МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Севастопольский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
Л.Б. Кадышева, И.Л. Пономаренко
Методические рекомендации
По написанию курсовых работ
по дисциплине «Психология развития, возрастная психология»
Севастополь
2018
ББК 88.3
УДК 159.9
Рецензент: доцент кафедры «Общая и прикладная психология и педагогика», кандидат психологических наук М.В. Бадалова
Методические рекомендации по написанию курсовой работы по учебной дисциплине «Психология развития, возрастная психология» разработаны на кафедре «Общая и прикладная психология и педагогика» ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет» в соответствии со следующими нормативными документами:
– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2013 г. № 1367.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 946;
– Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.05.02 (030301) «Психология служебной деятельности Приказ Минобрнауки № 67 от 17.01.2011.
– Положение о разработке рабочих программ в ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет», утвержденное на заседании научно-методической комиссии ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет» от _________20_ г. № __
- Рабочей программой дисциплины Б1. Б.18 «Психология развития, возрастная психология».
- Рабочей программой дисциплины С.3 Б12 «Психология развития, возрастная психология».
Впервые утверждены и введены в действие на заседании кафедры ______________ от «___»____________20__г., протокол №____.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения | 4 |
2. Этапы выполнения курсовой работы по дисциплине «Психология развития, возрастная психология» 3. Требования к содержанию курсовой работы студента | 5 11 |
4. Требования к структурным элементам курсовой работы по дисциплине «Психология развития, возрастная психология» 5. Обязанности научного руководителя курсовой работы 6. Защита курсовой работы 7. Работа с литературными источниками Библиографический список | 12 19 20 21 26 |
Приложение А. Примерная тематика курсовых работ | 27 |
Приложение Б. Образец оформления библиографического списка | 28 |
Приложение В. Контрольные точки исследования (по В. С. Безруковой) | 29 |
Приложение Г. Форма титульного листа курсовой работы | 30 |
Приложение Д. Форма задания курсовой работы | 31 |
Приложение Е. Образец оформления содержания | 33 |
Приложение Ж. Форма автореферата курсовой работы | 34 |
Приложение И. Лист оценки курсовой работы студента | 35 |
Приложение К. Примеры библиографического описания литературных источников Приложение Л. Интернет-ресурсы по психологии Приложение М. Алгоритм изучения теоретических источников Приложение Н. Схема анализа теоретических концепций | 36 38 39 40 |
После утверждения на заседании кафедры «Общая и прикладная психология и педагогика» методические рекомендации являются обязательными для всех студентов, выполняющих курсовые работы по психологии.
Курсовая работа - самостоятельное творческое исследование определенных проблем, имеющих научно-прикладное значение, поэтому для ее выполнения студентам необходимо опираться на знания, полученные при изучении учебных теоретических курсов, выполнении лабораторно-практических работ.
Курсовая работа является формой учебной работы, в процессе которой студенты овладевают методикой и техникой научного исследования, приобретают навыки работы со специальной литературой, осваивают правила оформления научной документации в соответствии с действующими стандартами.
С целью организации учебно-исследовательской работы студентов учебным планом подготовки бакалавров и специалистов по специальности «Психология» и «Психология служебной деятельности» соответственно, предусмотрено написание курсовой работы:
2- я курсовая работа по дисциплине «Психология развития, возрастная психология» (выполняется в четвертом семестре студентами второго года обучения) является практико-ориентированным исследованием, включающим элементы психологического эксперимента.
В ходе написания курсовой работы по учебной дисциплине «Психология развития, возрастная психология» у студентов формируются представления, направленные на формирование следующих компетенций:
Для направления подготовки 37.03.01
ПК-4- способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
ПК-5- способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;
ПК-8 - способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии.
Для направления подготовки 37.05.02
ПК-2- способность выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.
ПК-17-способность осуществлять консультирование в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования карьеры, профессионального и личностного роста.
Целями курсовой работы являются :
- расширение и углубление теоретических знаний студентов по фундаментальным и практико-ориентированным отраслям психологии;
- овладение методикой психологического исследования;
- приобретение навыков самостоятельного литературного поиска при решении конкретных исследовательских задач;
- совершенствование навыков обобщения теоретических и эмпирических данных;
- совершенствование умений корректной обработки и интерпретации психодиагностического материала;
- применение системы полученных теоретических знаний в практике решения конкретных психологических задач.
В курсовой работе по психологии студент должен показать :
- понимание логики психологического исследования;
- умение ориентироваться в современных научных концепциях;
- умение анализировать и обобщать литературные источники, формулировать выводы и предположения;
- умение самостоятельно ставить и решать исследовательские и практические задачи;
- навыки количественной и качественной обработки эмпирического материала.
В результате выполнения курсовой работы студент должен:
Сформировать представление:
- о содержании и структуре курсовой работы, целью которой является изучение проблемы исследования;
- об алгоритме планирования, организации и реализации психологического исследования, а также оформления и представления его результатов, в том числе подготовки и представления устных выступлений, подготовки наглядных средств и презентации.
Закрепить знания:
- о требованиях к оформлению курсовой работы по дисциплине «Психология развития, возрастная психология»;
- об этапах и научном аппарате психологического исследования;
- о критериях выбора темы эмпирического исследования, постановки его проблемы и его оформления в соответствии с требованиями, предъявляемыми к исследовательским работам по психологии.
Продемонстрировать умения:
- выделения и уточнения исследовательской проблемы, определения объекта и предмета исследования, формулировки его цели и задач;
- выработки оптимальных исследовательских стратегий с учетом имеющихся ограничений;
- разработки программы собственного исследовательского проекта в устной и письменной форме;
- подготовки материалов к защите и презентации результатов исследования.
Владеть:
- тезаурусом психологической науки (раздел «Психология развития, возрастная психология»);
- методами теоретического исследования;
- аналитическим стилем изложения научного текста;
- навыком оформления текста работы, содержащей аналитический обзор психологической литературы по проблеме исследования и эмпирическую часть.
Приобрести опыт:
- самостоятельной работы над проблемой исследования;
- осуществления поиска научной литературы по проблеме исследования;
- представления полученных результатов;
- публичной защиты выполненной работы.
Последовательность выполнения курсовой работы носит традиционный характер и включает в себя следующие этапы:
Выбор темы
Тематика курсовой работы разрабатывается и утверждается кафедрой «Общая и прикладная психология и педагогика». Она должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития возрастной психологии и решать конкретные задачи процесса обучения.
Студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы из утвержденного списка. Выполнение курсовой работы осуществляется под научным руководством преподавателя кафедры «Общая и прикладная психология и педагогика».
На кафедре «Общая и прикладная психология и педагогика» разрабатывается субъектный подход, то есть поддерживается образовательная среда, в которой студент совместно с преподавателями ищет точки раскрытия своего творческого, прикладного и научного потенциала. В связи с этим, необходимо относиться к утвержденному перечню тематик как к общему вектору, направлению исследований, в рамках которого можно сформулировать индивидуальную тему, соответствующую научным вкусам и практическим интересам студента. Такой подход обеспечивает уникальность каждого исследования. Научный руководитель помогает студенту конкретизировать тему, которая затем рассматривается и утверждается на заседании кафедры. Если в процессе выполнения исследования понадобиться уточнить тему, такая возможность будет предоставлена в установленные сроки при условии достаточного обоснования необходимости таких корректировок.
Выбор одной и той же темы курсовой работы двумя и более студентами не допускается.
Тема научной работы должна быть:
1. Конкретной. Если тему невозможно полностью раскрыть в рамках студенческой работы, ее необходимо конкретизировать, сделать более узкой.
2. Измеримой. Все заявленные параметры можно диагностировать с помощью психологического инструментария.
3. Достижимой. По итогам исследования студент должен дать четкий ответ на вопрос, заявленный в теме. Например, если тема предполагает изучение взаимосвязи параметра Х с параметром У, то по итогам исследования должно быть возможным ответить одной фразой, каким образом Х и У связаны между собой.
4. Связанной с нуждами Крымского региона, вносящей вклад в обеспечение психологического комфорта крымчан.
Допустимо, если студент разрабатывает единую научную проблематику, и темы его курсовых работ являются смысловым продолжением и усложнением от младших курсов к старшим.
(Примерная тематика курсовых работ по учебной дисциплине представлена в Приложении А).
Оформление курсовой работы
Обязательными структурными элементами курсовой работы являются:
ü титульный лист;
ü задание и календарный план курсовой работы;
ü автореферат;
ü содержание;
ü введение;
ü основной текст работы (как правило, 2 главы);
ü выводы;
ü заключение;
ü библиографический список;
ü приложения;
ü лист оценки курсовой работы.
Форма титульного листа представлена в Приложении Г, форма задания и образец календарного плана приведены в Приложении Д, образец оформления содержания дан в Приложении Е, форма автореферата представлена в Приложении Ж, лист оценки курсовой работы в Приложении И.
Объем курсовой работы должен составлять 30-35 страниц компьютерного набора.
В общий объем курсовой работы не включается приложения.
Работа должна быть выполнена печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210×297) в текстовом редакторе Word.
Допустимые параметры:
- ориентация страницы – книжная;
- поля: левое – 25 (30) мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм, верхнее – 20 мм;
- шрифт Times New Roman, размер – 14 пунктов;
- межстрочный интервал – полуторный;
- абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен 12,5 мм;
- перенос – автоматический;
- выравнивание – по ширине.
Основной текст должен быть разделен на разделы (главы) и подразделы (параграфы), которые нумеруют арабскими цифрами. Заголовки в содержании должны точно повторять заголовки в тексте. Не допускается сокращать или менять формулировку заголовков. Количество глав и параграфов определяется, исходя из содержания темы и логики научного исследования. Каждый параграф должен охватывать значительный (не менее 5 страниц) объема основного текста работы.
Каждый раздел (глава) начинается с новой страницы. Название раздела (главы) отделяется от последующего текста интервалом в одну-две строки. Точка в конце названия раздела (главы) не ставится, название не подчеркивается. Переносить слова не допускается.
Разделы (главы), подразделы (параграфы) и пункты следует нумеровать арабскими цифрами. После номера раздела (главы), подраздела (параграфа) и пункта в тексте точку не ставят. Параграфы имеют свое название. В отличие от глав они располагаются сплошным текстом, один за другим, а не с новой страницы.
Подчеркивать слова в заголовках глав и параграфов и переносить слова нельзя.
Текст работы, рисунки, фотографии, схемы не должны иметь пометок, карандашных исправлений, пятен, трещин и загибов.
Иллюстрации, используемые в работе, размещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении к работе. На все иллюстрации должны быть приведены ссылки в тексте работы. При ссылке следует писать слово "Рисунок" с указанием его номера. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела (главы). Иллюстративный материал оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95.
Таблицы, используемые в работе, размещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении к работе. Таблицы нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах раздела. На все таблицы должны быть приведены ссылки в тексте курсовой работы. При ссылке следует писать слово "Таблица" с указанием ее номера. Таблицы оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95.
Таблицы, рисунки, чертежи, схемы, графики как в тексте, так и в приложении, должны быть выполнены на стандартных листах А4 или представлять собой черно-белые ксерокопии, если необходимо приложить некоторые протоколы исследования, рисунки испытуемых, образцы почерка, фотографии и т.п.
Таблицы, графики, рисунки должны демонстрировать достоверность полученных в ходе изучения результатов. Способы оформления табличного материала должны соответствовать ГОСТ 2.105-95.
Цифровой материал, используемый в работе, желательно приводить в виде таблиц, включаемых в основную часть работы или в приложение. Таблица располагается в курсовой работе непосредственно после первого упоминания о ней в тексте. Все таблицы должны иметь названия, отражающие их содержание, и порядковую нумерацию, которая указывается перед названием таблицы. Каждая таблица нумеруется арабскими цифрами. Располагается нумерация по центру, перед заголовком. При ссылке на таблицу следует писать слово «Таблица» с указанием ее номера.
Заголовок располагается над таблицей по центру и должен кратко характеризовать значение табличных данных. Точка в конце заголовка не ставится. В случае если на одной странице таблица не вмещается, продолжают ее на следующей странице. В этом случае на следующей странице над таблицей пишут "Продолжение таблицы 2.1". Пример оформления таблиц показан ниже.
Таблица 2.1 – Уровень коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых
Уровень | Оценка | Коммуникативные склонности | Организаторские склонности | ||
Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | ||
низкий | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
ниже среднего | 2 | 2 | 16,7 | 2 | 16,7 |
средний | 3 | 4 | 33,3 | 7 | 58,3 |
высокий | 4 | 6 | 50 | 3 | 25 |
очень высокий | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Всего | 12 | 100 | 12 | 100 |
Если таблицы с текстом непосредственно не связаны, не имеют первостепенного значения, то можно их располагать в приложении.
