Реформа 1861 г. и пережитки крепостничества в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Пережитки крепостничества Причины их сохранения Последствия их сохранения Общий вывод о перспективах развития рыночной экономики
Помещичье землевладение      
Малоземелье крестьян, «отрезки»      
Выкупные платежи      
Община      

Третий вариант планирования
Организуется групповая деятельность учащихся с использованием приема «Исторические шляпы». Класс делится на 5 групп. Учитель напоминает значение цветов (см. урок 29) и формулирует задания группам. Группа, получившая белую шляпу, должна представить конкретные факты, связанные с подготовкой реформы, не оценивая их. Группа, получившая желтую шляпу, должна раскрыть все положительные стороны и результаты реформы. Группа, получившая черную шляпу, должна выделить все проблемные стороны реформы и ее негативные последствия. Группа, получившая красную шляпу, должна объяснить, какие эмоции и чувства испытывали социальные слои, которые затронула реформа (помещики, крестьяне). Группа, получившая синюю шляпу, должна обсудить и высказать свою точку зрения о причинах проведения, целях и результатах реформы.
Этапы работы
Первый этап. Обсуждение в группах (не более 10 мин).
Второй этап. Выступления представителей групп (до 5 мин, всего — 25 мин).
Третий этап. Учащиеся высказывают свое мнение по основной исторической проблеме урока.
Четвертый вариант планирования
Организуется групповая работа с элементами ролевой игры «Что изменилось в жизни моего сословия». Класс делится на 6 групп, представляющих различные социальные слои пореформенной России.
Крестьянство: крестьяне-бедняки, вышедшие на выкуп; зажиточные крестьяне, вышедшие на выкуп; крестьяне, сохраняющие временнообязанное состояние.
Помещики: помещики Нечерноземья, помещики черноземных губерний.
Представители либеральной общественно-политической мысли (в эту группу желательно включить наиболее подготовленных учащихся).
Задание группам. Вам предоставляется возможность рассказать о своей жизни после проведения реформы 1861 г., используя возможности плаката, постера, воззвания, прокламации, газетной страницы. Ваша задача — привлечь внимание общественности к положительным и отрицательным изменениям в вашем существовании.

Дополнительный материал для работы в группах

Крестьяне освобождались с землей. Размер земельного надела, который получали крестьяне согласно реформе 1861 г., определялся на основе добровольного соглашения между помещиком и крестьянином при участии мирового посредника и сельского старосты, но в пределах установленных государством определенных норм. В зависимости от регионов эти нормы составляли:
— в черноземных губерниях — от 1,5 до 4 десятин земли;
— в нечерноземных губерниях — от 1 до 7 десятин;
— в степных губерниях — от 3 до 12 десятин.
(1 десятина = 1,097 га).
Помещики имели право сохранить за собой не менее 1/3 всей земли, которой они владели раньше. Если крестьяне пользовались большим количеством земли, чем предназначалось по «Положению 19 февраля 1861 г.», то часть излишков, которые именовались «отрезками», отбиралась в пользу помещиков.
Земля предоставлялась крестьянам за выкуп. Они должны были единовременно заплатить помещику 20% стоимости надела, а остальную часть выплачивало государство, но с возвратом ему данной суммы в течение 49 лет с процентами. Размер выкупных платежей в зависимости от района России был разным, но рассчитывался исходя из величины денежного оброка, который платил крестьянин помещику. Например, если в нечерноземных губерниях оброк составлял 10 рублей в год, то выкуп за земельный надел составлял 166 рублей 67 копеек.
Все крестьяне до заключения выкупной сделки считались временнообязанными и должны были в полном объеме выполнять прежние повинности — барщину и оброк, хотя становились лично свободными.
Вопросы проведения реформ возлагались на специально созданный институт мировых посредников — лиц, выбираемых помещиками для составления уставных грамот, в которых определялись конкретные условия освобождения каждой крестьянской семьи. Они также рассматривали земельные споры между помещиками и крестьянами.
В основе реформы лежал принцип постепенности — в течение двух лет необходимо было составить уставные грамоты, в течение девяти лет крестьянин не мог отказаться от своего земельного надела и покинуть общину. Перевод всех крестьян на обязательный выкуп был произведен при Александре III в 1883 г. К тому времени временнообязанное положение сохраняли до 15% крестьянских хозяйств.

Этапы работы
Первый этап. Самостоятельная работа групп (до 15 мин).
Второй этап. Выставка работ, первоначальный обмен мнениями (до 10 мин).
Третий этап. Коллективная дискуссия на тему «Значение реформы 1861 г. в жизни российского общества» (до 20 мин).

Дополнительный материал для учителя
























Дата: 2018-12-21, просмотров: 561.