Особенности общественного движения 30-х гг. XIX в
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Восстание декабристов вошло в сознание последующих поколений русской интеллигенции в превращенном, идеализированном виде. Была создана своеобразная легенда о первых борцах против самодержавия. В то же время переход к осмыслению идейных исканий последующего (после подавления восстания) периода означал разрыв реальной преемственности революционной традиции, связанный с изменением условий существования интеллигенции, ее социального состава и, соответственно, характера ее воззрений.
Эти молодые люди, в отличие от своих непосредственных предшественников — декабристов, не просто критиковали российскую действительность, а были отчуждены от нее. <...>
Молодые люди в Московском университете 30-х гг. впервые обратились к более созерцательным доктринам немецкого романтизма и идеализма, а не выбрали активный путь декабристов. В связи с этим произошел социальный сдвиг, изменение культурной атмосферы, среды, в которой молодому поколению интеллигенции пришлось действовать. Если декабристы, имевшие возможность непосредственно наблюдать европейские порядки, вращаясь в аристократических салонах Петербурга, легко усваивали западные идеи и стремились непосредственно применить их к русским условиям, то московские кружки имели совершенно другую ориентацию. Они обратились к более систематическому, глубокому изучению западных философских теорий. Идеализм и романтизм 30-х гг. является результатом осмысления опыта декабристов и в то же время отсутствия какого-либо практического революционного действия. Факт этого социального явления возникает как цена, которую общество должно было заплатить за подавление открытого движения декабристов15.

Домашнее задание: 1. Выполнить задания 1 (устно) и 4 (письменно) к § 17. 2. По желанию: написать мини-эссе на тему «Судьба России» от лица сторонника теории «официальной народности», западника или славянофила (по выбору учащегося).

Задания для организации самостоятельной работыучащихся к § 1—17 по учебнику А. А. Левандовского

1. Запрет работы крестьян на барщине в воскресенье, отмена освобождения дворян от телесных наказаний относятся к правлению:
1) Петра I
2) Екатерины II
3) Павла I
4) Александра I
2. Прочитайте высказывание историка В. О. Ключевского и укажите, какую важнейшую задачу он подразумевает.
«Царствование Павла I было первым и неудачным приступом к решению задач, ставших на очередь с конца XVIII столетия»:
1) решение Восточного вопроса
2) отмена крепостного права
3) развитие промышленности и торговли
4) развитие просвещения и здравоохранения
3. В первой половине XIX в. в экономике России появляется / появляются:
1) мануфактуры
2) ярмарочная торговля
3) железнодорожное строительство
4) сельскохозяйственная специализация отдельных районов страны
4. Укажите характеристику промышленного переворота:
1) производство изделий на заказ
2) переход от мануфактуры к фабрике
3)разделение труда на предприятиях
4) рост мелкотоварного производства
5. Какая территория вошла в состав России в начале XIX в.?
1) Азов
2) Финляндия
3) Крым
4) Правобережная Украина
6. Прочтите отрывок из воспоминаний французского офицера и укажите пропущенное название русского города.
«Провести зиму в _______________ было бы немыслимо. Мы пробились до этого города, но ни одна из пройденных нами губерний не была нами покорена. Армия генерала Кутузова сформировалась вновь и начала обходить нас с правого фланга».
1) Витебск
2) Смоленск
3) Москва
4) Калуга
7. Расположите в хронологическом порядке события Отечественной войны 1812 г.:
A) Тарутинский марш-маневр
Б) Бородинское сражение
B) соединение 1-й и 2-й русских армий у Смоленска
Г) совет в Филях
Укажите верный ответ.
1) Б Г В А
2) В Г Б А
3) В Б Г А
4) Г В А Б
8. Кружок молодых реформаторов, единомышленников Александра I вошел в историю как:
1) Избранная рада
2) Негласный комитет
3) Верховный тайный совет
4) кружок «младореформаторов»
9. Определите, какие из перечисленных ниже реформ были проведены в правление Александра I:
А) установление права помещиков освобождать крестьян за выкуп с землей
Б) учреждение министерств
В) учреждение Государственного совета
Г) установление автономии университетов
Д) учреждение Сената
Е) учреждение Государственной думы
Укажите верный ответ.
1) А Б В Г
2) В Д Е
3) Б В Г Е
4) А Г Д Е
10. Определите, какие из перечисленных ниже явлений способствуют развитию рыночных отношений в России в первой половине ХIХ в.:
А) крепостное право
Б) рост городов и городского населения
В) рост числа мануфактур с вольнонаемным трудом
Г) рост барщины и оброка
Д) строительство каналов и шоссейных дорог
Е) отходничество
Укажите верный ответ.
1) Б Г Е
2) А Г Д Е
3) Б В Г
4) Б В Д Е
11. Кто из перечисленных ниже государственных деятелей первой четверти XIX в. вошел в историю как выдающийся реформатор?
1) Н. М. Карамзин
2) А. П. Тормасов
3) М. М. Сперанский
4) П. И. Пестель
12. В 1816 г. получила Конституцию такая часть России, как:
1) Финляндия
2) Бессарабия
3) прибалтийские губернии
4) Царство Польское
13. Российское государство, создавая военные поселения, намеревалось решить проблему:
1) финансирования армии за счет перевода ее на самоокупаемость
2) повышения уровня жизни государственных крестьян
3) регламентации жизни государственных крестьян по образцу военной
4) ужесточения военной дисциплины
14. Преобразование самодержавной монархии в республику предлагалось в:
1) «Записке о древней и новой России» Н. М. Карамзина
2) Конституции Н. М. Муравьева
3) «Плане государственного преобразования» М. М. Сперанского
4) «Русской правде» П. И. Пестеля
15. Определите, какие из перечисленных ниже преобразований были проведены в правление Николая I:
A) установление права помещиков освобождать крестьян при условии выполнения ими прежних повинностей
Б) отмена крепостного права
B) улучшение быта государственных крестьян
Г) введение жесткого цензурного устава
Д) инвентарная реформа
Е) введение бессословной системы образования
Укажите верный ответ.
1) А В Г Д
2) Б В Д Е
3) А В Г Е
4) В Г Д Е
16. Финансовую реформу, которая вводила в качестве основы денежного обращения в России серебряный рубль, провел:
1) Е. Ф. Канкрин
2) С. Ю. Витте
3) Н. X. Бунге
4) И. А. Вышнеградский
17. Деятельность по кодификации законов Российской империи в 30-е гг. XIX в. возглавил:
1) Николай I
2) М. М. Сперанский
3) П. Д. Киселев
4) А. X. Бенкендорф
18. Основная идея (идеи) теории «официальной народности»:
1) крестьянская община — ячейка социализма
2) все действительное разумно, все разумное действительно
3) Самодержавие, Православие, Народность
4) Россия и Запад образуют единую общечеловеческую культурную семью
19. Даты 1828—1829, 1833, 1853—1856 связаны с:
1) попыткой решения Восточного вопроса
2) подписанием международных договоров
3) ведением военных действий на западном внешнеполитическом направлении
4) участием России в деятельности Священного союза
20. Укажите войну, которая закончилась поражением России:
1) русско-шведская война 1808—1809 гг.
2) Отечественная война 1812 г.
3) Кавказская война 1817—1864 гг.
4) Крымская война 1853—1856 гг.

