Изучение литературы и техники записи материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При изучении литературы важно обращать внимание не только на технику чтения, но и на технику записи материала. Эти два вида работы тесно связаны: форма чтения обусловливает и форму записи. Выбор же той или иной формы в каж­дом отдельном случае определяется задачами изучения литературного источника.

Беглое чтение — один из эффективных приемов изучения литерату­ры. С его помощью обучающие возможности чтения учебной и научной литературы значитель­но расширяются. Так как практически невозможно пере­читать всю литературу по той или иной проблеме, то весьма полезно ознакомиться с возможно большим коли­чеством работ хотя бы путем просмотра. Результаты беглого чтения будут все более значительными по мере совершенствования соответствующих навыков. Кроме того, быстрое чтение имеет и некоторые преимущества перед замедленным: при нем внимание становится более сосредоточенным, легче усваивается структура материала, основные поло­жения. Не случайно специалисты в области теории чте­ния рекомендуют до или после медленного чтения бегло просматривать весь материал в целом. Они указывают также на необходимость сочетания быстрого и замедлен­ного приемов чтения в процессе тщательного изучения литературного источника.

Распространенным является прием сплошного чтения. При этом, если книга собственная, большую пользу при­носят подчеркивания и отчеркивания на полях наиболее интересных и важных положений, данных. Если читатель прибегает к определенной системе подчеркиваний, отчеркиваний и пометок, то он может тем самым зафиксиро­вать и степень важности того или иного материала. В таком случае применяются двойная или тройная чер­та, вопросительный и восклицательный знаки, заключе­ние абзаца или его части в прямоугольник, скобки, крат­кие замечания на полях. Все это не только способствует более активному и сознательному усвоению материала, но и облегчает работу по его конспектированию. При чтении библиотечной литературы пометки и краткие за­мечания нужно делать в своей рабочей тетради, давая ссылки на определенные страницы. Используются также закладки, на которых делаются пометки. В ходе сплош­ного чтения необходимо обращать внимание на мате­риал, которым оперирует автор при доказательстве тех или иных положений, на обоснованность выводов. При чтении нельзя упускать из виду комментарии и примечания, которые даются к тексту.

Весьма эффективен и прием неполного, или выбороч­ного, чтения. После ознакомления с книгой может воз­никнуть необходимость глубоко изучить только один или несколько разделов, отдельные вопросы. Выборочное чтение используется и при повторном и при периодическом обращении к источнику. Для психолога большую ценность представляет, например, труд А. Н. Леонтьева «Проблемы развития психики». При тщательном изучении этой работы нужно обра­тить особое внимание на такие важные для психологии проблемы и вопросы: «Действие», «Деятельность», «Зна­чение», «Индивидуальное и общественное сознание», «Личность», «Мотивы», «Обучение», «Операция», «Пове­дение», «Потребности», «Присвоение», «Развитие психики ребенка», «Смысл», «Сознание», «Среда», «Умственное действие». В данном случае особенно полезно прибег­нуть к помощи предметного указателя.

Чтение может быть и синтетическим, смешанным, когда при изучении литературного источника использу­ются все указанные приемы чтения в различной после­довательности. Такой обычно бывает техника изучения важнейших работ и исследований, к которым приходится обращаться многократно по разному поводу: для более глубокого и детального изучения всей работы или отдель­ных ее разделов и вопросов, для уточнения тех или иных положений, с целью получить справку, разыскать необ­ходимый материал и т. д. Каждый из приемов чтения имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому необ­ходимо овладеть всеми приемами, умело сочетая их в процессе работы.

При любом способе чтения могут быть использованы такие формы записей, как краткая аннотация, план, выписки.

В аннотации с определенной лаконичностью отражают основное содержание и значение книги или статьи, делают заметки о возможном использовании материала.

К записи плана прибегают тогда, когда бывает достаточ­но зафиксировать лишь перечень вопросов, которые рас­сматриваются в книге или статье.

Выписки могут де­латься в форме цитат. Полные и точные записи текста берутся в кавычки, которые указывают на документаль­ную точность выписки (слово в слово, с соблюдением имеющейся орфографии и указанием на страницы источ­ника). В сокращенной записи излагается существо мате­риала. Может использоваться и комбинированная запись, когда изложение материала своими словами сочетается с дословными выписками отдельных выражений, которые, при этом берутся в кавычки. Цитаты, выписки использу­ются как для обоснования собственных идей и выводов, так и для критического анализа. Поэтому при выписыва­нии необходимо правильно усвоить мысль автора, без­ошибочно записать фактический материал.

Тезисы – это перечень основных утверждений, идей, выводов, которые содержатся в книге или статье. Запись ведется словами автора или своими словами.

Конспек­тирование – средство глубокого и тщательного анализа литературного источника. После чтения всей книги или отдельного раздела надо просмотреть все те места, которые были помечены в ходе чтения, чтобы выделить наиболее характерное и избежать повторений при записи. При таком, порядке работы конспектирование значитель­но облегчается и становится более продуктивным. В кон­спекте связно и последовательно излагаются не только основные положения, но и аргументация автора, ход до­казательства, отражается общий план изложения. Хоро­ший конспект с достаточной полнотой и точностью пере­дает содержание книги, статьи. Он должен быть написан так, чтобы к нему потом можно было уверенно обра­щаться неоднократно как к литературному источнику. Конспект включает в себя названные выше формы запи­си: в нем отражается план книги или статьи, делаются выписки, фиксируются основные положения и выводы. Отдельные места сжато излагаются своими словами. По ходу конспектирования нужно сразу записывать свои соображения, замечания, возникающие при чтении. Этот материал должен выделяться в конспекте особо.

Техника записи имеет немаловажное значение. Это одно из средств продуктивного усвоения и анализа ма­териала. Так, запись прочитанного иногда делают на одной странице, оставляя другую для замечаний по поводу прочитанного. Обычно же для замеча­ний оставляют поля. На полях конспекта периодически указываются страницы источника, чтобы можно было легко разыскать нужный материал. Здесь же делают необходимые дополнения, краткие замечания, пометки. Рекомендуется не безликая сплошная запись, а такое расположение материала, которое соответствовало бы его логической структуре. Обычно применяется запись «уступами», «колонками». Основное выделяется крупными буквами, дается в подзаголовках. Используются маркеры, система подчеркиваний и отчеркиваний.

Запись прочитанного ведется с помощью карточек большого формата (в половину листа А4 и более). На карточке может делаться несколько выписок по одному и тому же вопросу. Но возможна и смешанная запись по типу конспекта. Алгоритм изучения теоретических источников представлен в Приложении М.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 368.