Урок 34. ПЕРИОД РЕАКЦИИ. ДЕКАБРИСТЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Историческая проблема. Почему не был найден исторический компромисс между реформаторскими замыслами Александра I и стремлениями к преобразованиям, которые проявили будущие декабристы? Почему Александр I не смог использовать реформаторский потенциал прогрессивно настроенного офицерства?
Ресурсы: учебник, § 14.
План урока. 1. Внутренняя политика Александра I в 1813—1825 гг. 2. Первые тайные общества. 3. Северное и Южное общества. «Русская правда» П. И. Пестеля и Конституция Н. М. Муравьева. 4. Выступление на Сенатской площади.
Ход урока
1. Этот пункт плана изучается в форме школьной лекции. В учебнике показана двойственность политики Александра I после окончания Отечественной войны 1812 г. Высшей точкой международной славы стал для него 1814 год. «Для Александра I после ухода со сцены его главного антипода (Наполеона. — Авт.) настало время бурной международной деятельности, когда его авторитет безмерно возрос и в «концерте» победителей ему по праву принадлежала первая скрипка. Будучи одним из главных творцов Венской системы, он лично разработал и предложил схему мирного сосуществования, предусматривавшую сохранение сложившегося баланса сил, незыблемость форм правления и границ. Она базировалась на широком круге идей, прежде всего на нравственных заветах христианства, что давало многим повод называть Александра I политиком-идеалистом. Принципы были изложены в Акте о Священном союзе 1815 г., составленном в стиле Евангелия. За расплывчатыми постулатами Акта, первоначальная редакция которого была написана рукой российского монарха, прочитывалась новая трактовка «европейской идеи»7. На этой «волне» Александр I вернулся к конституционным идеям начала царствования, предпринял ряд мер либерального характера (это направление реформаторской деятельности историк А. Н. Медушевский называет «правительственный конституционализм»): разработка Конституции Царства Польского и Государственной уставной грамоты Российской империи. Эти документы выражали «суть российского правительственного конституционализма эпохи Венского конгресса и были во многом связаны с тем образом, который монархия хотела иметь в европейских странах. Введение конституции в Царстве Польском было в то же время пробным шагом на пути введения общероссийской конституции. Об этом Александр I заявил в речи на открытии польского сейма в 1818 г.»8. Разработка проекта общероссийской конституции была поручена Н. Н. Новосильцеву. В 1820 г. Государственная уставная грамота Российской империи была разработана, но, как и предшествующие документы, осталась только проектом.
Наряду с мерами «правительственного конституционализма» Александр I предпринял важные антикрепостнические преобразования: в 1816—1819 гг. было ликвидировано крепостное право в прибалтийских губерниях. Крестьяне получили личную свободу, но земля осталась у помещиков.
Однако постепенно в деятельности императора нарастала реакционная волна. Александр I утратил веру в созидательную силу реформ, происходили внутренние перемены личности монарха. Реакционный курс знаменовали: аракчеевщина; восстановление палочной дисциплины и муштры в армии; создание вместо министерства просвещения министерства духовных дел и народного просвещения (1817—1824) во главе с А. Н. Голицыным, повлекшее гонения на прогрессивных профессоров и ужесточение цензуры; указ о запрещении тайных организаций и масонских лож (1822); возобновление права помещиков отправлять на каторгу и ссылать в Сибирь своих крепостных (1822).
Учитель делает вывод: вторая половина царствования Александра I — время нарастания реакционных тенденций, которые восторжествовали во внутренней политике к началу 1820-х гг. Этот курс отвечал настроениям большей части дворян, но оттолкнул прогрессивное, заинтересованное в общественных преобразованиях дворянство. Историк М. Н. Гернет (1874—1953), анализируя материалы следствия над декабристами, подсчитал, что из 37 участников движения 19 определили источником своего «вольнодумства» чтение, 9 — поездки и походы за границу, 6 — окружающую российскую действительность, 6 — влияние тайного общества, 2 — либеральную политику Александра I. Вместе с тем нарастанию революционаризма в тайных обществах способствовали революционные события 20-х гг. в Европе (1820 г. — восстание полковника Риего, которое заставило короля Испании восстановить конституцию, отмененную в 1812 г.; военное восстание в Неаполе; 1821 г. — революция в Пьемонте; восстание в Греции). Учитель привлекает источник — отрывок из письма А. А. Бестужева к Николаю I, помещенный в учебнике.
Вопросы к документу учебника: 1. Что именно в российской действительности вызывало неприятие декабриста? 2. Как обосновывает А. А. Бестужев выбор тактики тайного общества?
2. Вопрос о «Союзе спасения» (1816—1817) и «Союзе благоденствия» (1818—1821) изучается школьниками в ходе самостоятельной работы с учебником. Учитель напоминает, что революционная традиция в России зародилась в конце XVIII в. «Первым русским революционером» был А. Н. Радищев (1749—1801), автор «Путешествия из Петербурга в Москву».
3. Сопоставление программных документов Южного и Северного обществ проводится в ходе самостоятельной письменной работы с учебником. Учащиеся выполняют задание 5 к § 14: «Сравните «Русскую правду» П. Пестеля и Конституцию Н. Муравьева: а) отношение к самодержавию, б) административно-территориальное устройство будущей России, в) отношение к крепостному праву, г) решение вопроса о земле. Сделайте вывод о перспективах развития будущей России в случае претворения в жизнь революционных программ. Результаты работы представьте в форме таблицы».