1 См.: Чайковская О. Г. «Как любопытный скиф...»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII в. — М., 1990.
2 См.: Медушевский А. Н. Россия в ХIХ в. — М., 2002.
3 «Записку о древней и новой России» Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) написал в 1811 г. по инициативе великой княжны Екатерины Павловны. «Записка...» отражала не только взгляды автора, но и мнение значительной части дворян, которым стало известно о намерении императора провести ряд реформ.
4 Рекомендуем ввести понятие «восточный вопрос» — принятое в исторической литературе обозначение межгосударственных противоречий XVIII — начала XX в., связанных с распадом Османской империи и подъемом национально-освободительных движений. Географическим ареалом восточного вопроса были Ближний Восток, Балканы, Средний Восток, к которому прилегал Кавказ.
5 Для подготовки урока использованы материалы дискуссии современных российских историков о войне 1812 г., проведенной на страницах журнала «Родина» в 1992 г. (№ 6-7) и в 2002 г. (№ 8).
6 Карл фон Клаузевиц — прусский генерал, крупнейший военный теоретик своего времени, один из реформаторов прусской армии. Участвовал в Отечественной войне 1812 г.
7 См.: Безотосный В. М. Два императора // Родина. — 2002. — № 8.
8 См.: Медушевский А. Н. Россия в XLX веке. — М., 2002.
9 Маркиз де Кюстин. Николаевская Россия. — М., 1990. Маркиз де Кюстин (1790—1857) — французский писатель. В 1839 г. по приглашению императора Николая I посетил Россию. Его впечатления легли в основу книги «Россия в 1839 году», вышедшей в 1843 г. во Франции и многократно переиздававшейся в Европе. Книга вызвала гнев Николая I и была практически запрещена в России. Сокращенное русское издание появилось только в 1930 г. Полный перевод книги маркиза де Кюстина был опубликован в 1996 г.
10 См.: Медушевский А. Н. Россия в XIX в. / А. Н. Медушевский. — М., 2002.
11 См.: Протопопов А. С. История международных отношений и внешней политики России. 1648—2005. — М., 2006; Борьба империй («круглый стол») // Родина. — 1995. — № 3—4.
12 См.: Кухарук А. Мнимый больной. Была ли бессильна николаевская армия // Родина. — 1995. — № 3—4; Борьба империй («круглый стол») // Родина. — 1995. — № 3—4.
13 См.: История Отечества: новые подходы к содержанию предмета / Под ред. Е. П. Иванова. — Псков, 1994.
14 См.: Кизеветтер А. А. Внутренняя политика в царствование императора Николая Павловича // Исторические очерки. — М., 1912.
15 См.: Медушевский А. Н. Россия в XIX в. — М., 2002.

 

     
         

 

Урок 38. НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА II. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА Историческая проблема. Почему крестьянская реформа послужила основой дальнейших перемен в России? Ресурсы: учебник, § 19; § 20 (вступление к параграфу, раздел «Сельское хозяйство»); карты 13, 16 на цветной вклейке в учебнике. План урока. 1. Причины отмены крепостного права, подготовка реформы. 2. Содержание реформы 19 февраля 1861 г. 3. Значение отмены крепостного права. Ход урока Проблема отмены крепостного права подробно рассматривалась в основной школе, поэтому, в зависимости от подготовленности и мотивации класса учитель может провести урок, актуализирующий знания учащихся о содержании реформы, или сфокусировать их внимание на оценке произошедших преобразований. Учитель может использовать в качестве раздаточного материала статистические таблицы «Крестьянство и помещики в 30—50-е гг. ХIХ в.» и «Категории помещиков». Крестьянство и помещики в 30—50-е гг. ХIХ в.
Слои населения Численность (на 1835 г.)
Все население (без Царства Польского и Финляндии) 52 млн
Крестьяне: крепостные государственные удельные 25 млн 17—18 млн 1 млн
Дворяне: всего владели крепостными 272 тыс. 127 тыс.















































































































































Дата: 2018-12-21, просмотров: 395.