Если таблицы занимают достаточно большой объем площади листа и размещаются по ее длине, то страницы (листы) рукописи следует закреплять в курсовой работе таким образом, чтобы при рассмотрении этих таблиц рукопись можно было бы разворачивать по часовой стрелке.
Иллюстрации в курсовой работе размещаются тогда, когда они могут придать излагаемому материалу ясность, конкретность и образность. Все иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы и т.п.) именуются рисунками и нумеруются последовательно в пределах главы арабскими цифрами. Например, «Рисунок 2.2» – это второй рисунок второй главы. Все рисунки сопровождаются названием, которое располагается непосредственно под рисунком. В конце наименования рисунка точка не ставится. Рисунки должны размещаться сразу же после первого упоминания о них в контексте курсовой работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок размещается на следующей странице.
В качестве примера ниже показано оформление одного из рисунков в курсовой работе.
Рис. 2.1. – Результаты исследования уровня тревожности у детей
старшего дошкольного возраста по методике А.И. Захарова
Если координатные оси на графике не подписаны или подписи не достаточно информативны, рисунок снабжается пояснениями:
где
ось Х – респонденты контрольной группы исследования;
ось У– уровень тревожности респондентов, диапазон приемлемых значений (0;10)
Нумерация разделов, подразделов и пунктов в тексте проставляется в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95.
Все страницы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку без пропусков и повторений арабскими цифрами, проставляемыми посередине верхнего поля страницы.Номер страницы на титульном листе не проставляется. Нумерация страниц проставляется, начиная с 3 листа.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху страницы слова «Приложение» и его обозначения. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. В тексте курсовой работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы. Приложения оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95.
В приложении чаще всего приводятся таблицы с «сырыми» данными, примеры протоколов. Иллюстративный материал, оставленный в тексте, должен улучшать понимание прочитанного, не нарушать логику повествования. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения приложения (например: Таблица В.2). Слово «Таблица» пишется полностью. Название таблицы следует помещать над таблицей слева в одну строку с ее номером через тире (например: Таблица В.3 – Результаты диагностики самооценки подростков). Точка в конце названия таблицы не ставится.
При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью, при этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы, не проводят. Над другими частями таблицы слева пишут слово «Продолжение…» и указывают её номер (например, «Продолжение таблицы В.2»).
Одобренный научным руководителем чистовой вариант курсовой работы переплетается и сдается научному руководителю для написания отзыва в установленный кафедрой срок.
КУРСОВОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
(критерии для оценки научной работы студента)
1. Психологичность исследования. Даже при выполнении междисциплинарных исследований, предметом исследования должны быть психологические категории, необходимо избегать соскальзывания в менеджмент, маркетинг, педагогику, юриспруденцию, филологию и т.п.
2. Актуальность и практическая значимость проблематики исследования, в частности, для Крымского региона.
3. Проработанность теоретического материала: обзор литературы, всесторонне отражающий результаты уже осуществленных исследований отечественных и зарубежных ученых по изучаемой проблеме. Приветствуется не просто реферирование литературы, но и анализ, сравнение и сопоставление взглядов разных ученых, на основе которых студент формулирует свою авторскую позицию.
4. Взаимосвязь теоретического и эмпирического материала. Соответствие темы исследования его содержанию.
5. Адекватность выбора диагностического инструментария и выборки исследования.
6. Адекватность обработки результатов исследования цели, задачам и гипотезе исследования.
7. Уровень интерпретации результатов исследования (качественный анализ).
8. Уровень рекомендаций, данных студентом целевой аудитории, их оригинальность и соответствие результатам психодиагностики и статистического анализа.
9. Качество оформления работы.
10. Уровень самостоятельности проведенного исследования. Исследование должно быть проведено студентом самостоятельно, с привлечением других лиц только в качестве испытуемых или экспертов. Дублирование и копирование исследований, проведенных другими авторами (плагиат) категорически запрещено. Ценится наличие элементов самостоятельного научного творчества, формулировка и обоснование собственного подхода к решению дискуссионных проблем теории и практики психологии, самостоятельный характер изложения материала и формулировка выводов по результатам проведенного исследования.
11. Творческий подход. Есть темы, которые в разных комбинациях исследуются студентами из года в год, и поэтому провести действительно оригинальное исследование может быть затруднительно. Ценятся нетривиальные, неизбитые темы, выбор инновационных методик, авторские методики и любое другое проявление креативности.
Научный руководитель курсовой работы или комиссия могут признать работу неудовлетворительной по следующим критериям:
1. Исследование не является психологичным.
2. Тема исследования не соответствует его содержанию.
3. Исследование не проведено или проведено частично. Его результаты не обработаны или обработаны частично. Его результаты обработаны, но не проинтерпретированы, или проинтерпретированы частично. Теоретическая часть работы не соответствует эмпирической.
4. Текст работы не соответствует требованиям культуры оформления: имеется множество орфографических ошибок, текст не отредактирован, неряшливо оформлен.
5. Исследование представляет собой полный или частичный плагиат.
Если курсовая работа признана неудовлетворительной, она возвращается студенту на доработку.
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
по дисциплине «Психология развития, возрастная психология»
Курсовая работа по дисциплине «Психология развития, возрастная психология» является практико-ориентированным исследованием, включающим элементы психологического эксперимента, выполняется в четвертом семестре студентами второго года обучения.
Объем курсовой работы должен составлять 35 машинописных страниц (компьютерный набор).
Во введении дается общая характеристика курсовой работы: анализ современного состояния исследуемой проблемы, обоснование актуальности темы. Определяется методологический аппарат: объект, предмет, цель и задачи исследования.
Актуальность исследования
Все рассматриваемые характеристики научного исследования взаимосвязаны между собой, они дополняют и корректируют друг друга. Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности исследования, то есть потребности ответить на вопрос, почему данную проблему нужно изучать в настоящее время.