Дополнительный материал для учителя

Муравьев Никита Михайлович (1796—1843) — участник заграничных походов русской армии, один из создателей «Союза спасения», член «Союза благоденствия», Северного общества и одновременно член Директории Южного общества. Работал над текстом Конституции в 1821—1825 гг. Конституция сложилась под влиянием конституционных идей США, Англии, германских государств, конституции Франции 1791 г. В восстании 14 декабря 1825 г. Н. М. Муравьев не участвовал, но был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Осужден на смертную казнь, замененную 20-летней каторгой, которую отбывал на Нерчинских рудниках. В 1835 г. переведен на поселение в Иркутскую губернию, где и умер.
Пестель Павел Иванович (1793—1826) — полковник, участник Отечественной войны 1812 г., получил ранение в Бородинской битве. Активный член «Союза спасения», «Союза благоденствия», организатор Южного общества. Работал над «Русской правдой» (название было дано в 1824 г.) с начала 1820-х гг. Документ обсуждался на собрании Южного общества в 1822 г., был принят в качестве программного на съезде руководителей общества в 1823 г. На идеи «Русской правды» оказали влияние французские конституции 1791 и 1793 гг. П. И. Пестель был арестован на основании доносов 13 декабря 1825 г. Повешен вместе с четырьмя другими декабристами в Петропавловской крепости 13 июля 1826 г.

4. Ход выступления декабристов изучался в основной школе, поэтому учитель фокусирует внимание учащихся на его оценке и влиянии на российскую историю. Учитель дает задание (используется раздаточный материал) и организует беседу.
Задания. 1. Подтвердите или опровергните приведенные суждения. 2. Объясните, почему выступление декабристов вызывает столь разноречивые оценки. 3. Дайте свою оценку восстанию декабристов и его роли в истории.
Мария Волконская (1805—1863) — княгиня, дочь генерала Н. Н. Раевского, жена декабриста С. Г. Волконского, друг А. С. Пушкина, который посвящал ей стихи. В 1827 г. последовала за мужем в Сибирь. Она писала: «Действительно, если даже смотреть на убеждения декабристов как на безумие и политический бред, все же справедливость требует признать, что тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслуживать уважения соотечественников. Кто кладет голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит отечество, хотя, может быть, и преждевременно затеял дело свое».
В. О. Ключевский (1841—1911) считал, что выступление на Сенатской площади — «случайность, обросшая литературой».
А. И. Герцен (1812—1870) воспринял выступление декабристов и расправу над ними как важнейший фактор своего духовного становления: «Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия».
Николай I считал декабризм явлением, привнесенным в Россию из Западной Европы, не имевшим почвы в самой России. В высочайшем манифесте от 22 декабря 1825 г. говорилось: «Печальное происшествие, омрачившее 14-й день сего месяца, день обнародования Манифеста о восшествии Нашем на Престол... Тогда как все Государственныя сословия, все чины Военные и Гражданские, народ и войска единодушно приносили Нам присягу верности и в Храмах Божиих призывали на Царствование Наше благословение небесное, горсть непокорных дерзнула противостоять общей присяге, закону власти, военному порядку и убеждениям. Надлежало употребить силу, чтобы развеять и образумить сие скопище. В сем кратко состоит все происшествие, мало важное в самом себе, но весьма важное по его началу и последствиям...»

А. С. Пушкин. Послание в Сибирь Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желанная пора: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. 1827 Ф. И. Тютчев. Декабристам Вас развратило самовластье, И меч его вас поразил, — И в неподкупном беспристрастье, — Сей приговор Закон скрепил. Народ, чуждаясь вероломства, Поносит ваши имена — И ваша память от потомства, Как труп в земле, схоронена. О жертвы мысли безрассудной, Вы уповали, может быть, Что станет вашей крови скудной, Чтоб вечный полюс растопить! Едва, дымясь, она сверкнула На вековой громаде льдов, Зима железная дохнула — И не осталось и следов. 1826

В заключение урока учащиеся высказывают свое мнение по исторической проблеме урока.
Домашнее задание: 1. Выполнить задание 6 к § 14. 2. По желанию: выполнить задание 7 к § 14.


















Дата: 2018-12-21, просмотров: 733.