Историческая проблема. Почему во второй половине XIX в. были неизбежны социально-политические реформы? Как изменилась политическая система России в результате этих реформ?
Ресурсы: учебник, § 21.
План урока. 1. Земская и городская реформы. 2. Судебная реформа. 3. Военные реформы. 4. Реформы в области образования и печати.
Ход урока
Первый вариант планирования
Организуется ролевая игра «Суд над реформами 60—70-х гг.». Участники игры получают опережающее домашнее задание. Цель игры: дать оценку реформам 60—70-х гг., выяснив, насколько соответствуют реформы принципам модернизированного государства, защищают права личности. В ходе игры вызываются исторические свидетели, которые характеризуют каждую из проведенных реформ, отвечают на вопросы всех остальных участников процесса (кроме свидетелей). Судебное заседание ведет судья.
Вопросы. Защищают ли реформы права личности? Соответствуют ли реформы принципам модернизированного государства? Эти вопросы решаются присяжными заседателями. После вынесения вердикта судья подводит итоги судебного заседания.
Участники игры3
Группа судей: председатель окружного суда, два товарища председателя окружного суда.
Группа обвинителей (прокурор и его товарищ).
Группа защитников (два адвоката).
Присяжные заседатели (5—7 человек).
Исторические свидетели, выступающие от «лица» реформ: участники игры, которым предстоит охарактеризовать земскую, городскую, судебную, военную реформы, реформы в области образования и цензуры (6 человек).
Группа секретарей-экспертов (оценивают участников игры, не имеют права задавать вопросы в ходе судебного разбирательства).
Этапы игры
Первый этап. Один из секретарей открывает заседание суда. Участники процесса занимают свои места. Судьи определяют цель судебного разбирательства (3 мин).
Второй этап: Опрос исторических свидетелей (до 25 мин), выступления адвокатов.
Третий этап. Уточнение формулировки вопросов, на которые предстоит ответить присяжным. Открытое заседание присяжных. Вынесение вердикта (до 10 мин).
Четвертый этап. Завершение судебного заседания. Вынесение приговора. Оценивание участников.
Форма оценивания
Фамилия, роль | Исторические свидетели. Критерий оценки: фактическая безупречность (1—5 баллов) | Судьи, обвинители, адвокаты, присяжные заседатели. Критерий оценки: умение поставить вопрос (1—3 балла) | Остальные участники игры. Критерий оценки: убедительность (логичность, отсутствие речевых ошибок). (1—3 балла) |
Домашнее задание: ответить на вопрос 2 к § 21.
Второй вариант планирования
Проводится групповая работа по основным направлениям реформ. Организуется 6 групп. Каждая группа должна подготовить краткое выступление-резюме ответов на вопросы и задания.
Вопросы и задания «земской» группе. 1. Как были организованы выборы гласных в земские уездные и губернские собрания? 2. Составьте схему местного управления после проведения земской реформы. 3. Почему губернская администрация всячески препятствовала земской активности? 4. Дайте оценку роли земства в обществе.
Вопросы и задания «городской» группе. 1. Как были организованы выборы гласных в городские думы? 2. Составьте схему городского управления после проведения городской реформы. 3. Какую роль в российском обществе играли городские думы?
Вопросы и задания «судебной» группе. 1. Чем отличаются мировой и коронный суды? 2. Какие нововведения появились в российском суде? 3. Составьте схему государственных судебных органов после проведения судебной реформы. 4. Дайте оценку судебной реформе с точки зрения возможности защиты прав и свобод личности.
Вопросы и задания «военной» группе. 1. Объясните, почему военная реформа проводилась более десятилетия. 2. Назовите мероприятия военной реформы. 3. Как был организован призыв на военную службу после введения всеобщей воинской повинности? 4. Дайте оценку военной реформе с точки зрения государственной целесообразности.
Вопросы и задания «образовательной» группе. 1. Объясните, зачем государству потребовались нововведения в области образования. 2. Составьте схему «Система образования в России после реформы 1864 г.». 3. Дайте оценку изменениям в системе начального, среднего и высшего образования.
Вопросы и задания «группе печати». 1. Объясните, почему были произведены преобразования в области цензуры. 2. Какие нововведения появились в цензурном ведомстве? Что осталось без изменения и почему? 3. Почему государство не ликвидировало цензуру? 4. Дайте оценку реформе в области цензуры.
Этапы работы
Первый этап. Работа в группах (до 8 мин).
Второй этап. Презентация результатов работы групп (до 5 мин, всего 30 мин).
Третий этап. Коллективная работа. Обсуждение проблемных вопросов урока.
Домашнее задание: выполнить задания 1, 2 к § 21.
Уроки 41—42. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
СЕРЕДИНЫ 50-х — НАЧАЛА 80-х гг. XIX в.
Историческая проблема. Какие слои населения и организации проявили в середине 50-х — начале 80-х гг. XIX в. наибольшую социально-политическую активность и почему?
Ресурсы: учебник, § 22, 23.
План урока. 1. Общественное движение второй половины 50-х гг. XIX в. 2. Движение «шестидесятников». 3. Народничество: теория и практика. 4. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова. 5. Судьба царя-реформатора.
Ход урока
Первый вариант планирования
Урок содержит обширную фактическую информацию, которую необходимо систематизировать, поэтому, планируя урок, учитель может выбрать такую форму организации деятельности учащихся, как школьная лекция. Учащиеся записывают план лекции, конспектируют ее, в конце занятия отвечают на проблемный вопрос.
Домашнее задание: 1. Ответить на вопрос 8 к § 22. 2. Выполнить задания 4 и 7 к § 23.
Второй вариант планирования
Менее сложной для учащихся формой урока будет самостоятельная письменная работа. Выполнение заданий проверяется и корректируется в конце урока.
Задания. 1. Систематизируйте информацию о развитии общественного движения во второй половине 50-х — начале 80-х гг. XIX в. На основании учебника заполните таблицу «Общественное движение в конце 50-х — начале 80-х гг. XIX в.» 2. Объясните, что объединяло и что отличало революционные организации 60-х гг. и народническое движение 70-х гг.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 373.