Следует различать актуальность научного направления в целом и актуальность конкретной темы внутри общего направления. Актуальность направления, как правило, не нуждается в сложной системе доказательств. Иное дело – обоснование актуальности темы. Необходимо достаточно убедительно показать, что именно она среди тех, что уже исследовались, самая насущная. При этом в работах теоретико-прикладного характера, важно различать практическую и научную актуальность темы. Какая-либо проблема может быть уже решена в науке, но не доведена до практики. В этом случае она актуальна для практики, но не актуальна для науки, и, следовательно, нужно не предпринимать еще одно исследование, дублирующее предыдущее, а принять меры к внедрению того, что уже имеется. Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если оно актуально в двух отношениях: ее научное решение, во-первых, отвечает насущной потребности практики, а во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой актуальной научной задачи. Наиболее убедительным основанием, определяющим актуальность исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения.
Объект и предмет исследования
Психологическая практика бесконечно разнообразна. Исследователь же должен получить некоторые конечные результаты исследования, область применимости которых четко ограничена. Если он не выделит в том объекте, на который направлено его внимание, главный, ключевой пункт, аспект или связь, он может, образно говоря, «расплыться мыслью по древу», пойти сразу во всех направлениях.
В качестве объекта познания выступают связи, отношения, свойства реального объекта, которые включены в процесс познания. В целом, объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит источником необходимой для исследования информации, своеобразным полем научного поиска.
Объект исследования в психологии – это, как правило, процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя.
В качестве объекта могут выступать, например, как мыслительные процессы школьников, так и процессы обучения, воспитания или развития личности в определенных условиях.
Понятие «предмет исследования» еще конкретнее по-своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению.
В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. Поэтому в предмет включаются только те элементы, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Следовательно, определение предмета исследования означает установление границы поиска.
В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими научными средствами и методами.
Другими словами, определяя объект исследования, следует ответить на вопрос, что рассматривается? Предмет же исследования обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как исследуется объект, какие новые отношения, свойства и функции объекта изучаются.
Точное определение предмета избавляет исследователя от заведомо безнадежных попыток «объять необъятное», сказать все, в том числе и новое, об объекте, имеющем в принципе неограниченное число элементов, свойств и отношении. Формулирование предмета исследования – результат учета задач, реальных возможностей и имеющихся в науке эмпирических описаний объекта, а также других характеристик исследования. Так, например, в объекте «агрессия в подростковом возрасте» был выделен предмет: «формы агрессивного поведения подростков, зависимых от компьютерных игр». В данном случае объект подвергается двойному ограничению: рассматриваются только формы агрессивного поведения и только у зависимых от компьютерных игр подростков. При такой формулировке предмета становиться понятной связь предпринимаемого исследования с практикой: разработка рекомендаций и алгоритмов психологической помощи зависимым от компьютерных игр подросткам и их родителям.
Учитывая все сказанное, нельзя признать удачным выделение в качестве предмета широкого участка действительности без указания на аспект или способ рассмотрения этого фрагмента изучаемой объектной сферы. Например, слишком широко обозначен предмет исследования, в следующих формулировках: «психологическое выгорание» или «коммуникативные умения и навыки».
Иногда возникает разрыв между объектом и предметом исследования, они выделяются в разных научных отраслях, что ведет к нарушению целостности и концептуальности работы, системности получаемых результатов, к аморфности изложения и, тем самым, к заметному снижению уровня теоретической и практической значимости исследования. Чаще всего подобное «расщепление» происходит в плоскостях педагогики и психологии. Так, объект определяется в области психологии (например, профессиональная готовность учителя к обучающей деятельности), а предмет – в области педагогики (процесс подготовки студентов физико-математических факультетов педагогических институтов к использованию проблемного обучения в школе).
Обобщая сказанное, подчеркнем, что предмет исследования должен формироваться на объективной основе самим исследователем, который придает ему определенную логическую форму выражения. Определение объекта и предмета исследования служит показателем степени углубления исследователя в сущность объекта и продвижения в самом исследовательском процессе.
Цель и задачи исследования определяются исходя из актуальности, объекта и предмета исследования.
Цель исследования – это обоснованное представление об общих, конечных или промежуточных результатах научного поиска.
По существу, в цели формулируется общий замысел исследования. Поэтому она должна быть сформулирована лаконично и предельно точно в смысловом отношении. Как правило, определение цели позволяет исследователю окончательно определиться с темой своей научной работы. Намечая логику исследования, ученый формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать для достижения цели. Таких задач рекомендуется выделять сравнительно немного, не более трёх-четырех.
Первая задача, как правило, связана с уточнением, углублением, методологическим обоснованием психологической сущности, природы, структуры изучаемого объекта; вторая - с анализом реального состояния предмета исследования, динамики внутренних противоречий его развития; третья – со способами преобразования, опытно-экспериментальной проверки; четвертая – с прикладными аспектами работы.
Гипотеза исследования
Одним из методов развития научного знания, а также структурных элементов теории является гипотеза – предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.
Следовательно, гипотеза исследования – научно-состоятельное предположение, предвидение хода исследования и его результата.
Слово «гипотеза» означает достоверно не доказанное объяснение причин каких-либо явлений, утверждаемое предположение, имеющее научное обоснование, прием познавательной деятельности.
Научная гипотеза возникает вследствие обобщения накопленного фактического материала. Гипотеза незаменима в ситуации, когда необходимо объяснить причинно-следственные зависимости изучаемого явления. Гипотеза не может быть истинной или ложной, поскольку утверждение, содержащееся в ней, носит проблематичный характер. О гипотезе можно говорить лишь как о корректной или некорректной по отношению к предмету исследования.
Структура гипотезы может быть трехсоставной, т. е. включать: а) утверждение; б) предположение; в) научное обоснование.
Гипотеза – это не пространное предположение. Она должна соответствовать следующим методологическим требованиям: логической простоты и непротиворечивости, вероятности, широты применения, концептуальности, научной новизны и верификации.
Первое требование – логической простоты – предполагает, что гипотеза не должна содержать в себе ничего лишнего. Ее назначение – объяснять, как можно больше фактов возможно меньшим числом предпосылок, представлять широкий класс явлений, исходить из немногих оснований. Всякое несодержательное вступление перед формулировкой гипотезы часто становится излишним: «В результате констатирующего эксперимента сделано предположение, что...»; «В результате предварительного изучения указанной проблемы и анализа предмета исследования выдвинута гипотеза...» и т. п.
Требование логической непротиворечивости расшифровывается следующим образом: во-первых, гипотеза есть система суждений, где ни одно из них не является формально-логическим отрицанием другого; во-вторых, она не противоречит всем имеющимся достоверным фактам; в-третьих, соответствует установленным и устоявшимся в науке законам.
