При изучении литературы важно обращать внимание не только на технику чтения, но и на технику записи материала. Эти два вида работы тесно связаны: форма чтения обусловливает и форму записи. Выбор же той или иной формы в каждом отдельном случае определяется задачами изучения литературного источника.
Беглое чтение — один из эффективных приемов изучения литературы. С его помощью обучающие возможности чтения учебной и научной литературы значительно расширяются. Так как практически невозможно перечитать всю литературу по той или иной проблеме, то весьма полезно ознакомиться с возможно большим количеством работ хотя бы путем просмотра. Результаты беглого чтения будут все более значительными по мере совершенствования соответствующих навыков. Кроме того, быстрое чтение имеет и некоторые преимущества перед замедленным: при нем внимание становится более сосредоточенным, легче усваивается структура материала, основные положения. Не случайно специалисты в области теории чтения рекомендуют до или после медленного чтения бегло просматривать весь материал в целом. Они указывают также на необходимость сочетания быстрого и замедленного приемов чтения в процессе тщательного изучения литературного источника.
Распространенным является прием сплошного чтения. При этом, если книга собственная, большую пользу приносят подчеркивания и отчеркивания на полях наиболее интересных и важных положений, данных. Если читатель прибегает к определенной системе подчеркиваний, отчеркиваний и пометок, то он может тем самым зафиксировать и степень важности того или иного материала. В таком случае применяются двойная или тройная черта, вопросительный и восклицательный знаки, заключение абзаца или его части в прямоугольник, скобки, краткие замечания на полях. Все это не только способствует более активному и сознательному усвоению материала, но и облегчает работу по его конспектированию. При чтении библиотечной литературы пометки и краткие замечания нужно делать в своей рабочей тетради, давая ссылки на определенные страницы. Используются также закладки, на которых делаются пометки. В ходе сплошного чтения необходимо обращать внимание на материал, которым оперирует автор при доказательстве тех или иных положений, на обоснованность выводов. При чтении нельзя упускать из виду комментарии и примечания, которые даются к тексту.
Весьма эффективен и прием неполного, или выборочного, чтения. После ознакомления с книгой может возникнуть необходимость глубоко изучить только один или несколько разделов, отдельные вопросы. Выборочное чтение используется и при повторном и при периодическом обращении к источнику. Для психолога большую ценность представляет, например, труд А. Н. Леонтьева «Проблемы развития психики». При тщательном изучении этой работы нужно обратить особое внимание на такие важные для психологии проблемы и вопросы: «Действие», «Деятельность», «Значение», «Индивидуальное и общественное сознание», «Личность», «Мотивы», «Обучение», «Операция», «Поведение», «Потребности», «Присвоение», «Развитие психики ребенка», «Смысл», «Сознание», «Среда», «Умственное действие». В данном случае особенно полезно прибегнуть к помощи предметного указателя.
Чтение может быть и синтетическим, смешанным, когда при изучении литературного источника используются все указанные приемы чтения в различной последовательности. Такой обычно бывает техника изучения важнейших работ и исследований, к которым приходится обращаться многократно по разному поводу: для более глубокого и детального изучения всей работы или отдельных ее разделов и вопросов, для уточнения тех или иных положений, с целью получить справку, разыскать необходимый материал и т. д. Каждый из приемов чтения имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому необходимо овладеть всеми приемами, умело сочетая их в процессе работы.
При любом способе чтения могут быть использованы такие формы записей, как краткая аннотация, план, выписки.
В аннотации с определенной лаконичностью отражают основное содержание и значение книги или статьи, делают заметки о возможном использовании материала.
К записи плана прибегают тогда, когда бывает достаточно зафиксировать лишь перечень вопросов, которые рассматриваются в книге или статье.
Выписки могут делаться в форме цитат. Полные и точные записи текста берутся в кавычки, которые указывают на документальную точность выписки (слово в слово, с соблюдением имеющейся орфографии и указанием на страницы источника). В сокращенной записи излагается существо материала. Может использоваться и комбинированная запись, когда изложение материала своими словами сочетается с дословными выписками отдельных выражений, которые, при этом берутся в кавычки. Цитаты, выписки используются как для обоснования собственных идей и выводов, так и для критического анализа. Поэтому при выписывании необходимо правильно усвоить мысль автора, безошибочно записать фактический материал.
Тезисы – это перечень основных утверждений, идей, выводов, которые содержатся в книге или статье. Запись ведется словами автора или своими словами.
Конспектирование – средство глубокого и тщательного анализа литературного источника. После чтения всей книги или отдельного раздела надо просмотреть все те места, которые были помечены в ходе чтения, чтобы выделить наиболее характерное и избежать повторений при записи. При таком, порядке работы конспектирование значительно облегчается и становится более продуктивным. В конспекте связно и последовательно излагаются не только основные положения, но и аргументация автора, ход доказательства, отражается общий план изложения. Хороший конспект с достаточной полнотой и точностью передает содержание книги, статьи. Он должен быть написан так, чтобы к нему потом можно было уверенно обращаться неоднократно как к литературному источнику. Конспект включает в себя названные выше формы записи: в нем отражается план книги или статьи, делаются выписки, фиксируются основные положения и выводы. Отдельные места сжато излагаются своими словами. По ходу конспектирования нужно сразу записывать свои соображения, замечания, возникающие при чтении. Этот материал должен выделяться в конспекте особо.
Техника записи имеет немаловажное значение. Это одно из средств продуктивного усвоения и анализа материала. Так, запись прочитанного иногда делают на одной странице, оставляя другую для замечаний по поводу прочитанного. Обычно же для замечаний оставляют поля. На полях конспекта периодически указываются страницы источника, чтобы можно было легко разыскать нужный материал. Здесь же делают необходимые дополнения, краткие замечания, пометки. Рекомендуется не безликая сплошная запись, а такое расположение материала, которое соответствовало бы его логической структуре. Обычно применяется запись «уступами», «колонками». Основное выделяется крупными буквами, дается в подзаголовках. Используются маркеры, система подчеркиваний и отчеркиваний.
Запись прочитанного ведется с помощью карточек большого формата (в половину листа А4 и более). На карточке может делаться несколько выписок по одному и тому же вопросу. Но возможна и смешанная запись по типу конспекта. Алгоритм изучения теоретических источников представлен в Приложении М.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 368.