Перед написанием курсовой работы необходимо составить картотеку литературы по изучаемой теме. Анализ литературы предполагает изучение состояния проблемы в современной отечественной и зарубежной науке, представленной в учебно-методических пособиях, монографиях, специальных периодических изданиях и психологических интернет-ресурсах. Отправной точкой поиска являются ключевые слова. Картотека организует и облегчает работу с литературными источниками и может содержать дополнительную информацию по сравнению с библиотечными каталогами. Используя картотеку, легче составить библиографический список литературы, который представляется в курсовой работе.
При изучении специальной литературы рекомендуется делать выписки. Над каждой выпиской целесообразно указывать проблему, фамилию и инициалы автора, название книги или статьи, издательство, год издания, страницу с цитатой. Эта информация поможет избежать ошибок при оформлении ссылок в тексте курсовой работы и библиографического списка использованных источников.
В результате изучения научной литературы составляется библиографический список по теме работы, определяется система методов, с помощью которых осуществляется исследование данной проблемы, формулируются и конкретизируются задачи курсовой работы, определяется круг вопросов, подлежащих дополнительному изучению.
Библиографический список отражает объем использованных литературных источников и степень изученности исследуемой темы, является визитной карточкой автора работы, его профессиональным лицом, свидетельствует об уровне овладения навыками работы с научной литературой. Литературное оформление курсовой работы является важным элементом ее выполнения и одним из многих факторов, которые учитывает комиссия при оценивании во время защиты. Прежде всего, обращается внимание на содержательный аспект изложения материала – логичность и последовательность, полнота и репрезентативность научных источников, общая грамотность, соответствие стандартам и принятым правилам.
Всего список литературы по дисциплине «Психология развития, возрастная психология» должен включать не менее 25 источников, однако учебники и учебно-методические пособия не должны составлять более 15% от общего объема списка.
Образец оформления библиографического списка представлен в Приложении Б.
2.3 Согласование структуры работы и плана исследования с научным руководителем
Курсовая работа должна в четкой форме с логической последовательностью раскрыть тему, содержать теоретический анализ изучаемой проблемы, методику исследования, выводы и практические рекомендации.
Вместе с научным руководителем студент определяет контрольные точки курсовой работы, предложенные В.С. Безруковой [1, 22], и определяет конкретные даты их достижения (Приложение В).
По мере достижения сроков контрольных точек, студент предоставляет материалы научному руководителю на проверку, исправляет и дополняет работу в соответствии с полученными замечаниями и рекомендациями.
В соответствии с контрольными точками исследования студент предоставляет выполненную работу для проверки научному руководителю. Главные контрольные точки – сроки предоставления на кафедру чернового и чистового варианта курсовой работы, публичной её защиты – устанавливаются и утверждаются кафедрой «Общая и прикладная психология и педагогика».
Оформление курсовой работы
Обязательными структурными элементами курсовой работы являются:
ü титульный лист;
ü задание и календарный план курсовой работы;
ü автореферат;
ü содержание;
ü введение;
ü основной текст работы (как правило, 2 главы);
ü выводы;
ü заключение;
ü библиографический список;
ü приложения;
ü лист оценки курсовой работы.
Форма титульного листа представлена в Приложении Г, форма задания и образец календарного плана приведены в Приложении Д, образец оформления содержания дан в Приложении Е, форма автореферата представлена в Приложении Ж, лист оценки курсовой работы в Приложении И.
Объем курсовой работы должен составлять 30-35 страниц компьютерного набора.
В общий объем курсовой работы не включается приложения.
Работа должна быть выполнена печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210×297) в текстовом редакторе Word.
Допустимые параметры:
- ориентация страницы – книжная;
- поля: левое – 25 (30) мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм, верхнее – 20 мм;
- шрифт Times New Roman, размер – 14 пунктов;
- межстрочный интервал – полуторный;
- абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен 12,5 мм;
- перенос – автоматический;
- выравнивание – по ширине.
Основной текст должен быть разделен на разделы (главы) и подразделы (параграфы), которые нумеруют арабскими цифрами. Заголовки в содержании должны точно повторять заголовки в тексте. Не допускается сокращать или менять формулировку заголовков. Количество глав и параграфов определяется, исходя из содержания темы и логики научного исследования. Каждый параграф должен охватывать значительный (не менее 5 страниц) объема основного текста работы.
