – с прикладными аспектами работы.
Гипотеза исследования
Одним из методов развития научного знания, а также структурных элементов теории является гипотеза – предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.
Следовательно, гипотеза исследования – научно-состоятельное предположение, предвидение хода исследования и его результата.
Слово «гипотеза» означает достоверно не доказанное объяснение причин каких-либо явлений, утверждаемое предположение, имеющее научное обоснование, прием познавательной деятельности.
Научная гипотеза возникает вследствие обобщения накопленного фактического материала. Гипотеза незаменима в ситуации, когда необходимо объяснить причинно-следственные зависимости изучаемого явления. Гипотеза не может быть истинной или ложной, поскольку утверждение, содержащееся в ней, носит проблематичный характер. О гипотезе можно говорить лишь как о корректной или некорректной по отношению к предмету исследования.
Структура гипотезы может быть трехсоставной, т. е. включать: а) утверждение; б) предположение; в) научное обоснование.
Гипотеза – это не пространное предположение. Она должна соответствовать следующим методологическим требованиям: логической простоты и непротиворечивости, вероятности, широты применения, концептуальности, научной новизны и верификации.
Первое требование – логической простоты – предполагает, что гипотеза не должна содержать в себе ничего лишнего. Ее назначение – объяснять, как можно больше фактов возможно меньшим числом предпосылок, представлять широкий класс явлений, исходить из немногих оснований. Всякое несодержательное вступление перед формулировкой гипотезы часто становится излишним: «В результате констатирующего эксперимента сделано предположение, что...»; «В результате предварительного изучения указанной проблемы и анализа предмета исследования выдвинута гипотеза...» и т. п.
Требование логической непротиворечивости расшифровывается следующим образом: во-первых, гипотеза есть система суждений, где ни одно из них не является формально-логическим отрицанием другого; во-вторых, она не противоречит всем имеющимся достоверным фактам; в-третьих, соответствует установленным и устоявшимся в науке законам.
Требование вероятности гласит, что основное предположение гипотезы должно иметь высокую степень возможности ее реализации. Иначе говоря, гипотеза может быть и многоаспектной, когда помимо основного предположения имеются и второстепенные. Некоторые из них могут и не подтвердиться, но основное положение должно нести в себе высокую степень вероятности.
Требование широты применения необходимо для того, чтобы из гипотезы можно было бы выводить не только те явления, для объяснения которых она предназначена, но и возможно более широкий класс других феноменов.
Требование концептуальности выражает прогностическую функцию науки: гипотеза должна отражать соответствующую концепцию или развивать новую, прогнозировать дальнейшее развитие теории.
Требование научной новизны предполагает, что гипотеза должна раскрывать преемственную связь предшествующих знаний с новыми.
Требование верификации означает, что любая гипотеза может быть проверена. Как известно, критерием истины является практика. В психологии наиболее убедительны те гипотезы, которые проверяются опытно-экспериментальным путем, но не исключается также возможность проверки с помощью логических операций и умозаключений. Опираясь на эти требования, можно сформулировать ряд практических рекомендаций для описания гипотезы исследования:
- она не должна включать слишком много предположений (как правило, делается одно основное предположение, крайне редко – больше);
- в нее нельзя включать неоднозначные или не уясненные самим исследователем понятия и категории;
- при формулировке гипотезы следует избегать оценочных суждении;
- гипотеза должна адекватно отвечать па поставленный вопрос, соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;
- оформление гипотезы должно быть стилистически безупречным, а также логически простым;
- гипотеза предполагает соблюдение преемственности с уже имеющимся знанием.
С выдвижением гипотезы заканчивается первый этап исследования. Его логика, как было показано, определяется в основном общими требованиями к научному поиску. Второй важный этап исследования – выработка методики его проведения. В курсовой работе по дисциплине «Психология развития, возрастная психология» указываются методы и методики, с помощью которых могут быть решены поставленные в работе задачи, и в соответствии с логикой исследования и заявленной темой работы.