Требование вероятности гласит, что основное предположение гипотезы должно иметь высокую степень возможности ее реализации. Иначе говоря, гипотеза может быть и многоаспектной, когда помимо основного предположения имеются и второстепенные. Некоторые из них могут и не подтвердиться, но основное положение должно нести в себе высокую степень вероятности.
Требование широты применения необходимо для того, чтобы из гипотезы можно было бы выводить не только те явления, для объяснения которых она предназначена, но и возможно более широкий класс других феноменов.
Требование концептуальности выражает прогностическую функцию науки: гипотеза должна отражать соответствующую концепцию или развивать новую, прогнозировать дальнейшее развитие теории.
Требование научной новизны предполагает, что гипотеза должна раскрывать преемственную связь предшествующих знаний с новыми.
Требование верификации означает, что любая гипотеза может быть проверена. Как известно, критерием истины является практика. В психологии наиболее убедительны те гипотезы, которые проверяются опытно-экспериментальным путем, но не исключается также возможность проверки с помощью логических операций и умозаключений. Опираясь на эти требования, можно сформулировать ряд практических рекомендаций для описания гипотезы исследования:
- она не должна включать слишком много предположений (как правило, делается одно основное предположение, крайне редко – больше);
- в нее нельзя включать неоднозначные или не уясненные самим исследователем понятия и категории;
- при формулировке гипотезы следует избегать оценочных суждении;
- гипотеза должна адекватно отвечать па поставленный вопрос, соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;
- оформление гипотезы должно быть стилистически безупречным, а также логически простым;
- гипотеза предполагает соблюдение преемственности с уже имеющимся знанием.
С выдвижением гипотезы заканчивается первый этап исследования. Его логика, как было показано, определяется в основном общими требованиями к научному поиску. Второй важный этап исследования – выработка методики его проведения. В курсовой работе по дисциплине «Психология развития, возрастная психология» указываются методы и методики, с помощью которых могут быть решены поставленные в работе задачи, и в соответствии с логикой исследования и заявленной темой работы.
Задачи, выдвигаемые в исследовании, могут быть решены с помощью как основных, так и специальных методов, применяемых в возрастной психологии. К ним относятся:
· метод теоретического анализа литературы;
· метод тестирования;
· метод наблюдения;
· метод анкетирования,
· метод беседы;
· методы обработки результатов исследования и др.
База исследования
Дается характеристика экспериментальной базы (где и когда проводился эксперимент), а также выборки исследования. Указывается количество испытуемых, коллективы, возраст испытуемых, и другие данные, характеризующие базу и выборку исследования.
Выборка исследования должна быть репрезентативной (представительной), то есть, соответствовать генеральной совокупности по основным социальным параметрам. Например, при исследовании школьной мотивации в выборке должны быть ученики разных возрастов, а не только младшие школьники или только старшеклассники, а соотношение по полу должно быть строго таким, как в реальности. В противном случае в теме надо дополнительно указывать, что речь идет о младших школьниках или любой другой избранной категории.
Четко определите критерий формирования выборки. Например, при изучении мотивации учителей критерием формирования выборки будет работа по профессии не менее года, а при изучении мышления младенцев – младенческий возраст. Существуют случайные и неслучайные выборки. Основные методы формирования случайной выборки:
Метод рандомизации – «отбор вслепую» из разнородных представителей нужной группы людей.
Метод систематизации. Случайным образом выбирается стартовый объект выборки. Затем устанавливается шаг s =N/n, (где N – объем генеральной совокупности, n – необходимый объем выборки). Например, опрашивается каждый третий ребенок в списке группы или каждый десятый покупатель магазина.
Метод кластеризации – случайный выбор устойчивой малой группы (групп) среди представителей сегмента (например, один школьный класс).
Методы формирования неслучайной выборки:
Локализованная выборка – опрос проводится в определенном месте.
Нарастающая выборка – в процессе опроса испытуемого просят назвать следующего респондента, наиболее квалифицированного в данной области.
Квотируемая выборка. Выбираются квоты-признаки, важные при проведении исследования. Выборка подбирается строго исходя из них. Например, в исследовании важна квота «возраст», тогда Вы формируете выборку так, чтобы в ней было, к примеру, по 5 человек каждого года рождения. Эти 5 человек выбираются случайно. Или важны квоты «пол» и «возраст», тогда необходимо сформировать таблицу, из которой видно количество человек каждой половозрастной категории, например, в возрасте 12 лет, три девочки этого же возраста, три мальчика 13 лет и т.д. Эти три человека в рамках одной квоты выбираются случайно.
Для курсовой работы по возрастной психологии выборка исследования должна быть не менее 10-15 человек.
Основной текст работы обязательно содержит 2-4 главы, каждая из которых делится на 2-4 параграфа. Если логика изложения материала позволяет изложить материал исследования в объеме двух глав, то первая из них обязательно должна быть теоретической, а вторая – эмпирической. В конце каждой главы, делается краткий вывод, излагается сущность исследуемого вопроса. Каждая из глав должна заканчивается 3-4 выводами.
Обязательным условием для курсовой работы является логическая связь между главами и последовательное развитие темы на протяжении всей работы.
В теоретической главе курсовой работы дается анализ теоретических аспектов исследуемой проблемы, анализ и интерпретация различных подходов по литературным источникам, выявление нерешенных, слабоосвещенных или требующих уточнения проблем и задач исследования, возрастные аспекты изучаемой проблемы.
Эмпирическая глава курсовой работы содержит описание и результаты самостоятельно проведенного эмпирического исследования.
Стиль изложения должен быть корректным с научной точки зрения. Не допускаются субъективные суждения, эмоциональные высказывания, выражения из художественной литературы (если они не являются предметом научного исследования), обыденные житейские выражения, упоминание в работе жаргонных терминов.
Описательная статистика
Описательная статистика включает в себя группировку данных, табулирование, различные виды графического представления и количественного описания данных. Она позволяет обобщать и подытоживать первичные результаты, полученные в ходе наблюдения или эксперимента.
Наиболее простым способом обобщения первичных данных является построение рядов. Вариационный ряд характеризуется двумя элементами: вариантой и частотой. Варианта – это отдельное значение измеряемого признака. Частота – число, показывающее, сколько раз встречается то или иное значение признака.
