Период | Персоналии, название организации, состав | Основные идеи, программный документ | Методы деятельности (тактика) | Результаты деятельности (судьба личности, организации, движения | Значение деятельности |
1856—1857 гг. | |||||
1858—1861 гг. | |||||
1861—1866 гг. | |||||
Конец 60-х гг. | |||||
Начало 70-х — 1879 г. | |||||
1879—1881 гг. |
Домашнее задание: 1. Выполнить задание 6 к § 23. 2. По желанию: выполнить задание 9 к § 23.
Третий вариант планирования
Проводится урок-беседа. При организации коллективной работы рекомендуется обсудить следующие вопросы и задания:
1. Короткий период конца 50-х гг. XIX в. вошел в историю как «оттепель». Объясните смысл этого названия. 2. Определите причины, обусловившие раскол общественного движения в конце 50-х — начале 60-х гг. В чем выражалось идейное размежевание? 3. Какие социальные процессы привели к появлению разночинства? Дайте социально-психологическую характеристику разночинца. Существует ли связь между нигилизмом и разночинством? Используя документ к § 22, выскажите свое отношение к разночинцу как историческому деятелю. 4. Почему Н. Г. Чернышевский был «властителем дум» молодежи 60-х гг.? В чем проявлялось его влияние? Как оно сказывалось впоследствии на формировании революционного миросознания следующих поколений «борцов за счастье народное»? 5. Выскажите свою оценку пропагандистских и террористических методов деятельности революционных организаций. Примите во внимание их результативность и воздействие на общество и общественное мнение. 6. В 60—70-е гг. XIX в. российское государство проводит реформы, стремясь к эволюционному преобразованию общества. Почему в процессе проведения реформ активизируются радикальные слои общества? Является ли это явление закономерным? 7. Почему Герцена называют «отцом народничества»? 8. Сравните взгляды идеологов бунтарского, пропагандистского, заговорщического направлений. Чьи идеи кажутся вам наименее утопическими? Аргументируйте свою точку зрения. 9. Какие способы борьбы применяла власть против «революционного брожения»? 10. Чем отличался от традиционных способов подавления революционного движения проект, предложенный М. Т. Лорис-Меликовым? Объясните, почему его деятельность во главе комиссии по охране государственного порядка называли «диктатурой сердца». 11. Проанализируйте деятельность «Народной воли». На ее примере определите действенность революционного террора. 12. Можно ли утверждать, что убийство Александра II привело народовольцев к цели?
Дополнительный материал для учителя
М. Т. Лорис-Меликов (1835—1888) — граф, генерал, командующий Отдельным Кавказским корпусом (1877—1878). С 1880 г. председатель Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия, созданной после взрыва 5 февраля 1880 г. в Зимнем дворце. Главными задачами Верховной распорядительной комиссии были: объединение всех карательных органов для борьбы с революционным движением, экстренный разбор всех политических дел. В докладе Александру II 26 июля 1880 г. он отмечал выполнение комиссией своих основных задач и рекомендовал сосредоточить все дела по «охране государства и общественного спокойствия» в Министерстве внутренних дел. Эта мысль получила законченное завершение в докладной записке о преобразовании полиции, по которой Верховная распорядительная комиссия и III отделение были закрыты, а их дела были сосредоточены в Департаменте государственной полиции Министерства внутренних дел. На министра внутренних дел возлагалось и заведование Отдельным корпусом жандармов. Министром внутренних дел (1880—1881) был назначен М. Т. Лорис-Меликов.
«Метеор, пронесшийся в высших правительственных сферах и оставивший яркий след»; «русский патриот»; «либерал, мечтающий о конституции»; политик с «лисьим хвостом и волчьей пастью»; «временщик»; «ближний боярин»; «диктатор сердца» — так называли его современники. На своем высшем посту Лорис-Меликов считал, что должен устранять не следствие, а причину кризиса, который проявлялся в нестабильности власти, «временно поколебленном доверии населения к силе и прочности правительственной власти в России». Отчуждение от власти земской интеллигенции, студенчества и других социальных слоев можно преодолеть, призвав общество «к участию в разработке необходимых для настоящего времени мероприятий». По сохранившимся материалам можно реконструировать основной замысел проекта государственных реформ. Он состоял из трех предложений. Первое: создание законосовещательного представительного учреждения на основе земской системы. Второе: создание правительства, ответственного перед императором и проводящего во всех министерствах и ведомствах единую политику. Третье: проведение через новые органы власти программы внутренних реформ (преодоление крестьянского малоземелья, расширение прав и полномочий земских организаций, освобождение печати от части цензурных запретов). Чтобы добиться согласия Александра II, Лорис-Меликов разбил проект на составные элементы и предлагал их на рассмотрение по частям.
В Высочайшем докладе от 28 января 1881 г. реформатор обосновывал введение земского представительства — создание Общей законосовещательной комиссии для подготовки реформ. В состав комиссии входили представители, одна часть которых избиралась от губерний, а вторая назначалась высшей властью (так называемая «Конституция» Лорис-Меликова). Реализация проекта, по мнению современных историков, не привела бы к конституционным ограничениям самодержавия, но могла стать началом решения конституционного вопроса. 1 марта 1881 г. Александр II дал согласие на созыв Совета министров для окончательного обсуждения «Конституции» М. Т. Лорис-Меликова. Обсуждение проекта состоялось уже после гибели Александра II. На заседании Совета министров 8 марта 1881 г. при обсуждении проекта М. Т. Лорис-Меликова Александр III заявил: «Слава Богу, этот преступный шаг к конституции не был сделан». 29 апреля император подписал манифест, вошедший в историю как программа «незыблемости самодержавия». На следующий день Лорис-Меликов подал прошение об отставке. Последующие годы жизни М. Т. Лорис-Меликов провел за границей.
Домашнее задание: выполнить задания 5 к § 22, 2 к § 23.
Четвертый вариант планирования
В наиболее подготовленном классе урок можно провести в форме самостоятельной работы с источниками.
Источник 1
Дата: 2018-12-21, просмотров: 1055.