Задачи, выдвигаемые в исследовании, могут быть решены с помощью как основных, так и специальных методов, применяемых в возрастной психологии. К ним относятся:
· метод теоретического анализа литературы;
· метод тестирования;
· метод наблюдения;
· метод анкетирования,
· метод беседы;
· методы обработки результатов исследования и др.
База исследования
Дается характеристика экспериментальной базы (где и когда проводился эксперимент), а также выборки исследования. Указывается количество испытуемых, коллективы, возраст испытуемых, и другие данные, характеризующие базу и выборку исследования.
Выборка исследования должна быть репрезентативной (представительной), то есть, соответствовать генеральной совокупности по основным социальным параметрам. Например, при исследовании школьной мотивации в выборке должны быть ученики разных возрастов, а не только младшие школьники или только старшеклассники, а соотношение по полу должно быть строго таким, как в реальности. В противном случае в теме надо дополнительно указывать, что речь идет о младших школьниках или любой другой избранной категории.
Четко определите критерий формирования выборки. Например, при изучении мотивации учителей критерием формирования выборки будет работа по профессии не менее года, а при изучении мышления младенцев – младенческий возраст. Существуют случайные и неслучайные выборки. Основные методы формирования случайной выборки:
Метод рандомизации – «отбор вслепую» из разнородных представителей нужной группы людей.
Метод систематизации. Случайным образом выбирается стартовый объект выборки. Затем устанавливается шаг s =N/n, (где N – объем генеральной совокупности, n – необходимый объем выборки). Например, опрашивается каждый третий ребенок в списке группы или каждый десятый покупатель магазина.
Метод кластеризации – случайный выбор устойчивой малой группы (групп) среди представителей сегмента (например, один школьный класс).
Методы формирования неслучайной выборки:
Локализованная выборка – опрос проводится в определенном месте.
Нарастающая выборка – в процессе опроса испытуемого просят назвать следующего респондента, наиболее квалифицированного в данной области.
Квотируемая выборка. Выбираются квоты-признаки, важные при проведении исследования. Выборка подбирается строго исходя из них. Например, в исследовании важна квота «возраст», тогда Вы формируете выборку так, чтобы в ней было, к примеру, по 5 человек каждого года рождения. Эти 5 человек выбираются случайно. Или важны квоты «пол» и «возраст», тогда необходимо сформировать таблицу, из которой видно количество человек каждой половозрастной категории, например, в возрасте 12 лет, три девочки этого же возраста, три мальчика 13 лет и т.д. Эти три человека в рамках одной квоты выбираются случайно.
Для курсовой работы по возрастной психологии выборка исследования должна быть не менее 10-15 человек.
Основной текст работы обязательно содержит 2-4 главы, каждая из которых делится на 2-4 параграфа. Если логика изложения материала позволяет изложить материал исследования в объеме двух глав, то первая из них обязательно должна быть теоретической, а вторая – эмпирической. В конце каждой главы, делается краткий вывод, излагается сущность исследуемого вопроса. Каждая из глав должна заканчивается 3-4 выводами.
Обязательным условием для курсовой работы является логическая связь между главами и последовательное развитие темы на протяжении всей работы.
В теоретической главе курсовой работы дается анализ теоретических аспектов исследуемой проблемы, анализ и интерпретация различных подходов по литературным источникам, выявление нерешенных, слабоосвещенных или требующих уточнения проблем и задач исследования, возрастные аспекты изучаемой проблемы.
Эмпирическая глава курсовой работы содержит описание и результаты самостоятельно проведенного эмпирического исследования.
Стиль изложения должен быть корректным с научной точки зрения. Не допускаются субъективные суждения, эмоциональные высказывания, выражения из художественной литературы (если они не являются предметом научного исследования), обыденные житейские выражения, упоминание в работе жаргонных терминов.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 414.