Каждый раздел (глава) начинается с новой страницы. Название раздела (главы) отделяется от последующего текста интервалом в одну-две строки. Точка в конце названия раздела (главы) не ставится, название не подчеркивается. Переносить слова не допускается.
Разделы (главы), подразделы (параграфы) и пункты следует нумеровать арабскими цифрами. После номера раздела (главы), подраздела (параграфа) и пункта в тексте точку не ставят. Параграфы имеют свое название. В отличие от глав они располагаются сплошным текстом, один за другим, а не с новой страницы.
Подчеркивать слова в заголовках глав и параграфов и переносить слова нельзя.
Текст работы, рисунки, фотографии, схемы не должны иметь пометок, карандашных исправлений, пятен, трещин и загибов.
Иллюстрации, используемые в работе, размещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении к работе. На все иллюстрации должны быть приведены ссылки в тексте работы. При ссылке следует писать слово "Рисунок" с указанием его номера. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела (главы). Иллюстративный материал оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95.
Таблицы, используемые в работе, размещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении к работе. Таблицы нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах раздела. На все таблицы должны быть приведены ссылки в тексте курсовой работы. При ссылке следует писать слово "Таблица" с указанием ее номера. Таблицы оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95.
Таблицы, рисунки, чертежи, схемы, графики как в тексте, так и в приложении, должны быть выполнены на стандартных листах А4 или представлять собой черно-белые ксерокопии, если необходимо приложить некоторые протоколы исследования, рисунки испытуемых, образцы почерка, фотографии и т.п.
Таблицы, графики, рисунки должны демонстрировать достоверность полученных в ходе изучения результатов. Способы оформления табличного материала должны соответствовать ГОСТ 2.105-95.
Цифровой материал, используемый в работе, желательно приводить в виде таблиц, включаемых в основную часть работы или в приложение. Таблица располагается в курсовой работе непосредственно после первого упоминания о ней в тексте. Все таблицы должны иметь названия, отражающие их содержание, и порядковую нумерацию, которая указывается перед названием таблицы. Каждая таблица нумеруется арабскими цифрами. Располагается нумерация по центру, перед заголовком. При ссылке на таблицу следует писать слово «Таблица» с указанием ее номера.
Заголовок располагается над таблицей по центру и должен кратко характеризовать значение табличных данных. Точка в конце заголовка не ставится. В случае если на одной странице таблица не вмещается, продолжают ее на следующей странице. В этом случае на следующей странице над таблицей пишут "Продолжение таблицы 2.1". Пример оформления таблиц показан ниже.
Таблица 2.1 – Уровень коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых
Уровень | Оценка | Коммуникативные склонности | Организаторские склонности | ||
Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | ||
низкий | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
ниже среднего | 2 | 2 | 16,7 | 2 | 16,7 |
средний | 3 | 4 | 33,3 | 7 | 58,3 |
высокий | 4 | 6 | 50 | 3 | 25 |
очень высокий | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Всего | 12 | 100 | 12 | 100 |
Если таблицы с текстом непосредственно не связаны, не имеют первостепенного значения, то можно их располагать в приложении.
Если таблицы занимают достаточно большой объем площади листа и размещаются по ее длине, то страницы (листы) рукописи следует закреплять в курсовой работе таким образом, чтобы при рассмотрении этих таблиц рукопись можно было бы разворачивать по часовой стрелке.
Иллюстрации в курсовой работе размещаются тогда, когда они могут придать излагаемому материалу ясность, конкретность и образность. Все иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы и т.п.) именуются рисунками и нумеруются последовательно в пределах главы арабскими цифрами. Например, «Рисунок 2.2» – это второй рисунок второй главы. Все рисунки сопровождаются названием, которое располагается непосредственно под рисунком. В конце наименования рисунка точка не ставится. Рисунки должны размещаться сразу же после первого упоминания о них в контексте курсовой работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок размещается на следующей странице.
В качестве примера ниже показано оформление одного из рисунков в курсовой работе.
Рис. 2.1. – Результаты исследования уровня тревожности у детей
старшего дошкольного возраста по методике А.И. Захарова
Если координатные оси на графике не подписаны или подписи не достаточно информативны, рисунок снабжается пояснениями:
где
ось Х – респонденты контрольной группы исследования;
ось У– уровень тревожности респондентов, диапазон приемлемых значений (0;10)
Нумерация разделов, подразделов и пунктов в тексте проставляется в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95.