Например, изучалась готовность к обучению к школе у дошкольников. Фиксировалась успешность прохождения субтестов. Сводная таблица успешности представляет собой вариационный ряд. Например, в работе она может выглядеть так:
Таблица 2.3 – Распределение дошкольников по успешности выполнения заданий
Кол-во правильно выполненных заданий | Частота встречаемости | |
(человек) | (проценты) | |
1 | 3 | 5 |
2 | 6 | 10 |
3 | 15 | 25 |
4 | 20 | 33,3 |
5 | 10 | 16,7 |
6 | 6 | 10 |
Всего: | 60 | 100 |
Максимальное сжатие исходных данных до объёма, удобного для обсуждения, достигается посредством расчета мер центральной тенденции. Среднее арифметическое имеет исследовательский смысл только по отношению к относительно однородной совокупности. Для доказательства однородности распределения изучаемого признака находят значение стандартного отклонения. Средние арифметические помещают в таблицы первичных данных в последней строке, но можно представлять их отдельно в виде итоговой таблицы.
Например, представим результаты психологической диагностики с помощью теста Люшера. Раскладки каждого испытуемого представлялись в виде трёх интегральных показателей. Результаты каждого показателя усреднялись отдельно по выборке мальчиков и выборке девочек и вносились в таблицу, как в следующем примере:
Таблица 2.4 – Результаты статистической обработки раскладок теста Люшера
Группы испытуемых | Интегральные показатели | ||
РГ | CO | ВК | |
Девочки (n=32) | 9,02 ± 0,45 | 22,76 ± 1,13 | 1,17 ± 0,05 |
Мальчики (n=53) | 10,69 ± 0,53 | 20,59 ± 1,02 | 1,17 ± 0,05 |
Если же выборка не является однородной, показать основную тенденцию можно с помощью медианы (значение, которое делит распределение пополам) и/или моды (наиболее часто встречающееся наблюдение). В некоторых случаях удобно разбить ряд на 3-5 интервалов. Например, все ученики класса оценивают психологический климат группы как мажорный, демонстрируя тем самым высокую социальную желательность. Если разбить вариационный ряд на 3 интервала, то можно выделить группу испытуемых, наименее удовлетворенных психологическим климатом.
Следует подчеркнуть, что выявление общей для группы испытуемых тенденции не является в психологии самоцелью. Психолог может ограничиться составлением качественных и количественных рядов для выраженных неоднородных выборок. В этом случае результаты представляют в виде индивидуальных случаев и схем, а наиболее уникальные протоколы помещают в приложения.
По результатам эмпирического формулируются выводы по главе и рекомендации.
Заключительной частью работы является написание общих выводов и заключения. Выводы должны в полной мере раскрывать, как были решены задачи исследования, доказана ли гипотеза, какие побочные (отраженные в задачах) результаты проведенного исследования представляют научный или практический интерес. Заключение пишется в развернутой форме. Наиболее подробно сообщается об областях и способах практического применения результатов, представленных в выводах. Исследователь сообщает о возможных продолжениях исследования, новых задачах, междисциплинарных связях и результатах апробации проекта (выступление на студенческой конференции, публикация тезисов, научной статьи).
Библиографический список составляется только из источников, фактически использованных для теоретического анализа и организации эксперимента. В него могут входить монографии, хрестоматии, практикумы, научные статьи, авторефераты кандидатских и докторских диссертаций, допускается также использование учебных и методических пособий, Интернет-ресурсов. Примеры библиографического описания литературных источников представлены в Приложении К, перечень интернет-ресурсов в Приложении Л.
Научный руководитель должен:
· во время первичной консультации оказать помощь в формулировке методологически корректной темы курсовой работы в рамках тематики, выбранной студентом из списка;
· во время второй консультации проверить корректность научного аппарата предполагаемого исследования, план работы, библиографию; дать рекомендации по насыщению работы теоретическим анализом, соответствующим предмету исследования, и повышению его практической значимости;
· проверить черновик курсовой работы, сданный студентом в установленный для этого этапа работы над проектом срок; сформулировать замечания по содержанию и оформлению работы;
· проверить чистовик курсовой работы, сданный студентом в установленный для этого этапа работы над проектом срок; написать отзыв и дать рекомендации по оформлению мультимедийной презентации для публичной защиты.
При выставлении предварительной оценки за курсовую работу учитываются логика изложения теоретического и эмпирического материала, соответствие категориального аппарата утвержденной теме исследования, правильность оформления текста, симметричность выводов сформулированным задачам, полноту и адекватность методик эмпирической задаче исследования, степень самостоятельности студента и своевременность прохождения контрольных точек.
В отзыве указываются положительные и отрицательные стороны работы. Окончательная оценка выставляется комиссией по результатам публичной защиты с учетом мнения научного руководителя, отраженного в отзыве.
Даты и время консультаций назначаются научным руководителем или заведующим кафедрой.
Научный руководитель имеет право не проверять работу, сданную до защиты, но после установленного срока, и не допустить студента к публичной защите.
СТУДЕНТУ НА ЗАМЕТКУ
7.1 Значение работы с литературой в самообразовательной деятельности студентов
Учебная и научная деятельность студентов требует систематического и тщательного изучения литературы. Чтение в профессиональной подготовке – это, разумеется, самостоятельная деятельность, осуществляемая индивидуально во внеаудиторное учебное время. Чтение учебной литературы, как правило, сопровождается записями, конспектированием.
Сделанные при чтении печатных материалов записи не только способствуют сохранению в памяти полученных сведений, но и значительно расширяют пределы человеческой памяти. Не случайно записи называют письменной памятью. С их помощью интересный и важный для изучения материал оказывается всегда под рукой. Важно и то, что эти сведения воспроизводятся не приблизительно, а на достаточно высоком уровне точности и объективности, в особенности, если составителем конспекта изучен, накоплен большой литературный материал, который содержится в порядке, приведен в систему.
Записанное – источник для справок, ценное индивидуальное пособие в учебной и научной работе. Сам процесс чтения становится более продуктивным, если он сопровождается записью. При этом усиливается мыслительная деятельность по усвоению и переработке материала, текст активно исследуется, всесторонне изучается: выделяются основные вопросы и выводы, прослеживается ход доказательств, оценивается фактический материал, экспериментальные данные, устанавливается значение работы. Тем самым читатель как бы открывает двери в творческую лабораторию автора, изучает его методы исследования и на лучших образцах овладевает методикой профессиональной деятельности подлинно научного поиска.