Все страницы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку без пропусков и повторений арабскими цифрами, проставляемыми посередине верхнего поля страницы.Номер страницы на титульном листе не проставляется. Нумерация страниц проставляется, начиная с 3 листа.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху страницы слова «Приложение» и его обозначения. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. В тексте курсовой работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы. Приложения оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95.
В приложении чаще всего приводятся таблицы с «сырыми» данными, примеры протоколов. Иллюстративный материал, оставленный в тексте, должен улучшать понимание прочитанного, не нарушать логику повествования. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения приложения (например: Таблица В.2). Слово «Таблица» пишется полностью. Название таблицы следует помещать над таблицей слева в одну строку с ее номером через тире (например: Таблица В.3 – Результаты диагностики самооценки подростков). Точка в конце названия таблицы не ставится.
При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью, при этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы, не проводят. Над другими частями таблицы слева пишут слово «Продолжение…» и указывают её номер (например, «Продолжение таблицы В.2»).
Одобренный научным руководителем чистовой вариант курсовой работы переплетается и сдается научному руководителю для написания отзыва в установленный кафедрой срок.
КУРСОВОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
(критерии для оценки научной работы студента)
1. Психологичность исследования. Даже при выполнении междисциплинарных исследований, предметом исследования должны быть психологические категории, необходимо избегать соскальзывания в менеджмент, маркетинг, педагогику, юриспруденцию, филологию и т.п.
2. Актуальность и практическая значимость проблематики исследования, в частности, для Крымского региона.
3. Проработанность теоретического материала: обзор литературы, всесторонне отражающий результаты уже осуществленных исследований отечественных и зарубежных ученых по изучаемой проблеме. Приветствуется не просто реферирование литературы, но и анализ, сравнение и сопоставление взглядов разных ученых, на основе которых студент формулирует свою авторскую позицию.
4. Взаимосвязь теоретического и эмпирического материала. Соответствие темы исследования его содержанию.
5. Адекватность выбора диагностического инструментария и выборки исследования.
6. Адекватность обработки результатов исследования цели, задачам и гипотезе исследования.
7. Уровень интерпретации результатов исследования (качественный анализ).
8. Уровень рекомендаций, данных студентом целевой аудитории, их оригинальность и соответствие результатам психодиагностики и статистического анализа.
9. Качество оформления работы.
10. Уровень самостоятельности проведенного исследования. Исследование должно быть проведено студентом самостоятельно, с привлечением других лиц только в качестве испытуемых или экспертов. Дублирование и копирование исследований, проведенных другими авторами (плагиат) категорически запрещено. Ценится наличие элементов самостоятельного научного творчества, формулировка и обоснование собственного подхода к решению дискуссионных проблем теории и практики психологии, самостоятельный характер изложения материала и формулировка выводов по результатам проведенного исследования.
11. Творческий подход. Есть темы, которые в разных комбинациях исследуются студентами из года в год, и поэтому провести действительно оригинальное исследование может быть затруднительно. Ценятся нетривиальные, неизбитые темы, выбор инновационных методик, авторские методики и любое другое проявление креативности.
Научный руководитель курсовой работы или комиссия могут признать работу неудовлетворительной по следующим критериям:
1. Исследование не является психологичным.
2. Тема исследования не соответствует его содержанию.
3. Исследование не проведено или проведено частично. Его результаты не обработаны или обработаны частично. Его результаты обработаны, но не проинтерпретированы, или проинтерпретированы частично. Теоретическая часть работы не соответствует эмпирической.
4. Текст работы не соответствует требованиям культуры оформления: имеется множество орфографических ошибок, текст не отредактирован, неряшливо оформлен.
5. Исследование представляет собой полный или частичный плагиат.
Если курсовая работа признана неудовлетворительной, она возвращается студенту на доработку.
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
по дисциплине «Психология развития, возрастная психология»
Курсовая работа по дисциплине «Психология развития, возрастная психология» является практико-ориентированным исследованием, включающим элементы психологического эксперимента, выполняется в четвертом семестре студентами второго года обучения.
Объем курсовой работы должен составлять 35 машинописных страниц (компьютерный набор).
Во введении дается общая характеристика курсовой работы: анализ современного состояния исследуемой проблемы, обоснование актуальности темы. Определяется методологический аппарат: объект, предмет, цель и задачи исследования.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 394.