В результате работы над источниками накапливается некоторый материал, состоящий из записей по поводу прочитанного: собственные предположения и утверждения, новые мысли и вопросы, возражения и критические замечания, сомнения и оценки, наметки своих планов исследования. Комментируя и резюмируя прочитанное, читатель использует и совершенствует определенные способы и приемы изучения вопроса: обобщение и выделение главного, сравнение, определение структуры и противоречивых сторон, движущих сил изучаемого явления, причинно-следственных связей и т. д. При этом вырабатываются некоторые навыки краткого и ясного изложения собственных мыслей, что является одним из видов научного творчества, важным этапом профессионализации. Так, рецензия на одно или несколько литературных произведений, обзорная статья уже представляют собой творческую работу, которая может перерасти в самостоятельные исследования.
В ходе дальнейшего анализа записей и их систематизации формируется то «синтетическое знание», которое так необходимо в профессиональной переподготовке. Читатель получает четкое представление об интересующей проблеме по самым различным источникам, в свете разных концепций, теорий, подходов и методов, что особенно важно для формирования системы знаний психолога в условиях современного парадигмального кризиса в психологической науке. Просмотр и обдумывание записей, их сопоставление и оценка в немалой степени способствуют уточнению изучаемых проблем, задач и методов их практического решения. В научно-исследовательской деятельности, как элементе профессиональной переподготовки, это может привести к выдвижению аргументированной гипотезы, предположительно объясняющей связь между явлениями, и побуждению поиска ее проверки, то есть к высшему уровню самодетерминации в организации процесса обучения, к проявлению самосубъектности в образовательной деятельности.
Любой из методов исследования (наблюдение, описание и систематизация фактов, эксперимент, изучение опыта работы и др.) так или иначе связан с работой над литературными источниками. Изучение публикаций отражается на выборе методов, на организации наблюдения, опытной и другой работы. По мере того как в ходе исследования накапливаются новые фактические данные, может усиливаться внимание к отдельным изучаемым вопросам, возникает необходимость в дальнейшем продумывании важнейших научных трудов, теорий, определений, фактов. При этом собственные фактические экспериментальные данные и выводы сопоставляются с тем, что уже нашло отражение в публикациях. Среди опубликованного разыскивается недостающий материал. Таким образом, к источникам обращаются и на завершающем этапе научного поиска, когда делают обобщение всего материала и получают окончательные выводы.
Работа над литературными источниками характеризует весь процесс обучения. Но в ходе научного поиска меняется характер работы над литературой. Методика изучения источников обусловлена специфическими целями и задачами работы на том или ином этапе исследования.
К УРСОВА Я Р А БОТА
по |
(название дисциплины)
на тему: |
Студента | ______курса | _________________группы |
Направление подготовки 37.05.02 «Психология служебной деятельности»/ 37.03.01 «Психология»
Профиль: «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях»/ Общий
(фамилия и инициалы студента)
Руководитель |
(должность, ученое звание, научная степень, фамилия и инициалы руководителя)
Национальная шкала ______________________
Количество балов: __________Оценка: ECTS _____
Члены комиссии ______________ __________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)
___________________________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)
___________________________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)
г. Севастополь – 2017 год
Приложение Д
Форма задания на курсовую работу студента
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Севастопольский государственный университет»
З А Д А Н И Е
НА КУРСОВУЮ РАБОТУ СТУДЕНТА
____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
1. Тема проекта (работы)_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Сроки сдачи студентом законченного проекта (работы)___________________________
3. Исходные данные к проекту (работе)___________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Содержание пояснительной записки (перечень вопросов, подлежащих разработке)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей) ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Дата выдачи задания ________________________________________________________
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование этапов выполнения курсового проекта (работы) | Срок выполнения этапов проекта (работы) | Примечания |
1 | Выбор темы и разработка плана написания работы | ||
2 | Разработка методологического аппарата ааппарата аппарата исследования | ||
3 | Ознакомление с исследованиями по проблеме | ||
4 | Написание введения работы | ||
5 | Анализ теоретических источников и написание первой главы | ||
6 | Составление плана эмпирического исследования | ||
7 | Проведение эмпирического исследования | ||
8 | Анализ, обобщение, интерпретация и оформление результатов исследования | ||
9 | Написание выводов и заключения | ||
10 | Оформление работы | ||
11 | Представление чернового варианта работы | ||
12 | Представление чистового варианта работы |
Студент ____________________________________________
(подпись)
Руководитель проекта (работы)____________________________________________________
(фамилия, инициалы, должность) (подпись)
«_____»______________________ 20____ г.
Приложение Е
Образец оформления содержания курсовой работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 5 |
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА | 8 |
1.1 Стиль руководства и основные направления его исследования | 8 |
1.2 Характеристика социально-психологический климат коллектива | 11 |
1.3 Факторы, влияющие на социально-психологический климат в организации | 16 |
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА | 25 |
2.1 Определение методов и организация экспериментального исследования | 25 |
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента | 29 |
2.3 Рекомендации по улучшению психологического климата коллектива | 35 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 37 |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | 41 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 43 |
Приложение Ж
Форма автореферата курсовой работы
Автореферат курсовой работы по дисциплине ____________________
Выполнил(а) студент(ка) Фамилия Имя Отчество |
Тема: |
Научный руководитель: Фамилия Имя Отчество |
Объект: |
Предмет: |
Цель: |
Задачи: 1. 2. 3. |
Краткие выводы по работе: 1. 2. 3. 4. |
Количество использованных источников – (указывается в соответствии со списком использованных источников) |
Приложение И
Лист оценки курсовой работы студента
Критерии оценки:
5 (отлично) - соответствует требованиям (все необходимое сделано), существенных замечаний нет;
4 (хорошо) - соответствует требованиям, но есть существенные замечания и недочеты;
3 (удовлетворительно) - требования выполнены недостаточно;
2 (неудовлетворительно) - отсутствует или не соответствует требованиям (необходимое не сделано).
ВВЕДЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ | Оценка | Балл ECTS | Кр. 1 | Кр. 2 | Кр. 3 | Кр. 4 |
1. Обоснование актуальности темы | 5 4 3 2 | + | + | + | + | |
2. Формулировка цели, объекта, предмета, задач исследования | 5 4 3 2 | + | + | + | + | |
3. Формулировка гипотезы исследования | 5 4 3 2 | + | + | + | ||
4. Наличие практической и/или теоретической значимости исследования | 5 4 3 2 | + | + | |||
5. Оригинальность идеи, новизна | 5 4 3 2 | + | + | + | + | |
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | ||||||
6. Проведение анализа литературы по теме исследования (количество литературы определяется курсовой работой) | 5 4 3 2 | + | + | + | + | |
7. Логика и системность изложения | 5 4 3 2 | + | + | + | + | |
8. Формулировка проблемы и лежащего в ее основе противоречия | 5 4 3 2 | + | + | + | + | |
9. Непротиворечивость понятийного аппарата исследования | 5 4 3 2 | + | + | + | + | |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | ||||||
10. Выбор и обоснование методов и методик исследования | 5 4 3 2 | + | + | + | ||
11. Корректность применения используемых методик | 5 4 3 2 | + | + | + | ||
12. Организация исследования, базы исследования, проведения эксперимента | 5 4 3 2 | + | + | |||
13. Оценка достоверности результатов эксперимента | 5 4 3 2 | + | + | |||
14. Использование математического аппарата при обработке результатов | 5 4 3 2 | + | + | + | ||
15. Проведение анализа и интерпретации результатов | 5 4 3 2 | + | + | + | ||
16. Связь экспериментальных и теоретических результатов с гипотезой | 5 4 3 2 | + | + | |||
ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ | ||||||
17. Логичность и аргументированность изложения материала | 5 4 3 2 | + | + | + | + | |
18. Наличие и оформление наглядных материалов | 5 4 3 2 | + | + | + | + | |
19. Умение вести дискуссию | 5 4 3 2 | + | + | + | + | |
20. Владение профессиональным языком и терминологическое соответствие | 5 4 3 2 | + | + | + | + | |
21. Грамотность текста курсовой работы | 5 4 3 2 | + | + | + | + | |
22. Наличие печатных работ и публичных выступлений по материалам исследования | 5 4 3 2 | + | + | + | + | |
Коэффициент работы | 1,539 | 1,053 | 0,909 | 0,909 |
Приложение К
Примеры библиографического описания литературных источников
Это не библиографический список. В данном приложении отмечается, как именно необходимо описывать источники, а не представление их в библиографическом списке.
Книга одного автора
Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 432с.
Книга двух авторов
Рубин, А.Э. Справочник психолога: вопросы диагностики / А.Э. Рубин, Л.К. Краснова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вектор, 2003. – 800 с.
Книга трех авторов
Суховершена, Ю.В. Тренинг коммуникативной компетенции / Ю.В. Суховершена, Е.П. Тихомирова, Ю.Е. Скоромная. – М.: академический Проект; Трикста, 2006.– 112с.
Книга четырех авторов
Мотивы агрессии: учеб. пособие / В.Е. Салоян, П.И. Серегин, Н.Н. Петров, Г.А. Саков. – СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. – 92 с.
Книга пяти и более авторов
Коробкин, М.В. Современная психология / М.В. Коробкин [и д.р.] – СПб.: Питер, 2014.– 325 с.
Книга под редакцией
Практическая психодиагностика. Методики и тексты: учебное пособие / под ред. Д.Я. Райгородского - Самара: Издательский Дом «БФХРФХ-М», 2008.- 672 с.
Методические указания
Основы клинической психологии: метод. указания / сост. Е.В. Апукшин, А.В. Перетягов. – Тюмень: ИПЦ ТГУМИ, 2003. – 44 с.
Составная часть издания
Филонов В.Д. Справочник психолога: в 3 ч. / В.Д. Филонов. – М.: АСТ: Астрель, 2004. – 503 с. Ч. 2: Психологическая профилактика. 2004. – 206 с.
Статья из сборника, книги или другого разового издания
Деревяго Г.С. Буллинг: социально-психологические аспекты / Г.С. Деревяго // Психология на рубеже веков: сб. науч. тр. / Курск. межрегион. ин-т обществ. наук, Курск. гос. ун-т. – Курск, 2000. – С. 101-106.
Статья из журнала
Имедададзе И.В. Интеракционизм и общепсихологическая теория установки.// Психологический журнал. -2012.- №3.- Том 33.- С. 33 — 42.
Статья из газеты
Каридзе С.А. Человек у обрыва: есть ли выход из тупика? / С.А. Каридзе // Современная психологическая газета. – 2002. – 17 июня.
Автореферат диссертаций
Булах И.С. Психологические основы личностного роста подростков: автореф. дис. …. док. психол. наук: 19.00.07 "Педагогическая и возрастная психология" /Ирина Сергеевна Булах. -К., 2004. - 42 с.
Депонированная научная работа
Беленький В.А. Управление макросоциальными процессами в городе / В.А. Беленький, Д.А. Семенов; Ин-т психологии. – М., 2002. – 210 с. Деп. в ИНИОН Рос. акад. наук 15.02.02. № 23139837.
Электронные ресурсы сетевого доступа
Тютюнник В.И. Основы психологических исследований: Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / В.И. Тютюнник // М.: УМК «Психология», 2002. – 208с. – Режим доступа :http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads>(дата обращения 10.11.2015)
Электронные ресурсы локального доступа
Лекции по психологии развития [Электронный ресурс]. М.: Вита: New media generation, 2005. 1 электрон, опт. диск (DVD-ROM).
Приложение Л
Интернет-ресурсы по психологии
Поисковые системы | |
www.Rambler.ru | Российская поисковая система |
www.Nigma.ru | Российская поисковая система |
www.Yandex.ru | Российская поисковая система |
http://www.referun.com/ | Компилятор научных текстов |
Институты, университеты | |
http://www.ipras.ru/ | Институт психологии РАН |
http://sevsu.ru/ | Севастопольский государственный университет |
www.psy.msu.ru/ | Факультет психологии МГУ |
http://flogiston.ru/ | Факультет психологии МГУ (неофициальный) |
http://www.informika.ru/ | Институт информационных технологий и коммуникаций |
Психологические сайты | |
www.psychology.ru/ | сайт Дмитрия Сатина |
www.psynavigator.ru/ | Психологический навигатор |
http://seriweb.com/ | Специальные обучающие ресурсы Интернета (англ). |
Электронные библиотеки | |
www.allbest.ru | |
www.koob.ru | |
www.myword.ru | |
http://www.psylib.org.ua/ | |
http://igorhanter.narod.ru/library.html |
Приложение М
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Севастопольский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
Дата: 2018-12-21, просмотров: 416.